Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: "Отмененные" заповеди
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Общерелигиозные вопросы
Мёртвый Связист
Почему в христианской традиции пересталли соблюдать субботу?
Далее в заповедях сыновьям Ноевым написано
"только плоти с душою ее не ешьте, Я взыщу вашу кровь от каждого зверя..."

Странно, право.
Prediger
Цитата
Почему в христианской традиции пересталли соблюдать субботу?


Если говорить об аутентичной христианской традиции - апостольской, то суббота до сих пор выделена на богослужебном уровне. Суббота наряду с воскресеньем является праздничным днём. Приоритет же отдан Воскресению по причине его большего значения.

Цитата
Далее в заповедях сыновьям Ноевым написано"только плоти с душою ее не ешьте, Я взыщу вашу кровь от каждого зверя..."


Вот оригинал этого места:

3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
5 Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
(Быт.9:3-6)

с душею ее... не ешьте. См. Лев. 3,17; 7,27; 19,26; Втор. 12,16; 1 Цар. 14,32 34. Это концепция жертвоприношений (Лев. 17,11) и искупительного дела Христа (Евр. 9,14.22). Кровь является символом души (жизни) и приобретает в системе жертвоприношения очистительно-искупительный характер.

Блаженный Феодорит дает такое толкование: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которых можно убивать и съедать».

Далее ситуацию проясняет другое место:

«Заколающий вола–то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву–то же, что задушающий пса; приносящий семидал–то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам–то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их» - Ис 66:3

т.е. проблема в Ветхом завете сводилась к опасности идолопоклонства, т.к. в то время языческие практики были тесно связаны с употреблением жертвенной крови.

Из Нового Завета можно привести следующие слова апостола: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здоровы" (Деян. 15, 28-29).

Под идоложертвенным и кровью апостол подразумевал участие в идольских жертвах, то есть употребление в пищу приготовленного мяса животных, принесенных в жертву, и питие их крови.
Мёртвый Связист
Однако, это можно трактовать буквально, не в ущерб другим смыслам , если взять точку зрения, что Священное Писание - книга совершенная.

В иудаизме вроде существовала практика жертвоприношений, нет?
Prediger
Буквальное толкование годится для того времени и условий завета с Ноем. После него был завет с Авраамом, а потом ещё с Моисеем. Процесс шёл. В Новом завете эта заповедь не подтвержена, как минимум не упоминается, кроме определения первого апостольского собора в Иерусалиме, где употребление крови рассматривается в контексте идоложертвенных яств.

Цитата
если взять точку зрения, что Священное Писание - книга совершенная


Она совершенная с точки зрения её Вдохновителя, но явно не самодостаточная без той традиции, в которой она появилась и существовала. Тем более, что совершенство не означает буквального понимания одного места для всех времён и народов; всякое такое место, если оно вызывает затруднение в понимании, требует комплексного изучения, соотнесения с основной традицией жизни этого текста.

Цитата
В иудаизме вроде существовала практика жертвоприношений, нет?

Существовала. В том же Пятикнижии очень подробно расписана практика этого ритуала. Однако надо сразу иметь ввиду, что жертвоприношения начинаются много позже Ноя, в систематическом виде только в период завета с Моисеем.
Мёртвый Связист
Завет с Авраамом и Моисеем был как завет с отцом богоизбранного народа и пророком богоизбранного народа. Завет с Ноем и сынами его воспринимается скорее, как завет с человечеством в целом.


Разве любая заповедь должна быть подтвержена в Новом Завете? Разве Новый Завет автоматически отменяет все в Ветхом?
Иисус говорит: "не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить"
Prediger
По поводу употребления крови есть ещё интересное толкование у Иоанна Златоуста:

"Он дает людям позволение употреблять животных в пищу, и чрез это освобождает их от всякаго недоумения. Яко зелие травное, говорит, дах вам все. Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: точию мясо, в крови души да не снесте. Что же означают эти слова? Что такое: мясо в крови души? Это значит - удавленина - потому что кровь есть душа животнаго.

Так, в виду того, что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь назначена Мне, а мясо вам. А это делает Он для того, чтобы с самаго начала остановить в них наклонность к человекоубийству. А что это правда, и что Бог дает эту заповедь людям с намерением сделать их более кроткими"
Prediger
Цитата
Завет с Авраамом и Моисеем был как завет сс отцом богоизбранного наарода и пророком богоизбранного народа. Завет с Ноем и сынами его воспринимается скорее, как завет с человечеством в целом.


В целом эти заветы находятся на одной линейке промысла Божия о человеках, в котором люди не разделяются на избранный народ и не избранный. Избрание касалось лишь миссии израильского народа произвести из себя Мессию, обетования же касаются всех людей, принимающих Завет. Однако же завет Новый делает завет Ветхий недействующим, об этом много пишет тот же ап. Павел. Ибо какая нужда в ветхом, когда есть совершенное?

Цитата
Иисус говорит: "не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить"


А в других местах Он явно противопосталяет Свою власть и Свой завет ветхому словами: "Моисей говорил так-то, а Я говорю вам то-то".

Слово же "исполнить" означает не начётническое исполнение положенных уставов, а произведение их подлинного, совершенного смысла, т.к. Ветхий завет лишь прообраз Нового, ветхие жертвы лишь прообраз одной, самой главной и единственной Жертвы.

