IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Сектантское и открытое понимание Церкви
Prediger
сообщение 2.6.2007, 15:36
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Сектантское и открытое понимание Церкви

Николай Карпицкий (28/09/06)

В традиции сосуществуют два понимания границ Церкви – узкое и широкое. Я бы заострил это противопоставление в виде дилеммы сектантского и открытого понимания Церкви. Границы Церкви можно истолковать как границы действия спасительной благодати. Сектантское понимание Церкви предполагает, что спасительная благодать распространяется только на членов одной из церковных конфессий. Открытое понимание Церкви предполагает, что спасительная благодать подается всем независимо от их отношения к религии. Ведь Христос принял искупительную жертву за всех людей, а не только за будущих членов одного из церковных течений.

Открытое понимание Церкви нисколько не умаляет исключительную роль христиан, которые заключили Завет с Богом на выполнение особой миссии служить посредниками действия спасительной благодати. В соответствии с Заветом христиане имеют эксклюзивное право на особые формы служения Богу, но они не имеют монополии на действие спасительной благодати, которая распространяется за пределами христианских общин во всем остальном мире.

Обосновать открытое понимание Церкви можно на основе различия сущности и энергии, которое являлось исходной предпосылкой восточно-христианской мысли и получило догматическое оформление во время паламитских споров XIV века.

Энергия переводится на русский язык как действие, и в соответствии с традиционным пониманием означает не только физическое, но и вообще всякое выражение сущности вовне. Любое свойство вещи – это действие ее сущности, при этом слово «энергия» приложимо не только к телесным свойствам вещи, но также к психическим, духовным и умопостигаемым. Любое проявление Бога в мире в восточно-христианской традиции называли энергией Бога, отличая ее от непостижимой сущности Бога.

На Константинопольском соборе 1351 года была окончательно устранена путаница в понимании соотношения сущности и энергии определением, что 1) в Едином Боге следует различать без разъединения сущность (как не именуемую и не допускающую причастности себе) и энергию (как именуемую и допускающую причастность себе); 2) энергия Божия не сотворена; 3) множество божественных энергий не нарушают простоты Божества; 4) к энергиям приложимо Имя Божества; 5) сущность выше энергии; 6) причастность Богу означает причастность Его энергии, а не сущности; 7) Фаворский свет Преображения нетварен.

Соотношение сущности и энергии легко показать на примере. Так, я не вижу саму сущность человека, но могу лишь видеть его внешний образ (т.е. воспринимать энергию). Однако в этом образе, который я вижу, присутствует сам человек по своей сущности. В этом заключается онтологическое единство сущности и энергии, при котором сущность присутствует в энергии, а энергия является частным выражением сущности. Если сущность обладает бесконечной потенцией многообразного выражения вовне, то энергия – это актуализация одной из возможностей.

Благодаря этому различию бесконечной потенции сущности и частного выражения в энергии можно устранить путаницу в понимании границ Церкви. Предназначение Церкви в том, чтобы раскрывать спасительную благодать, которую сообщает ей Бог. Бесконечная потенция благодати, составляет сущность Церкви, а спасительное действие Церкви – это энергия благодати.

В крещении человек заключает Завет с Богом и тем самым приобщается к благодатной силе Церкви, которую раскрывает через себя в служении Богу. Иными словами, в крещении человеку сообщается потенция спасительной благодати, которую он призван реализовывать в своей жизни. Однако потенция может оказаться и нереализованной, поэтому крещение не гарантирует спасения.

В соответствии с различением сущности и энергии границу Церкви можно определить двояко: по сущности, и по спасительному действию (т.е. сообразно энергиям). Сущностно Церковь там, где заложена потенция спасительной благодати, которая раскрывается через служение Богу. В этом смысле Церковь охватывает людей, заключивших с Богом Завет и добровольно принявших служение Ему. Энергийно Церковь простирается везде, где действует спасительная сила благодати. А действовать она может не только на христиан, но и на всех остальных людей, независимо от их вероисповедания. В этом смысле, Церковь потенциально может охватывать весь мир. Ее реальная граница оказывается открытой и подвижной в соответствии распространением божественной благодати далеко за пределы какой-то одной из конфессий. В соответствии с этим открытое понимание Церкви не умаляет значимость особого служения христиан, но напротив, раскрывает ценность этого служения для всего мира.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
mikh
сообщение 11.3.2011, 11:24
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2109
Регистрация: 14.9.2007
Вставить ник
Цитата
Из: Переславль
Пользователь №: 784



Репутация:   167  



Цитата
Библия целиком и полностью вызывает недоумения и скепсис. Поверить в то, что там написано очень тяжело, а иногда просто невозможно.


Ну вы за всех то не говорите. smile.gif Конечно, если читать с критичным настроем, будучи обремененным "знаниями" и предрассудками, будет подмечено очень много вопиющих недоразумений. Мне кажется, Библия это не научный трактат - цели совсем другие. Поэтому читая Библию, не надо строить из себя жутко умного экзаменатора.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Aroc
сообщение 11.3.2011, 16:32
Сообщение #3


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2023
Регистрация: 21.12.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Переславль
Пользователь №: 131



Репутация:   239  



Цитата(mikh @ 11.3.2011, 13:24) *
Цитата
Библия целиком и полностью вызывает недоумения и скепсис. Поверить в то, что там написано очень тяжело, а иногда просто невозможно.


Ну вы за всех то не говорите. smile.gif Конечно, если читать с критичным настроем, будучи обремененным "знаниями" и предрассудками, будет подмечено очень много вопиющих недоразумений. Мне кажется, Библия это не научный трактат - цели совсем другие. Поэтому читая Библию, не надо строить из себя жутко умного экзаменатора.


Не все так просто. Когда тебя экзаменует человек твоей же веры, это нестрашно, так как всегда можно сесть и сообща разобраться. А вот когда к батюшке (например) подходит пацан, лет пятнадцати, и ставит его в тупик вопросами из какого-нибудь недалекого Таксиля... Ну и что остается после такой лужи священнику? Стать в позу и повторить за вами: "Библия это вам не какой-нибудь научный трактат!". Вот тогда последнее действительно будет горше первого.
Христианин обязан защищать свою веру, а не "анафему" провозглашать по каждому пустяку.
З.Ы. Слепо противостоять критике может разве что неофит. А потом вопросы неминуемо должны возникнуть.
Ну вот вам допустим один вопрос: Как известно, Авраам не пощадил своего сына Исаака и это вменилось ему в праведность. Не так давно, один из иеговистов, которые штудируют Библию тыщи мильёнов раз, решился, по внушению Бога как он утверждает, повторить подвиг Авраама и зарезал своего сына. Естественно его подвига в наши дни понять уже не смогли ни свои иеговисты, ни, тем более, православная общественность. Повязали праведника и к Наполеону отправили.
Так вот вопрос знатокам- а в чем разница между подвигом Авраама и подвигом иеговиста? smile3.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 20.6.2025, 22:34
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro