Максим Зубов. МОЖНО ЛИ «УЗАКОНИТЬ» СОДОМСКИЙ ГРЕХ? Церковные каноны категорически не допускают «однополой любви»
--------------------------------------------------------------------------------
Интерес к этому, довольно-таки специальному, вопросу, испытывают прежде всего сами лица с "нетрадиционной" сексуальной ориентацией, которые не хотят или не могут разрешить свои внутренние проблемы путём сурового выбора между собственной идентификацией в качестве гея (что далеко не исчерпывается лишь сексуальной сферой) и христианскими убеждениями и возможностью принадлежать к Церкви. Однако помимо гомосексуалистов и симпатизирующей им части общества, проблема не может оставлять равнодушными и христиан, как церковно-практикующих, так и относящих себя к христианской традиции в силу этнокультурных корней.
Материал, предлагаемый нашим Порталом, носит скорее справочный характер, позволяющий определить место "однополых отношений" в аксиологической лестнице христианских ценностей. Мы позволим себе лишь обратить внимание читателя на наиболее важные, ключевые моменты доктринальных формулировок и канонических актов.
Наш небольшой экскурс мы начнём с крайне важной сентенции Катехизиса Католической Церкви по интересующему нас вопросу. Важность его определяется тем, что в 1996 году самая крупная в мире религиозная организация открыто и определённо высказалась по вопросу, на который она не давала вразумительного ответа в течение нескольких веков.
Итак, цитируем по русскому изданию (Милан, 1997, изд. Mimep-Docete) разделы 2357-2359, стр. 538: "Целомудрие и гомосексуализм. Гомосексуализм означает отношения между мужчинами или женщинами, испытывающими сексуальное влечение, исключительное или преобладающее, к лицам одного с ними пола. Он принимает самые разнообразные формы в разные эпохи и в разных культурах. Его психическое происхождение остаётся в большой степени необъяснимым. Опираясь на Священное Писание, представляющее гомосексуальные действия как тяжкую форму разврата (Быт. 19,1-29; Рим. 1, 24-27; 1 Кор. 6,10; 1 Тим. 1,10), Предание неизменно объявляет "гомосексуальные акты безусловно беззаконными". Они противоречат естественному закону. Они лишают половой акт его функции дарования жизни. Они не вытекают из подлинной эмоциональной и сексуальной взаимодополняемости. Ни в коем случае они не могут быть одобрены.
Довольно значительное число мужчин и женщин имеют врождённую тенденцию к гомосексуализму. Эти люди не сделали сознательного выбора в пользу гомосексуализма; для большинства из них это состояние является трудным испытанием. К ним нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. Надо избегать по отношению к ним всяких проявлений несправедливой дискриминации. Эти люди призваны исполнить волю Божию в своей жизни и, если они христиане, соединить с Крестной Жертвой Спасителя те трудности, с которыми они сталкиваются вследствие своего состояния.
Люди, склонные к гомосексуализму, призваны к целомудрию. Благодаря добродетели самообладания, воспитывающей внутреннюю свободу, иногда с помощью бескорыстной дружбы, молитвы и благодати таинств, эти люди могут и должны постепенно и решительно приближаться к христианскому совершенству".
Наиболее важным в этом тексте является утверждение о том, что люди, подверженные такому влечению, не сделали сознательного, то есть нравственного выбора. Далее следует не менее важная мысль о том, что они могут принимать благодать Таинств и приближаться к христианскому совершенству, если, конечно, они не являются "практикующими" гомосексуалистами.
Точка зрения протестантов на тот же самый вопрос отличается тем, что они опираются не на Традицию и веру в безошибочность учительной миссии Церкви, а исключительно на Писание. Интерпретируя Писание различным образом, они приходят к различным, порой взаимоисключающим точкам зрения. Часть протестантских общин крайне ригористична и настаивает на необходимости следовать консервативной точке зрения, не оставляя геям шанса на реабилитацию. Другая, напротив, анализируя библейский текст в целом и принимая во внимание историко-культурный контекст, в котором возникали различные книги Библии, приходит к выводу о том, что Священное Писание не даёт оснований для однозначно негативного отношения к однополым союзам, призывает гей-пары к участию в жизни христианских общин и оправданию верой.
Что касается Православной и, в частности, Русской Православной Церкви (РПЦ МП), то в принятых ею в 2000 году "Основах социальной концепции" есть несколько новых, интересных положений по данному вопросу.
Раздел XII, 9: "Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из "сексуальных ориентаций", имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращёнными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку.
Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодёжи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях".
