IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Копты - порабощенные наследники фараонов
Prediger
сообщение 21.1.2007, 2:23
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14476
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Копты - порабощенные наследники фараонов

[20/01/2007]

Мусульманская вера определяет ритм жизни Египта: пять раз в день муэдзины тысяч мечетей через громкоговорители созывают верующих на молитву. А в месяц рамадан вообще вся общественная жизнь замирает. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца. Удивляться этому не приходится, ведь основу египетского законодательства еще с VII века образует свод норм мусульманского права - шариат. Так что сейчас трудно поверить, что христианство было здесь господствующей религией менее полутора тысяч лет назад.

Человека, впервые попавшего в Каир, величайший мегаполис Африки и Средиземноморья поражает своими необъятными размерами. 20 миллионов жителей населяют этот суматошный восточный базар, лишь по какому-то недоразумению названный "городом". Джунгли небоскребов смешались с мечетями, чайханами и дикими кварталами без электричества и водопровода. "Победитель" - так с арабского переводится Аль-Кахир, спрессовал достижения всех шести тысяч лет египетской цивилизации.

Столица "страны пирамид" тонет в пронзительном пении муэдзинов и оглушительном реве автомобильных клаксонов. Разрезая город на две части, с юга на север, катит свои вечные воды Нил. Берега соединены циклопическими многокилометровыми подвесными мостами, по которым нескончаемой чередой движутся машины. Стальные переправы погрузили свои мощные опоры в мутный поток "реки жизни". Между ними неспешно проплывают белые туристические пароходы, снуют рыбацкие фелюги.

Египет - государство, где христиане уже больше тысячи лет живут в подавляющем мусульманском окружении. Отношения между арабскими пришельцами и коренным населением, коптами-христианами исторически складывались неравномерно. Когда в 639 году вторглись сюда войска Халифата, копты встретили почитателей Аллаха как избавителей от ига Византии. Завоеватели это оценили и поначалу не только не притесняли "неверных", но даже разрешили им свободно исповедовать свою веру, коптская элита продолжала занимать высокие посты в административном аппарате и владела значительным богатством. Однако уже сто лет спустя политика завоевателей изменилась.

Коптское населения стало подвергаться методичному ограблению, христианам запретили публично носить крест, ездить на лошади. Новый всплеск гонений пришелся на период Крестовых походов. Озлобленные военными неудачами, султаны Египта заставили коптов носить на шее тяжелый деревянный крест, а с патриаршего собора в Каире раздавались мусульманские молитвы. Захват Египта англичанами в XIX веке не привел к практическому улучшению положения коптов. Колониальные власти предпочли не вмешиваться в отношения, исторически сложившиеся между коптами и мусульманами.

Первые решительные перемены пришли на египетскую землю только в наше время. Социалистические преобразования, проводившиеся в 50-60 года двадцатого века большим другом СССР, президентом Гамалем Насером на короткое время дали коптам почувствовать себя равноправными гражданами. В этот период по некоторым данным этому трудолюбивому маленькому народу принадлежало до половины национального богатства страны. В начале двадцать первого века, составляя всего десятую часть населения страны, копты продолжают играть значительную роль в экономической жизни Египта. В то же время, копты продолжают оставаться политически бесправным меньшинством - они практически не представлены в правительстве и парламенте, у них нет своего телевидения. Но даже не это самое худшее. Проповедники "джихада" и раньше неоднократно пытались развязать религиозную войну между приверженцами обеих конфессий в Египте, хотя и безуспешно. Однако растущая бедность и нынешние трудности в стране, не способной по причине скудности ресурсов прокормить себя, оказались очень на руку исламским экстремистам.

Правительство Хосни Мубарака всячески подчеркивает, что не делает различия между христианами и мусульманами - для властей "все египтяне равны, все граждане одного государства". Когда в Египте состоялся международный культурный фестиваль, приуроченный к 2000-летию христианства, министр туризма Мамдух эль Бельтаги с пафосом заявил, что это мероприятие стало "торжеством духовного единения народов, религий и культур". Организаторы фестиваля особо подчеркивали, что многочисленные исторические места, так или иначе связанные с пребыванием в Египте Святого семейства, объединены в единый туристический маршрут. В рамках реализации государственной программы были отреставрированы многочисленные исторические архитектурные памятники, расположенные на всем пути долгих странствий Святого семейства по Египту.

