Заслуженный Ветеран
    
Группа: Демиурги
Сообщений: 6446
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275
Репутация: 24

|
Глава 7 Свет сознания
Основание медитации – это очищение и познание истинной природы тела, мыслей и эмоций. Даже если произойдет только это, ваша жизнь станет божественной. Даже если произойдет только это, вы соединитесь с запредельным. Вы узнали божественное, но вы – не оно. Очищение повернет вас к божественному и сфокусирует ваш взгляд на нем, но только состояние пустоты позволит вам слиться с божественным и стать одним целым с ним. Вначале, на периферии, вы придете к познанию истины, в центре вы станете истиной. Я назвал первую стадию очищением – эту вторую стадию я называю пустотой. Существует также три стадии этого опустошения: на уровне тела, на уровне сознания и на эмоциональном уровне. Бестелесность противоположна отождествлению с телом. Вы отождествлены с телом. Вы не ощущаете, что «это мое тело», – наоборот, на определенном уровне вы начинаете чувствовать, что «я – это тело». Если ощущение того, что вы – тело, исчезнет, тогда вы станет бестелесным. Если ваше отождествление с телом разрушено, наступает бестелесность. Кришна сказал: «Это цельное бытие, которое огонь не может сжечь и стрела не может поразить, находится в нас». Знание об этом бытии и отказ от отождествления с телом, отказ от чувства, что вы – это тело, – это бестелесность. А чем чище тело, тем легче можно будет отказаться от отождествления с телом. Чем более тело находится в состоянии чистоты, тем быстрее вы сможете осознать, что вы не тело. Вот почему чистота тела – это основа, а бестелесность – ее конечный результат.
Как сможете вы узнать, что вы не тело? Вам придется испытать это. Если вы пытаетесь помнить то, как вы стоите, сидите, спите и ходите, если появится хоть малейшее верное раздумье, если появится хоть малейшая осведомленность о функциях тела, вы сделаете первый шаг к созданию пустоты. Когда вы идете, загляните глубоко в себя, и вы увидите, что там есть кто-то, кто не идет. Вы идете, ваши руки и ноги движутся, но есть нечто внутри вас, которое вообще не идет, которое просто наблюдает за вашей ходьбой. Когда у вас болит рука, загляните в себя: вы испытываете боль, или болит ваше тело, а вы отождествляетесь с болью? Когда тело болит, осознайте, больно вам, или же вы просто наблюдаете за болью, вы свидетель боли. Когда вы голодны, внимательно загляните в себя, чтобы увидеть, вы ли голодны, или голодно ваше тело, а вы просто за этим наблюдаете. И когда вы счастливы, также наблюдайте и чувствуйте: а где на самом деле случилось счастье? И что бы ни происходило в вашей жизни, в то время как вы стоите, сидите, ходите, спите или просыпаетесь, нужно помнить следующее: не забывайте делать постоянное усилие увидеть, где все на самом деле происходит. Действительно ли это происходит с вами, или вы только свидетель?
Ваша привычка отождествления глубока. Вы можете даже заплакать во время просмотра фильма, вы можете засмеяться. Вы плачете, вы отождествились с фильмом. Вы отождествились с героем, с образом – с ним может случиться что-то болезненное, и вы отождествляетесь с этой болью и начинаете плакать. Сознание, которое думает, что все происходящее с телом случается с вами, пребывает в несчастье и боли. А существует только одна причина для всех ваших несчастий, и она в том, что вы отождествляете себя с телом. И также есть только одна причина для счастья: она в том, что ваше отождествление с телом разрушено, и вы осознаете, что вы не тело. Для этого необходимо правильное поминание. Необходимо правильное поминание деятельности тела, правильное осознание, правильное наблюдение за деятельностью тела. Это процесс: бестелесность происходит в результате правильного наблюдения за телом. Наблюдать за телом необходимо. Когда вы ночью ложитесь спать, важно сознавать, что это ваше тело ложится спать, а не вы. И утром, когда вы покидаете постель, важно сознавать, что это ваше тело покидает постель, а не вы. Спали не вы, спало только ваше тело. Когда вы едите, сознавайте, что ест ваше тело, и, когда вы носите одежду, сознавайте, что одежда покрывает только ваше тело, но не вас. И тогда, когда кто-то причинит вам боль, благодаря этому пониманию вы сможете помнить, что боль причинена телу, но не вам. Таким образом, с помощью постоянных напоминаний, в определенной точке произойдет взрыв, и отождествление будет разрушено. Знаете ли вы, что, когда вы в состоянии глубокого сна вы не ощущаете свое тело? Помните ли вы свое лицо? Чем глубже вы уходите в себя, тем больше вы забываете о своем теле. Когда сознание начинает возвращаться, ваше отождествление с телом начинает восстанавливаться. проснувшись, загляните в себя, и вы совершенно ясно увидите, что ваше отождествление с телом также проснулось.
Есть один эксперимент по уничтожению отождествления с телом. Если вы будете проделывать его одиндва раза в месяц, это поможет вам разрушить отождествление. А сейчас попытайтесь понять этот эксперимент. Расслабьте тело так же, как мы делали для вечерней медитации: создавая темноту в комнате, делая внушения каждой чакре, расслабляя тело и входя в медитацию. Когда тело расслаблено – ваше дыхание успокоилось, и ваше бытие замерло – почувствуйте себя умершим. И внутренне осознайте, раз уж вы мертвы, кто из ваших близких собирается вокруг вас. Наблюдайте, как их образы окружают вас, – что они делают, кто из них плачет, кто причитает, кто скорбит, – наблюдайте их очень отчетливо; они будут видимы для вас. Потом смотрите, как привяжут вас к катафалку. Наблюдайте и за этим тоже. Смотрите, как несут катафалк, затем пусть положат его на погребальный костер. Наблюдайте за всем этим. если вы поэкспериментируете с этим в своем воображении, то сможете видеть все очень отчетливо. А потом смотрите, как они положат ваше мертвое тело на погребальный костер: поднимаются языки пламени, и ваше мертвое тело исчезает. Когда ваше воображение дойдет до того места, где мертвое тело исчезло, и дым поднялся в небо, пламя угасло, и остался только пепел, немедленно, с полным осознанием, загляните в себя, что там происходит. В этот миг вы внезапно обнаружите, что вы не тело; в этот миг отождествление будет полностью уничтожено.
Вторым элементом духовной дисциплины является свобода от мыслей. Так же, как бестелесность случается через правильное наблюдение за телом, свобода от мыслей получается через правильное наблюдение за мыслями. Базовый элемент духовной дисциплины – это правильное наблюдение. На этих трех стадиях вам необходимо взглянуть с правильным осознанием и правильным наблюдением на тело, ум и эмоции. Станьте наблюдателем за течениями мысли, протекающими через ваше сознание. Подобно сидящему на берегу реки и наблюдающему, как река течет мимо, сидите на берегу вашего сознания и наблюдайте. Или, подобно сидящему в лесу и наблюдающему за пролетающими птицами, просто сидите и наблюдайте. Или так же, как ктото наблюдает за небом и движущимися облаками, наблюдайте и вы за облаками мыслей, движущимися по небу вашего сознания. Летящие птицы мыслей, текущая река мыслей… Точно так же спокойно находясь на берегу, вы просто сидите и наблюдайте. Это все равно, как если бы вы сидели на берегу, наблюдая за текущими мыслями. Ничего не делайте, не вмешивайтесь, не останавливайте их никоим образом. Не оказывайте никакого давления. Если приходит мысль, не останавливайте ее, если она не приходит, не пытайтесь заставить ее прийти. Вам просто нужно быть наблюдателем. При этом простом наблюдении вы увидите и узнаете, что ваши мысли и вы – раздельны, – поскольку вы сможете увидеть, что тот, кто наблюдает за мыслями, отделен от мыслей, отличен от них. И как только вы осознаете это, вас окутает неведомый доселе покой, потому что у вас больше не будет забот. Вы сможете находиться в гуще всяческих забот, но эти заботы не будут вашими. Вы сможете находиться посреди множества проблем, но эти проблемы не будут вашими. Вы можете быть окружены мыслями, но вы не будете мыслями. А если вы осознаете, что вы – не ваши мысли, жизнь этих мыслей начнет ослабевать, они будут