Маркус, еще интересная тема:
Цитата
Что значит трезубец для булгар?
Вначале он был символом самого Тангры (Тенгри) Бога, который часто принимал вид Солнца (булгары говорили: "Солнце - это око Тангры"). Так что трезубец первоначально символизировал не что иное, как лучи восходящего Солнца.
Согласно тенгрианским (доисламским) мифам булгар, трезубец был самым страшным молниеударным оружием: вначале - первого духа (алпа, аса) Биргюна, затем (когда Биргюн постарел и "отошел от важных дел", лишь изредка давая о себе знать всевозможными стихийными бедствиями и непогодой) - его сыновей, алпа света и тепла Карги - Нардугана (Мардукан) и алпа молнии, воды и мирового океана ("боз идан" - "голубая долина" по-булгарски) Кубара. Имя Нардугана - "Рожденного Светом" (или "Рождающего Свет" по-булгарски) в позднешумерских источниках приняло форму "Мардук", а имя Кубара в греческих мифах - "Посейдон" - образовалось от "боз идан". Карга мог принимать вид грача, змееподобного дракона, а Кубар - быка. По тенгрианским поверьям, вид Карги и Кубара, а также некоторых других могущественных алпов, мог принимать сам Тангра - Творец Вселенной. Могущественных алпов-асов в тенгрианском пантеоне насчитывалось 33 (отсюда 33 года Христа, 33 богатыря русских сказок и т.д.). Кимеры-агатары считали Кубара своим любимейшим духом.
Думается, читателю стало ясно многое - и почему на ахейском острове Кубар (название которого греки позднее превратили в "Кипр") был развит культ Быка (т.е. Кубара), и почему Мардука и Посейдона изображали с трезубцем в руке...
Как бы утверждая могущество Тангры, духов-алпов и свое собственное, булгарские тенгрианские священники кам-бояны ("шаманы") всегда имели при себе жезлы или посохи в виде "трезубцев". Сами кам-бояны объясняли, что посох (жезл) - "трезубец" означает власть Тангры и его алпов над тремя мирами - Небесным, Земным и Подземным - и позволяет им совершать путешествия туда для встречи с алпами и душами предков. Но невнимательные европейские художники превратили посохи-трезубцы... в ведьминские метлы!
Хорошо еще Кул Гали рассказал нам об этом - а то бы мы до сих пор гадали: как это и почему ведьмы на метлах летают?
Трезубец, как символ Тангры и сильнейших алпов, изображался также на бубнах булгарских шаманов.
Простые булгары называли трезубец "бэрэнджар" ("баранья голова"), "эщтэк" ("иштяк") или "байсанак" ("большое копье"), "хазар" ("вожак стада") и т.д. В трезубце видели изображение лука и стрелы, рогов хазара, полумесяца, бунчука и пр.
У шаманов было собственное название трезубца "казак" ("гусиная нога"), запрещенное для произношения простым людям под страхом кары небесной. Это название возникло на почве того, что могущественнейшие алпы Мардукан и Кубар принимали вид драконов с гусиными ногами. Кстати, Мардукан, создавший - по воле Тангры - Землю, был по этой причине превращен народными сказителями в гуся (утку).
Булгарская царская династия Дуло, основанная шаманом, сделала трезубец своим гербом под названием "балтавар" - т.е. "топор" (балта) - лук (вар)". В булгарском государстве топор и лук были атрибутами царской власти, а кроме этого символизировали лесные территории (топор) и степные (лук). Своим гербом булгарские цари подчеркивали, что они - правители бескрайней лесостепной Евразии. В царствование булгарского кагана из династии Дуло Курбата Кюнграта ("Курбата") территория Иделя действительно простерлась от Балкан до Алтая и получила название Булгарии (Великой Булгарии). В конце VII в. Великая Булгария разделяется на Северную Булгарию (Черную Булгарию с центром в Башту - Киеве), Южную Булгарию (Хазарию) и Западную Булгарию (Дунайскую или Балканскую Булгарию). Но и в Черной Булгарии, и в Хазарии, где правили представители династии Дуло, государственным гербом оставался герб Дуло трезубец.
В IX в. и Черная Булгария разделяется на два булгарских государства Украинскую Булгарию с центром в Киеве (которая получает название Урус - Русь, Киевская Русь) и Волжскую Булгарию (которую называют Ак Булгар) с центрами в городах Болгар, Буляр и Казань. После того, как Волжская Булгария в 922 г. приняла ислам в качестве государственной религии, мусульманские правоведы выступили за полный запрет старых государственных символов пережитков языческих времен. Некоторое время булгарским царям удавалось сохранять трезубец -"балтавар" под тем предлогом, что он, якобы, символизирует арабскую букву.. "б" и означает "Булгария". Но к концу X века трезубец -"балтавар" перестает быть официальным гербом Волжской Булгарии и позднее присваивается - в качестве тамги - одной из 12 провинций Булгарии - Тубджаку (современный Казахстан). Однако, булгарские правители продолжали считать "балтавар" своей родовой тамгой.
