Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

Не считаю верным данное высказывание- Киевская Русь была единым государством со времен Игоря Старого. Иначе с какого рожна всем местам и весям дань платить стольному граду Киеву?
Я бы это рассмотрел как зачаток государственности на основе родственного скандинавского единства на тот момент княжеского сообщества. Просто на один момент кто-то из них стал лидером. Но это ещё не государство. Дань брал любой завоеватель и узурпатор. Сам её факт не говорит об интеграции племён государственного уровня.
Здесь разъясню
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

З.Ы. И что вы понимаете под "правильным государством"?
Имеется ввиду правильно устроенное государство со всеми его атрибутами: единой денежной единицей, регулярной армией, налогами, судами, системой образования и пр.
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

И что же мы видим после принятия христианства: несколько народных восстаний, центробежные тенденции.
А почему в этом повинно христианство? Просто князья продолжали по языческим привычкам. Такого добра до Владимира было сколько угодно. Не может христианство взять и сразу сделать из варваров высокоэтичных людей. Князьям было сообщены нравственные ценности? - да. Почему же они ими не руководствовались? - да потому что были ещё язычниками по психологии.
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

И где вы усмотрели его связующую роль?
Начиная с Владимира появляется действительно единое государство. Да, в 12 веке его поразил междуусобный кризис. Виновато ли в этом христианство? А разве сами люди не делают свой нравственнный выбор, вопреки заповедям?
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

Кризис был у Владимира- оставаться в робичах и внуках Ярилы уж больно ему не хотелось. Все ж остальные к христианству были спокойны, но на местах начинали восставать- если их пытались насильственно крестить.
Где-то может и насильно, но такова была эпоха. Это было не выражение христианских принципов, а выражение принципа феодального "чья власть - того и вера".
Тем более, христианство объективно распространялось на Руси, не только среди ремесленников и дружинников, но и среды княжеского рода (княгиня Ольга). Это не было одномоментным насильственным актом. Это было закономерным процессом.
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

А уж про отсталость говорить не надо- язычник Святослав составлял достойную конкуренцию Византии.
Или не язычник Владимир захватил Корсунь- еще до крещения?
И что с того? Мало ли кто нападал на империю и захватывал отдельные города и провинции. Варваров было много, среди них и Святослав. Его военный успех не говорит об его цивилизационных успехах. Иначе и вандалов с вест-готами, разоривших Рим, можно приписать к цивилизационному прорыву.
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

Думаю, что не стоит заниматься фоменковским пересмотром истории! Как сложилось, так сложилось.
Не, совсем не тот метод. Мы говорим о возможных вариантах истории, а Фоменко придумывает историю. Это разное.
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

Вялый какой- то импульс, да еще с деструктивным компонентом. Только через 500 лет, да еще после того, как "до основанья, а затем".
Не будем забывать, что 11 век это золотой век и русской письменности, и градостроение, и храмозодчества, многих искусств и пр. Наша беда в том, что потом это было смыто сначала усобицей, потом ордынским разорением. Продолжилось положительное строительство уже с 14-го века.
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

Поподробнее, плиз, какие научные, культурные понятия внесла Византия (за исключением христианства)?
Например, юридическая литература: Номоканон, Эклога, Прохирон, а также различные компиляции и сборники.
Приведу короткую цитату из Леонтьева: "Влияние Византии на Русь трудно переоценить. Но оно заключалось не в переносе гигантского наследия умудренной, софистичной цивилизации в молодое государство-наследник - это было осуществлено лишь в ограниченной мере. Византия дала северному соседу нечто иное и большее. Она дала средство создать собственно Русь".
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

Величие господ, стоящих на головах своих рабов. Мне лично такого величия не надо. Все холопы, кроме царя. Да и он холоп... Высшей Канцелярии.
Я вижу это последствием "татарщины". Заимствованием из Орды.
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

Уже в 1260 году под руководством Миндовга, отрекшегося от христианства, вспыхнуло восстание, орден потерпел поражение на реке Дурбе в Курляндии.
Вы что-то путаете, цитирую: "В 1260 году жмудины (жемайтийцы)
без поддержки Миндовга в битве при Дурбе одержали победу над объединённым войском Ливонского и Тевтонского орденов и их союзников".
И только около 1261 года Миндовг отрёкся от христианской веры и вместе с Тройнатом (Трениота, лит. Treniota) пытался бороться с Орденом.
А уже в 1263 года Миндовг и два его малолетних сына были зарезаны по приказу Тройната князем Довмонтом. Великим князем стал Тройнат, но и он был вскоре заколот мечом(1264).
После отречения Миндовг ничем славным себя не проявил. В общем, все умерли.
Зато вот его сын Довмонт стал известным православным святым. Читал про него книжку, весьма впечатляющих персонаж. Кажется "Час волка" называется.
Цитата(Маркус @ 9.3.2009, 19:48)

Интересы первичны, все остальное вторично!
Для английских колонизаторов, использовавших протестантских миссионеров, возможно и так. Но Русь особенное дело. Наши миссионеры были людьми в высшей степени искренними и самоотверженными.
P.S. Спасибо за аргументированные возражение.
Пожалуй, когда будет время, изучу вопрос о зачатках государственности в довладимирской Руси.