Цитата(Prediger @ 30.9.2007, 12:47)

Против последнего могут привести исторические примеры, когда отдельные деятели РПЦ использовали свою власть и влияние на облегчение жизни народа, взять хотя бы непосредственное участие митр. Филарета Московского в написании императорской прокламации об освобождении крестьян от 1861 г. Да и то же право печалования перед государем в допетровский период и пр. и пр.
Думаю, что Филарет Московский принимал участие в освобождении крестьян как член Святейшего Синода, непосрественно подчиненного императору Александру II (так во всяком случае было с 1721 года, когда данный орган был создан и издан "Духовный регламент" Феофана Прокоповича. Нашел любопытный сайт о том, что Петр первый отменил практику печалования:
http://www.biglib.com.ua/read.php?pg_which...mp;book_id=3545Цитата
Обряд в неделю Ваий был
оставлен в 1676 году для одного Патриарха и вовсе прекратился после смерти
матери царя Наталии Кирилловны, последовавшей в 1694 году (Скворцов,
Патриарх Адриан. Православный собеседник. 1912, I); - затем Патриарх был
лишен Петром права печалования, которое существовало несколько веков.
"...Патриарх перестал быть официальным советником царя и исключен из
царской Думы; но этого мало: было еще одно право Патриарха, которое служило
проводником идеи правды в государственное строительство. Это - право
печалования перед царем за опальных и обиженных, которое было публично
посрамлено царем и в своем падении символизировало падение авторитета
Патриарха". (26) У Соловьева описана эта сцена последнего печалования в
связи с стрелецким бунтом. "Делались страшные приготовления к казням,
ставились виселицы по Белому и Земляному городам, у ворот под Новодевичьим
монастырем и у 4-х съезжих изб возмутившихся полков. Патриарх вспомнил, что
его предшественники становились между царем и жертвами его гнева,
печаловались за опальных, умаляли кровь. Адриан поднял икону Богородицы,
отправился к Петру в Преображенское. Но царь, завидев Патриарха, закричал
ему: "К чему эта икона? Разве твое дело приходить сюда? Убирайся скорее и
поставь икону на свое место. Быть может, я побольше тебя почитаю Бога и
Пресвятую Его Матерь".
Но обращает внимание само время данного печалования- восстание стрельцов в интересах сестры Петра Софьи. Т.е. фактически патриарх защищал интересы оппозиции Петру.
Любопытно будет услышать от вас факты других событий данного плана.
Цитата
Но отдельные личности лишь скрашивали общую ситуацию, являя подлинный дух Православия. Однако от этого церковная организация, как система, вряд ли становилась лучше и человечнее.
Вот здесь с вами полностью согласен. Церковь, как общность и церковь, как организация- пожалуй не могу провести знак равенства.