Цитата
Разве Новый Завет автоматически отменяет все в Ветхом?

Новый завет отменяет ветхий одним своим названием даже, берёт же оттуда только то, что является подлинно непреходящим. "Старое проходит, теперь всё новое".
Мёртвый Связист
На деле отменена лишь одна заповедь Ветхого Завета - "любите ближнего своего и ненавидте врага своего", хотя в левите встречается то же самое "возлюби ближенего как самого себя".
Во всех остальных случаях дано литшь расширенное понимание старых заповедей, до которых человеку должно еще дорасти. Такое понимание встречается в книге Левит, предназначенной для священнослужителей.
Тем более странно, что в одном месте Иисус говорит одно, а в другом - другое.
Сказано, что Бог не человек, чтобы ему изменяться. Так что, вряд ли можно говорить о несовершенстве Ветхого Завета.
Prediger
Цитата
На деле отменена лишь одна заповедь Ветхого Завета

Тогда совсем не понятно, почему не исполняется заповедь -

13 кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое;
14 ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя.
(Втор.23:13-14)

На деле много чего отменено, в том числе все ветхозаветные жертвоприношения, за ненадобностью. Из ветхого завета остались лишь основные нравственные нормы, типа не убий, не укради и всё такое. Смысл же отношения к Богу существенно изменился, равно как и отношения к человеку.

Цитата
Во всех остальных случаях дано лишь расширенное понимание старых заповедей

Вот как раз нет. Дано новое понимание старых заповедей, т.к. тот смысл, который принесён с пришествием Христа, не был доступен в Ветхом завете.
Единство Ветхого и Нового заветов в том, что у них один Автор, но он же и обозначил разницу между "ветхими, немощными началами" и новой жизнью в Боге.

17 Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
(2Кор.5:17)

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" -
22 что все истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
(Кол.2:20-23)

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
(Гал.2:16)
Lokky
Цитата
Во всех остальных случаях дано лишь расширенное понимание старых заповедей, до которых человеку должно еще дорасти.


Заповеди всерьёз не поменялись в Новом завете, убраны лишь носящие временных характер, касающиеся устройства жизни избранного народа. В Новом завете изменилось самое главное - система отношений человека с Богом, появилась возможность непосредственного участия в божественной жизни. В этих новых условиях Ветхий завет стал действительно устаревшим, как технически, так и нравственно. Расти теперь можно только до высот Евангелия, до Нагорной проповеди.
Prediger
Ещё кое-что о запрете на вкушение крови в Ветхом завете.

В приведенном тексте связываются душа и кровь. Есть и другие места, где говорится, что «душа тела в крови» (Лев. 17:11)

По-видимому, эти слова буквально понимать нельзя. По святоотеческому учению, поскольку душа по своей природе выше тела, то не душа содержится в теле, а, наоборот, тело объемлется и поддерживается, и сохраняется к жизни именно душой, а не обратно, поэтому бессмысленно рассуждать о том, в каком месте тела содержится душа. А кровь (как и дыхание) является наиболее емким символом жизни вообще; и потеря крови и остановка дыхания ассоциируется всегда с опасностью или с потерей жизни. И термин «кровь» употреблен здесь именно в этом смысле «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша».

Почему же запрещается вкушение крови? Этот завет в Пятикнижии многократно потом повторяется. Приведенное сопоставление крови с жизнью говорит о том, что, во-первых, жизнь не есть наша собственность. Ни наша собственная жизнь, ни жизнь другого человека, ни жизнь животного не является тем, чем мы можем свободно, по своему рассмотрению распоряжаться; что это происходит от Бога и принадлежит непосредственно Богу, и только Бог Сам может распорядиться жизнью.

Жизнь принадлежит Богу, поэтому при жертвоприношении кровь отделяется и не вкушается вместе с остальными частями жертвы. «Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11).

Это указание свидетельствует о том, что этот строжайший запрет, несомненно, есть приготовление к Евхаристии. Когда в Капернауме Спаситель говорит о Хлебе Небесном, о необходимости вкушения Его плоти и крови для того, чтобы войти в Царство небесное, Его слушателям это показалось безумием, потому что если уж нельзя вкушать кровь животных (по закону впоследствии считалось, что животное, которое убито так, что кровь его осталась в нем – то, что называется удавлениной, –не подлежит вкушению. Вкушать можно только мясо тех животных, которые убиты так, что из них истекла кровь), то как же можно вкушать кровь человека? Именно уникальность и единственность, и спасительность именно этой Крови, которая дается Сыном Божиим в пищу человекам как раз подчеркивается и приуготовляется запретом на употребление крови в Ветхом Завете. И слова Спасителя о Его крови показывают Его власть законодателя, потому что кто, кроме Бога, может переменить древнюю заповедь?

