| 
			
			 
				Один из русских праведников - Кирилл Белозерский (1337-1427), основатель Кирилло-Белозерского монастыря, считал, что у каждого человека . своя правда, что пока люди не научатся видеть и уважать чужую правду, цепь злодеяний останется непрерывной. 
  Среди воспитанников Кирилло-Белозерского монастыря был и другой русский праведник. Нил Сорский.
  (просьба сей православный ракурс не считать "апофеозим православия": никаким высокомерием к другим конфессиям тут и не пахнет)
  Для меня особенность православия прежде всего в несводимости христианства к словам, утверждениям, догматам и учениям. А в личном духовном подвиге (или просто труде) стяжания Духа Святого. "Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи" /Псалом 26/
  Лютер говорит: "на том стою и не могу иначе"; и стоит он на своем переводе Библии, на впитывании ее словесного содержания. Потому что его опыт монашеский закончился неудачей и чуть не привел к катастрофе. Католицизм готов бороться, вплоть до костров, со с л о в е с н ы м и ересями, словесными отступлениями от христианства.
  В отличие от них, в православии - упор на его дух и суть, на неизреченный преображающий опыт личной встречи с Богом; преображающий душу и меняющий жизнь.
  Поэтому только у нас название всего народа, его 90, а то и поболее,% - "христьяне-крестьяне". Это при том, что крестьяне эти часто говорили, что не слова не понимают ни из церковной службы, ни из чтения Евангелия.
  Любимый и цитируемый Кураевым евангелист (о чем Кураев стыдливо умалчивает) Марцинковский говорит, что странствуя с чтениями Евангелия по России, ему приходилось видеть, как в одну избу набивалось послушать слово Божие до 200 человек. А он не проповедовал, а просто читал НЗ. И он удивлялся: "разве в церкви вам это не читают?" - "ходим в церковь каждое воскресенье всю жизнь, но ни слова не понимаем"./Владимир Марцинковский "Записки верующего". (1927)/
  Так что в православии главным был и остается тот глубинный христианский дух, который веет где хочет и передается часто вне и помимо слов.
  Тот же Кураев, на вопрос, кто такие суфии, - говорит, что они пошли от православия и православной практики. А патриарх Вселенский говорит, что "нам многому предстоит научиться и от йоги".
  Поэтому, если б облекла свою позицию в благостные и правильные слова, - в этом не было бы особого смысла; скорее всего, с ней бы равнодушно согласились и все. А когда практически то же самое высказываю и обостренном, занозистом и забористо задорном виде, - для того чтобы отвергнуть то, что говорю, в душе может шевельнуться какая-то мысль духовная (не получилось сказать). 
  Исхожу из того, что все мы - от одного Адама и все стремимся к Богу. И пути других духовных культур, даже и без имени Христова, угодны Господу, и на них тоже распространяется Его желание всех спасти и вовсе не обязательно известным нам образом. Ничего не утверждаю; только говорю, что крещение Духом Святым в о з м о ж н о для каких-то йогов, буддистов и индуистов. И что их духовный опыт, обогащенный нашим знанием имени Христова, может принести нам духовную пользу.
  Это в точности напоминает борьбу с таким дьявольским заморским зельем, как картошка. Ели ее отравленную ботву. Вместо клубней, которых и не замечали.
				
				
				
			 
			
			
					
		 |