[justify]В предыдущем качественном сообщении Маркуса написано много любопытных вопросов, на которые сразу не ответишь. Буду отвечать по мере изучения.
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

И не меньше и не больше- признание государства на международном уровне любимой вами Восточной Римской империей. Можно еще привести примеры договоров языческой Киевской Руси- с православного ресурса:
Договоры с Византией следует считать древнейшими письменными источниками русской государственности.
И это опять до крещения Руси! Так что ваше утверждение того, что христианство принесло "государственность"- мягко говоря, не катит.
А я и не утверждал, что совсем было государства. Весь вопрос в его уровне. Насколько этот союз племён был государством?
Для исследования данного вопроса я бы предложил рассмотреть следующие вопросы:
1. Был ли единый политический центр? Сюда же - могли ли отдельные племена вести самостоятельную дипломатию?
2. Была ли единая собственная денежная система
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

О чеканке монет. Как видите, имели место хождение монеты 9-10 веков.
Как я там рассмотрел, речь идёт о попытках денежных единиц в отдельных княжествах: Киевском, Черниговском, Тмураканском. Это как раз аргумент против существования единой денежной системы.
Хотя, конечно, единая деньга это ещё не всё, речь о денежной системе.
3. Была ли единая система права
3. Была ли единая государственная идеология
4. Была ли единая армия
Круг таких вопросов можно расширять, т.к. много чего относится к государству.
На данный момент мне видится, что государственность была на зачаточном уровне.
А вот при Владимире уже есть и чеканка монеты, и единая социальная, правовая, социальная политика. Единая армия и военная политика.
Что касается договора с Восточной Империей, то подобные договора империя заключала практически со всеми варварами и дань им платила. Мы же не будем на основании этого всех их считать государствами.
Фактически, тут стоит вопрос следующим образом: является ли факт международного договора признаком государственности?
Мне представляется, что в ту эпоху не обязательно, т.к. было много племенных образований, с которыми такие договора заключались.
Кстати о договорах. В следующем 10-ом веке была любопытная тенденция в плане договоров.
При заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, договор же 944 года скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу, что говорит о наличии в русской элите значительного количества христиан. И это ещё за четыре десятилетия до принятия Православия Владимиром. Подобные факты можно рассматривать, как свидетельство постепенного и свободного распространения христианства на Руси до крещения Владимира.
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

Тем более, что Византия нуждалась в своей политике в устранении влияния Руси на свои дела. Здесь:
Византия очень рано стала стремиться втянуть могущественную Русь в свою политическую систему и тем самым, во-первых, ослабить опасность, грозившую Империи с ее стороны, а во-вторых — использовать «великий народ» руссов в собственных интересах.
А для этого любые средства хороши- в том числе религиозные.
Однако странным получалось "втягивание". Русичи регулярно делали набеги, получали дань и выгодные условия торговли. Очевидно не очень получалось. То же в христианстве. Приняли мы его из Болгарии. Само крещение Владимира произошло тоже как результат военной добычи. Русичи во всех сферах добивались самостоятельности активной позицией.
Как увидим позже, в истории с русской митрополией, Московия и церковную самостоятельность также вырвала. Несмотря на общее христианство на Руси считали, что "греки суть льстивы и лукавы".
Не получалось проникновение. А может и не делалось?
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

Письменность- это духовная интервенция Кирилла и Мефодия, под наставничеством патриарха Фотия? Так много сейчас пишут о том, что и до появления кириллицы была в обиходе рунница. Вот только хранилищами данных культурных средств были капища, которые, как известно, планомерно и безжалостно уничтожались христианством.
В основе кириллицы лежал греческий алфавит и его грамматическая структура. Не кисло вообще-то было сразу получить язык, построенный на лучшем на тот момент культурном языке.
Рассуждать же о руннице как о хранительнице каких-то там немеренных знаний можно много, но бесплодно, т.к. знаем мы об этом весьма мало. Да и состояние Руси до христианства не располагает предполагать какой-то колоссальный культурный уровень.
Так был ли мальчик?
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