Само же разрешение вкушения мяса после потопа может быть объяснено тем, что в связи с повсеместным развитием греха, человечество все более ослабевает и становится немощным, кроме того, и земля все более оскудевает, поэтому и благословляется вкушение мясной пищи – это самое простое и близкое к буквальному объяснение. Блаженный Феодорит Кирский считал, что это сделано и в видах предотвращения развития идолопоклонства, чтобы не боготворили животных.
Наталья
Мертвый связист! Ну наконец-то хоть один человек нашелся, который вспомнил про субботу, вот, я соблюдаю субботу! А то, что в православии теперь чтут воскресение, это, как понимаю, потому что в воскресение вокрес Иисус Христос, но почему они считай переписали Библию по своему, разве Иисус Христос отменял субботу??? Вот никто на этот вопрос до сих пор мне не дал ответа
zayza
Простите, а что было в субботу?
Наталья
Цитата(zayza @ Sep 1 2006, 18:16) *
Простите, а что было в субботу?


Нельзя делать то же самое, что сейчас считают в православии нельзя делать в воскресение, ну и др.
Prediger
Цитата
Вот никто на этот вопрос до сих пор мне не дал ответа


А как насчёт почитать тему выше?
Наталья
Цитата(Prediger @ Sep 6 2006, 13:31) *
Цитата
Вот никто на этот вопрос до сих пор мне не дал ответа


А как насчёт почитать тему выше?


Ну вообще-то там про субботу мало что сказано, разве только, что воскресение считается выше. Когда читала - в Библии такого не нашла.
Prediger
В Библии далеко не всё сказано. Надо понимать, что тот же Новый Завет это сборник писем апостолов и некоторых других лиц, которые писались конкретным адресатам. Кроме этого сборника ещё много чего было. Но, прежде всего, было само общество Церкви, где и осуществлялась живая традиция христианства. Разумеется, что полнота христианского знания содержиться в Церкви, а не в Библии - одной из производной Церкви.

Что касается субботы. Для начала надо опеделиться, а что для вас лично она значит. Может и вопроса-то как такового нет.
Наталья
Цитата(Prediger @ Sep 6 2006, 16:03) *
В Библии далеко не всё сказано. Надо понимать, что тот же Новый Завет это сборник писем апостолов и некоторых других лиц, которые писались конкретным адресатам. Кроме этого сборника ещё много чего было. Но, прежде всего, было само общество Церкви, где и осуществлялась живая традиция христианства. Разумеется, что полнота христианского знания содержиться в Церкви, а не в Библии - одной из производной Церкви.

Что касается субботы. Для начала надо опеделиться, а что для вас лично она значит. Может и вопроса-то как такового нет.


В Библии далеко не все сказано? Есть сомнения на этот счет. А суббота, я так и буду субботу соблюдать, но и в воскресение я тоже стараюсь не напрягаться
Prediger
Цитата
В Библии далеко не все сказано? Есть сомнения на этот счет.


У меня нет сомнений на этот счёт. У меня есть знание по этому поводу. Это очевидная вещь.

Цитата
А суббота, я так и буду субботу соблюдать,


Понимаете, соблюдать субботу есть религиозный смысл лишь в одном случае - если вы практикующая иудейка, которая соблюдает не только субботу, а и много чего другого, полагающегося по закону.

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
(Гал.5:1-7)
Наталья
Цитата(Prediger @ Sep 6 2006, 16:16) *
Цитата
В Библии далеко не все сказано? Есть сомнения на этот счет.


У меня нет сомнений на этот счёт. У меня есть знание по этому поводу. Это очевидная вещь.

Цитата
А суббота, я так и буду субботу соблюдать,


Понимаете, соблюдать субботу есть религиозный смысл лишь в одном случае - если вы практикующая иудейка, которая соблюдает не только субботу, а и много чего другого, полагающегося по закону.

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
(Гал.5:1-7)


Извини, конечно, но какой же ты зануда, тебе бы работать журналистом, или в архивах сидеть, заниматься подборкой всякой всячины и т.д., у меня есть свой смысл, прошедший через себя, через собственное понимание, так что ты не знаешь, почему я соблюдаю субботу. Не обижайся! smile.gif
Prediger
Я думаю, что дело не в смысле, прошедшем через себя, а в религиозной безграмотности. Легче всего отмахнуться от серьёзных объяснений "занудностью". Особенно это странно после заявления, что мол так и не поняла что и почему с субботой. Не есть ли это всего лишь позёрство на тему религии?
Наталья
Цитата(Prediger @ Sep 6 2006, 16:48) *
Я думаю, что дело не в смысле, прошедшем через себя, а в религиозной безграмотностью. Легче всего отмахнуться от серьёзных объяснений "занудностью". Особенно это странно после заявления, что мол так и не поняла что и почему с субботой. Не есть ли это всего лишь позёрство на тему религии?


Блюм, блюм, блюм. Ты во мне не понимаешь ничего, так что спор закрыт, религиозная безграмотность - ужасное словосочетание, мне не понятное. Хватит уже. И это не есть позерство 100%
Главный Ангел
Девушка, если вы будете соблюдать ещё и пятницу, то будете "пропускать через себя" уже сразу три мировые религии: Ислам, Иудаизм, Христианство. Можно будет с чистой совестью и чувством выполеннного долга отдыхать сразу три дня в неделю, при этом чувствуя себя шибко продвинутой на ниве религиозного синтеза.
Наталья
Цитата(Чёрный Кот Тузик @ Sep 6 2006, 17:28) *
Девушка, если вы будете соблюдать ещё и пятницу, то будете "пропускать через себя" уже сразу три мировые религии: Ислам, Иудаизм, Христианство. Можно будет с чистой совестью и чувством выполеннного долга отдыхать сразу три дня в неделю, при этом чувствуя себя шибко продвинутой на ниве религиозного синтеза.