Среди них: постоялый двор в Альфарме, церковь Святой Марии и грот Святого семейства в церкви Абу Серга в Старом Каире, дерево и колодец Святой Марии в Матарии, а также церковь Святой Марии в Маади, откуда Святое семейство начало свой путь в земли Верхнего Египта. И это неудивительно - иностранцы - устойчивая статья дохода, приносящая в казну твердую валюту. Старинные коптские храмы и монастыри бережно охраняются властями, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Так, на реставрацию одного только монастыря Святого Антония было выделено почти 4 миллиона долларов. С тех пор уникальные христианские реликвии Египта находятся под постоянным покровительством правительства. В прошлом году впервые в истории Египта праздник Рождества Христова, отмечаемый коптами, был объявлен общенациональным выходным. Событие - небывалое за тысячу лет мусульманского правления в этой стране. Но есть у этой медали и другая сторона.

Независимые коптские средства информации, нередко обвиняют каирские власти в "государственном терроризме" по отношению к этому национальному меньшинству. Действительно, трудно отмахнуться и от следующих фактов. Как сообщил автору статьи представитель Barnabas Fund Стефан Дж.Бос, не так давно пятьсот солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, что в 30 километрах от Каира. Они принялись избивать сотрудников центра, одного из них даже забили насмерть, и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет. Все это время против него не прекращаются провокации, сопровождающиеся как видно из этого драматического случая даже убийствами сотрудников.

Существуют также строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих храмов. Отмечены случаи, когда власти под предлогом борьбы с "самостроем" сносят и легально действующие храмы, хотя Коран и категорически запрещает разрушать храмы иудеев и христиан. Нужно сказать, что наиболее серьезным обстоятельством, ограничивающим сегодня права христиан в Египте, является закон, принятый еще во времена оттоманско-турецкого владычества (в 1856 г.), согласно которому христиане должны испрашивать разрешения на строительство храмов у высшей власти. Применительно к нынешней ситуации - у президента страны. Причем, в 1934 году был дополнительно принят так называемый декрет аль-Эзаби, оговаривающий получение такого разрешение множеством предварительных условий. В действие вступают такие факторы, как месторасположение участка предполагаемого строительства, религиозный состав местного населения, расположение других церквей и мечетей и т.п. Часто это сопровождается волнениями на религиозной почве и произволом армии и полиции.

В 2003 году в селении Сул в 50 км к югу от Каира возведение христианской церкви вызвало неудовольствие проживающих там мусульман, которые обвинили коптов в строительстве храма без официальной лицензии. В результате вспыхнувших беспорядков один человек погиб, несколько было ранено. В сентябре того же года отряд вооруженных полицейских и солдат атаковал коптскую церковь св.Георгия в Асьюте (380 километров южнее Каира) во время совершения литургии и осквернил евхаристию. Офицер, возглавлявший отряд, приказал абуне (священнику) - о. Абанубу, который в этот момент совершал литургию, без промедления освободить храм и закрыть двери. Настоятель церкви и его прихожане отказались выполнить это требование. Тогда полицейские напали на него, вынесли из алтаря причастие, которое бросили на пол и начали топтать ногами.

Подобное святотатство разгневало прихожан, что спровоцировало стычку. Полиция окружила церковь, и при попытке занять здание арестовала нескольких молодых коптов и дьяконов. Отец Абануб оказал сопротивление полиции, наотрез отказавшись покидать церковь и умоляя прихожан охранять храм от посягательства полицейских. Известие о нападении на церковь быстро распространилось среди горожан, и тысячи коптов бросились на спасение храма. События разворачивались стремительно: отряд полицейских был окружен негодующими коптами, в гневе выкрикивавшими "Защитим наш крест духом и кровью!", "Примем мученическую смерть, защищая наш храм!", "Мы готовы начать новую эру мученичества!". Полицейские получили приказ об аресте о. Абануба, однако им не удалось задержать его благодаря сопротивлению прихожан.

И это не единичный случай. Полицейскими была взята штурмом и разрушена бульдозерами коптская церковь в городе аль-Юбор (недалеко от Каира). Мэр города отдал приказ о сносе храма, хотя, у коптов была правительственная лицензия, разрешающая его строительство. Церковь была разрушена в первый же день своего открытия. В апреле 2003 года солдаты египетской армии атаковали с помощью бронетехники благотворительный центр в Патмосе, недалеко от Каира. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет.

