Цитата(Aroc @ 2.9.2017, 15:29)

Нет, я не идеализирую, я достаточно неплохо изучил ту эпоху, нравы поздней античности и раннего средневековья мне знакомы. Количество же "плотяных людей" во все времена было примерно одинаково, вот только образованных может поприбавилось. Но что мешает образованному оставаться плотяным? Восприимчивость к вере- особенность открытая редко кому, гораздо чаще религиозность носит практическо-бытовой характер. Проповедовать плотяному человеку можно, но будь готов что обратившись он обогатит твою "экклесию" своим "богословием", что собственно мы и наблюдаем в явлении под названием "народное православие". Если вы хотите еще больше разнообразить репертуар народного творчества, то дерзайте. В конце то концов в этом нет ничего страшного, ведь именно так богословская христианская мысль и сформировалась, не без заимствований, будем честны.
Тут стоит сказать, что оценивать мы можем лишь общий уровень образованности в ту или иную эпоху на основании имеющихся данных, это косвенно говорит о тех, кто способен к восприятию чего-то сложного типа христианства.
Вопрос о плотяных людях вообще абстрактный, поскольку он никак не описан и лишь может выражаться в отдельных свидетельствах о состоянии церковных сообществ.
Однако, это ничего не добавляет к рассматриваемому до этого вопросу о формах и пределах миссии.
Цитата(Aroc @ 2.9.2017, 15:29)

Описания таких проповедей содержится в житийной литературе. Каких только чудес не содержат эти сказочные рассказы! Вспоминается дикое африканское племя, после крещения которое массово побелело и превратилось в европеоидов, чуть ли не цитирующих Сократа с Гомером! Если вы такие примеры имеете в виду, то увольте. А как велась миссия в позднейшие времена и какие для этого применялись методы все наслышаны. Так что Prediger, это вы скорее идеализируете, я же стараюсь просто оставаться объективным.
Естественно, что новое религиозное течение, распространявшееся преимущественно среди люмпенов, босяков, рабов и вольноотпущенников не могло происходить в стиле чопорных викторианских аристократических клубов, но на этом основании мы не должны строить наши предположения, реконструируя "простые в доску" нравы и обычаи.
Про житийные описания мы знаем, что они в основном являются шаблонными выдумками позднего периода. Аутентичных житий не так уж и много. Даже житие Кирилла и Мефодия с подробным описанием миссии к славянам тоже не вполне доверенный источник.
Представляется, что первые миссии среди язычников проходили в очень некомфортной обстановке, далёкой от спокойной "тишины" сегодняшнего жилья со всеми удобствами, там люди реально выживали и вряд ли задумывались о пристойности методов.
Полагаю, что общая ситуация для христианского миссионера раннего Средневековья была примерно такая, как это изображено в сериале "Викинги".
Это я всё опять же к своему тезису о том, что пределов кеносиса в христианской миссии нет и никакой снобизм тут рядом быть не может. Христос сошёл за нас всех во ад, потому и мы, если нас призывает Дух, можем сходить в любой человеческий ад, не боясь себя расплескать или запачкаться.