Мне, кстати, не очень отдыхать так, чтоб валяться в кровати и все в субботу, это другое. Так что все.
Prediger
Для тех, кто хочет понять суть вопроса, кратко изложу.

Шаббат в ветхозаветном иудаизме был днём, посвящённом сотворению мира Богом, в символическом исчислении дней творения день седьмой стал днём успокоения Бога от трудов свои. Суббота в календаре иудеев была как раз днём седьмым. На том уровне Откровения, который был в Ветхом завете, самым значимым собитием священной истории (а священная история начинается с момента творения) было сотворения мира.
Воскресение Христа стало более значимым событием, т.к. это событие явилось началом нового мира, преображённого Богом, но качество этого нового мира было совсем другим, намного превосходящим мир первоначального сотворения.
Опять же по символическому исчислению, этот новый мир относится уже к дню восьмому, которому в нашей неделе соответствует воскресенье, оно же и день первый, т.е. первый день нового мира - начало и конец. Тут всё глубоко осмысленно и символично.
Таким образом получается, что день нового творения замещает день старого творения, новое естественным образом поглощает старое.
Prediger
Также по данному вопросу приведу один святоотеческий текст.
Это 17-я омилия (беседа) свят. Григория Паламы.

Омилия XVII [1]. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения) [2], объясняющая Тайну Субботы и Господняго Дня [3]

Сегодня мы празднуем Новый День Господень; лучше же сказать - совершаем обновление нового Дня Господня. Наше слово ставит своей задачей, насколько это позволит время, несколько глубже изложить вашей любви тайну Дня Господняго. И хотя эта тайна велика и возвышенна, и поэтому не всем легко доступна, однако достоит воздать благодарение Господу всего, по Которому и день этот так называется, Который, благодаря Своему пришествию во плоти, открыл, для верою приступающих, такие вещи, которые, можно сказать, превосходят и ум и слово. Следите все внимательно за сущностью говоримого; потому что если кто и не сможет понять всего, однако и из малого поймет всеобщее значение, ибо учение Духа подобно свету. Итак, Бог в шесть дней, не только создав весь этот чувственный мир и украсив его, но и единого, составленного из чувственного и духовного элементов, живого человека создав и оживотворив и даровав ему власть над живыми существами и растениями на земле, в седьмой день почил от всех Своих трудов, как научил нас Моисей, последующий созерцатель, бывшего задолго до него, сотворения мира, а лучше сказать - Дух Святый, Который человеколюбиво чрез его уста возвестил нашим устам и душам. Но и "благословил, говорится, Бог день седьмый, и освятил его" (Быт.2:3). Почему же этот день, в который Он ничего не творил, Он и благословил, и освятил, а не первый, который как будто более превосходный? Почему же только об этом дне так сказал Моисей, а не о первом, в который Бог из ничего произвел вселенную и новым светом осиял ее, хотя еще не установил соответствующий порядок, по чину и виду возводя все. А если не этот, то почему же тогда не последующий за сим день, в который Он утвердил и распростер сию великую полость, имею в виду вокруг нас сущее небо, а после первого - оное второе (небо)? Почему же, в свою очередь, не день, сущий после сего, или последующие, в течение которых земля, после того как воды отступили, стала существовать и восприняла весь свой порядок и украшение, вложенные и свойственные ей, и небо получило два великих светила на подобие неких глаз, и из вод, по повелению Божиему, появились птицы и водяные животные по роду своему?

Но оставив и это, спросим: почему же, более прочих, Бог не благословил шестый день, в который вывел из земли не только живую душу пресмыкающихся и четвероногих, но и явил достойное дело Своего совета, все возглавив в его лице, сочетавая в одно чувственное и духовное, дело единственное и величайшее, потому что по благодати оно Его Самого запечатлело в себе, и есть по образу и подобию Его созданное и знающее Его живое существо, именно - на земле явил человека? Почему же не этот день Он благословил и освятил, а именно - седьмой день, который был днем бездеятельности?

Желая же дать объяснение и разрешить затруднение, мне особенно необходимо, по причине пребывания среди моих слушателей более ученых, сначала опровергнуть неправые воззрения. Так как имеются такие, которые считают, что самое число ("7") священно: таковы Иосиф (Флавий) и Филон и другие, которые подобно им не признают, что Бог родился, ни то, что Дева родила, и которые считают, что самое число, как таковое, обладает божественным качеством; потому что они не могут представить себе, что Дева родила без брачных уз, безсеменно и безболезненно. И утверждая, что на основании сей священности цифры "семь", единственный из дней, седьмой, получил божественное благословение, они также ошибаются не только в отношении понятия о Боге, но и разрушают и понятие самого седьмого дня, потому что всякое число производится (рождается) от единства, и поскольку "семь" является числом, то, следовательно, и оно не непроизводное. Но ни от чего иного, говорят, как от единства производится множественность; а нерожденный не есть тот, кто - от множества, но который ни от кого не рождается, каковым качеством цифра "семь" не обладает.

