Интересный обзорно аналитический текст Константина Скибы в двух частях. Собственно о том, что данная идеология неоказачества взращивается из-за бугра с целью создания ещё одной линии развала России.
«КАЗАКИ - ОСОБЫЕ РУССКИЕ» ИЛИ КАЗАЧЕСТВО КАК СУБЭТНОС РУССКОГО НАРОДА. Часть 1Не будет великим секретом сказать, что в современном «казачьем интернет-пространстве», в преддверии очередной Всероссийской переписи населения, все чаще осуществляются информационные вбросы, посвященные тому, что все казаки, а также члены их семей, обязательно должны указать в своих переписных листах «национальность - казак», причем без таких прилагательных как «кубанский», «донской», «терский» и так далее. Для чего это надо? Вопрос для неискушенного человека довольно сложный потому, что многие из «активистов казачьего народа» ведут двойную игру. С одной стороны они стараются как можно чаще упоминать фразу Льва Толстого о том, что «казаки создали Россию», а с другой - кипят лютой ненавистью к «краснопузым мужикам», мечтая о «независимой Казакии» и различных компенсациях (денежных, властных и т.д.) за «геноцид казачьего народа».
Если говорить откровенно, по своей сути, это политические игры от людей, которым в свое время не досталось ни земель, ни денег, ни власти. Хотя нет, точнее будет сказать, что их ведут люди, многие из которых уже проиграли схватку за власть, которая развернулась между «возрожденным казачеством» и властями Краснодарского края в начале 1990-х годов.
Тогда, в «лихие 90-е», казаки, испытывая свой «миг счастья», снимали с должности неугодного им губернатора Дьяконова, провозглашали на территории Краснодарского края «казачьи республики», врывались с отобранными у милиционеров «калашниковыми» в здания станичных и хуторских администраций, получали в собственность «казачьи рынки», пороли плетьми и выселяли из станиц «инородцев», а также проводили различные казачьи съезды под дружные крики «Любо!».
Но вскоре, «почуяв, куда ветер дует», власть смогла переломить ситуацию и направила «возрождение казачества» в нужное ему русло. Один из примеров - уход в отставку В.П. Громова, вокруг которого в 2007 году создали такую ситуацию, которая не позволила ему переизбраться атаманом Кубанского казачьего войска на новый срок. На данный момент, с помощью Н.А. Долуды, недавно ушедшего на должность «всероссийского атамана», реестровое Кубанское казачье войско стало провластной общественной организацией, которую сориентировали на воспитание патриотизма у молодежи, больше не позволяя отклоняться «от генерального курса линии партии».
Но, впрочем, не будем развивать эту тему дальше, у нас другая цель - показать позицию академической науки и властных структур на «казачий вопрос» во Всероссийской переписи населения, которая была отложена из-за пандемии коронавируса на весну 2021 года.
«Субэтнос русского народа, так будут учитываться казаки России, пожелавшие уточнить переписчикам свое происхождение» - так об этом недавно заявил заместитель руководителя Росстата Павел Смелов. - «Казаки относятся к этносу русского народа. Поэтому казак может просто говорить, что он казак, и не уточнять, русский он, украинский или сибирский», - пояснил федеральный чиновник на заседании «круглого стола» в Ростовской области, посвященном подготовке к переписи населения.
Подобные разъяснения требуется произносить накануне каждой Всероссийской переписи населения из-за того, что в риторике «родовых, этнических и адатных» казаков регулярно поднимается вопрос о признании властями России существования мифического «казачьего народа», который не имеет никакого отношения к восточным славянам по своему языку, происхождению и культуре, являясь потомком таких древних народов и племен как скифы, сарматы, хазары, касоги и так далее.
Кроме мысли о том, что «был народ сарматский, а теперь казацкий», для сторонников «этнического казачества» характерны следующие идеи: возвеличивание роли казачества в «белом движении» времен Гражданской войны (причем для некоторых, наиболее упертых самостийников, она видится как «русско-казачья война»), чрезмерная стигматизация жертв со стороны казаков в годы Революции и Гражданской войны, в период коллективизации, голода 1932-1933 годов и государственных репрессий 1930-х, а также трактовка Великой Отечественной как «второй Гражданской войны» между казаками и большевиками, плохо скрываемые симпатии к пособникам нацистов из числа казаков-коллаборационистов, и даже их открытая героизация («жертвы Лиенца»). А в наиболее радикальных высказываниях звучат обвинения Российского государства в «геноциде казачьего народа» и в царские времена, начиная с конца XVII века. По мнению многих экспертов, такая трактовка истории и происхождения казачества очень похожа на начальные этапы движения «украинства», которое было создано на австрийско-польской Западной Украине с целью максимального отторжения малороссов от единой семьи восточнославянских народов.
