У немецкого католического епископа Федерико Толли,
http://en.wikipedia.org/wiki/Thelema в его книге "Thelema
" (английское издание Edition Araki, 2005), немецкое издание "Thelema — Im Spannungsfeld zwischen Christentum, Logentradition und New Aeon" (Leipzig, 2004.) есть интересные суждения. Там он говорит о том, что Телема, как Закон, является высшим проявлением Воли, что Телему следует понимать, как синоним Воли Божией, и показывает это на примерах из писаний Апостола Павла, Св. Августина с его знаменитым "Люби и делай, что изволишь" ("Love, and do what thou wilt"), Якова Бёме и других христианских подвижников и мыслителей. В своей книге Толли подчёркивает, что принцип Телемы, как Воли и Любви (Агапэ) существовал задолго до Кроули, и что в частности он был хорошо знаком как самому Иисусу, так и христианским гностикам.
Мне приходилось слышать разные, подчас совершенно полярные мнения о Телеме и Христианстве - от того, что Телема - это некая совершенно новая или другая религия, с христианством не имеющая ничего общего, до того, что Телема - это Христианство Нового Эона.
Но не секрет, что Кроули написал Гностическую Мессу, находясь под глубочайшим впечатлением от Православной Литургии, и что он, во время посещения России, был потрясён духовной красотой Православия и выразил свои чувства в эссе
"
Сердце Святой Руси".
Мне представляется, что между Телемой и Христианством совершается некий диалог, который выражается не столько в противостоянии друг другу, сколько в осмыслении универсальных духовных истин, духовного опыта западного человека.