Fr. A.·.V.·.L.·.
Что бы вам следовало знать об A.·.A.·. и О.Т.О.
Когда-то, еще вначале 30-х, Израэль Ригарди, один из Учителей, с которых началось то, что Кеннет Грант назвал впоследствии «Магическим Возрождением», опубликовал небольшую книгу, явившуюся своего рода манифестом этого «Возрождения». Книга эта называлась «Что вам следовало бы знать о Золотой Заре». Скромно идя по стопам учителя, предлагаю вниманию читателей это эссе о двух наиболее известных телемитских объединениях: A .·.A.·. и О.Т.О.
A.·.A.·. можно без преувеличения назвать наиболее тайным из всех тайных обществ, когда либо существоваших в истории. Вот уже без малого сто лет, как эта загадочная аббревиатура будоражит умы оккультистов и конспирологов, утопистов и инквизиторов всех мастей и оттенков, наивных мечтателей и просто параноиков. Однако среди всей этой разношерстной толпы лишь очень малая часть может сказать вам, что такое A.·.A.·. на самом деле и каковы истоки и цели этого славного Ордена. Вот, почему существует так много заблуждений и непонимания, мифов и мистификации относительно это небольшой группы людей, рассеянных по всем концам земли.
Прежде всего, что такое A.·.A.·.? Большинство источников, претендующих на обладание истиной об этом секретнейшем Ордене, утверждают, что это всего лишь магический орден, основанный в 1906 г. Джоном Сесилом Джоунсом и Алистером Кроули. Однако следы этого Ордена встречаются гораздо раньше того, как эти достойные джентльмены даже появились на свет. Первое упоминание об обществе особо посвященных мы находим еще в египетских и вавилонских манускриптах. Далее, библейская Книга Иезекииля, описывает заседание некоего тайного общества наиболее знатных и влиятельных израильтян, проходившее в тайной комнате Иерусалимского Храма: «И привел меня ко входу во двор, и я взглянул, и вот в стене скважина. И сказал мне: сын человеческий! прокопай стену; и я прокопал стену, и вот какая-то дверь. И сказал мне: войди и посмотри на отвратительные мерзости, какие они делают здесь. И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху» (Иез. 8:7-11). Далее, если непредвзятый исследователь глянет на исторю нашей цивилизации, то он неминуемо обнаружит некую группу людей, препочитавших держаться в тени, называвших себя то «розенкрейцеры», то «иллюминаты», которые направляли развитие западного общества и мира в целом в определенном русле. Так, например, в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в гротескной форме описано некое Аббатство Телемы, основанное монахом Гаргантюа, девизом которого стало: «Делай, что изволишь». Все они, и Франсуа Рабле, и Фрэнсис Бэкон, и Адам Вейсгаупт, и многие другие, чьи имена вспоминаются во время Гностической Мессы, были посвященными в Таинства Ордена и внесли каждый свой вклад в его развитие. Что же до Джоунса и Кроули, то они лишь достроили внешнюю часть Храма, его фасад, что позволило каждому искренне ищущему Чистого Света Истины и Гносиса приобщиться к Знанию, или, как сказал об этом Кроули, «чтобы любой человек мог достигнуть результатов с легкостью и быстротой доселе неведомыми».
Что означаете сама аббревиатура A.·.A.·.? Доподлинно известно, что современным ее значением является «Серебряная Звезда», так что профанические источники сводят инициалы A.·.A.·. к латинским словам Argentum Astrum. Но это не так. Во все времена, предшествовашие Новому Эону, A.·.A.·. означало Arcanum Arcanorum, то есть «Тайна Тайн». Однако со времен Джоунса и Кроули значение букв A.·.A.·.изменилось, как и изменилось само название Ордена, которое, в действительности означает теперь «Серебряная Звезда», но происходит, тем не менее, не от латинских, а от греческих слов ΑΣTPON ΑPГON, что имеет огромный смысл, раскрывающийся на определенных степенях посвящения.
