Копты - порабощенные наследники фараонов
[20/01/2007]
Мусульманская вера определяет ритм жизни Египта: пять раз в день муэдзины тысяч мечетей через громкоговорители созывают верующих на молитву. А в месяц рамадан вообще вся общественная жизнь замирает. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца. Удивляться этому не приходится, ведь основу египетского законодательства еще с VII века образует свод норм мусульманского права - шариат. Так что сейчас трудно поверить, что христианство было здесь господствующей религией менее полутора тысяч лет назад.
Человека, впервые попавшего в Каир, величайший мегаполис Африки и Средиземноморья поражает своими необъятными размерами. 20 миллионов жителей населяют этот суматошный восточный базар, лишь по какому-то недоразумению названный "городом". Джунгли небоскребов смешались с мечетями, чайханами и дикими кварталами без электричества и водопровода. "Победитель" - так с арабского переводится Аль-Кахир, спрессовал достижения всех шести тысяч лет египетской цивилизации.
Столица "страны пирамид" тонет в пронзительном пении муэдзинов и оглушительном реве автомобильных клаксонов. Разрезая город на две части, с юга на север, катит свои вечные воды Нил. Берега соединены циклопическими многокилометровыми подвесными мостами, по которым нескончаемой чередой движутся машины. Стальные переправы погрузили свои мощные опоры в мутный поток "реки жизни". Между ними неспешно проплывают белые туристические пароходы, снуют рыбацкие фелюги.
Египет - государство, где христиане уже больше тысячи лет живут в подавляющем мусульманском окружении. Отношения между арабскими пришельцами и коренным населением, коптами-христианами исторически складывались неравномерно. Когда в 639 году вторглись сюда войска Халифата, копты встретили почитателей Аллаха как избавителей от ига Византии. Завоеватели это оценили и поначалу не только не притесняли "неверных", но даже разрешили им свободно исповедовать свою веру, коптская элита продолжала занимать высокие посты в административном аппарате и владела значительным богатством. Однако уже сто лет спустя политика завоевателей изменилась.
Коптское населения стало подвергаться методичному ограблению, христианам запретили публично носить крест, ездить на лошади. Новый всплеск гонений пришелся на период Крестовых походов. Озлобленные военными неудачами, султаны Египта заставили коптов носить на шее тяжелый деревянный крест, а с патриаршего собора в Каире раздавались мусульманские молитвы. Захват Египта англичанами в XIX веке не привел к практическому улучшению положения коптов. Колониальные власти предпочли не вмешиваться в отношения, исторически сложившиеся между коптами и мусульманами.
Первые решительные перемены пришли на египетскую землю только в наше время. Социалистические преобразования, проводившиеся в 50-60 года двадцатого века большим другом СССР, президентом Гамалем Насером на короткое время дали коптам почувствовать себя равноправными гражданами. В этот период по некоторым данным этому трудолюбивому маленькому народу принадлежало до половины национального богатства страны. В начале двадцать первого века, составляя всего десятую часть населения страны, копты продолжают играть значительную роль в экономической жизни Египта. В то же время, копты продолжают оставаться политически бесправным меньшинством - они практически не представлены в правительстве и парламенте, у них нет своего телевидения. Но даже не это самое худшее. Проповедники "джихада" и раньше неоднократно пытались развязать религиозную войну между приверженцами обеих конфессий в Египте, хотя и безуспешно. Однако растущая бедность и нынешние трудности в стране, не способной по причине скудности ресурсов прокормить себя, оказались очень на руку исламским экстремистам.
Правительство Хосни Мубарака всячески подчеркивает, что не делает различия между христианами и мусульманами - для властей "все египтяне равны, все граждане одного государства". Когда в Египте состоялся международный культурный фестиваль, приуроченный к 2000-летию христианства, министр туризма Мамдух эль Бельтаги с пафосом заявил, что это мероприятие стало "торжеством духовного единения народов, религий и культур". Организаторы фестиваля особо подчеркивали, что многочисленные исторические места, так или иначе связанные с пребыванием в Египте Святого семейства, объединены в единый туристический маршрут. В рамках реализации государственной программы были отреставрированы многочисленные исторические архитектурные памятники, расположенные на всем пути долгих странствий Святого семейства по Египту.
Среди них: постоялый двор в Альфарме, церковь Святой Марии и грот Святого семейства в церкви Абу Серга в Старом Каире, дерево и колодец Святой Марии в Матарии, а также церковь Святой Марии в Маади, откуда Святое семейство начало свой путь в земли Верхнего Египта. И это неудивительно - иностранцы - устойчивая статья дохода, приносящая в казну твердую валюту. Старинные коптские храмы и монастыри бережно охраняются властями, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Так, на реставрацию одного только монастыря Святого Антония было выделено почти 4 миллиона долларов. С тех пор уникальные христианские реликвии Египта находятся под постоянным покровительством правительства. В прошлом году впервые в истории Египта праздник Рождества Христова, отмечаемый коптами, был объявлен общенациональным выходным. Событие - небывалое за тысячу лет мусульманского правления в этой стране. Но есть у этой медали и другая сторона.
Независимые коптские средства информации, нередко обвиняют каирские власти в "государственном терроризме" по отношению к этому национальному меньшинству. Действительно, трудно отмахнуться и от следующих фактов. Как сообщил автору статьи представитель Barnabas Fund Стефан Дж.Бос, не так давно пятьсот солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, что в 30 километрах от Каира. Они принялись избивать сотрудников центра, одного из них даже забили насмерть, и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет. Все это время против него не прекращаются провокации, сопровождающиеся как видно из этого драматического случая даже убийствами сотрудников.
Существуют также строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих храмов. Отмечены случаи, когда власти под предлогом борьбы с "самостроем" сносят и легально действующие храмы, хотя Коран и категорически запрещает разрушать храмы иудеев и христиан. Нужно сказать, что наиболее серьезным обстоятельством, ограничивающим сегодня права христиан в Египте, является закон, принятый еще во времена оттоманско-турецкого владычества (в 1856 г.), согласно которому христиане должны испрашивать разрешения на строительство храмов у высшей власти. Применительно к нынешней ситуации - у президента страны. Причем, в 1934 году был дополнительно принят так называемый декрет аль-Эзаби, оговаривающий получение такого разрешение множеством предварительных условий. В действие вступают такие факторы, как месторасположение участка предполагаемого строительства, религиозный состав местного населения, расположение других церквей и мечетей и т.п. Часто это сопровождается волнениями на религиозной почве и произволом армии и полиции.
В 2003 году в селении Сул в 50 км к югу от Каира возведение христианской церкви вызвало неудовольствие проживающих там мусульман, которые обвинили коптов в строительстве храма без официальной лицензии. В результате вспыхнувших беспорядков один человек погиб, несколько было ранено. В сентябре того же года отряд вооруженных полицейских и солдат атаковал коптскую церковь св.Георгия в Асьюте (380 километров южнее Каира) во время совершения литургии и осквернил евхаристию. Офицер, возглавлявший отряд, приказал абуне (священнику) - о. Абанубу, который в этот момент совершал литургию, без промедления освободить храм и закрыть двери. Настоятель церкви и его прихожане отказались выполнить это требование. Тогда полицейские напали на него, вынесли из алтаря причастие, которое бросили на пол и начали топтать ногами.
Подобное святотатство разгневало прихожан, что спровоцировало стычку. Полиция окружила церковь, и при попытке занять здание арестовала нескольких молодых коптов и дьяконов. Отец Абануб оказал сопротивление полиции, наотрез отказавшись покидать церковь и умоляя прихожан охранять храм от посягательства полицейских. Известие о нападении на церковь быстро распространилось среди горожан, и тысячи коптов бросились на спасение храма. События разворачивались стремительно: отряд полицейских был окружен негодующими коптами, в гневе выкрикивавшими "Защитим наш крест духом и кровью!", "Примем мученическую смерть, защищая наш храм!", "Мы готовы начать новую эру мученичества!". Полицейские получили приказ об аресте о. Абануба, однако им не удалось задержать его благодаря сопротивлению прихожан.
И это не единичный случай. Полицейскими была взята штурмом и разрушена бульдозерами коптская церковь в городе аль-Юбор (недалеко от Каира). Мэр города отдал приказ о сносе храма, хотя, у коптов была правительственная лицензия, разрешающая его строительство. Церковь была разрушена в первый же день своего открытия. В апреле 2003 года солдаты египетской армии атаковали с помощью бронетехники благотворительный центр в Патмосе, недалеко от Каира. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет.