Нередко копты становятся объектами нападений исламских экстремистов и это, как правило, сходит им с рук. Уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов, произошедшем в деревне Аль-Кошех тремя годами ранее. В результате погрома тогда погиб 21 человек, было сожжено 260 домов христиан. Сначала суд признал виновным только одного обвиняемого, убившего одного копта, трое человек были обвинены в менее серьезных преступлениях. Другие 96 обвиняемых были оправданы тогда же, однако приговор опротестовал генеральный прокурор Египта, и Верховный суд страны направил дело на пересмотр. Решение суда вызвало негодование местной коптской общины. "Это так жестоко! Ведь погибшие христиане не сами себя убили!" - заявил коптский епископ Висса. Иерарх выразил опасение, что оправдательный приговор уголовного суда будет рассматриваться экстремистами как "зеленый свет убийцам христиан".

Объектом особенной ненависти фанатиков в Египте становятся мусульмане, перешедшие в христианство. И это при том, что все айаты Корана о вероотступничестве, а их около 10 говорят исключительно о Божьей каре на Страшном суде, отошедшим от ислама, но не о человеческой. Коран провозглашает религию делом совести каждого человека. Вспомним хотя бы такие айаты: "Нет принуждения в вере" (Коран, 2:256); "Кто хочет - пусть уверует; А кто не хочет, пусть отклонится" (18:29). А вот, что происходит на практике в этой крупнейшей стране исламского мира, кстати, позиционирующей себя на мировой арене, как демократическое и открытое государство.

Законодательных препятствий к обращению немусульман в ислам в Египте не существует. При этом власти требуют, чтобы каждый такой случай фиксировался в виде регистрационного документа. Порой подобные обращения происходят даже с применением насилия. В феврале 2005 года сотни разгневанных христиан вышли на улицы города эль-Фаюм (90 километров южнее Каира) в знак протеста против похищения двух девушек, которых затем насильно обратили в ислам. Как отмечалось в СМИ, это был уже второй подобный инцидент за предыдущие три месяца. Сотни мужчин, прихожан церкви Святого Георгия, неся кресты, потребовали, чтобы девушки вернулись в христианскую общину, утверждая, что их насильственно вынудили отречься от христианства и принять ислам.

При этом, несмотря на отсутствие законодательных ограничений, в Египте не существует обратного процесса обращения мусульман в христианство. Такие обращения не регистрируются, а если неофиты пытаются изменить запись о вероисповедании, то в этом случае они привлекаются к уголовной ответственности за подделку документов. Так, по подобному обвинению недавно. были арестованы 20 человек. Некоторые из них в ходе предварительного заключения были подвергнуты пыткам.

Серия арестов началась с задержания александрийской полицией Юсифа и Мариам Сулиман. Супругам и их дочерям, Саре и Марине, также обратившимся в христианство, вменялось то, что они поменяли свои имена на христианские. После ареста супругов перевезли в Каир; дети остались у друзей. Адвокаты супругов сообщили, что и мужа, и жену в полицейском управлении на улице Аль-Мускив в Каире били и всячески истязали. Были также применены пытки по отношению к чиновникам, которые помогли паре оформить новые удостоверения личности с христианскими именами. Чиновников заставили назвать имена100 новообращенных, которые также получили удостоверения личности. В результате в Александрии были произведены аресты еще двадцати человек, остальные объявлены в розыск.

"Это похоже на цепную реакцию, - заявила советник по политическим вопросам Ассоциации американских коптов Кристин Тадрос, - Они арестовывают одного и пытают его до тех пор, пока он не назовет чье-то имя. Затем они выслеживают этого человека и хватают его". Людей обвиняют в подделке удостоверений личности, поскольку запрещено менять мусульманские имена на христианские. На мусульман, принимающих христианство, оказывается давление в самых разных сферах жизни. Это заставляет людей прятаться и подделывать документы. Некоторые, уезжают в другие города или делают попытки покинуть страну. Если они попадаются, их оскорбляют и пытают. Но для них важно поменять имя, потому что мусульманка, к примеру, не может выйти замуж за христианина. Они хотят, чтобы их дети были воспитаны в христианской вере и могли жениться и выходить замуж за христиан. Правительство юридически не признает переход из ислама в христианство, в результате эти люди теряют все свои права, наследство, работу".

