Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Трезубец.
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Другие христианские конфессии и течения
Маркус
Как говорил тов. Конфуций: "Миром правят не идеи и мысли, а знаки и символы."
Долгий период народы индоевропейского происхождения сопровождал такой символ, как Трезубец. И даже:
Цитата
"В эпоху раннего христианства трезубец был замаскированным знаком Христа, позднее его устремленные вверх концы стали выражением ортодоксальной идеи триединства, троицы" (Урех).
И потом вдруг:
Цитата
Оружие дьявола.

Так вот и любопытно- почему такая трансформация по отношению к Трезубцу? Чем так этот символ несемитских народов не угодил или насолил авраамической религии?
Prediger
Как ни странно, сталкиваюсь с этим вопросом впервые. Нигде в богословской литературе не встречал никаких выпадов в сторону этого символа, да и любого другого. Христианства вообще мало занимается символами. Есть только один символ - крест, как символ нашего спасения. Кроме того, христианское понимание символа по всей видимости иное, оно древнегреческое. Символ соединяет нас с духовной реальностью, на которую он указывает. Не просто о чём-то говорит, но именно соединяет.
Маркус
Странно это, странно это. Что не встретили. Во всяком случает пишут:
Цитата
В средневековой культуре является атрибутом сатаны как инфернальная ипостась креста, а также в качестве символа тройственного извращения естества в пороках стяжательства, похоти и тщеславия.
Aroc
Трезубец изначально был нехристианским символом. На ранних изображениях и вовсе заместо трезубца рисовали двузубец, вилы. Если молодое христианство заимствовало этот символ, то явно переосмыслило его по своему. Для христианства вообще характерно заимствование архетипических символов. Да даже заимствованием это наверное назвать нельзя, т.к. архетип он на то и архетип, что проявляется из глубины бессознательного не как плагиат,а как глубинная первооснова. Так было со всеми знаковыми символами- крест,круг, треугольник... И в каждой религиозной системе эти символы переосмысливаются заново, оставляя под собой, впрочем, глубинный подтекст.
Если трезубец первоначально связан с акватической символикой, то естественно на него переносятся и соответствующие свойства воды, а как известно главные свойства воды- как давать жизнь, быть основой для любой формы,так и растворять в себе любую форму. Этот дуализм и был изначально выражен двузубцем. Стоит ли удивляться тому, что символ был атрибутом подземного, водного бога?
А уж как произошло переосмысление символа в средневековье, то ли в результате иконописной традиции, то ли художники докопались до подлинного смысла, неважно. Символы часто переосмысляют, переставляют с плюса на минус,но первооснова остается.
Маркус
Уважаемый Aroc- христианство + психоанализ,- звучит сильно. Но мне реально ближе знания, нежели догадки. Я где-то читал, что в процессе образования скифской христианской церкви трезубец был трансформирован в мировоззренческом плане в некое подобие креста. Но затем, почему-то, обозвали Трезубец "инфернальным крестом" и передали его в сатанинские лапки. Вот и меня вдруг заинтересовало- почему такой отброс.
Что касается исключительно водного назначения Трезубца- так это неполная информация. Это символ творения, использованный ранее в изображении многих богов несемитского происхождения. Им владела шумерская Инанна, хетский Тешуб, индуистский Шива. Ну и Посейдон, конечно. Микенская культура наградила им своих царей, как символом власти. Да зачем так далеко- читал, что у Византийского василевса был трезубец, а Чингисхан считал его своей родовой тамгой. Возможно, что через последних, и получил Трезубец своё нарицательное значение.
Aroc
Маркус
Понятие архетипического символа я использовал не в Юнговском определении, а скорее в определении Элиаде, как первой авторитетной величины в области религиоведения. В свое время сильно им увлекался. Поэтому психоанализом это назвать скорее нельзя. Ну а символика у трезубца богатая. Не только творения, но и поддержания жизни и разрушения. Также как деление мира на три уровня- небесного, земного и подземного.
И т.д и т.п. Наверняка вы сможете и еще дополнить, если хорошенько поищете. Ну а почему произошел отброс мне, если честно, все равно. Может быть христианство так и не смогло переварить в полной мере этот символ и решило от него отступиться. Так ли это важно на самом деле? Я думаю ваш вопрос держит туза в рукаве или ошибаюсь?
Шломо
Слава Мардуку, миллионноглазому! Наконец-то кто-то упомянул Богиню Иштар.
Prediger
Попробовал почитать википедию на предмет символики трезубца. Обнаружил там странные строки:

"В христианстве трезубец рассматривается как символ Троицы, а иногда как сатанинское оружие: на многих православных и католических иконах черти мучают грешников трезубцами. Трезубец в руках сатаны играет ту же роль, что и коса в руках аллегорической фигуры Смерти, а также символизирует принцип «разделяй и властвуй»".

Откуда это следует - решительно не понятно.

Судя по разбросу восприятия этого символа, толковали его кому как вздумается и какой-то чёткой архетипичности тут нет. У греков и римлян это символ бога Посейдона, в индуизме это один из атрибутов Шивы, символизирующий три проявления Шивы: творца, хранителя и разрушителя.
Как видно, в разных традициях цепляло что-то своё. В античной культуре толкование символа шло от изначального практического применения - инструмента для ловли рыбы. У индийцев более отстранённое, согласно их общей абстрагированности.
Сейчас трезубец используется как символ господства над морями.

Мой вывод таков. Данный символ не архетипичен, наполняется в силу склонностей той или иной культуры-цивилизации.
Aroc
Не думаю, что бывают случайные символы.Трезубец- явный фаллический символ, который вобрал в себя возможно еще несколько значений. Двузубец, предшественник трезубца, вполне мог напоминать бычьи рога, а бык как известно всегда символизировал собой потенцию и творческие силы.Изображение бычьих рогов вообще много где встречаются именно в этой смысловой нагрузке. Опять же руна есть такая- точь в точь трезубец. И она также означает "мировое древо", творчество, преизбыток жизненных сил. И такие параллели можно продолжать. Сомневаюсь,что все это просто совпадения.
Prediger
Под это дело надо какую-то методологию подвести. Наверняка символикой кто-то серьёзно и давно занимается, надо найти фундаментальный подход в подобных толкованиях. А то у нас получается от ветра головы своея.
Маркус
Цитата(Aroc @ 5.1.2012, 14:06) *
Маркус
Понятие архетипического символа я использовал не в Юнговском определении, а скорее в определении Элиаде, как первой авторитетной величины в области религиоведения. В свое время сильно им увлекался.

Он вроде бы феноменолог, а религиоведенье- так сказать вторичное проявление. А уж если коснуться философского аспекта, то меня интересует- почему более позднее христианство сменило свою интенциональность по отношению к Трезубцу с "+" на "-". А так же интересно- на каком рубеже произошла такая дихотомия и какие причины её вызвали.
Цитата
Поэтому психоанализом это назвать скорее нельзя.

Всё относительно. В своей книге "Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторение" М. Элиаде развивал идеи и Фрейда, и Юнга.
Цитата
Ну а символика у трезубца богатая. Не только творения, но и поддержания жизни и разрушения. Также как деление мира на три уровня- небесного, земного и подземного.

А ещё ему принадлежит деление на Прошлое, Настоящее и Будущее. Для меня же он "сплав любви и воли".
Цитата
Может быть христианство так и не смогло переварить в полной мере этот символ и решило от него отступиться.

Вот Предигер утверждал, что в православном христианстве он ничего негативного по отношению к Трезубцу не обнаружил и не читал об этом. Может это больше имеет отношение к католицизму?
Цитата
Так ли это важно на самом деле? Я думаю ваш вопрос держит туза в рукаве или ошибаюсь?

