Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Архимандрит Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Другие христианские конфессии и течения
соня
Архимандрит Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

«мы стоим перед необходимостью "раскрыть" себя для "всего" и всех, чтобы самим стать христианами». /архим.Софроний/

Церковь наша - кафолическая, вселенская. Печально было бы скатиться по примеру иудаизма в национальную и конфессиональную ограниченность.
Ведь чем завоевывают сердца наиболее популярные ныне вероучения и религиозные движения? Своим отказом от исключительности ЕВУ (единственно верное учение).
Именно поэтому (наряду с ролью личности) так много было обратившихся к русскому православию англичан у митрополита Антония Блюма и американцев у протоерея Александра Шмемана.

Я не за размытость и всетерпимость. Не за механический синкретизм.
Просто имхо есть огромная разница между утверждением, укорененностью в своей вере, - и обличением ошибок вер чужих.

Чисто даже эстетически, человечески, нравственно - чем глубже мы постигаем благодатность приобщенности своей вере, тем терпимее, с большим пониманием пытаться отыскать жемчужиные зерна Духа, веющего где хочет, в том, что мы прежде со школярским высокомерием считали навозом.

Противоположная позиция, позиция ЕВУ, чревата многими духовными опасностями и ставит нашу веру, на радость католицизму, в один ряд со всякими сектами, именно и отличающимися утверждением себя как ЕВУ.

----------------------
В анотации к архиву аудиозаписей лекций православного портала ПРЕДАНИЕ архимандрита Софрония (Сахарова),
без которого нам может и не было бы известно о св. старце Силуане Афонском говорится:
-----------------------



Архимандрит Софроний (Сахаров)

В простых словах архимандрит Софроний рассказывает о своей жизни в Боге так, чтобы сделать это понятным даже тем людям, которые считают себя неверующими.

Движимое огнем «любви Христовой», которая «есть любовь, объемлющая весь мир» и каждого человека, его свободное слово о Боге не знает каких бы то ни было ограничений религиозного, философского или политического порядка, поскольку, как он сам пишет, «всякое ограничение, всякое самозамыкание, всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу». Эта беспредельность любви его «к каждому человеку как неповторимой вечной ценности» наполняет всякое его слово, к кому бы оно ни было обращено.

Своим живым примером архимандрит Софроний показывает, как «мы стоим перед необходимостью "раскрыть" себя для "всего" и всех, чтобы самим стать христианами».
----------------

Prediger
Утверждение, что наша вера истинная, очень не нравится противникам христианства, как вообще любая принципиальность не нравится в мейнстриме. Что ж, пусть бесконечно подравниваются под свой общий наименьший знаменатель, а мы уж как-нибудь будем "не такими".
соня
вера это - живая.
Живая.
Она растет, меняется, становится полнее, глубже.

А иногда начинает хиреть, застаиваться и подгнивать.
Тут-то самое время с гордостью оглянуться на прочих =).
Может и есть ЕВУ, но мы-то свое собственное ЕВУ еще не постигли.
Разве что на СЛОВАХ.

Так что имхо углубляться в свое ЕВУ и поражаться его глубине и истине - рост для души.
Надменно или с сожалением скорбеть о заблуждениях других - симптом.
Поучать и упрекать их - диагноз.
Prediger
Поучать и упрекать - дело неофитов. Если мы твёрдо стоим в вере, знаем её, получили великую радость и утешение, то уверены о вере, о духовной жизни и прочих главных вещах. Разумеется, такое знание не будет колебаться от сует мира сего и разных приходящих совопросников.
соня
Разумеется. Если такая вера основана не просто на воспринятой вере как идеологии, но основана на не от головы идущей полученной великой радости и утешении, то и колебаться ей не от чего.
И уж тем более не от предположения, что кто-то может получать великую радость и утешение в рамках других убеждений.
Prediger
Кстати сказать, фраза в заголовии темы "раскрыть себя для всего и всех, чтобы самим стать христианами" очень странная и двусмысленная. Например посыл
Цитата(соня @ 21.2.2011, 10:12) *
Ведь чем завоевывают сердца наиболее популярные ныне вероучения и религиозные движения? Своим отказом от исключительности ЕВУ (единственно верное учение).

вдвойне неверен.

С одной стороны, вера истинная не может не быть исключительной.
С другой, как раз секты и утверждаются свою исключительность с особым жаром, отсюда их тоталитарность.
Мы же уверены в истине своей веры и предлагаем другим убеждаться в этом снова и снова.
соня
Если я восхожу на гору верными шагами по верным проложенным ступеням, это не значит, что на ту же вершину не проложены и иные тропы.
Prediger
А если узок путь и узки врата? И путь этот один...
натальчик
Цитата(Prediger @ 15.5.2011, 11:34) *
А если узок путь и узки врата? И путь этот один...

Это чисто монополистски-субъективный подход, характерный, пожалуй, для любой религии.
Prediger
А кроме оценочного мнения есть объективные предпосылки для "расширительного" понимания пути спасения?
Во всяком случае, христианское Писание достаточно ясно говорит об этом.

Вот некоторые места на эту тему.

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
(Матф.7:13-15)

5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
(Еф.4:5-6)

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
(1Тим.2:5)

Тема единства и единственности пути через Иисуса Христа пронизывает всё Писание. Все остальные "пути" называются магистралью в погибель.
натальчик
Правильно. Это в христианстве. А какие-нибудь мусульмане или там зороастрийцы (как и все остальные религии) с неменьшей категоричностью уверяют, что истина только у них. Вот о чем я.
соня
Цитата
"Несколько часов проговорив-проспорив со своим христианским другом, но так и не убедив друг друга, Мартин Бубер и его собеседник замолчали.
Потом встали и со слезами на глазах обняли друг друга.

Ни тот, ни другой НЕ ИЗМЕНИЛИ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ.
Но….. что-то они ПОЧУВСТВОВАЛИ."
/Г. Помернанц/


А вот в отличие от этого, создание универсальной всечеловеческой религии подобно тогда смешению всех любимых в одного супер-героя с предложением “любить всем одного и одинаково”.

Занимаются доказательством превосходства своей веры (любой), либо пряча от самого себя свои тайные сомнения, либо компенсируя застой в духовной жизни.
натальчик
Цитата(соня @ 15.6.2011, 14:28) *
Занимаются доказательством превосходства своей веры (любой), либо пряча от самого себя свои тайные сомнения, либо компенсируя застой в духовной жизни.

конечно.
Prediger
Цитата(натальчик @ 14.6.2011, 16:24) *
А какие-нибудь мусульмане или там зороастрийцы (как и все остальные религии) с неменьшей категоричностью уверяют, что истина только у них.


Это не удивительно. Но также это не означает, что есть истина, которая бы объединила все эти противоречия. Противоречивые стороны с этим не согласятся smile.gif. Даже понятие истины у всех разное.
соня
Цитата(Prediger @ 17.6.2011, 2:31) *
Но также это не означает, что есть истина, которая бы объединила все эти противоречия. Противоречивые стороны с этим не согласятся smile.gif. Даже понятие истины у всех разное.

я постоянно подчеркиваю, что никакое объединение на логическом, понятийном, словесном уровне невозможно.
А вот сопоставление разных миро- и богопониманий ипонятия о спасении и предназначении человеческой жизни, - считаю во многих смыслах полезным.
Prediger
Мне кажется, многие, занимаясь этим самым сопоставлением, по сути идут по принципу "понять - значит принять". И некрепкость ума воспринимают как движение души. Отсюда неофиты, не познавшие и своей веры, уже берутся за экуменический диалог и растворяются в этих тусовках.
соня
Один из русских праведников - Кирилл Белозерский (1337-1427), основатель Кирилло-Белозерского монастыря, считал, что у каждого человека . своя правда, что пока люди не научатся видеть и уважать чужую правду, цепь злодеяний останется непрерывной.

Среди воспитанников Кирилло-Белозерского монастыря был и другой русский праведник. Нил Сорский.

(просьба сей православный ракурс не считать "апофеозим православия": никаким высокомерием к другим конфессиям тут и не пахнет)

Для меня особенность православия прежде всего в несводимости христианства к словам, утверждениям, догматам и учениям.
А в личном духовном подвиге (или просто труде) стяжания Духа Святого.
"Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи" /Псалом 26/

Лютер говорит: "на том стою и не могу иначе"; и стоит он на своем переводе Библии,
на впитывании ее словесного содержания.
Потому что его опыт монашеский закончился неудачей и чуть не привел к катастрофе.
Католицизм готов бороться, вплоть до костров, со с л о в е с н ы м и ересями, словесными отступлениями от христианства.

В отличие от них, в православии - упор на его дух и суть, на неизреченный преображающий опыт личной встречи с Богом; преображающий душу и меняющий жизнь.

Поэтому только у нас название всего народа, его 90, а то и поболее,% - "христьяне-крестьяне".
Это при том, что крестьяне эти часто говорили, что не слова не понимают ни из церковной службы, ни из чтения Евангелия.

Любимый и цитируемый Кураевым евангелист (о чем Кураев стыдливо умалчивает) Марцинковский
говорит, что странствуя с чтениями Евангелия по России, ему приходилось видеть, как в одну избу набивалось послушать слово Божие до 200 человек. А он не проповедовал, а просто читал НЗ.
И он удивлялся: "разве в церкви вам это не читают?" - "ходим в церковь каждое воскресенье всю жизнь, но ни слова не понимаем"./Владимир Марцинковский "Записки верующего". (1927)/

Так что в православии главным был и остается тот глубинный христианский дух, который веет где хочет и передается часто вне и помимо слов.

Тот же Кураев, на вопрос, кто такие суфии, - говорит, что они пошли от православия и православной практики.
А патриарх Вселенский говорит, что "нам многому предстоит научиться и от йоги".

Поэтому, если б облекла свою позицию в благостные и правильные слова, - в этом не было бы особого смысла; скорее всего, с ней бы равнодушно согласились и все.
А когда практически то же самое высказываю и обостренном, занозистом и забористо задорном виде, - для того чтобы отвергнуть то, что говорю, в душе может шевельнуться какая-то мысль духовная (не получилось сказать).

Исхожу из того, что все мы - от одного Адама и все стремимся к Богу.
И пути других духовных культур, даже и без имени Христова, угодны Господу, и на них тоже распространяется Его желание всех спасти и вовсе не обязательно известным нам образом.
Ничего не утверждаю; только говорю, что крещение Духом Святым в о з м о ж н о для каких-то йогов, буддистов и индуистов.
И что их духовный опыт, обогащенный нашим знанием имени Христова, может принести нам духовную пользу.

Это в точности напоминает борьбу с таким дьявольским заморским зельем, как картошка. Ели ее отравленную ботву. Вместо клубней, которых и не замечали.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.