У меня, как у христианина, претензий к роману в плане его идеи и замысла нет, к эстетике экранизации оного, их естественно много. И никакой усмешки в нем я не нахожу, ибо автор дал ясно понять, что мистика это лишь ключ раскрытия общего замысла книги, но ни коим образом не надругательство над религией. Что до персонажей, то коли задуматься, полагете, Воланд от библейского Сатаны будет сильно отличаться? Неа. Да, он, по-своему, справедлив, да, несколько жесток, да, не дурак, милостив к кому-то, но в корыстных целях. Так и по Библии, Сатана губит преимущественно тех, кто этого заслуживает, т.е. как того требует справедливость. Что до Иешуа, и его значительности, в романе он философ, который умеет читать мысли и который умеет любить людей, причем для него люди важнее заповедей, ибо врет, чтобы очистить совесть Пилата и естественно во всем этом никакого величия не усматривается, а только нравственные приоритеты автора. По Библии же, Христос – это богочеловек, царь величия во все время своей жизни, когда творит чудеса, когда говорит со священниками, когда его предают, бьют и распинают.
|