Это кому как. У вас и своей символики довольно. Мне же данный символ симпатичнее. Прежде всего по своей функциональности и энергетической нагрузке. Вот красота какая:

Да и "козыри" я давно уже выложил в своей идеологии- на другой стороне флага неплохо бы смотрелся "Трезубец в кулаке". Ну тут одна заковырка- как- то смотрел ТВ, а там "птица- тройка": ВВП с пристяжными- слева Матвиенко, а по правую руку ваш патриарх Кирилл. Так я думаю, что идеологическая канва понятна- власть будет кормиться, народ же будут окормлять. Как человеку осторожному- мне не хотелось бы вступать в противоречия с такими тенденциями, а то можно огрести- не разгрести. Посему и уточняю.
Маркус
Вот ещё симпатичное изображение Трезубца ("Мазерати"):

И в христианстве трезубец нашёл- статуя вроде в Ватикане хранится:
Маркус
У меня есть гипотеза, почему Трезубец стал "антихристианским". Таковым он стал в средневековье, а это время монгольского нашествия. Смотрим:
Цитата
Но в Европе радовались напрасно. К ней двигались «дьяволы, вырвавшиеся из преисподней». С того времени европейцы прозвали незваных гостей «сынами ада». Первым повел «тартарское» войско на запад грозный полководец Чингисхан. Если история завоевания Киевской Руси нам известна, то другие европейские походы монголов, например, разгром Венгрии и Польши, остались в тени пожаров Рязани и Киева.

В день Вербного воскресенья 1241 года у стен польского города Кракова объявился Дьявол. Горожане уже готовились праздновать Пасху, как вдруг заныла труба. Смысл ее зова был понятен любому. На город надвигалось бедствие. Монголы! Сигнал разом оборвался – из горла трубача торчала стрела… Страшную память оставили по себе монголы, подобно смерчу ворвавшиеся в город в тот праздничный день. Они и потом не оставляли Краков в покое. Еще трижды, в 1242,1259 и 1287 годах, они выжигали его.

Поражало не только их внезапное появление, но и их облик, их странный язык. Их слава опережала бег их конницы. Их считали непобедимыми. Всякое сопротивление им было бессмысленно. Они казались демонами, выбравшимися из преисподней. Само их имя – а их часто звали «татарами» по названию монгольского племени, населявшего Центральную Сибирь – подсказывало их происхождение. Средневековые хронисты переиначили их имя в «тартары». Так им мнилось вернее, ведь древние греки именовали царство мертвых – Тартар. Вот откуда пришла эта непобедимая рать!

А каковой была Тамга чингизидов? Правильно:

Средневековые пропагандисты не придумали ничего умнее, как обвинить данный символ, вручив его в лапы своего Дьявола.
Есть другая версия- алхимики средневековья (в том числе Парацельс) использовали Трезубец в качестве некого посоха в своих действах. А там уже и до "козней Дьявола" недалеко. Но это всего лишь догадки, хотелось бы от кого-то услышать авторитетное мнение.
Aroc
Маркус, вот кое что нашел, хотя мне кажется вы это уже видели.

трезубец
Шломо
Арок, так я вам просто поражаюсь: не думал, что христиане могут читать подобное (я про вашу ссылку). Как говорил Мишка Япончик в соответствующем сериале: "шикарный вид". Но восприняли только информацию прямо и душой. У меня ж она напрягла извилину и вызвала интерес. Автор как-то поверхостно изучил матчасть и такое выдал %). У меня ж рука бы не поднялась причислить Богиню Иштар (аналог греческих Афродиты и Афины вместе взятых) причислить к дъявольскому отродью. Но могу выдать свою версию христианского отрицалова в отношении Трезубца. В Древнем Риме, в декабре, существовали такие праздники, как Сатурналии. После поддержки христианства властьимущими на данные праздники был наложен запрет- как на бесовское действо. На замену, чтобы не нарушать традицию и возмущать плебс, пришло Рождество. Казалось бы ничего особого- обычный христианский синкретизм. Но данная новация столкнулось с таким древним богом плодородия, как Сатурн. Естественно, что в рамках негативной конкуренции, данный бог должен был быть объявлен бесом, а то и самим хозяином преисподней. Но вот незадача- у данного бога в сыновьях числился Нептун (он же аналог греческого Посейдона). И имя у него второе было- Сатурналиус. Как сейчас вижу- кто-то из римских оппозиционеров- интеллектуалов пристаёт к какому- нибудь дремучему епископу: "скажи-ка дядя, как так получилось, что сын вашего главного беса носит в руках христианский символ?" И вот результат- христианством был отброшен данный символ. Но был поднят сатанистами (как и всегда бывает с маргинальной антисистемой), но без сильного напряжения мозговой деятельности- так, ради отрицалова.
P.S. Я бы никогда не назвал Хаосом то, что имеет направленность!
Aroc
Маркус, еще интересная тема:
Цитата
Что значит трезубец для булгар?