Система О.Т.О. совершенно несовместима с системой A.·.A.·. Этого никогда не скрывал и сам Кроули. «Отличие A.·.A.·. от О.Т.О. совершенно ясное и простое, - пишет он 16 сентября 1946 г. в письме к Карлу Гермеру. - A.·.A.·. является вечным учреждением и полностью секретным. Нет связи между его членами. Теоретически, каждый член знает только вышестоящего, представившего его, и любого человека, которого представил он сам. Орден сохраняет чистоту духовной преемственности. Предмет членства тоже совершенно прост. Первым условием является Знание и Общение со Святым Ангелом-Хранителем. Следующим условием является идущее далее требование 6˚=5˚ и 7˚=4˚ степеней преодоление Бездны и достижение мастерства Храма. Это описано во всех подробностях, особенно в Liber 418. Гораздо меньше написано об 5˚=6˚ степени, т. е. о Знании и Общении, потому что это имеет очень тайный и личный характер. Невозможно охарактеризовать условия или описать связанный с этим опыт в деталях. О.Т.О. не имеет с этим ничего общего, кроме Книги Закона и Слова Эона в качестве важнейших принципов членства. Во всех остальных отношениях, О.Т.О. представляет собой организацию, подобную Масонству, но включающую социальную и экономическую систему для исправления мира. Есть еще конечно тайна IX˚, которую они, так сказать, могут использовать для своих целей. Различие видно уже из того, что, например, Теодор Ройсс был Верховным Главой О.Т.О., но не имел ничего общего с A.·.A.·.».
Чтобы понять отношение О.Т.О. и A.·.A.·., следует, прежде всего, ответить на вопрос, что являет собой собственно «телемитский орден». В Книге Закона читаем: "Слово Закона - Θελημα. Называющий нас Телемитами не ошибется, если внимательно рассмотрит это слово. Ибо в нем Три Степени - Отшельник, Влюбленный и Человек Земной. Делай, что изволишь - таков весь Закон" (I,41). Эта система находится в полном согласии с каббилистически Древом Жизни, где изображена не только система телемитских степеней, но и вообще ВСЁ, т. е. вся структура мироздания. Приведенный стих из Liber vel Legis описывает три Триады Древа Жизни. Триада Кетер-Хокма-Бина соответствует степеням Ipsissimus, Magus и Magister Templi и носит название Отшельник. Средняя Триада содержит Сефиры Хесед, Гебура и Тифарет, которой соответствуют степени Adeptus Exeptus, Adeptus Major и Adeptus Minor; эта триада носит название Влюбленный. И самая низшая Триада - это Сефиры Нецах, Ход и Иесод, что соответсует степеням посвящения Zilator, Practicus и Philosophus; это - Человек Земной. Далее идет Сефира Малкут, к которой относится степень Неофита.
Ничего общего с этой системой нет в О.Т.О. Все его посвящения носят откровенно шутовской хараткер, будучи за уши притянуты к «планетам» и «чакрам». По сути, реальная тайна всех "посвящений" О.Т.О. сводится к одной единственной истине: надейся лишь на самого себя. Все "братства" иллюзорны. "Пусть будут привязанность и отвращение уделом большинства. И так для всех, нет у вас иного права, кроме как поступать согласно своей воле" (I,42). Каждый мужчина и каждая женщина - это одинокая звезда, которой не на что и не на кого надеяться, кроме, как на самого себя. А если вы настолько глупы, чтобы не понять эту простую вещь, вас будут "посвящать" из "степени" в "степень", т. е. играть с вами, глумиться над вами всеми доступными способами, пока вы наконец не наберетесь ума. Путь Телемы - это путь одиноких искателей Света. Все призывы к "братству", к "лояльности" и прочее в таком духе - это атрибутика Старого Эона. Лояльность своей Истинной Воле - единственная форма лояльности, преемлимая для последовательного телемита. Как и написано в Книге Закона: "Так будут у вас звезда со звездой, система с системой; и пусть каждый не знает вполне один другого!" (I,50)
Таким образом, между О.Т.О. и A.·.A.·. нет ничего общего, кроме, если можно так выразиться, «благой вести Нового Эона». Однако различия колоссальны и идут гораздо дальше того, что Мастер Терион вкратце охарактеризовал в письме к своему преемнику. Фактически, при сопоставлении A.·.A.·. и О.Т.О. идет речь о двух СОВЕРШЕННО разных посвятительных системах, которые никак не стыкуются друг с другом. Вот, почему многие могут состоять сразу в обоих орденах: потому что обе системы вообще никак не взаимодействуют одна с другой. Чтобы нарисовать картину различий подробнее, нам необходимо коснуться истории и устройства самого О.Т.О.