Вот схожая история. По сообщению международного христианского информагентства "Worthy News", лишь, спустя тринадцать месяцев тюремного заключения и пыток в египетской тюрьме местному коптскому христианину Боулус Фарид Резек-Аллах Аваду разрешили эмигрировать из Египта в Канаду. Причиной тюремного заключения Авада послужил его брак с бывшей мусульманкой, обратившейся в христианство. Резек-Аллах был арестован в феврале прошлого года службой безопасности Каира за нарушение египетского закона: брак с бывшей мусульманкой, принявшей христианство. В Египте действует исламский закон, запрещающий мужчинам-христианам вступать в брак с мусульманками, при этом мусульманам Египта не разрешается менять свое вероисповедание. Перед тем, как супруги смогли покинуть страну, местные полицейские чиновники получили копии удостоверения, паспорта жены Резек-Аллаха Абдель Азизы и свидетельство о заключении брака. На протяжении нескольких недель Резек-Аллаха допрашивали и подвергали пыткам в полицейском участке Эль-Шобра, чтобы узнать о местонахождении его жены. Когда он был освобожден из тюрьмы, то продолжительное время находился под наблюдением полиции. Руководители египетской службы безопасности сообщили о том, что ему запрещено покидать Египет. Они также пообещали разыскать и подвергнуть наказанию его супругу за ее |незаконный" брак с христианином. После того, как его жене удалось покинуть страну, правительство Канады предоставило ей статус беженки, ссылаясь на религиозное преследование, с которым она столкнулась на родине. В марте этого года Резек-Аллах вылетел из Каирского Международного Аэропорта в Канаду, незадолго до того, как истек срок его канадской иммиграционной визы. За несколько недель до этого его жена Энас Иехия Абдель Азиз совершила побег из страны для того, чтобы получить за границей статус беженки. По словам Резек-Аллаха, последний год его жизни был для него очень угнетающим. "Но сейчас я начинаю забывать все это. Бог исцелил мое сердце. Мы с Энас знаем, что Бог благ, и Он доведет до конца все хорошее, что Он делает в нас и для нас".

Последователи Иисуса сталкиваются в Египте и с другими сложностями. Как сказал автору статьи Хэни Такла, президент объединения коптов-эмигрантов США "St. Shenouda the Archimandrite Coptic Society": "Дискриминация по отношению к коптам чувствуется при найме на работу, христиане не могут быть мэрами даже в городах, где они составляют большинство населения. Они никогда не бывают начальниками полиции и даже директорами школ". Причем перспективы выглядят далеко не обнадеживающе.

На состоявшихся в 2005 г. в Египте выборах "Братья мусульмане" добились убедительного успеха, завоевав 88 парламентских мест. Так что теперь эта формально запрещенная экстремистская организация сможет распространять идеи джихада не только из террористического подполья, но и вполне легально - с депутатской трибуны. Это означает, что в Чечне следует ожидать притока боевиков-египтян, а гонения на христиан в "стране пирамид" еще больше усилятся. Настораживает то, что Египет все больше превращается в один из оплотов мирового террористического интернационала. Среди уничтоженных в Беслане боевиков как минимум один был египтянином. По словам задержанного террориста Нурпаши Гулаева, в ходе злодейской акции араб постоянно куда-то звонил. По ту сторону телефона информацию из Беслана получали, анализировали и принимали решения, как бандитам действовать. Сейчас известно имя этого человека, одного из организаторов бесчеловечной акции. Им оказался 34-летний уроженец и гражданин Египта Муртада Мухаммед Али Абдель Фатах. В досье спецслужб он значится в качестве эмиссара "Аль-Каиды". По оперативным данным, одно время он готовил египтян-боевиков в подпольных учебных центрах в Пакистане. Позже, стал куратором экстремистского крыла организации "Братья-Мусульмане" на Кавказе. Вскоре после событий в Беслане египетские спецслужбы задержали членов некоей "Бригады Исламбули", взявших на себя ответственность также за теракты на российских самолетах и взрыв у метро "Рижская". В феврале 2005 года, американский суд предъявил обвинение египтянину Мухаммеду Хешаму Юсефу в том, что он занимался в США вербовкой боевиков для отправки в Чечню. Кроме того, исламистские организации Египта являются одними из самых щедрых жертвователей в копилку чеченских террористов.