после начала экспансии византийцев Русь, как таковая, перестала существовать
Гм. А как же государство Владимира и последующих великих князей? Перенос столицы во Владимиро-Cуздальскую Русь произошло много позже Андреем Боголюбским в 12-ом веке.
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

Как часто сейчас любят употреблять слово "цивилизованность" (так же часто, как и "толерантность" ;)). Но под этим понимают цивилизацию "западного типа". Но тогда такой не существовало.
В то время была ромейская цивилизация с центром в восточной империи. В западной Европе было государство франков, но в середине 9-го века уже распалось.
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

Цитата
Например, юридическая литература: Номоканон, Эклога, Прохирон, а также различные компиляции и сборники.
и какое влияние они оказали? Во всяком случае до образования Московского государства никакой политической роли они не несли- сохранялась принятая у тюрков удельно- лествиничная система наследования. А законы (судя по договорам, приведенным выше) были и ранее.
Дабы проиллюстрировать творческое заимствование византийского права на Руси и его дальнейшего развития на русской почве приведу соответствующий очерк из википедии:
Цитата
Византийское право на Руси
Первое знакомство русских с византийским правом относится еще ко времени, предшествовавшему принятию христианства: византийскими элементами проникнуты договоры русских с греками X века, регулировавшие отношения русских и греков во время пребывания первых в Царьграде. [20] признается несомненным, что на Руси с самых первых времен существования христианства были известны в славянском переводе оба Номоканона, употреблявшиеся в византийской церкви: Номоканон в 50 титулов и Номоканон в 14 титулов. Первый из этих Номоканонов был переведен на славянский язык еще до крещения Руси, в эпоху обращения в христианство болгар и моравов, и в русских списках неизменно удерживал свою первоначальную болгарскую редакцию. Номоканон же в XIV титулов в его древнейшей редакции был переведен на Руси, вероятно, при Ярославе I. Одновременно с Номоканонами в Россию были занесены и др. памятники В. законодательства (Эклога, под названием «Главизн премудрых и верных царей Леона и Константина», и Прохирон, под именем «Градского закона»), которые вместе с Номоканонами входили в состав древних сборников, известных под названием Кормчей Книги (см. это сл.). При первых же христианских князьях перешел к нам и «Закон судный людем», составленный частным лицом в Болгарии, вероятно, до конца IX века. Это — переделка 17-го титула исаврийской эклоги, то есть устава о преступлениях и наказаниях, приспособляющая византийское уголовное законодательство к быту варварского народа, принимавшего христианство. Составитель приводит византийские членовредительные и др. наказания, но вместо них нередко назначает публичное церковное покаяние (отдачу в пост). В позднейших рукописных сборниках встречается распространенная редакция «Закона судного», под именем «Судебника царя Константина» (то есть Великого). Составитель ее вычеркнул отдачу в пост по церковному закону, сохранив только наказания членовредительные. Эта работа имеет характер не законодательного устава, рассчитанного на практическое применение, а келейно-умозрительного упражнения, которое сделано каким-нибудь духовным лицом, может быть, уже на Руси, а не у южных славян. [21] Отсутствие толкований и неудобовразумительность славянского перевода давали себя чувствовать в церковной практике, вследствие чего киевский митрополит Кирилл II обратился в Болгарию за новыми книгами и, получив оттуда сербскую кормчую св. Саввы, представил ее Владимирскому собору 1274 г. Через сербскую кормчую к нам перешли: «Закон Моисеев» (выборка из Исхода, Левита, Числ и Второзакония), некоторые церковные новеллы Алексея Комнена и полный перевод Прохирона [22]. В 1649 г. приступлено было к официальному изданию Кормчей книги. Практическим источником нашего церковного права является еще один памятник византийского происхождения — Номоканон, который с 1639 г. печатается при большом Требнике. Впервые этот сборник напечатан был в Киеве в 1620 г., под названием: «Номоканон или законное правило», Памвой Берындой, который издание свое сделал с рукописи, принесенной