Вначале он был символом самого Тангры (Тенгри) Бога, который часто принимал вид Солнца (булгары говорили: "Солнце - это око Тангры"). Так что трезубец первоначально символизировал не что иное, как лучи восходящего Солнца.

Согласно тенгрианским (доисламским) мифам булгар, трезубец был самым страшным молниеударным оружием: вначале - первого духа (алпа, аса) Биргюна, затем (когда Биргюн постарел и "отошел от важных дел", лишь изредка давая о себе знать всевозможными стихийными бедствиями и непогодой) - его сыновей, алпа света и тепла Карги - Нардугана (Мардукан) и алпа молнии, воды и мирового океана ("боз идан" - "голубая долина" по-булгарски) Кубара. Имя Нардугана - "Рожденного Светом" (или "Рождающего Свет" по-булгарски) в позднешумерских источниках приняло форму "Мардук", а имя Кубара в греческих мифах - "Посейдон" - образовалось от "боз идан". Карга мог принимать вид грача, змееподобного дракона, а Кубар - быка. По тенгрианским поверьям, вид Карги и Кубара, а также некоторых других могущественных алпов, мог принимать сам Тангра - Творец Вселенной. Могущественных алпов-асов в тенгрианском пантеоне насчитывалось 33 (отсюда 33 года Христа, 33 богатыря русских сказок и т.д.). Кимеры-агатары считали Кубара своим любимейшим духом.

Думается, читателю стало ясно многое - и почему на ахейском острове Кубар (название которого греки позднее превратили в "Кипр") был развит культ Быка (т.е. Кубара), и почему Мардука и Посейдона изображали с трезубцем в руке...

Как бы утверждая могущество Тангры, духов-алпов и свое собственное, булгарские тенгрианские священники кам-бояны ("шаманы") всегда имели при себе жезлы или посохи в виде "трезубцев". Сами кам-бояны объясняли, что посох (жезл) - "трезубец" означает власть Тангры и его алпов над тремя мирами - Небесным, Земным и Подземным - и позволяет им совершать путешествия туда для встречи с алпами и душами предков. Но невнимательные европейские художники превратили посохи-трезубцы... в ведьминские метлы!

Хорошо еще Кул Гали рассказал нам об этом - а то бы мы до сих пор гадали: как это и почему ведьмы на метлах летают?
Трезубец, как символ Тангры и сильнейших алпов, изображался также на бубнах булгарских шаманов.

Простые булгары называли трезубец "бэрэнджар" ("баранья голова"), "эщтэк" ("иштяк") или "байсанак" ("большое копье"), "хазар" ("вожак стада") и т.д. В трезубце видели изображение лука и стрелы, рогов хазара, полумесяца, бунчука и пр.

У шаманов было собственное название трезубца "казак" ("гусиная нога"), запрещенное для произношения простым людям под страхом кары небесной. Это название возникло на почве того, что могущественнейшие алпы Мардукан и Кубар принимали вид драконов с гусиными ногами. Кстати, Мардукан, создавший - по воле Тангры - Землю, был по этой причине превращен народными сказителями в гуся (утку).

Булгарская царская династия Дуло, основанная шаманом, сделала трезубец своим гербом под названием "балтавар" - т.е. "топор" (балта) - лук (вар)". В булгарском государстве топор и лук были атрибутами царской власти, а кроме этого символизировали лесные территории (топор) и степные (лук). Своим гербом булгарские цари подчеркивали, что они - правители бескрайней лесостепной Евразии. В царствование булгарского кагана из династии Дуло Курбата Кюнграта ("Курбата") территория Иделя действительно простерлась от Балкан до Алтая и получила название Булгарии (Великой Булгарии). В конце VII в. Великая Булгария разделяется на Северную Булгарию (Черную Булгарию с центром в Башту - Киеве), Южную Булгарию (Хазарию) и Западную Булгарию (Дунайскую или Балканскую Булгарию). Но и в Черной Булгарии, и в Хазарии, где правили представители династии Дуло, государственным гербом оставался герб Дуло трезубец.