Украина (Кара-Саклан) входила в состав державы Идель, по меньшей мере, с III тыс. до н.э. Вскоре после переименования Иделя в Булгарию в VII в. центр булгарской державы переносится на Украину, в Башту Киев. Поэтому с VII в. в сознании булгарского населения Украины трезубец стал символом именно этой части Великой Булгарии. После распада Черной Булгарии в середине IX в. булгарскому царю Габдулле Джилки досталась ее восточная часть (Волжская Булгария), а его младшему брату Лачыну - ее западная часть (Украинская Булгария), которая получила имя булгарского царя начала IX в. Уруса Айдара - "Урус" ("Русь", "Киевская Русь"). Если в Волжской Булгарии главенствовали булгарские феодалы (буляры) - мусульмане, то на Украине - Руси господствовали булгарские буляры (боляры-бояре) - тенгрианцы, почитавшие алпа Биргюна ("Перун" русских летописей). Великокняжеская династия Руси была основана Лачыном и также считала трезубец-"балтавар" своим гербом. В отличие от Волжской Булгарии, булгарские правители Руси сохраняли трезубец в качестве герба и своего государства до XII в. К примеру, великий князь Владимир (правнук Лачына) чеканил трезубец на своих монетах и после принятия христианства Русью в качестве государственной религии (988 г.). Только в начале XII в. великий князь Владимир Мономах, погромивший булгарскую культуру Киевской Руси из желания переориентировать Русь на связь с христианским Западом, попытался лишить трезубец звания герба Киевской Руси. Владимир Мономах не только запретил булгарский трезубец, но и подделал русские летописи. По его приказу монахи-летописцы превратили Лачына в "Рюрика", сына Лачына Угера - в "Игоря" и т.д.
К счастью, до нас дошли и другие украинские источники того времени, в которых киевских правителей IX-XI вв. прямо называли булгарским титулом "каган" ("царь", "император"): каган Владимир, каган Ярослав (Мудрый) и т.д. А степная (южная) Украина, сплошь заселенная булгарскими племенами бэрэнджаров-берендеев, баджанаков-печенегов (их название некоторые средневековые авторы производили от названия трезубца - "бай санак"), каракалпаков - черных клобуков, хазар, харька (от их имени происходит название Харькова) , сэбэров-северов-"севрюков", узов-торков и др. - сохранила трезубец в качестве своего символа. Не случайно именно южнорусский (черниговский) князь Владимир Святославич - автор украинской поэмы "Слово о полку Игореве" (1180-е гг.) - донес до нас два древнеукраинских названия: трезубца - "троян" и Южной Руси (Степной Украины) - "земля трояна". В своей поэме Владимир Святославич осуждает Владимира Мономаха (он был внуком Ярослава Мудрого, которого булгары называли "Тазбашем" - "Хитрым") за конфликты с южно-украинскими булгарскими племенами. Не поленился Владимир Святославич и напомнить, что вся черниговская знать состояла сплошь из представителей знатных булгарских родов: Могутов (Масгутов, Масаутов), Татранов, Шельбиров (Чельбиров), Топчаков (Тубджаков), Ревугов (Арбугинцев), Ольберов (Эльбиров) и др. Владимир Святославич был представителем украинской ветви булгарской династии Дуло "Рюриковичей" (потомков Лачына) и, вполне естественно, считал началом украинской (древнерусской) государственности IV век, когда булгарские цари из династии Дуло перенесли столицу державы Идель из Поволжья в Киев и начали наступление на Восточно-римскую империю (Византию).
В XII - начале XIII века булгарские кочевники Украины в массе своей принимают христианство, т.к. за это Киев и Чернигов давали им большие привилегии (земли, тарханство и пр.).
В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде, булгарский царь Гази-Барадж предложил своему монгольскому союзнику - хану Батыю - сформировать особый корпус из булгарских кочевников Украины - для охраны торгового пути из Киева в Болгар - и дать этому корпусу тамгу "казак" (трезубец) и имя "казаки". Батый согласился, и такой корпус был сформирован и действовал под общим булгаро-монгольским командованием до середины XIV в. Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном, из булгар-христиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды чиркесов.
Еще в X в. булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников булгары называли "чиркес", что по-булгарски значит "бродящий, вольный (чир) человек (кеше)". Русинцы переводили это слово, как "бродник". Большинство чиркесов были украинцами-христианами. После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.), чиркесы поступили на службу монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, чиркесы остались на монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они, украинцев-казаков. Постепенно для чиркесов название казаков стало сначала вторым, а потом главным именем, а казацкий "трезубец" - гербом.
Когда в 1362 г. Литва захватила Киев и ее владения вплотную подошли к границе леса и степи, украинские казаки-чиркесы немедленно объявили о своей независимости от Монгольской Орды. Центром независимого украинского казачества, восстановившего в своем лице Киевско-Русинское государство (Русь), стал остров Хортица. Это название произошло от булгарских названий острова "Курташ" ("Остров каган Курта-Кубрата") или Хордизэ ("Ставка Кубрата"). С этого времени булгаро-казацкий трезубец вновь возвращается к украинскому народу в качестве всеукраинского символа.
Этому не помешало то, что цари Волжской Булгарии до XVI в. продолжали считать трезубец своим родовым гербом и изображали его на булгарских монетах. После разгрома московско-татарским войском булгарской столицы Казани в 1552 г. булгарский народ, в память об утраченной государственности, сделал своим национальным гербом тамгу Казани - Y или Y.