становиться все более и более безжизненными. Сила ваших мыслей заключена в том, что вы считаете их своими. Когда вы спорите с кемто, вы говорите: «Моя мысль такова…» Нет никаких ваших мыслей. Все мысли отличаются от вас, отделены от вас. Вы просто будете им свидетелем. ... Будда сказал: – Просто смотри внутрь и ничего не делай – просто сознавай, что нет невидимых мыслей. Просто сознавай, что ни одна мысль не пройдет мимо, не будучи замеченной тобой. Когда вы начнете наблюдать за собой, в вас будет два течения: одно – делающее и другое – только наблюдающее. Внутри вас будет две части: одна будет деятелем, другая – только наблюдателем. Он ел пищу – и при этом был человек, который ел, и кто-то еще, наблюдающий. все на свете, которые познали, говорят: «Тот, кто наблюдает, – это вы, а тот, кто делает, – это не вы». Он наблюдал. Он удивился! Он вернулся к Будде, приплясывая: – Это здорово! Я кое-что открыл. Я получил два опыта: один опыт – в том, что когда я все полностью осознаю, мысли прекращаются. Когда я смотрю в себя с полным осознанием, мысли прекращаются. И второй опыт – в том, что когда мысли прекращаются, я вижу, что деятель отличен от наблюдателя. Будда сказал: – В этом ключ. И тот, кто понял это, понял все. Станьте наблюдателем своих мыслей, но не мыслителем – помните: не мыслителем, а наблюдателем мыслей. Вот почему мы называем наших мудрецов видящими, а не мыслителями. Махавира не мыслитель, Будда не мыслитель – они видящие, наблюдатели. Мыслитель – это больной человек. Незнающие думают. Знающие не думают, они наблюдают. Они способны это видеть, это для них видимо. А способ видеть – наблюдение за мыслями в себе. Когда вы стоите, сидите, спите или бодрствуете, наблюдайте за каждым течением мысли в вас и не отождествляйтесь ни с одной из них, как будто вы – это она. Пусть ваши мысли текут отдельно от вас, а вы будьте отдельны от них. В вас должно быть два течения. Внутри у обычного человека, который только думает, есть только одно течение. Внутри у медитирующего два течения, мысли и наблюдение. Внутри у медитирующего два параллельных течения: мысли и свидетельствование. Внутри у обычного человека одно течение – течение мыслей. И у просветленного внутри также только одно течение – течение простого наблюдения. Постарайтесь это понять: внутри у обычного человека одно течение мыслей, наблюдатель спит; у медитирующего внутри два параллельных течения, мысли и наблюдение. Внутри у просветленного человека остается только одно течение, и это наблюдение. Мышление умерло. Если нам нужно продвинуться от мысли к наблюдению, нам придется медитировать о мысли и наблюдении одновременно. Это то, что я называю правильным наблюдением; это то, что я называю правильным поминанием. Махавира назвал это «неусыпный интеллект». Внимание и неусыпный интеллект. Тот, кто наблюдает мысли, это ваш неусыпный интеллект. легко найти мыслителей, но трудно найти того, чей интеллект бодрствует. Разбудите свой интеллект. Я рассказал вам, как его разбудить, – сознательно наблюдая свои мысли. Если вы будете наблюдать за деятельностью тела, тело исчезнет; если вы будете наблюдать за своими несущимися наперегонки мыслями, за мыслительным процессом, тогда мысли исчезнут; и если вы будете внимательно наблюдать за своими эмоциями, тогда исчезнут эмоции.