В IX в. и Черная Булгария разделяется на два булгарских государства Украинскую Булгарию с центром в Киеве (которая получает название Урус - Русь, Киевская Русь) и Волжскую Булгарию (которую называют Ак Булгар) с центрами в городах Болгар, Буляр и Казань. После того, как Волжская Булгария в 922 г. приняла ислам в качестве государственной религии, мусульманские правоведы выступили за полный запрет старых государственных символов пережитков языческих времен. Некоторое время булгарским царям удавалось сохранять трезубец -"балтавар" под тем предлогом, что он, якобы, символизирует арабскую букву.. "б" и означает "Булгария". Но к концу X века трезубец -"балтавар" перестает быть официальным гербом Волжской Булгарии и позднее присваивается - в качестве тамги - одной из 12 провинций Булгарии - Тубджаку (современный Казахстан). Однако, булгарские правители продолжали считать "балтавар" своей родовой тамгой.

Украина (Кара-Саклан) входила в состав державы Идель, по меньшей мере, с III тыс. до н.э. Вскоре после переименования Иделя в Булгарию в VII в. центр булгарской державы переносится на Украину, в Башту Киев. Поэтому с VII в. в сознании булгарского населения Украины трезубец стал символом именно этой части Великой Булгарии. После распада Черной Булгарии в середине IX в. булгарскому царю Габдулле Джилки досталась ее восточная часть (Волжская Булгария), а его младшему брату Лачыну - ее западная часть (Украинская Булгария), которая получила имя булгарского царя начала IX в. Уруса Айдара - "Урус" ("Русь", "Киевская Русь"). Если в Волжской Булгарии главенствовали булгарские феодалы (буляры) - мусульмане, то на Украине - Руси господствовали булгарские буляры (боляры-бояре) - тенгрианцы, почитавшие алпа Биргюна ("Перун" русских летописей). Великокняжеская династия Руси была основана Лачыном и также считала трезубец-"балтавар" своим гербом. В отличие от Волжской Булгарии, булгарские правители Руси сохраняли трезубец в качестве герба и своего государства до XII в. К примеру, великий князь Владимир (правнук Лачына) чеканил трезубец на своих монетах и после принятия христианства Русью в качестве государственной религии (988 г.). Только в начале XII в. великий князь Владимир Мономах, погромивший булгарскую культуру Киевской Руси из желания переориентировать Русь на связь с христианским Западом, попытался лишить трезубец звания герба Киевской Руси. Владимир Мономах не только запретил булгарский трезубец, но и подделал русские летописи. По его приказу монахи-летописцы превратили Лачына в "Рюрика", сына Лачына Угера - в "Игоря" и т.д.

К счастью, до нас дошли и другие украинские источники того времени, в которых киевских правителей IX-XI вв. прямо называли булгарским титулом "каган" ("царь", "император"): каган Владимир, каган Ярослав (Мудрый) и т.д. А степная (южная) Украина, сплошь заселенная булгарскими племенами бэрэнджаров-берендеев, баджанаков-печенегов (их название некоторые средневековые авторы производили от названия трезубца - "бай санак"), каракалпаков - черных клобуков, хазар, харька (от их имени происходит название Харькова) , сэбэров-северов-"севрюков", узов-торков и др. - сохранила трезубец в качестве своего символа. Не случайно именно южнорусский (черниговский) князь Владимир Святославич - автор украинской поэмы "Слово о полку Игореве" (1180-е гг.) - донес до нас два древнеукраинских названия: трезубца - "троян" и Южной Руси (Степной Украины) - "земля трояна". В своей поэме Владимир Святославич осуждает Владимира Мономаха (он был внуком Ярослава Мудрого, которого булгары называли "Тазбашем" - "Хитрым") за конфликты с южно-украинскими булгарскими племенами. Не поленился Владимир Святославич и напомнить, что вся черниговская знать состояла сплошь из представителей знатных булгарских родов: Могутов (Масгутов, Масаутов), Татранов, Шельбиров (Чельбиров), Топчаков (Тубджаков), Ревугов (Арбугинцев), Ольберов (Эльбиров) и др. Владимир Святославич был представителем украинской ветви булгарской династии Дуло "Рюриковичей" (потомков Лачына) и, вполне естественно, считал началом украинской (древнерусской) государственности IV век, когда булгарские цари из династии Дуло перенесли столицу державы Идель из Поволжья в Киев и начали наступление на Восточно-римскую империю (Византию).