Нередко копты становятся объектами нападений исламских экстремистов и это, как правило, сходит им с рук. Уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов, произошедшем в деревне Аль-Кошех тремя годами ранее. В результате погрома тогда погиб 21 человек, было сожжено 260 домов христиан. Сначала суд признал виновным только одного обвиняемого, убившего одного копта, трое человек были обвинены в менее серьезных преступлениях. Другие 96 обвиняемых были оправданы тогда же, однако приговор опротестовал генеральный прокурор Египта, и Верховный суд страны направил дело на пересмотр. Решение суда вызвало негодование местной коптской общины. "Это так жестоко! Ведь погибшие христиане не сами себя убили!" - заявил коптский епископ Висса. Иерарх выразил опасение, что оправдательный приговор уголовного суда будет рассматриваться экстремистами как "зеленый свет убийцам христиан".
Объектом особенной ненависти фанатиков в Египте становятся мусульмане, перешедшие в христианство. И это при том, что все айаты Корана о вероотступничестве, а их около 10 говорят исключительно о Божьей каре на Страшном суде, отошедшим от ислама, но не о человеческой. Коран провозглашает религию делом совести каждого человека. Вспомним хотя бы такие айаты: "Нет принуждения в вере" (Коран, 2:256); "Кто хочет - пусть уверует; А кто не хочет, пусть отклонится" (18:29). А вот, что происходит на практике в этой крупнейшей стране исламского мира, кстати, позиционирующей себя на мировой арене, как демократическое и открытое государство.
Законодательных препятствий к обращению немусульман в ислам в Египте не существует. При этом власти требуют, чтобы каждый такой случай фиксировался в виде регистрационного документа. Порой подобные обращения происходят даже с применением насилия. В феврале 2005 года сотни разгневанных христиан вышли на улицы города эль-Фаюм (90 километров южнее Каира) в знак протеста против похищения двух девушек, которых затем насильно обратили в ислам. Как отмечалось в СМИ, это был уже второй подобный инцидент за предыдущие три месяца. Сотни мужчин, прихожан церкви Святого Георгия, неся кресты, потребовали, чтобы девушки вернулись в христианскую общину, утверждая, что их насильственно вынудили отречься от христианства и принять ислам.
При этом, несмотря на отсутствие законодательных ограничений, в Египте не существует обратного процесса обращения мусульман в христианство. Такие обращения не регистрируются, а если неофиты пытаются изменить запись о вероисповедании, то в этом случае они привлекаются к уголовной ответственности за подделку документов. Так, по подобному обвинению недавно. были арестованы 20 человек. Некоторые из них в ходе предварительного заключения были подвергнуты пыткам.
Серия арестов началась с задержания александрийской полицией Юсифа и Мариам Сулиман. Супругам и их дочерям, Саре и Марине, также обратившимся в христианство, вменялось то, что они поменяли свои имена на христианские. После ареста супругов перевезли в Каир; дети остались у друзей. Адвокаты супругов сообщили, что и мужа, и жену в полицейском управлении на улице Аль-Мускив в Каире били и всячески истязали. Были также применены пытки по отношению к чиновникам, которые помогли паре оформить новые удостоверения личности с христианскими именами. Чиновников заставили назвать имена100 новообращенных, которые также получили удостоверения личности. В результате в Александрии были произведены аресты еще двадцати человек, остальные объявлены в розыск.
"Это похоже на цепную реакцию, - заявила советник по политическим вопросам Ассоциации американских коптов Кристин Тадрос, - Они арестовывают одного и пытают его до тех пор, пока он не назовет чье-то имя. Затем они выслеживают этого человека и хватают его". Людей обвиняют в подделке удостоверений личности, поскольку запрещено менять мусульманские имена на христианские. На мусульман, принимающих христианство, оказывается давление в самых разных сферах жизни. Это заставляет людей прятаться и подделывать документы. Некоторые, уезжают в другие города или делают попытки покинуть страну. Если они попадаются, их оскорбляют и пытают. Но для них важно поменять имя, потому что мусульманка, к примеру, не может выйти замуж за христианина. Они хотят, чтобы их дети были воспитаны в христианской вере и могли жениться и выходить замуж за христиан. Правительство юридически не признает переход из ислама в христианство, в результате эти люди теряют все свои права, наследство, работу".