существует измерение за любящим и за ненавидящим, и это просто сознание – которое не является ни любовью, ни ненавистью. Это просто свидетель. Иногда оно наблюдает ненависть, а иногда наблюдает случаи любви, но это просто свидетельствование, это просто наблюдение. То, что знает, находится за любовью и за ненавистью. Это ваше сознание, которое находится за вашим телом, мыслями и эмоциями – за всем. Поэтому в старинных писаниях его называют нети-нети, ни то ни это. Это ни тело, ни мысли, ни эмоции. Оно не является ни одним из них. А там, где нет ничего, находится наблюдатель, видящий, свидетельствующее сознание, душа. Поэтому не забывайте быть также и наблюдателем своих эмоций. В конце концов, вы должны прийти к тому, что является просто чистым видением. Являющееся чистым видением должно быть сохранено. Это чистое видение есть интеллект. Мы назвали это чистое видение мудростью. Мы называем это чистое видение сознанием. Это конечная цель йоги и всех религий. Основным качеством внутренней духовной дисциплины является правильное наблюдение за деятельностью тела, за мыслительным процессом и за внутренними течениями эмоций. Тот, кто станет свидетелем, пройдя через эти три уровня, достигнет другого берега. А достичь другого берега – это почти достичь цели. Рамакришна сказал: «Отвяжи свою лодку, распусти свои паруса, и ветра божественного подхватят тебя – тебе даже не нужно будет грести». То, что он сказал, правда: если вы отвяжете свою лодку, вы увидите, что ветра божественного уже дуют, и они унесут вас к далеким берегам. И пока вы не достигните дальних берегов, вы не узнаете, что такое блаженство. Но сначала вам придется отвязать лодку. Медитация означает, что вы отвязываете лодку.
Я говорил о правильной наблюдательности. Правильное наблюдение противоположно бессознательности. Вы пребываете в бессознательном состоянии, и поэтому вы привязываете лодку к своему телу, к своим мыслям и к своим эмоциям. Если, ощутив холодные ветра правильного наблюдения, вы полностью пробудитесь, тогда нетрудно будет отвязать лодку. Бессознательность удерживает лодку, сознание освободит лодку. А правильное наблюдение во всех действиях – это путь к сознанию. Есть только одна внутренняя духовная дисциплина, и это правильное поминание –правильный интеллект, или правильное сознание. очень важно использовать это постоянно, непрерывно. Если произойдут три очищения и три пустоты… Три очищения помогут создать три пустоты. Когда переживаются эти три пустоты – это самадхи, просветление. Самадхи – это дверь к истине, к самому себе, к божественному. Для пробудившегося в самадхи мир исчезает. Исчезновение не означает, что исчезнут эти стены и что вы исчезнете. Исчезновение означает, что эти стены перестанут быть стенами, а вы перестанете быть собой. Когда будет шевелиться лист, вы увидите не только лист, но и жизненную силу, которая движет им; и когда подуют ветра, вы ощутите не только ветра, но также и силы, заставляющие их дуть; и тогда даже в малейшей частичке праха вы увидите не только смертное, но также и бессмертное. Мир исчезнет в том смысле, что появится божественное. В этом состоянии самадхи вы узнаете истину, которая обычно скрыта. А чем она скрыта? Она скрыта только вашей бессознательностью. Нет пелены, скрывающей истину, – пелена на ваших глазах. И я рассказал вам, как удалить пелену со своих глаз – три очищения и три пустоты помогут вам удалить эту пелену с глаз. А когда на глазах нет никакой пелены, это называется самадхи. Чистое видение без всякой пелены – это самадхи. Самадхи – это конечная цель религии, всех религий, всех йог. Думайте об этом, размышляйте об этом, пусть это проникнет до глубин вашего бытия. Подобно садовнику, тот, кто сажает семена, однажды обнаружит, что расцвели цветы. И тот, кто тяжко трудится, копая в шахтах, однажды найдет алмазы и драгоценные камни. И тот, кто ныряет в воду и достигает глубины, однажды обнаружит, что вынес жемчуг. Тот, у кого есть стремление, и кто храбр, обнаружит, что его жизнь преобразилась, он продвинется в своем развитии. Взойти на вершину – не столь большой вызов, как узнать себя. А для разумного человека, имеющего силы и энергию, не знать себя – унижение. У каждого человека может быть решимость познать истину, познать себя и познать просветление. С таким решением и используя эти основания, любой может добиться успеха.