Далее следует рассуждение в духе философии того времени о понятии производных, производящих и непроизводных цифр, которое здесь опускаем, ввиду его специфичности и трудности для понимания современного читателя. Затем Святитель указывает на то, что не может противоречить на возражения, показывающие, что цифра "семь", взятая только как отвлеченная цифра, сама по себе ничем не священна - держащиеся подобного мнения прибегают к фазам луны, связанным с чередованием седмиц - и в связи с этим говорит следующее: что если на этом основании они считают цифру "семь" священной, то, надо сказать, что другие цифры отнюдь не уступают ей и среди них особенно начальная, потому что и весь этот чувственный мир един, и едино все небо, или не больше двух, и одно солнце в мире, и одна луна, чтобы не сказать, что все сочетается в Едином, Сущем прежде всего и чрез все, Сущем над всем - Боге, Которого, как истинно Единого, все возвещает. Если же вселенная, представляющая звездную окружность и каждый из полюсов, замкнута в круге, а круг состоит из двух начал: точки и линии, и ничего не могло бы быть вне этих двух начал, особенно же из разряда чувственного мира, то, следовательно, и цифра "два" является наиболее применительной и необходимейшей для мира. Поскольку же во всем наблюдается не только линия, но и плоскость, то, следовательно, и число "три" должно пользоваться равной честью по этой же причине; а уж о других почетных сторонах сего числа не буду говорить. Поскольку же каждое из вышереченного не только есть круг, но и - твердь и сфера, а это не может существовать кроме четырех (эоментов?), потому что, помимо всего иного, их требует сама необходимость, то разве и цифра "четыре" не будет ли среди почетных чисел? Кроме того, по иным причинам, и цифра "пять" не должна не пользоваться уважением; но особенно среди прочих - число "шесть", ибо оно преимущественно пред другими, составляющими его частями, является первым в числе совершенных чисел, потому что все (творение мира) было завершено шестым по числу днем.

Так что, на основании сего вытекает, что почитающие число "семь", сами себя обманывают, в сущности почитая не только цифру "семь", но просто всякую цифру: потому что каждая из них в равной мере обладает достаточными основаниями для уважения. А так как поскольку число, вместе со всем существующим, было создано Богом, а все созданное Богом прекрасно, и весьма прекрасно, как Сам Творец засвидетельствовал чрез Моисея, то если бы кто взял какую угодно цифру и внимательно изучил, то он нашел бы, что она прекрасна и "добра зело" и сама по себе и по иным причинам, чудесно представляя нечто, чему соответствует. Однако, ни один из дней, взятый по своему числу, не является превосходящим другой, в этом отношении, потому что Моисей не говорит, что цифра какого-либо из дней была похвалена Богом, но дела совершенные Им в каждый из дней были увенчаны похвалою; следовательно, и седьмой день достоин был похвалы не ради своего числа (но для этого было иное основание). Так что мы указываем причину, почему Бог нарочито благословил его и освятил, взяв начало из самых слов Моисея, именно: "Яко почи, - говорит он, - Бог в день седьмый от всех дел Своих, яже сотвори" (Быт.2:2). Затем присовокупляя: "И благословил Бог день седмый, и освяти его", сразу же указывает на причину благословения, повторяя то же самое: "Яко почи Бог от всех дел Своих, яже начат творити" (ст.3). Следовательно, есть такие дела Божия, которые Он не начинал творить [4], и творя которые не почил, как и Сам Господь открыл нам, говоря: "Отец Мой доселе делает, и Аз делаю" (Ин.4:17).

Итак, Бог желая нам дать посильное ведение таковых именно дел, и показать, что именно их должно искать более, нежели всего чувственного, седьмой день, в который почил от творения чувственного мира, благословил и освятил, как некое возвращение, путем упокоения, от нижнего мира (тон каато) к тому, который принадлежит лучшей и сверхмирной сфере. Потому что, сказать словами великого Дионисия: Бог, по преизбытку благости, бывает вне Самого Себя, и вследствие сбережения всех свойств к сему во всем возвращается, согласно могущей перемещаться (экстатикин) сверхсущественной силе, которая и по существу имеет статистический характер (анэкфититон) Его Самого; сошедши же человеколюбиво, насколько Он пожелал и насколько была в том необходимость, и сей наш чувственный мир создав в шесть дней, в седьмой - на свойственную Ему высоту, которую, однако, и не оставлял, Он, как это отвечало Божеству, возвратился (в Себя), и покой того дня более благословенным показал, научая и нас желать восходить, насколько возможно, в оный покой, который заключается в нашем умном созерцании, и чрез него в восхождении нашей мысли к Богу. К сему покою и Апостол ясно побуждает; потому что представив слова- сказанные Богом чрез Псалмопевца о народе Иудейском, именно: "Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой" (Пс.94:11), - он затем прибавляет: "Рече негде о седмом (дне) сице: и почи Бог в день седмый от всех дел Своихъ" (Евр.4:4). И несколько дальше: "Потщимся убо и мы внити во оный покой" (ст.11); потому что тот, кто войдет, и сам почиет от своих трудов, как - Бог от Своих. Но желаете ли узнать более ясно, в чем заключается этот покой и каким образом в него войдем? - Если мы усвоим те Божественные дела, которые, будучи безначальными, не могут характеризоваться, как "начатые", но которые ничего не имеют с чувственным миром [5]; итак, если мы усвоим эти дета, то еще более уясним значение сего покоя и вхождения в него. Какие же это дела? - Пусть поможет нам в сем деле Псалмопевец, пишущий так о Боге: "Дела рук Его истина и суд" (Пс.110:7). Значит, дело Божие не имеющее конца заключается в ведении всего существующего и в предведении будущего, которое если бы кто назвал "Истиною", не погрешил бы в наименовании, Дело Божие безначальное и нескончаемое есть суждение и предведение; потому что все существующее и прежде своего существования нуждалось в божественном предведении и суждении, чтобы могло придти в бытие; и после осуществления - дабы оно со временем не погибло, но, в одном случае, со временем изменилось бы для своей или универсальной пользы, или, в другом случае, пребывало бы неизменным. Безначальное дело Божие заключается в внимании Себе; ибо безначально Он был подвигнут к самосозерцанию. Воистину, кто, здраво исследуя, мог бы привести многое, относящееся к сему. И каждый из нас, братие, уклоняясь от приземляющих и весьма мучащих забот и соответственных им дел, да представит свой слух, внимая учению Духа; прежде всего, он будет похвален Господом, Который Марфу, заботящуюся о многом, хотя Ее забота и была о Нем, не одобрил; "Мария же", говорит, которая сидела возле и внимала словам учения, "благую часть избра, яже не отъимется от нея" (Лк.10:42).