История О.Т.О. отчетливо подразделяется на три периода. Первый период берет начало в 1895 г., когда два немецких масона, Карл Келнер и Теодор Ройс, предприняли попытку основать Академию Масонства, которая затем и трансформировалась в Ordo Templi Orientis (О.Т.О.). Обряды О.Т.О. были позаимствованы из Ордена Мемфиса и Мицраима и, частично, из Герметического Братства Света. Далее, было решено принимать женщин, которые с самого начала были нужны в этом ордене для упражнений в «сексуальной магии», которую практиковали Келнер и Ройс, считая эту практику потерянным секретом масонства, содержащимся в символе Розы и Креста. В результате, верхние степени новоиспеченного ордена были посвящены сексуальном мистицизму: методам мастурбации и технике различного рода половых контактов, в том числе и гомосексуальных, якобы открытых Келнеру неким суфием Солиманом бен Айфа и тантристскими учителями Бимой Сена Пратапой и Махатмой Агамия Парамахамсой. В дальнейшем «таинства» О.Т.О. пополнились также ритуальным поеданием спермы, менструации и даже экскрементов. Это, как и многое другое, что практиковалось и практикуется в О.Т.О. по сей день, сразу же исключило новый орден из круга общения других масонских объединений, хотя отдельные рудименты масонской символики сохраняются в О.Т.О. и по сей день.
Второй период в истории О.Т.О. наступает в 1912 г. с приходом в него Алистера Кроули, который сразу же был возведен в IX˚, а вскоре и в X˚, и поставлен главой Британского отделения ордена Mysteria Mystica Maxiama (MMM), о чем Ройсу довольно скоро пришлось пожалеть. Вплоть до этого времени О.Т.О. не имел ни малейшего отношения ни к Телеме, ни к Слову Нового Эона, однако Кроули начал перестройку ордена таким образом, чтобы сделать из него средство для распространения и популяризации учения Телемы. Увидев это, Ройс решил исправить ошибку, допущенную при принятии Кроули на руководящие степени ордена, и попробовал исключить Мастера Териона, но тот просто проигнорировал это исключение. После смерти Ройса в 1921 г. Кроули, объявивший себя Внешним Главой ордена, завершил полную перекройку первоначальной организации О.Т.О., изменив как ритуалы, так и цели ордена. Как уже было показано выше, Кроули не придавал серьезного значения О.Т.О., считая его лишь сподручным средством. Все силы, вся кипучая энергия Мастера были сконцентрированы на главном деле его жизни, которым до конца являлся A.·.A.·. С 1919 г. и далее, уже будучи главой британского О.Т.О., а затем Внешним Главой ордена, Кроули продолжал писать, в основном, для A.·.A.·., в котором заключалась вся суть его Магической Работы, тогда как О.Т.О. было для него лишь средством распространения Книги Закона.
После смерти Мастера оба Ордена возглавил Карл Гермер. Однако, под управлением Гермера, О.Т.О. практически не функцианировал. Была попытка возродить О.Т.О. в Англии, предпринятая Кеннетом Грантом, но Гермер за это... исключил Гранта из О.Т.О., в результате чего возник Тифонианский О.Т.О., под управлением самого Гранта. Тогда как в целом, все годы правления Гермера О.Т.О. пребывал в полной коме. Очевидно, как истинный Мастер и Глава A.·.A.·., Гермер хорошо видел, что историческая роль О.Т.О. исчерпана и эта организация окончательно стала не только бесполезной, но и вредной. Вот, почему он сделал все, чтобы ликвидировать этот псевдо-масонский и псевдо-телемитский орден, однако он не успел завершить своего дела. В 1962 г. Гермер умер, не оставив преемника.
С этого начинается третий период в истории О.Т.О., когда на пост Внешенего Главы ордена, по словам Роберта Уилсона, претендовало более тысячи человек, каждый из которых считал себя преемником Великого Зверя. Окончательный спор за лидерство в организации решил судебный процесс между Грейди МакМертри и Марчело Моттой, завершившийся победой МакМертри. Таким образом, произошла историческая нелепость: христианский суд решил вопрос легитимности телемитской преемственности. Победа оказалась Пирровой для МакМертри. Мотта, глава одной из линий A.·.A.·., проклял МакМертри, и злосчастный «Халиф», к тому времени полностью спившийся и опустившийся, брошеный женой, Филис Секлер, менее чем через год, умер.