Несмотря на трудные периоды своей истории, терпимость в вопросах религии всегда отличала египтян. Христианство и ислам просуществовали здесь бок о бок более тысячи трехсот лет. Жизненно важно сохранить этот статус кво и в наше непростое время.

Каир - Москва

Сергей Путилов
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Prediger
сообщение 4.6.2008, 2:38
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14476
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Кто такие копты?

Прикрепленное изображение

ИСТОРИЯ

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово "копт" происходит от греческого "айгюптос" и означает просто "египтянин". Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки - в основном Египта и Эфиопии.

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого египтяне не знали. Уделом коренных жителей, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжелый труд, налоги и поборы. Римляне завоевали Египет в 30-м году до нашей эры. Ограничения для египтян еще более ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей. Они стремились вывезти как можно больше зерна. Количество налогов и поборов, не только денежных, но и хлебом, вином, растительным маслом, деревом и прочими натуральными продуктами, доходило до 450! Не будучи в силах вынести это, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры. С восставшими зверски расправлялись.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык. Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.

В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии языческие обряды. Тех, кто отказывался, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили жутким образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали пополам.

В 258 году император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, и позднее они начали вести счет времени по "эре мучеников" - с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол императора Диоклетиана.

Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.

Официальная дата появления Коптской церкви - 451 год - год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая монофизитская Коптская Церковь ("коптами" арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.

Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями "древних восточных" или "дохалкидонских" церквей.

Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 - 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.

Но уже при Аббасидах (750 - 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века копты оказались в Египте меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ

Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.

ЯЗЫК

Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

После страшных гонений на христиан при Диоклетиане, по указу которого христиан, тысячи мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти, в 313 году император Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение. Встал вопрос о переводе Библии на язык египтян, которые не знали греческого. Да и египетского демотического (иероглифического) письма простой народ Египта не знал, так как это требовало специального и длительного обучения. Переводчикам пришлось создать алфавит из 24-х греческих букв и 6 новых знаков для звуков, отсутствовавших в греческом языке. И с начала IV века египтяне-христиане, или "копты", как их позднее стали называть, знакомые с алфавитом, могли читать Святое Писание.

В 641 году Египет завоевали арабы, и коптский язык был исключен из официального употребления.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным...

До нас дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература - важный источник для изучения ранней истории христианства.

Ученые-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведется на коптском языке, но молящиеся уже не понимают того, что слышат. Иногда пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках. И священники сперва читают текст на коптском языке, а затем - на арабском.

ЦЕРКОВЬ – СТРУКТУРА И РИТУАЛ

Вера

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

Храмы

Древний церковный центр - Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка. Нынешний центр Коптской церкви и вообще всего народа расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм ап. Петра и Павла, множество служб и зданий.

Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, - беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса - просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.

Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие - в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри - виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. В году семь великих и пять малых праздников, а постов - пять.

Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри - алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь.

Монашество

Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина, Мария Египетская.

В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.

Папа

Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. С 536 года копты избирают своего патриарха, который вместе с синодом находится в Каире.

Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.

Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) - глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.

Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Служба

Богослужебный язык, так же как у нас, отличается от разговорного. Здесь служат на коптском времен эллинизма - распространения греческого влияния на страны Средмиземноморья и дальше.

Чин их литургии - более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св. Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.

Кладбище

Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы - и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.
Духовное обучение

В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследований расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.

Проблема церкви - мусульманский фундаментализм

Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте.

В 1997 году участились нападения исламских вооруженных групп на коптов.

Расширение церкви

Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани.

Коптская церковь и РПЦ

Коптская церковь - прямая предшественница Русской Православной Церкви. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.

С 1824 года в Египте побывали много монахов разных орденов и американские пресвитеры с Библиями на арабском языке, желая таким образом способствовать возрождению коптской церкви. Коптская церковь тяготела к православию, стала искать примирения с православной церковью и даже называла себя православной. Однако объединения обеих церквей до сих пор не произошло.

Сейчас идет активный диалог между Коптским патриархатом и Московской патриархией.

Чудеса и знамения

Египет живет активной духовной жизнью. Множество чудес и знамений происходит и в наши дни.