Видишь ли дело не имеющее упокоения? А затем, восприемлющий в уме сии слова учения Духа и упражняющий в них ум, и в разуме души предпочитающий их всякой иной страсти и земному помыслу, и вследствие сего и сам проявляющий заботу о своей жизни, чтобы спастись, и сам возымеет дело, именно Истину и суждение, в своем сердце, как говорит Псалмопевец Пророк, "глаголя Истину". Когда же и от всякого рассуждения, хотя бы оно было и доброе, отведешь твой ум и весь соберешь его в самого себя, достигая это путем упорного внимания и непрестанной молитвы, то тогда, таким образом, внидешь и ты в божественный покой и улучишь благословение седьмого дня, пребывая в самосозерцании, и чрез самосозерцание возводим будучи к Богозрению. Ибо, говорят, что исход (результат) молитвы заключается в восхищении души к Богу. Эта одна из причин благословения данного седьмому дню, которую и Моисей в законе являя, установил седьмой день праздновать; но бездействие относится к предметам телесного пользования, для души же приличествует деятельность.

Опять же, Составивший вселенную в шесть дней, предвидел и склонность человека к худшему, и, вследствие сего, обращение его к земле, и даже до ада падение и заключение в нем, и - чрез человека - всего мира сего обветшание и приведете в упадок, а также - имеющее наступить обновление их, вследствие (или "чрез") Его вочеловечения. Это обновление произошло сошествием, чрез смерть, во ад воплотившегося Бога и обетованного им в Субботу воззвания там душ; и это, вот, дело седьмого дня Он предвидел; и потому-то, вероятно, этот единственный день удостоил благословения. Но это, вот, втайне было уготовано в седьмой день, т.е. в Субботу, а было явлено и все совершенным образом завершено в восьмой день, день Владычняго Воскресения; посему этот день знаменательно и называется нами "Господним Днем". Как пятница является по отношению к субботе, так суббота - по отношению к Господнему Дню, который явно превосходит ее, как завершение и истина превосходят начало и образ и тень. Такое превосходство и святость Господняго Дня проистекает вследствие благословенного завершения дела в этот день и ожидаемого в сей день всеобщего воскресения и совершенного вхождения достойных в божественный покой и возрождения всего мира.

Так что, сколько бы доводов ни приводил кто, почитая субботу, это же, с прибавлением, будет относиться и по отношению к восьмому дню: потому что этот день является законченностью (или "совершенством") субботнего дня. Почитание сего восьмого дня, т.е. Господняго Дня, и Моисей прикровенно ввел; ибо Юбилейный Год, который был им узаконен и наименован "Годом Отпущения", не был относящимся к числу, по закону численным седмицам, лет, но был после их всех, и был восьмым, возвещающимся по прошествии последних сих лет; это же самое Моисей делает и в седмицах недель. Но таким образом Законодатель не только прикровенно ввел почитание восьмого дня, который мы и называем Господним Днем (т.е. воскресеньем), как день освященный Воскресением Господним, но и повелел сочетать его с празднеством, которое наименовал "Днем Труб", и именует его "исходным", т.е. как бы границей и пределом всех празднеств. Этим ясно показывает, что и восьмой день должен быть называем нами "святым", предвозвещающим как бы божественное и всеславное и священное достоинство Господняго Дня, имеющее наступить после того, как все ветхозаветное минует. Таким образом и он по той причине почитал седьмой день, что он приводит к истинно честному восьмому дню; и как данный чрез него Закон заслуживает уважения, как приводящий ко Христу, так и седьмой день заслуживает почитания, как приводящий к восьмому дню, в который произошло Господне Воскресение, ибо и оно было восьмым; потому что, как после седьми дней, восьмой идет по счету, так, исследуя, ты найдешь, что после седьмого из всех от века повествуемых воскресений, Воскресение Господне было восьмым по счету [6]; таким образом, не только в восьмой день оно совершилось, но и восьмым числится после тех, которые ему предшествовали; но оно же - и первое, имеющее непосредственное отношение к ожидаемому восстанию во Христе всех, лучше же сказать - воскресение, по причине которого и Христос - начаток усопших и перворожденный из мертвых - славится. Таким же образом Господень День является не только восьмым днем, вследствие того, что он числится восьмым после предшествующих ему дней, но в то же время он является и первым днем по отношению к тем дням, которые следуют за ним; это для того, чтобы, таким образом, одновременно был первым и последним тот самый день, который мы, вот, называем "Господним", Моисей же наименовал его не "первым", а - "единым", как весьма превосходящий по своему значению иные дни, и являющийся началом будущего века, единого и невечернего (бесконечного) Дня.