В XII - начале XIII века булгарские кочевники Украины в массе своей принимают христианство, т.к. за это Киев и Чернигов давали им большие привилегии (земли, тарханство и пр.).

В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде, булгарский царь Гази-Барадж предложил своему монгольскому союзнику - хану Батыю - сформировать особый корпус из булгарских кочевников Украины - для охраны торгового пути из Киева в Болгар - и дать этому корпусу тамгу "казак" (трезубец) и имя "казаки". Батый согласился, и такой корпус был сформирован и действовал под общим булгаро-монгольским командованием до середины XIV в. Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном, из булгар-христиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды чиркесов.

Еще в X в. булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников булгары называли "чиркес", что по-булгарски значит "бродящий, вольный (чир) человек (кеше)". Русинцы переводили это слово, как "бродник". Большинство чиркесов были украинцами-христианами. После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.), чиркесы поступили на службу монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, чиркесы остались на монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они, украинцев-казаков. Постепенно для чиркесов название казаков стало сначала вторым, а потом главным именем, а казацкий "трезубец" - гербом.

Когда в 1362 г. Литва захватила Киев и ее владения вплотную подошли к границе леса и степи, украинские казаки-чиркесы немедленно объявили о своей независимости от Монгольской Орды. Центром независимого украинского казачества, восстановившего в своем лице Киевско-Русинское государство (Русь), стал остров Хортица. Это название произошло от булгарских названий острова "Курташ" ("Остров каган Курта-Кубрата") или Хордизэ ("Ставка Кубрата"). С этого времени булгаро-казацкий трезубец вновь возвращается к украинскому народу в качестве всеукраинского символа.

Этому не помешало то, что цари Волжской Булгарии до XVI в. продолжали считать трезубец своим родовым гербом и изображали его на булгарских монетах. После разгрома московско-татарским войском булгарской столицы Казани в 1552 г. булгарский народ, в память об утраченной государственности, сделал своим национальным гербом тамгу Казани - Y или Y.
Aroc
Цитата
Как сейчас вижу- кто-то из римских оппозиционеров- интеллектуалов пристаёт к какому- нибудь дремучему епископу: "скажи-ка дядя, как так получилось, что сын вашего главного беса носит в руках христианский символ?" И вот результат- христианством был отброшен данный символ.