Теперь поговорим о нормах канонического права, или, по выражению восточно-православной Церкви, покаянной дисциплине, применительно к гомосексуалистам,
Краткая выдержка из комментариев к каноническим правилам известного церковного правоведа епископа Никодима Милаша: "По определению Григория Нисского (4 правило) блудодеяние (porneia, fornikatio) состоит в удовлетворении похотливого желания с каким-либо лицом, но без оскорбления других; следовательно, блудодеяние бывает с неким лицом, которое не связано браком и не принадлежит никому по законному браку и которое поэтому не наносит оскорбления третьему лицу, то есть мужу или жене. Этим блудодеяние и отличается от прелюбодеяния (moiceia, adulterium), причиняющего зло и оскорбление другому лицу; следовательно, прелюбодеяние есть незаконная связь с чужой женой или с чужим мужем... Во всяком случае, блудодеяние считается меньшим преступлением, чем прелюбодеяние, потому что, по словам того же Григория Нисского в упомянутом правиле, в блудодеянии находим преступное удовлетворение похотливых желаний, а в прелюбодеянии, кроме того, и оскорбление другого, вследствие чего последнее и наказывается строже первого".
Правило святого Василия Великого 7-е гласит: "Мужеложники, и скотоложники, и убийцы, и отравители, и прелюбодеи, и идолопоклонники того же осуждения достойны. Посему правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих: а о приятии каявшихся тридесять лет в нечистоте, которую соделали в неведении, и сомневатися нам не надлежало. Ибо и неведение творит их достойными снисхождения, и добровольное исповедание, и протечение столь долгого времени: ибо они едва не весь век человеческий преданы были сатане, да научатся не бесчинствовати. Посему, повели уже неотложно прияти их, и наипаче, аще имеют слезы, преклоняющие тебя к милосердию, и являют житие, достойное милования".
Комментарий еп. Никодима Милаша: "Тяжелые церковные наказания настоящее правило налагает на известного рода преступников, между которыми упоминаются на первом месте мужеложники (arrenojqoroi). Преступления подобных лиц - самый низкий и самый срамный род студодеяния, и относятся к так называемым преступлениям против природы (contranaturam); преступления эти называются иначе и содомским грехом, по библейскому городу Содому, жители которого всякими студодеяниями вызвали гнев Божий". О человеке, явившем "неистовство на мужеском поле", Василий Великий упоминает и в своем 62 правиле, причем назначает такое же наказание, как и для прелюбодеев. Святой Григорий Нисский, в своем 4 правиле, называет это преступление paiderastia: "Явившему неистовство на мужеском поле время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием". За указанный здесь мерзкий грех Василий Великий предписывает пятнадцатилетнюю епитимию, как и за прелюбодеяние. Правило святителя Григория Нисского 4: "Блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чужому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяние противу естества. Поелику причиняется обида чужому роду, и притом вопреки естеству... Поелику же у осквернившихся блудодеянием не сопряжена с сим грехом обида: того ради сугубое время покаяния определено тем, кои осквернили себя прелюбодеянием, или иными студодеяниями, как то смешением со скотом, или неистовством к мужскому полу. Ибо в сих случаях, как речено мною, грех становится сугубым: един состоит в непозволенном сластолюбии, а другой в обиде другому. Да будет же некое различие образа покаяния, во грехах сладострастия. Возбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждению быти обличителем своих таин, и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимией более снисходительною; а уловленный во зле, или по некоему подозрению или обвинению невольно обличенный, подвергается продолжительнейшему исправлению, дабы со строгостью быв очищен, таким образом прият был к общению святых Таин".
Комментарий еп. Никодима: "Для блудников св. Григорий предписывает девятилетнюю епитимию, а для прелюбодеев - двойную, и, следовательно, восемнадцатилетнюю, конечно в случае, если данное лицо покаялось и перестало грешить... В одну категорию с прелюбодеянием св. Григорий ставит и соответствующему наказанию подвергает все блудные деяния против естества, а именно: скотоложство, мужеложство, или неистовство к мужескому полу...".
Вывод достаточно прост – в смысле церковного осуждения однополое совокупление приравнивается к нарушению супружеской верности, и вполне четко говорится о возможности покаяния. Конечно, современная церковная практика не может придерживаться столь суровых епитимий, поэтому их сроки скорее являются исторической достопримечательностью. Даже более того – в последующих правилах, приписываемых святому Иоанну Постнику, сроки уже резко сокращены. Правило 29: "Тот, кто учинит срамное совокупление с мужчиною, лишается, согласно 4 правилу Григория Нисского, св. причастия на восемнадцать лет, а согласно Василию Великому - на пятнадцать лет. Мы же предписываем, чтобы таковый лишен был причастия на три года, под условием, чтобы сокрушенно молился и постился, по вечерам же довольствовался сухоядением и ежедневно творил двести поклонов. Если же не будет усерден в этом, тогда да подвергнется пятнадцатилетнему наказанию".