Да будет наглядно видно превосходство Господняго Дня над иными праздничными днями еще и на таком основании: всякий иной день, обходя течение года, приносит с собою праздник один раз в год. Господень же (воскресный) день, каждый месяц четыре раза приносит нам, чрез непрерывное периодическое следование в течение всего года, делая нам его, воистину, "годом отпущения" и годом "приятным Богу". Посему устанавливая нам праздновать этот день по прошествии каждой миновавшей седмицы, Господь явился сначала Ученикам, собранным в доме, в то время как Фомы не было с ними, и представил Себя живым, мир даровав им, и чрез Свое дуновение, обновляя [7] оное первое, в начале мира данное человеку Богом, дуновение, даровал благодать Божественного Духа, влагая в них божественную силу вязать и разрешать грехи, делая их участниками власти, сущей на небе, говоря им: "Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся" (Ин.20:23).

Итак, эту силу и благодать даровал Господь, явившись в самый день Своего Воскресения, то есть, конечно, в Господень День; затем, по истечении промежуточных седми дней, а это сказать - в Господень (воскресный) День, который мы как раз сегодня совершаем - опять таким же образом является, и в этом же доме, Сам обновляя празднование это и приводя к вере сомневающегося Фому; ибо, согласно возлюбленному Евангелисту Спасителеву и Ученику: "По днех осмих паки бяху внутрь ученицы, и Фома с ними. Прииде же Иисус дверем затворенным, и ста посреде их, и рече: мир вам". Видите, что в Господень (воскресный) День происходило и собрание Учеников Христовых, и пришествие к ним Господа? - Потому что это был Господень (воскресный) День, когда в первый раз Он явился им собранным, и опять по прошествии седми дней, когда был День Господень, Он является им собранным. Церковь Христова непрестанно возъизображает сии священные собрания, совершая богослужения, особенно в воскресные дни, когда мы бываем вместе с вами и говорим вам общие начала, относящиеся к делу спасения и побуждаем вас к благочестию и к благочестивой жизни. Поэтому пусть никто, по нерадению или всегдашней заботе о земном, не оставляет сих воскресных, священных и от Бога преданных собраний, чтобы не случилось, будучи справедливо оставленным Богом, выстрадать нечто подобное тому, что приключилось Фоме, коль такой человек придет не во-время; и если бы однажды и случилось, будучи чрезмерно занятым, ему не придти, то пусть после уже воздаст долг, принося себя Христовой Церкви, чтобы не остаться ему неключиму; душою болезнуя неверием, сказывающимся в делах или словах, и, однако, не приходя во врачебницу Христову и не допуская священное лечение, как божественный Фома [8], потому что существуют, да, существуют не только мысли и слова, но и дела, как проявления веры, ибо говорится: "Покажи ми веру от дел твоих" (Иак.2:18), и у кого нет наличия их, тот, будучи, конечно, далек от Церкви Христовой и предав всего себя суете, имеет свою веру мертвой, или лучше сказать - не имеет никакой веры, сам вследствие греха став мертвецом.

Некоторые недоумевают, каким образом Христос, будучи одеян в плоть, вошел "дверем заключенным"; но по-видимому такие люди не знают, как духовное соображать с духовным и друг чрез друга познавать сие, как говорит божественный Апостол (1Кор.2:13). Ибо если Он не нарушил ложесна по плоти родившей Его Девы, отнюдь не развернув их, но в рождении сохранив неврежденными знамения девства, хотя тогда и был Он облечен в страстное и смертное тело, то что удивительного, если обессмертив воспринятое Им тело и обладая ныне бессмертной плотью, Он вошел при запертых дверях? Но когда Он уже обладал бессмертным и бесстрастным телом, то как Он мог в то же время иметь раны и пробитые места на руках и в боку? Ведь Евангелист повествует, что Господь сказал Фоме: "Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен". Итак, как это Он имел раны? - Ведь смертное и страстное тело не могло бы являть раны и пробитые места, и в то же время пребывать целым и здравым; но Он-то был силен явить, кому пожелал бы, вместе с бесстрастием и бессмертием тела и раны и язвы, которые Он раньше подъял, и при этом, чтобы это Его тело, нисколько не меньше пребывало бы бесстрастным и бессмертным. Из этого я также заключаю, что и те, кто пострадали за Христа, носят на своем теле раны в виде вечного украшения; потому что, как напр. оконные отверстия, хотя и ничем не способствуют солидности здания, однако являются не безобразящими его, но - необходимейшую утварью домов, впускающими внутрь свет и позволяющими живущим видеть то, что делается извне, - таким же образом, вот, и страдания на теле, перенесенные ради Христа, и следы оставленные ими, стали для возымевшего их как бы, окнами, пропускающими невечерний свет и, при сиянии оного света, познаются как дело божественной красоты, или, лучше сказать, - сияния, а не отражают неприглядность ран; не говоря уже о том, что они не идут в разрез с бесстрастием, но более принадлежат бессмертию.