Шломо, а вы не пробовали кино снимать? biggrin.gif Прямо как сейчас вижу вас на режиссерском кресле.
Вот только фильм то получается в жанре фэнтези.
Римские оппозиционеры- интеллектуалы обычно отправляли христиан ко львам, впрочем, когда были у власти. Когда же наступило время "дремучих" епископов, оппозиционеры все больше принимали христианство, заодно "обогащая" его своим интеллектуализмом.
Время насыщения Церкви языческой символикой наступило позднее уничтожения Цельсовских( и иже с ним) сочинений, так что в вашем представлениии налицо историческая неувязка.
Кстати, монограммное изображение креста в виде трезубца не столь уж распространенный символ и стоит наряду с десятками другим интересных монограмм. В этом символе нагрузка неглубока- всего лишь инструмент для ловли рыбы- то бишь душ человеческих, отсылка к одному известному евангельскому сюжету.
Так что никакой особой борьбы за символ я не вижу, монограмма действительна до сих пор.
Проще надо товарищи smile.gif
Маркус
Сколько любопытных мнений в теме образовалось. И даже идеи пантюркизма просочились. Нужно будет подумать и как-то систематизировать.
Монтек
Герб Украины - символ веры и надежды. http://ralf.com.ua/gerb/material_5.html
Монтек
Символизм, смысл и его значение.
До возникновения письменности, для общения при товаро обмене или военно-политических переговоров разноязыких народов, символы имели прикладное значение. В служении культам, возможностью передать божественный смысл. Иероглифы наверно и есть символы, да по большому счету вся письменность это трансформация древних символов. Сегодня, пытаясь разгадать значение того или иного символа, люди идут от обратного. Я же пытаясь поставить себя на место древних, эмпатируя и исключая современные паттерны. Так, бесконечнось мне представляется кругом. Вертикальная линия стремлением к высшему. Горизонталь, рождением жизнью и смертью, началом и концом. Собственно, все знаки состоят из линий и округлостей, замкнутых или разомкнутых. Условность значений зависит от места возникновения (привязка к ландшафту), особенностей природы и отправляемого религиозного культа. И очень важен фактор времени. С накоплением знаний, меняется восприятие реальности, соответственно и способы передачи информации.
Маркус
Цитата(Монтек @ 12.1.2012, 12:09) *
Герб Украины - символ веры и надежды. http://ralf.com.ua/gerb/material_5.html

Благодаря Монтеку ситуация проясняется: Трезубец в руки дьявола вручило католичество. Осталось только уточнить- кто и когда это сделал.
Почитал, что Рождество (католическое) пришло на замену праздника Митры. А у Митры трезубца не было.
Маркус
Почитал про символику побольше. Интересный символ встретился: Дельфин на Трезубце. Оказывается- распятый Иисус Христос. А так же Трезубец в раннем христианстве- символ крещения.
Prediger
Вот я и говорю, такой символ может трактоваться как угодно, ситуативно, культурно-зависимо, различаться вплоть до знака. Какой-то чёткой привязки нет. Можно в отношение трезубца изучать историю его символики, но решительно сложно что-то утверждать об имманентных смыслах. Хотя вот на уровне архетипов можно копаться и выкапывать из формы наиболее стойкие ассоциации и смысловые связи, но это сложно. Вроде того, что трезубец произошёл от двузубца, который был орудием рыбаков, т.е. предметом, врывающимся в хтонические воды, чтобы извлечь оттуда...
Шломо
Крутенький такой символ- при всестороннем рассмотрении. Покруче свастики будет. Свастика что- плоский знак с 2 степенями свободы: направо и налево. А здесь: вверх-вниз, направо-налево, назад- вперед. Вектор с неограниченной степенью свободы: хочешь Порядок, а хочешь- Хаос.
Шломо
Крутенький такой символ- при всестороннем рассмотрении. Покруче свастики будет. Свастика что- плоский знак с 2 степенями свободы: направо и налево. А здесь: вверх-вниз, направо-налево, назад- вперед. Вектор с неограниченной степенью свободы: хочешь Порядок, а хочешь- Хаос.
Маркус
Предигер прав- данный символ не специфичен, может многое что обозначать. В том числе некие триады. Славянская последовательность:
Цитата
Взгляд на них невольно обращает мысль к древнеиндоевропейскому представлению о постоянной смене перевоплощений, на которой зиждется извечный кругооборот жизнь—смерть—жизнь.

Можно, конечно, ещё явь-навь- правь пристягнуть. smile.gif
Ещё любопытным явлением славянской жизни были некие "вилы" (символика у них соответствует названию-водные божества):
Цитата
Отчетливые реминисценции метемпсихоза содержит южнославянская народная традиция. Следует выделить архаичнейшую идею перехода духа умершего в новорожденного ребенка, а также идею последовательных превращений после смерти в животное и снова в человека . По-видимому, эта идея лежит в основе таких фольклорных образов, как вила, змей и т. п., — образов, наделенных качествами человека и животных. Особенно интересен в этом смысле образ вилы. Вилы наделены качествами, связывающими их с космическим миром: золотые крылья, поднимающие выше гор и облаков (золото, как известно, знак принадлежности к «иному миру» и солнечный символ); они обладают чудесным даром прорицания, обращения людей в животных и наоборот, способностью, умертвив, оживить героя, а также творить чудеса самого различного свойства.

