Весьма интересная подача вопроса.
Личность - конкретный человек, рассматриваемый с точки зрения его социально значимых особенностей.
В психологии известны разные определения личности. Для использования в дидактике выбрано одно из них. С термином "личность" связаны многие недоразумения: одни психологи считают, что ребенок уже в три года - личность, другие, что некоторые и в пятьдесят лет не становятся личностью. Уже стало штампом изречение: "Только личность может воспитать личность". Некоторые считают личностью лишь того, кто имеет собственные убеждения и следует им, а не идет на поводу решений других. Однако самоактуализация и конформизм - всего лишь две социальные особенности личности, не исключающие всех остальных.
Американский психолог А. Маслоу выделил 15 особенностей самоактуализирующуйся личности. С другой стороны, говорят о конформной личности, предполагая, что и конформист - личность. "Самоактуализиpующиеся личности, обладающие большим твоpческим потенциалом и пpактически pеализиpующие его, составляют ничтожное меньшинство (около 1 %) населения и являют собой обpазец психологически здоpовых и максимально выpажающих свою человеческую сущность людей"
Для пояснения особенностей понятия "личность" приведем мнение видного российского психолога П.Я Гальперина:" Личность невозможна без сознания, и там, где оно нарушено, нарушена или утрачена личность...Такой человек (признанный невменяемым) может правильно видеть окружающее, может делать формально правильные умозаключения, память о прошлых событиях и прежде приобретенных знаниях также может не обнаруживать существенных нарушений. И тем не менее этот человек не способен оценивать свои действия, действия других людей и объективные события так, как это делают нормальные люди, не может пользоваться объективно-общественными критериями всех этих явлений и постольку не может управлять своим поведением. Он остается субъектом действия, но уже не является личностью и не отвечает за свое поведение. Ребенок до определенного возраста вообще считается не ответственным за свои поступки, за него отвечают воспитатели, а он рассматривается как растущая, но еще не сложившаяся личность." [10]. Таким образом, понятие "личность" непосредственно связано с понятием "социальная ответственность", а не с чем-то иным.
"Личность - теpмин, обозначающий:
- человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или
- устойчивую систему социально значимых чеpт, хаpактеpизующих индивида как человека того или иного общества или общности".