Христово же тело имело внутри себя источник божественного света, откуда воссияв духовно просветило сомнящегося Фому, так что тотчас же совершенным образом богословствуя, он воскликнул: "Господь мой и Бог мой". Господь же ему сказал: "Яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавшии", показывая этим, что те, которые собственными очами взирали на славу (Его), ничем большим не обладают над теми, которые чрез них [9] были приведены в веру в Него. Если же Он сказал не "имеющие уверовать", но - "уверовавшие", но это было сказано в божественном и предведящем значении Знающего все прежде совершения, для которого будущее является как бы уже происшедшим. Мне сейчас пришла в голову мысль, которую я раскрою вашей любви. - Видя, что когда Фома отсутствовал, он был неверным, а когда сошелся с уверовашими, то уже отнюдь не погрешил в вере, мне пришло на ум, что и грешный человек, если бы только убежал от общения с дурными и обратился бы к праведным, то уже никогда бы не погрешил в праведности и, благодаря ей, в деле спасения своей души. Это, как мне думается, хочет сказать и Псалмопевец Пророк, ублажающий того, кто уклоняется от соседения и сшествия с Дурными людьми. И иной Пророк: "Не буди говоря со многими со злой целью"; и - автор Притч: "В соборищи грешных возгорится огнь; ходяй (же) с премудрыми премуд будет" (Сир.16:7; Притч.13:21).

Итак, братие, будем сходиться и часто отдавать себя Божией Церкви: потому что всякий истинно благочестивый ревностно отдает себя ей и неуклонно пребывает в ней; и когда каждый из вас входить в нее, пусть берет пример с более благочестивых; а их возможно узнать по одному их виду - в молчании и в молитве сосредоточии. Итак, пусть он обратит внимание на более благочестивых и гораздо более иных боящихся Господа, и вручив себя им, да держится их и вместе с ними да предстоит Богу; и когда выйдет после отпуста, то поскольку это - Господень День, то от всякого земного дела будучи свободен - ради Господа, по Которому и день сей так назван, пусть со тщанием ищет: нет ли кого подражающего тем Апостолам, который, как бы замкнувшись вполне, пребывает ждущим [10] Господа - чрез молитву в тишине и псалмопении и чрез иной соответствующий сему образ жизни. Пусть и он присоединится к такому человеку, и с верою войдет в его келлию, как бы в некое небесное место, имеющее внутри освящающую силу Духа; и пусть сядет рядом с обитателем и пребывает с ним насколько возможно долго; и да беседует с ним о Боге и о божественных вещах, вопрошая и со смирением поучаясь, и молитвою призывая себе помощь: потому что прекрасно знаю, что и к нему, так поступающему, невидимо приидет Христос, и внутренний мир подаст размышляющему таким образом и приложит к вере и придаст непоколебимость (стиригмон), и в свое время сочетает со избранными во Царствии Небесном, что да будет всем нам получить в Самом, ныне нас ради умершем и воскресшем, и затем со славою имеющим придти Царе веков Христе: ибо Ему подобает слава во веки веков. Аминь.

Примечания:
1. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVII: colonna 220-236. In qua ostenditur Sabbati et Dominicae mysterium; necnon in Evangelium primae post Pascha Dominicae.
2. Ин.20:19 сл.
3. "День Господень" (и Кириаки, Dominica) так называется по-гречески и по-латински тот день, который именуется у нас "воскресением".
4. Здесь подчеркиваются такие дела, о которых нельзя сказать, что Бог их начал творить, ибо это такие дела, которые свойственны Богу и поэтому безначальны и т.ск. совечны ему. О них Святитель говорит ниже.
5. Здесь несколько свободный перевод фразы. См. предыдущее примечание.
6. Думается, что здесь Св. Григорий Палама имеет в виду следующие воскресения мертвых: 1) Воскрешение мертвого отрока Прор. Илиею (3Цар.17:22). 2) Воскрешение мертвого отрока Пророком Елиссеем (4Цар.4). 3) Мертвец, прикоснувшийся к костям Пророка Елиссея, воскрес (4Цар.13). 4) Воскрешение Господом отрока Наинской вдовы (Лк.7). 5) Воскрешение Господом дочери Иаира (Мк.5. Лк.8). 6) Воскрешение Господом Лазаря (Ин.11). 7) Евангелист Матфей повествует, что немедленно после крестной смерти Спасителя: "многия тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов но воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим" (Мф.27:52,53).
7. Перев. свободный. Имеется ввиду вдуновение Богом жизни в людей (Быт.2:7).
8. Т.е. который именно искал, чтобы Бог излечил его неверие и не покидал собрания Апостолов, но был вместе с ними.
9. Т.е. чрез Святых Апостолов, которые своими глазами видели Господа Иисуса Христа.
10. Ориг. - "желающем", "жаждущем", "любящем"; мы здесь перевели, как "ждущим", держась 6ольше общей мысли текста, нежели - вербального перевода.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.