Вот схожая история. По сообщению международного христианского информагентства "Worthy News", лишь, спустя тринадцать месяцев тюремного заключения и пыток в египетской тюрьме местному коптскому христианину Боулус Фарид Резек-Аллах Аваду разрешили эмигрировать из Египта в Канаду. Причиной тюремного заключения Авада послужил его брак с бывшей мусульманкой, обратившейся в христианство. Резек-Аллах был арестован в феврале прошлого года службой безопасности Каира за нарушение египетского закона: брак с бывшей мусульманкой, принявшей христианство. В Египте действует исламский закон, запрещающий мужчинам-христианам вступать в брак с мусульманками, при этом мусульманам Египта не разрешается менять свое вероисповедание. Перед тем, как супруги смогли покинуть страну, местные полицейские чиновники получили копии удостоверения, паспорта жены Резек-Аллаха Абдель Азизы и свидетельство о заключении брака. На протяжении нескольких недель Резек-Аллаха допрашивали и подвергали пыткам в полицейском участке Эль-Шобра, чтобы узнать о местонахождении его жены. Когда он был освобожден из тюрьмы, то продолжительное время находился под наблюдением полиции. Руководители египетской службы безопасности сообщили о том, что ему запрещено покидать Египет. Они также пообещали разыскать и подвергнуть наказанию его супругу за ее |незаконный" брак с христианином. После того, как его жене удалось покинуть страну, правительство Канады предоставило ей статус беженки, ссылаясь на религиозное преследование, с которым она столкнулась на родине. В марте этого года Резек-Аллах вылетел из Каирского Международного Аэропорта в Канаду, незадолго до того, как истек срок его канадской иммиграционной визы. За несколько недель до этого его жена Энас Иехия Абдель Азиз совершила побег из страны для того, чтобы получить за границей статус беженки. По словам Резек-Аллаха, последний год его жизни был для него очень угнетающим. "Но сейчас я начинаю забывать все это. Бог исцелил мое сердце. Мы с Энас знаем, что Бог благ, и Он доведет до конца все хорошее, что Он делает в нас и для нас".
Последователи Иисуса сталкиваются в Египте и с другими сложностями. Как сказал автору статьи Хэни Такла, президент объединения коптов-эмигрантов США "St. Shenouda the Archimandrite Coptic Society": "Дискриминация по отношению к коптам чувствуется при найме на работу, христиане не могут быть мэрами даже в городах, где они составляют большинство населения. Они никогда не бывают начальниками полиции и даже директорами школ". Причем перспективы выглядят далеко не обнадеживающе.
На состоявшихся в 2005 г. в Египте выборах "Братья мусульмане" добились убедительного успеха, завоевав 88 парламентских мест. Так что теперь эта формально запрещенная экстремистская организация сможет распространять идеи джихада не только из террористического подполья, но и вполне легально - с депутатской трибуны. Это означает, что в Чечне следует ожидать притока боевиков-египтян, а гонения на христиан в "стране пирамид" еще больше усилятся. Настораживает то, что Египет все больше превращается в один из оплотов мирового террористического интернационала. Среди уничтоженных в Беслане боевиков как минимум один был египтянином. По словам задержанного террориста Нурпаши Гулаева, в ходе злодейской акции араб постоянно куда-то звонил. По ту сторону телефона информацию из Беслана получали, анализировали и принимали решения, как бандитам действовать. Сейчас известно имя этого человека, одного из организаторов бесчеловечной акции. Им оказался 34-летний уроженец и гражданин Египта Муртада Мухаммед Али Абдель Фатах. В досье спецслужб он значится в качестве эмиссара "Аль-Каиды". По оперативным данным, одно время он готовил египтян-боевиков в подпольных учебных центрах в Пакистане. Позже, стал куратором экстремистского крыла организации "Братья-Мусульмане" на Кавказе. Вскоре после событий в Беслане египетские спецслужбы задержали членов некоей "Бригады Исламбули", взявших на себя ответственность также за теракты на российских самолетах и взрыв у метро "Рижская". В феврале 2005 года, американский суд предъявил обвинение египтянину Мухаммеду Хешаму Юсефу в том, что он занимался в США вербовкой боевиков для отправки в Чечню. Кроме того, исламистские организации Египта являются одними из самых щедрых жертвователей в копилку чеченских террористов.
Несмотря на трудные периоды своей истории, терпимость в вопросах религии всегда отличала египтян. Христианство и ислам просуществовали здесь бок о бок более тысячи трехсот лет. Жизненно важно сохранить этот статус кво и в наше непростое время.
Каир - Москва
Сергей Путилов