Хотя вопрос о преемственности до сих пор остается спорным. Как сегодня замечает Майкл Стейли, преемник Гранта на посту Главы Тифонианского О.Т.О, когда Гермер умер была лишь одна рабочая ложа О.Т.О. Кроули-Гермера, и это был Швейцарский О.Т.О. Таким образом, если применять термин «псевдо-О.Т.О.» к Тифонианскому О.Т.О., то же самое можно применить и в отношении других групп, использующих это имя. Если идти назад еще дальше, то есть доказательства того, что Ройс исключил Кроули, и это превращает всю линию Кроули-Гермер со всеми ее ветвями в «псевдо-О.Т.О».
Следующий «Халиф», Билл Бриз, оказался достойным продолжателем дела МакМертри и в лучших традициях «Халифата» учинил отвратительную тяжбу с тифонианцами, поводом к которой послужило все то же название из трех букв. Несмотря на то, что тифонианцы стали употреблять эту аббревиатуру гораздо раньше «халифатовцев», они потерпели поражение на суде, потому что ни Гранту, ни Мотте не пришло в голову зарегестрировать свои ордена в качестве коммерческих фирм, как это сделал МакМертри, оформив торговую марку «О.Т.О.», которая существует теперь наравне с другими комерческими брэндами, вроде «Кока-колы» или «Виагры». Присвоив копирайт на книги Кроули, «Халифат» превратился в большую издательскую корпорацию, ревностно следящую за охраной своих прав. Хотя, с другой стороны, если открыть любую из Святых Книг Телемы, включая Книгу Закона, или другие произведения Кроули, особенно опубликованные в центральном органе A.·.A.·. "Equinox", до сих пор можно увидить пометку: «A.·.A.·. Публикация класса...» То есть большинство произведений Кроули не предназначались для О.Т.О. Тем не менее, этой организации принадлежит эксклюзивное право на работы Кроули, и без разрешения «Халифата» О.Т.О. никто не может опубликовать ни страницы из магических трудов Мастера или Святых Книг Телемы. Целый отдел этой организации постоянно прочесывает интернет в поисках нелегитимных публикаций, пугая нарушителей судебными санкциями.
Чем же является О.Т.О. за пределами своей издательской деятельности? «О.Т.О. – это клуб, только клуб, - говорит Джеймс Эшелман, автор популярной среди телемитов книги «Мистическая и магическая ситсема A.·.A.·.». – Просто клуб. Полностью светская вещь. Его судьба ни в коем случае не связана с судьбой Эона в целом...» (см.
http://user.cyberlink.ch/~koenig/early.htm). Является ли О.Т.О. школой по подготовке кандидата в A.·.A.·.? Ни в коем случае. Сама система степеней и ритуалов О.Т.О. совершенно несовместима с A.·.A.·. К тому же, условия пребывания в О.Т.О. таковы, что большинству уготовано провести там всю свою жизнь, так и не поднявшись выше начальной Первой Триады. Корпорация «Халифат» блюдет свои интересы и никогда не позволит постороннему, не связанному особыми отношениями с ее верхушкой, подняться выше трех нижних степеней своей пирамиды.
«Остановившись на лестнице степеней О.Т.О. на Пятой Степени, где каждый ритуал еще более скрыт, чем предыдущий, и проходя через степени сегодняшнего Герметического Ордена Золотой Зари без темного покрова лежащего на этом процессе, - пишет один из руководителей Герметического Ордена Золотой Зари, в прошлом - член О.Т.О., Митч Хенсон в послесловии к книге Чика и Сандры Табиты Сисеро "Само-Инициация в Традицию Золотой Зари", - я, в целом, могу заключить, что Золотая Заря превосходит их посвящения. Секретность не является мотивирующим фактором успеха в структуре любой группы. Извините, но я считаю, что путь к успеху само-просвящения лежит в достижении знания». Дело даже не в том, что секретность О.Т.О. чрезмерна, а в том, что за завесой секретности скрывается полная бессодержательность. Вот, почему даже те немногие, кто смогли достичь средних степеней в ордене, просто покидают О.Т.О. Пока они были на нижних степенях посвящения, они еще тешили себя надеждами, что скоро будет, наконец, что-то "настоящее" - "магия", "герметизм", "Великая Работа"... Но и там - все тот же самый балаган. И притом приходящего в Орден никто не обманывает. Ему сразу же, на нулевой степени, дают определенно знать, что все, что он ищет, находится в нем самом, а не в каком-то "братстве", "гностической католической церкви" и прочих совершенно игрушечных вещах и наименованиях. Но человек обычно настолько глуп, что не понимает этой простой истины. Лишь добравшись до верху, многие наконец осознают, что все это была просто игра: игра, стоившая им огромного куска жизни.