Так, в пригороде египетской столицы Каира с апреля 1968 года можно было наблюдать над крышами двух коптских церквей странное явление, которое немало озадачило как верующих, так и скептиков. Сияющее видение Девы Марии, постоянно появляющееся в ранние утренние часы, возникло в первый раз над коптской церковью святой Марии в Зейтуне. На протяжении трех лет тысячи людей стремились увидеть этот феномен. Зафиксированы многочисленные исцеления болящих, в том числе и мусульман. Последний раз появившись в 1971 году, видение снова материализовалось в 1986-м над церковью святой Демианы, коптским храмом за городской чертой Каира.

Очевидцы рассказывали, что оно часто сопровождалось курящимися дымами ладана и купол церкви будто вспыхивал светом, когда видение находилось над ним. Людей перед церковью собиралось такое множество, что полиции пришлось принять меры, чтобы предотвратить беспорядки.

Мусад Садык, журналист, занимавшийся этой историей по заказу одной каирской газеты, сообщил, что однажды видение длилось целых 20 минут. Хотя ученые и пытались представить это явление как зрительный обман, массовые галлюцинации, естественный оптический феномен или даже просто как электрические разряды на куполе храма, вразумительное объяснение феномена никто так и не смог дать.

КОПТЫ - ЗНАМЕНИТОСТИ

Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом, равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали.

Все они - потомки фараонов.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО


Коптская культура - это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: "Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом" Едва ли не самое интересное в коптском искусстве - ткани. Ткали в основном гобеленовой техникой. Среди излюбленных мотивов - подвиги Геракла и история Иосифа.

Вообще Коптские памятники древности в Египте бережно охраняются, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Сокровища коптской культуры хранятся в Каирском музее Коптов. А туристов непременно возят на руины древнего христианского монастыря V в. близ Саккары - города мервых при древней столице Египта Мемфисе.

ОБЩИНА

Сейчас копты составляют около 8-9% населения Египта. В руководстве страны нет ни одного копта.

Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. По официальным данным, в Египте их численность составляет 3 900 тыс. чел. По данным же самой Коптской Церкви (на 1995 г.), к ней принадлежит около 8 млн. верующих.

Живут копты по преимуществу городами и районами. В Каире несколько коптских районов. Их можно отличить по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000), портретам Папы Шенуды или предыдущего папы Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами.

Имеется также значительная коптская диаспора, представители которой проживают в странах Европы, Африки, Австралии и Америки


Русский клуб в Дахабе
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Loyalist
сообщение 4.6.2008, 8:53
Сообщение #3


Ветеран
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1878
Регистрация: 28.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Builder's Street
Пользователь №: 30



Репутация:   184  



Мне говорили, что копты в Египте - забитые и тёмные, навроде наших таджиков, и используются для тяжёлого физического труда. А, вообще, снова выходит, что арабы - один из самых гнусных народов в истории человечества.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Libra
сообщение 4.6.2008, 8:58
Сообщение #4


Легкомысленная
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 3153
Регистрация: 15.12.2007
Вставить ник
Цитата
Из: Переславль-Залесский
Пользователь №: 842



Репутация:   277  



Цитата(Loyalist @ 4.6.2008, 8:53) *
А, вообще, снова выходит, что арабы - один из самых гнусных народов в истории человечества.

Будем надеяться, что среди присутствующих нет арабов smile.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Silven
сообщение 9.6.2008, 11:50
Сообщение #5


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 97
Регистрация: 26.2.2008
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 896



Репутация:   25  



Цитата(Libra @ 4.6.2008, 8:58) *
Цитата(Loyalist @ 4.6.2008, 8:53) *
А, вообще, снова выходит, что арабы - один из самых гнусных народов в истории человечества.

Будем надеяться, что среди присутствующих нет арабов smile.gif


Прилетела только что из Египта. =) Не все современные египтяне мерзкие... отморозков везде хватает. С теми, с кем удалось пообщаться - уважительно относятся к христианству. Мой крест на груди не вызывал бурю отрицательных эмоций, а даже интерес и вопросы. Комментарий о том, что я христианка - "Cool"... smile.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
(=GreenPiece=)
сообщение 9.6.2008, 23:15
Сообщение #6


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 95
Регистрация: 16.4.2008
Вставить ник
Цитата
Из: ПыЗы/Смоленград
Пользователь №: 944



Репутация:   13  



А что бы они еще сказали, если они на туризме зарабатывают причем думаю львиную долю всех доходов. Прочитал и ужаснулся..просто море ублюдков да еще и под крылышком у мерзкого правительства..
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 20.4.2024, 11:49
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro