|
 |
Вера и Нравственность, их взаимозависимость |
 |
|
|
|
|
13.10.2007, 6:18
|
Завсегдатай
 
Группа: Пользователи
Сообщений: 266
Регистрация: 7.9.2007
Вставить ник
Цитата
Из: П-З
Пользователь №: 777
Репутация: 23

|
Так. Опять начинаеться сплав ж**ы и пальца. Вера и нравственность это две, хотя и вполне совместимые, однако, абсолютно разные вещи). Появление их в одном предлоении чаще всего встречаеться в безнравственной попытке верующих исключить (во время проповеди, или просто "душеспасительной беседы") самостоятельное существование одного из этих прекрасных явлений. Попытаемся подойти ближе к задействованным в теме понятиям: если логический каркас нравственного сознания образует сеть понятий, в которых обобщен опыт отношений между людьми, скрнцентрированы предст-я о принц-ах нравственного поведения,об обязанностях человека по отнош-ю к другим людям, себе. Другими словами, тогда как нравственность это продукт,совместного творчества всех людей, то вера, (цитирую Предигера) "Если говорить языком философии,- способ восприятия мира, который бы превышал обычные чувственные восприятия. Ведь вера это особый способ познания.", продукт самостоятельных поисков отдельного человека.
|
|
|
|
13.10.2007, 10:06
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Демиурги
Сообщений: 2023
Регистрация: 21.12.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Переславль
Пользователь №: 131
Репутация: 239

|
Для размышлений выкладываю две цитаты:
"Если нет Бога, то не существует и трансцендентных понятий "правильного" и "неправильного", не зависящих от личного предпочтения того или иного человека. Молекулы и газы, законы природы сами по себе не могут быть "добрыми" или "злыми", "правильными" или "неправильными". Если материальный мир, природа - единственная объективная реальность и если нет нравственной силы помимо природы, "добро" и "зло" не являются объективной реальностью. Представление о нравственности, таким образом, становится чисто субъективным. Оно, это представление о нравственности, становится либо общепринятым, либо индивидуальным мнением, объективно не имеющим реального смысла... Без Бога у нас могут быть только мнения о нравственности, но наши мнения относительно "добра" и "зла" в области поведения не более значимы, нежели мнения о "хорошем" или "плохом" мороженом". Д.Прейгер и Д.Телушкин
"Нравственность без Бога... не выдерживает первых же ударов таких примитивных и фундаментальных инстинктов человеческой природы, как эгоизм, жадность, жажда власти". Уил Херберг
|
|
|
|
13.10.2007, 13:36
|
Трезвый и злой
  
Группа: Демиурги
Сообщений: 1002
Регистрация: 7.8.2006
Вставить ник
Цитата
Из: засады
Пользователь №: 387
Репутация: 144

|
Хорошо, Aroc. По первой цитате: Цитата(Aroc @ 13.10.2007, 10:06)  Без Бога у нас могут быть только мнения о нравственности Нравственность всегда первична. Бог - он потом, он вторичен, он - только довесок к тому, что уже заложено в человеке с рождения. Человек может не верить в Бога, но это не помешает ему быть нравственным, если он изначально таков. По второй: Цитата(Aroc @ 13.10.2007, 10:06)  "Нравственность без Бога... не выдерживает первых же ударов таких примитивных и фундаментальных инстинктов человеческой природы, как эгоизм, жадность, жажда власти". В таком случае никакой нраственности нет изначально, а есть только некое "представление о нравственности". И ещё. Я знаю людей, верящих в Бога, искренне верящих. Однако, это не мешает им совершать подлые поступки по отношению к другим, причем с полной уверенностью в своей правоте, т.е. в полном соответствии со своими "представлениями о нравственности". Присутствует здесь нравственность? Я думаю, что нет. И как же тогда это сочетается с верой?
|
|
|
|
13.10.2007, 14:03
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
Нравственность без веры вообще не возможна, т.к. коренится в ней. Вера - это способ осуществления познания духа и высших планов души, без неё человек теряет духовность как таковую. Отсюда нет никакого противопоставления нравственности и веры. Какова твоя вера - такова твоя и нравственность. Для каждого из нас нравственнно и телеологически оправдано лишь то, во что мы верим, и никак иначе. Если кто-то считает, что он "не верит", то это лишь пробел его образования. Абсолютная полнота людей верит, только вера эта различна: у кого-то она осмысленна и приподнята, как в христианстве, а у кого-то она слепая - как в атеизме или других секулярных религиях.
|
|
|
|
13.10.2007, 14:19
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
Цитата(SunPRO @ 13.10.2007, 14:14)  Только вера в Бога тут ни при чем. Я что-то написал о Боге? Я говорю о феномене веры вообще, ибо каждый человек верит, независимо от того, как он это себе представляет. Один верит в партию, другой в светлое будущее, третий в человечество, четвёртый в себя, пятый в любовь, шестой в деньги и т.д., как правило разные веры сочетаются у человека нерелигиозного, т.к. он не доходит до такой стадии развития духовности, чтобы определять свою веру сознательно. Цитата(SunPRO @ 13.10.2007, 14:14)  Скорее, вера в некие нравственные устои, которые потом уже человек определяет Не соглашусь. Нравственнные устои появляются как следствие веры, пусть даже веры своим родителям и окружающим воспитателям, которые эти устои нам передают. Но лишь потом на основании веры только и может возникнуть система приоритетов, ложащаяся в основу нравственно ценностных воззрений.
|
|
|
|
13.10.2007, 14:21
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Демиурги
Сообщений: 2023
Регистрация: 21.12.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Переславль
Пользователь №: 131
Репутация: 239

|
Цитата Нравственность всегда первична. Бог - он потом, он вторичен, он - только довесок к тому, что уже заложено в человеке с рождения. Человек может не верить в Бога, но это не помешает ему быть нравственным, если он изначально таков. То, что заложено в человеке с рождения, чаще всего озвучивается в первых словах ребенка- "дай!" и "моё"! Изначальная нравственность, или "внутренний закон" по словам апостола Павла- спорный камень, потому как этот внутренний закон постоянно входит в конфликт с человеческим эго. Цитата Я знаю людей, верящих в Бога, искренне верящих. Однако, это не мешает им совершать подлые поступки по отношению к другим, причем с полной уверенностью в своей правоте, т.е. в полном соответствии со своими "представлениями о нравственности". Присутствует здесь нравственность? Я думаю, что нет. И как же тогда это сочетается с верой? Никак это с верой не сочетается. Также как и с нравственностью, может быть вера, а может быть "представление о вере". Искренняя вера, если она действительно присутствует в человеке всегда выражается в любви, к Богу и к ближнему. После революции многие священнослужители торжественно рвали на себе рясы и брили бороды, каялись в своем мракобесии- неужели они были верующими когда-то?
|
|
|
|
13.10.2007, 14:45
|
Ветеран
  
Группа: Пользователи
Сообщений: 1878
Регистрация: 28.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Builder's Street
Пользователь №: 30
Репутация: 184

|
Цитата(WhiteAUrum @ 12.10.2007, 16:57)  Цитата(Loyalist @ 12.10.2007, 15:43)  99% из них были атеистами -- нереальная цифра. думаю, атеистами были порядка трети. если не меньше, в основном все молчали. Рузанна, вы не представляете, насколько 25 лет назад всё было по-другому. Среди всех моих друзей-знакомых был всего один, которого мать с бабушкой таскали с собой в церковь. Было жалко его, - я бы устроил дома бунт на его месте. Он упирался, плакал и шёл, понурив голову. Это потом, в 90-е, вдруг самые как раз безнравственные номенклатурщики кинулись осенять себя по церквям. 99% процентов, конечно, не получается, но только из-за мусульман. PS: "нравственность без Бога невозможна". Какая xyйня!
|
|
|
|
13.10.2007, 15:08
|
Трезвый и злой
  
Группа: Демиурги
Сообщений: 1002
Регистрация: 7.8.2006
Вставить ник
Цитата
Из: засады
Пользователь №: 387
Репутация: 144

|
Цитата(Prediger @ 13.10.2007, 14:19)  Я что-то написал о Боге? Я говорю о феномене веры вообще PredigerА я говорю именно о вере в Бога, а не в чё-то там. К тому же она (вера в Бога) явно просматривается в контексте темы. Цитаты Aroca - тому подтверждение. Поэтому здесь мало уместно абстрактное понятие "веры вообще". Цитата(Aroc @ 13.10.2007, 14:21)  То, что заложено в человеке с рождения, чаще всего озвучивается в первых словах ребенка- "дай!" и "моё"! ArocЭто только одна сторона. Другая же сторона - это нравственный стержень, который впоследствии и вступает в противоречие с эго. И если он слаб, то эго все равно рано или поздно победит. И никакие старания родителей, учителей и прочих наставников не помогут. Цитата(Aroc @ 13.10.2007, 14:21)  После революции многие священнослужители торжественно рвали на себе рясы и брили бороды, каялись в своем мракобесии- неужели они были верующими когда-то? Очень хороший пример. Если уж не было в них нравственного стержня изначально, то и не помогли его развить ни вера, ни учителя-родители-воспитатели, ни ещё что-либо.
|
|
|
|
13.10.2007, 16:35
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Демиурги
Сообщений: 2023
Регистрация: 21.12.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Переславль
Пользователь №: 131
Репутация: 239

|
Цитата(SunPRO @ 13.10.2007, 15:08)  Другая же сторона - это нравственный стержень, который впоследствии и вступает в противоречие с эго. И если он слаб, то эго все равно рано или поздно победит. И никакие старания родителей, учителей и прочих наставников не помогут. Для того, чтобы нравственный стержень вступил в противодействие с эго, нужен мотив этого противодействия. Меня не устраивает книжное объяснение, будто нравственный закон самоценен и цель его исполнения кроется в нем самом. Если у человека нет веры в Бога, то что может побудить его к исполнению нравственного закона, даже с признанием этого закона? Тогда человек очень легко может прийти к выводу, что он сам себе — для себя закон. Вот вы лично можете отнести себя к нравственному человеку? Что вас побуждает быть нравственным? Цитата(SunPRO @ 13.10.2007, 15:08)  Очень хороший пример. Если уж не было в них нравственного стержня изначально, то и не помогли его развить ни вера, ни учителя-родители-воспитатели, ни ещё что-либо. Да не было в них никогда никакой веры и никакого нравственного стержня.
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|