Трезубец изначально был нехристианским символом. На ранних изображениях и вовсе заместо трезубца рисовали двузубец, вилы. Если молодое христианство заимствовало этот символ, то явно переосмыслило его по своему. Для христианства вообще характерно заимствование архетипических символов. Да даже заимствованием это наверное назвать нельзя, т.к. архетип он на то и архетип, что проявляется из глубины бессознательного не как плагиат,а как глубинная первооснова. Так было со всеми знаковыми символами- крест,круг, треугольник... И в каждой религиозной системе эти символы переосмысливаются заново, оставляя под собой, впрочем, глубинный подтекст. Если трезубец первоначально связан с акватической символикой, то естественно на него переносятся и соответствующие свойства воды, а как известно главные свойства воды- как давать жизнь, быть основой для любой формы,так и растворять в себе любую форму. Этот дуализм и был изначально выражен двузубцем. Стоит ли удивляться тому, что символ был атрибутом подземного, водного бога? А уж как произошло переосмысление символа в средневековье, то ли в результате иконописной традиции, то ли художники докопались до подлинного смысла, неважно. Символы часто переосмысляют, переставляют с плюса на минус,но первооснова остается.
|