я рассказал вам о пяти чакрах в теле: есть части вашего тела, связанные с этими чакрами. Если вы расслабите эти чакры, если вы будете продолжать внушать им, что они расслаблены, тогда эти определенные части вашего тела одновременно расслабятся. Первая чакра – это чакра Муладхара. Первую чакру можно почувствовать рядом с гениталиями. Вы должны дать этой чакре указание расслабиться. Полностью сосредоточьте свое внимание на ней, скажите ей расслабиться. Вы подумаете: «Но что произойдет, если просто говорить это? Каким образом мои ноги расслабятся просто потому, что я сказал им расслабиться? Если я скажу телу застыть, как оно застынет?» Не нужно большого ума, чтобы понять такую мелочь. Когда вы говорите себе: «Рука, подними платок!» – как рука поднимает платок? А когда вы говорите своим ногам идти, как они идут? Вы говорите глазам закрыться, и они закрываются. Все, что говорит ум, тут же доходит до тела. Если у вас есть хоть немного разума, вы можете заставить свое тело делать все, что хотите. Все, что вы заставляете его делать ежедневно, совершенно естественно. ... для того чтобы неиспользуемая часть стала активной, вам придется делать себе внушения, вам придется предпринимать усилия. Йога пытается активизировать эти части мозга, воздействуя на чакры. Йога – это наука, и придет время, когда йога станет величайшей наукой на земле. благодаря концентрации внимания на этих пяти чакрах и внушениям определенным частям тела эти чакры немедленно расслабятся. Вы сделаете внушение первой чакре расслабиться и одновременно представите, что ноги расслабляются, – и ноги действительно расслабятся. Затем вы двинетесь выше. Вы внушите второй чакре, рядом с пупком, расслабиться, и все органы вокруг пупка расслабятся. Затем вы двинетесь выше; и внушите третьей чакре, рядом с сердцем, что ей следует расслабиться, и весь сердечный комплекс расслабится. И снова двигайтесь выше, и внушите четвертой чакре, между глаз, что ей следует расслабиться, и все мускулы вашего лица расслабятся. Продвиньтесь еще выше и внушите пятой чакре, что ей следует расслабиться, и все внутри мозга расслабится и успокоится. Чем более полным будет ваше внушение, тем более полной будет отдача. После того как вы попрактикуетесь в этом беспрерывно на протяжении нескольких дней, вы начнете ощущать результаты. Не бойтесь, если вы не ощутите результатов сразу. Если быстро ничего не происходит, нет нужды беспокоиться. Если даже потребуется много жизней, для того, кто жаждет познать душу, это немного времени. Нам требуется много лет, даже чтобы научиться обычным вещам. Поэтому, если вы будете проделывать этот эксперимент с полной решимостью, терпением и спокойно, результаты гарантированы.
Вы расслабите тело, делая внушения этим пяти чакрам. Затем, когда я скажу вам расслабить дыхание, расслабьте его. И я скажу вам, что ваше дыхание успокаивается… Затем делайте внушение. Наконец, я скажу, что ваши мысли исчезают и сознание пустеет. Это будет наш медитационный эксперимент. Но перед этой медитацией мы сделаем три внушения на протяжении двух минут, а перед тем, как делать эти внушения на протяжении двух минут, мы примем решение пять раз.А теперь мы начнем вечернюю медитацию. Мы сядем, примем решение, сделаем внушения, а затем ляжем.
|