Насколько можно понять, основные претензии к роману заключаются в том, что Иешуа выглядит недостаточно значительным, а Воланд - слишком. В этом христиане усматривают насмешку над своей верой, а уже в том, что роман практически посвящен Сатане - самые черные умыслы автора и фактическое святотатство. Но, надо, все-таки, учитывать, что роман писался не христианином и не для христиан.
Мне Иешуа представился не пародией на Христа, а напротив, его идеализацией с бездуховной точки зрения. Христом с слишком человеческим лицом. Не знаю, как в сравнении с Сыном Божьим, но в сравнении с персонажем Евангелий, Иешуа выглядит явно небожественно. В частности, он не пытается основать религию и искупить чьи-то грехи. Не выглядит подходящим объектом, чтобы пасть пред ним на колени...
Точно таже ситуация и с Воландом. Верующего читателя (а также экзальтированных подростков лет 16) гипнотизирует имя Сатана. Но при непредвзятом взгяде заметно, что никакого ошеломляющего величия в фигуре Воланда не наблюдается. По повадкам, - немного идеализированный, среднего пошиба "крестный отец", или по нынешнему "олигарх": может все, мудр, щедр, справедлив, беспощаден, правоохранительные оргны бессильны против него, так как ему всегда удается вовремя смыться. Какой он "князь мира сего"? Что он может реально? Поджечь магазин, который на следующий день откроют? Он не может помочь Мастеру в Москве, потому, что власти здесь у него нет. В Москве 30-х он никто и звать его никак, тут свои князья. Даже назовись он собственным именем, кто бы упал на тротуар? Народ бы сбежался смотреть на живого Сатану, самые проворные начали бы собирать деньги, а милиция спросила бы у Воланда документы подтверждающие статус. Сам отношусь к "Мастеру и Маргарите", как к хорошей книге. Не христианской, конечно, но и не антихристианской. Принесшей большую пользу уже тем, что обратила внимание множества людей, на события, происходившие в 1 веке в г. Иерусалиме. Вполне возможно, что кто-то найдёт веру благодаря прочтению этой книги. А что касается граждан, пришедших через "Мастера" к сатанизму, то это - абсолютно не показатель порочности произведения. Как известно, некоторые люди умудрялись повернуть себе на погибель даже послания Ап. Павла.
А кино... Трудно экранизировать такую книгу, располагая бюджетом телефильма. Стоило ли это делать?
|