Стоит отметить, что ненаучная и маргинальная теория «этнического казачества» возникла среди казачьей интеллигенции Дона еще в середине XIX века, получила новый импульс в период Гражданской войны (принятие донским правительством в качестве официальной идеологии идей, почерпнутых из книги Е.Савельева) и пышно расцвела в среде белоказачьей эмиграции, где ее сторонниками в основном была казачья молодежь. В последующие годы идея о «казачьем народе» активно поддерживалась спецслужбами предвоенной Польши, затем нацистской Германии, а после Второй мировой войны - Англии и США, главных противников СССР в «холодной войне».
На данный момент конечная цель «этнического казачества» - признание казаков «отдельным народом», требования к России о признании «геноцида казачьего народа» со всеми политическими и юридическими последствиями, а в перспективе - создание на «землях казачьего Присуда», автономного или даже независимого «государства Казакия».
Именно поэтому признание себя «отдельным народом» в переписях населения рассматривается «этноказаками» как один из главных шагов в достижении своих, прежде всего - политических целей.
Еще один примечательный факт говорит о том, что если идеи «этнического казачества» поначалу поддерживала лишь часть нынешних донцов, то в последние годы они активно распространяются среди казаков, проживающих на Кубани, Ставрополье, Адыгее и Карачаево-Черкесии. Лидирует в этом процессе та часть казачества Северного Кавказа, которая является потомками черноморских казаков, которые еще в годы Революции и Гражданской войны отметились своим украинством, густом замешанном на автономизме и сепаратизме.
«КАЗАКИ - ОСОБЫЕ РУССКИЕ» ИЛИ КАЗАЧЕСТВО КАК СУБЭТНОС РУССКОГО НАРОДА. Часть 2Стоит отметить, что позиция Росстата по вопросу казачества сформирована на мнениях авторитетнейших российских специалистов в сфере казачьей этнографии и истории. Один из них - доктор исторических наук Валерий Тишков, историк и этнолог, который в 1990-е годы был министром по делам национальностей, а в 1989-2015 годах возглавлял Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук.
- Вопросник переписи полностью, один к одному, повторяет тот, что был в 2010 году. За исключением некоторых оглавлений по социально-экономическим показателям, но это уже по линии Высшей школы экономики, - сообщил В.Тишков. - Подгруппы у народов будут, так, например, у татар кто-то может сказать, что он просто татарин. Второй скажет, что он, например, казанлы, третий - казанский татарин, сибирский татарин или кряшен. Но эти все подгруппы татар, при обработке результатов переписи, будут группироваться воедино. Только татары-нагайбаки будут считаться как отдельный малый народ. Поморы и казаки пойдут как подгруппы русских, отличительные по своей культуре, языку и самоназванию. По-научному это называется «субэтнос», вопрос о признании казаков народом в научной сфере на сегодняшний день не обсуждается, - подытожил он.
- Если речь идет конкретно о казаках, я бы не стал применять слово «народ». В этом случае идет подмена понятий: казаки обладают определенной идентичностью, но она не подкреплена четкими научными показателями. Мне видится, что казаки - это субэтнос русских, - считает старший научный сотрудник Института географии Российской академии Наук, доктор географических наук Алексей Гуня.
Отсюда мы можем сделать следующий вывод - все граждане Российской Федерации, указавшие свою национальность как «казак», будут определены как один из российских субэтносов. Таких же, как упомянутые поморы, а также водлозёры, горюны, заонежане, скобари, сицкари, цуканы, чалдоны и так далее. Ибо, как сказал все тот же В.Тишков, «...возьмите русских из Архангельской области, из Ставропольского края или с Камчатки, к примеру, и вы получите три совершенно разных «народа», общим у которых будет только язык, и, если они верующие, то православие».
Похожую позицию занимал и генерал Г. Трошев, назначенный в 2000-е годы советником президента по делам казачества. На вопрос о том, считает ли он казаков народом, он четко ответил: «Нет! Это неправильно. Это все равно, что назвать народом рабочих или колхозников. Все мы - казаки, рабочие, крестьяне и интеллигенция - народ русский».
Нам, конечно, могут возразить: «А как же принятый в 1991 году закон «О реабилитации репрессированных народов»? Ведь там есть казачество!
Ну, вообще-то, в тексте этого закона вообще нет связки из слов «казачество - народ», а есть казачество - это «иная (то есть не народ!) исторически сложившиеся культурно-этническая общность».
Но что значит эта хитрая фраза, какой в ней смысл? Дело в том, что вокруг этого ельцинского закона, во время его создания, велись разнообразные «подковерные игры». Одним из таких игроков был атаман В.П.Громов, возглавлявший на тот момент недавно возрожденное Кубанское казачье войско. Именно он, вместе с другими атаманами, буквально продавил и протащил казачество в закон о репрессированных народах; именно он придумал эту, нелогичную с точки зрения истории и этнографии, формулировку - «культурно-этническая общность».