И под занавес происхождение пословицы "вилами на воде писано". тут:
Цитата
У Славянского жреца только 3 основных дела:

Воду в ступе толочь, Вилами по воде писать и Баклуши бить

(неизвестный священник христианской церкви во времена крещения Руси)


Цитата
Обязанностью же волхва было собрать воду из семи источников, слить ее в ступу и толочь до тех пор, пока информационный фон воды полностью не деструктурируется и не очистится. Так как вода была собрана из источников с положительной энергией и обладала хорошей программой, но потеряв структуру, она не теряет общий позитивный фон, и, находясь в обновленном состоянии, она готова принимать программу созидания поступающую извне.

Отсюда и вытекает вторая задача Волхва:

Вилами по Воде писать

Вилами назван здесь Триглав - три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз (3х-лучевой вилки). 3-главие есть единство 3х Ипостасей: сира Яви, Нави и Прави. Плюс, любое троекратное увеличение чего либо - это тройная сила.


Цитата
Третья же обязанность «Баклуши бить» ни чуть не менее важна.

Когда в поселении рождался ребенок, Волхв, принимающий или присутствующий при родах замечал день и час рождения (чаще вплоть до мельчайшего Сига). Затем в ближайшую ночь он находил дерево в Цвету (не цветущее дерево, а дерево в цвету, как у папоротника, который не цветет, но раз в год излучает биоэлюминисцентное свечение в течении одного часа, так и любое дерево в час своей Высшей силы, светится своим светом) в определенный час его максимальной силы, он проводил ритуал разрешения и сохранения и срубал это дерево. На его месте в дальнейшем он сажал одно или несколько новых деревьев.

Далее, он заготавливал специальные чурбаки и в определенное время с использованием древнего ритуала начинал бить их на небольшие баклуши разного размера. То есть, он создавал заготовки для игрушек, инструментов, ручек для оружия, оберегов, талисманов, посохов и прочего, с чем ребенок за всю свою жизнь будет соприкасаться. Затем он передавал эти баклуши отцу, и отец готовил все необходимое для чада. Все, что было сделано из этого дерева, придавало ребенку силу и давало защиту на протяжении всей его будущей жизни.

Вот такая была функциональная нагрузка у волхвов.
И уж если речь зашла о Триглаве

Цитата
Триглав — высшее божество, согласно средневековому историку Эббону — "summus paganorum deus", с золотой повязкой на устах и глазах. И у историка Герборда он властвует над тремя мирами — небом, землей и подземным миром, причастен к гаданию посредством огромного черного коня.
Маркус
Боги древности с трезубцами:

Хетский Тешуб:


Урартский Тейшеба:
Маркус
Шумерская Инанна (Иштар):
Маркус
Индуистский Шива:

И его супруга- Дурга:

Маркус
Ну и конечно же Нептун (этрусский Нефунс, греческий Посейдон)

Так бы мог выглядеть славянский Ний:
или
Маркус
Какой-то трёхголовый бог, возможно Триглав.


Ещё нашел некую путаницу в славянском пантеоне, а именно бог Переплут:
Но в этом рисунке какая-то путаница, Рыбаков прямо указывает, что Переплут- это синоним Семаргла, земледельческого божества, заведующего всходами.
Маркус
Месопотамский бог бурь- Адад:


После рассмотрения данного божества и той смысловой нагрузки, что им представлена пришло понимание, что древние люди видели в этом символе:
Порядок:
[img]http://beautycelli.tvlg.ru/?fbb=picture-trident-z3cDcndoiEIKjiW_nLCOyK3wppPFMl0JUZCXgGTGapaU0hkdi5gNtyIpHna6o9FF9Um8eHNcQPvAHjU7
vqYnpDkLNR8PA4PXx9LTbY8=um9.jpg[/img]

И Хаос:
Маркус
И какой-то скандинавский персонаж, наверное, полный регнарёк. smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.