в Киев с Афона. Это — покаянный устав, составленный по труду Матвея Властаря. Ср. А. Павлов, «Номоканон при большом Требнике» (Одесса, 1872), и М. Горчаков, «К истории епитимийных номоканонов православной церкви» [23]. Кроме того, в древней Руси были известны и другие юридические сборники византийского происхождения. Интересна по своему содержанию и историческому значению компиляция, относящаяся к концу XII или началу XIII века и носящая в рукописях название «Книги законные, ими же годится всякое дело исправляти всем православным князем». В состав ее входят: 1) «Закони земледельнии от Оустиниановых книг» — земледельческий устав (νόμος γεωργικος); 2) «Закон о казнех»; 3) «Закон о разделении браком», то есть о причинах развода и 4) «Главы о послусех»; три последние отдела заимствованы из Прохирона и Эклоги. Переводчик не только перелагает на русский язык отдельные византийские термины, имевшие техническое значение, но и делает в тексте иноземных законов некоторые изменения, сокращения и дополнения в видах приспособления их к русск. быту и понятиям. Прямых свидетельств о практическом применении земледельческого устава (остальные части компиляции были известны из Кормчей) мы не имеем, но весьма вероятно, что он применялся в духовных судах, в особенности по отношению к крестьянам, сидевшим на землях духовенства. Первое полное издание «Книг законных» было сделано в 1768 г. С. Башиловым (см.); затем в 1805 г. первая часть этого сборника напечатана была Максимовичем в его «Указателе российских законов» (т. II, М.), где она помещена в виде продолжения известного церковного устава, приписываемого великому князю Ярославу I, и над обоими памятниками поставлено одно общее заглавие: «Устав великого князя Ярослава Владимировича о церковных судах и о земских делах». Заглавие это было источником недоразумений для русских ученых. Лишь в новейшее время А. С. Павлов окончательно доказал, что мнимый устав Ярослава о земских делах есть не что иное, как первая часть «Книг законных»; он же в соч. «Книги законные» [24] издал полный славянский текст этой компиляции и подыскал к нему наиболее соответствующий греческий подлинник. Другой юридический сборник, по своему характеру и содержанию весьма близкий к «Книгам законным», появился у нас в конце XIII или в начале XIV в. под названием «Мерила праведного»; этот сборник составлен был из готового славянского материала, заимствованного из Кормчей, и должен был служить как нравственным наставлением, так и юридическим руководством для судей. Ср. статью Н. Калачова в его «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России» [25]. Одновременно с печатанием Кормчей патриарх Никон поручил одному из ученых юго-западной Руси, Епифанию Славинецкому, новый перевод памятников византийского права. Перевод, сделанный Епифанием, остался в рукописи, которая положена была в «патриаршей казне» для удобства желающих читать и списывать ее.
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

А теперь хотелось бы увидеть ваш источник, в котором:
Собственно так указано в википедии ru.wikipedia.org/wiki/Мендог
Какая-то путаница получается с этим Миндовгом. В одних местах восстание без него, а он потом отрекается от христианства и его убивают, а в других он отрекается, побеждает ливонцев, далее его всё равно убивают.
Правда в обоих случаях всё кончилось плохо и языческая Литва не стала серьёзным государством.
Вообще, Миндовг персонаж не показательный. Он сначала принял Православие, когда ему нужна была поддержка русских князей, потом, в видах сближения с ливонцами, католичество, потом уже снова язычество. Вера для него была лишь политическим ходом. А в таком случае трудно ожидать каких-то серьёзных плодов от неё.
Более менее приличное государственное христианство начинается в Литве с сына Миндаугаса Войшелка, который стал сначала православным монахом, а потому уже занят престол.
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

Кстати, Довмонт не был сыном Миндовга.
Не знал.
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

Главным поводом к возмущению пелымцев явилась деятельность епископа Питирима
Несколько не в курсе. Надо изучать.
Цитата(Маркус @ 10.3.2009, 23:41)

очень любил прокрадываться к зимовьям шаманов и поджигать их вместе с хозяином
Приколист

.