Кстати по поводу «казачьих игр» эпохи 1990-х годов у В.Тишкова, который, напомним, в те годы был министром по делам национальностей, есть одна интересная фраза, сказанная им в одном из интервью 2001 года: «...Я не завизировал указ Президента о казачестве, но он был подписан Ельциным, и мне было поручено его исполнять. До сих пор считаю, что не выдай я пропуск группе казаков в Кремль на съезд народных депутатов, не помести С. Шахрай свое фото в казачьей форме на обложку журнала «Столица», не создай государство кремлевский департамент и другую госбюрократию по делам казачества, эту форму общественной мобилизации можно было бы сохранять на уровне краеведческого движения, а не придавать легитимность низовой мифопоэтике и разрушительной линии на выстраивание суррогата параллельной государственности. Собственно говоря, казачество так и осталось на фольклорно-краеведческом уровне, и дай ему бог хотя бы в таком виде и сохраниться. Зато сколько было затрачено средств, времени и эмоций на неэффективные для государства и власти «игры в казаков».
Продолжая рассуждать на тему «казачьего народа» мы можем признать, что ряд региональных историков и этнографов (на Дону - А.Скорик, на Кубани - О.Матвеев) признают у черноморских и донских казаков наличие «этничности», то есть НЕКОТОРЫХ черт этноса, народности.
Но, вот незадача, такие же «этнические» черты (в том числе некая особость, самость, противопоставление себя общей массе русского народа) никак не ловятся в быту, жизни и культуре соседей казаков-черноморцев - кубанских линейцев, подавляющая масса которых НИКОГДА не была подвержена идеям о «самостийном казачьем народе», что они и показали в годы Революции и Гражданской войны. В те годы, в отличие от черноморцев, они были «за Единую и Неделимую Россию». Показывают они это и сейчас.
Интересный факт - практически все нынешние кубанские «казакийцы», которые живут на исторических территориях Кавказского Линейного войска, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ местными уроженцами, прямыми потомками кубанских казаков-линейцев, они сюда приехали, вместе со своими, чужими для этих мест, казачьими корнями.
Отсюда можно сделать вывод о том, что, как мы уже упоминали выше, вся прошлая и нынешняя казачья «самостийность» на Кубани - всего лишь местный вариант «украинства», политического движения, рожденного на Украине и густо замешанного на «нелюбви к москалям». В Черномории его слабые бытовые ростки («Гарный чоловик, тильки же москаль!»), пестовало «черноморское панство», местная социальная элита, которая «хотела оградить Черноморию высокой и прочной стеной от всей России», преследуя при этом свои экономические и политические интересы. Они хотели сами «пановать» на этих землях, завоеванных Империей в конце XVIII века и подаренных им.
Важное уточнение - создание в 1860 году единого Кубанского казачьего войска было попыткой царских властей решить эту проблему, перемешать черноморцев и линейцев в единый социальный организм, хотя эти два войска - Черноморское и Кавказское Линейное, КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ХОТЕЛИ такого объединения. В конце концов, что-то получилось, процент социальной напряженности упал, но не исчез совсем. Вплоть до событий 1917 года кубанское казачество продолжало делиться в своем быту, культуре и политических пристрастиях на «черноморцев» и «линейцев».
В заключении мы снова упомянем о казаках-донцах - лидерах «казакийского» движения, которые отчего-то полюбили ходить не в своих форменных фуражках с красным околышем, а в шапках-кубанках.
Для них есть один неприятный сюрприз, который четко показывает «географическую» причину их нынешних претензий. Не «казачья» этничность, а «донская», не «казакийство», а «донской народ»! Уж так пишите себя, ибо вернее, ближе к реальной истории.
Дело в том, что значительная часть кубанских казаков-линейцев была выходцами с Тихого Дона. Например - старожильческое население станицы Кавказской (центр Кавказского отдела Кубанского казачьего войска). И, несмотря на то, что ОНИ ПРОЖИЛИ НА КАВКАЗЕ СТО ЛЕТ, мы опираемся на работы местных уроженцев, казачьих историков А. Ламанова и Ф. Елисеева, даже в начале XX века - 1913 и 1914 годы, они продолжали твердо хранить «древлеправославную веру», петь «стародонские» песни – военно-походные, «свадебные и бабьи», гутарить на донской манер, называть кавказскую черкеску «чекменем», строить бревенчатые дома по типу донских куреней и так далее. Но где же тогда было их этническое донское «казакийство»?! Его НЕ БЫЛО ВООБЩЕ!
P.S. Напомним, что в ходе Всероссийской переписи населения 2002 года казаками себя назвали более 140 тысяч человек, а по результатам переписи 2010 года по стране было учтено немногим более 67,5 тыс. человек, которые отнесли себя к казакам, субэтносу русского народа.
Пообщаться с автором в комментариях можно тут в посте сети вконтакте
https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_71891