МАТВЕЙ ЯНКЕЛЕВИЧ
"Среди зараженного логикой мира"
Егор Летов и Александр Введенский
Статья в стадии переписывания, т.к. аналогов в интернете не нашел. Привожу отрывками
Как человек, Летов всегда стремится к алогичности - и в поведении, и в высказываниях, и в стилях...
Внутренняя логика песен и целых альбомов Летова (с группами "Гражданская оборона", Коммунизм" и в сольных записях) столь же шизофренична на первый взгляд, как и его политическая принадлежность, так
что отличить иронию от искренности нелегко (АИ, привет

), чего Летов и добивается. В конце концов, как мы надеемся показать в этой работе, высказывания Е.Л. и искренни, и ироничны.
Стоит заметить, что при жизни Введенский, за исключением детской литературы, практически не публиковался. Для литературоведов стала доступной лишь часть его творчества, спасенная Друскиным из ленинградской квартиры Хармса. Стихи Летова в основном известны посредством записей и концертных выступлений, и его творчество продолжается. Таким образом, при попытках изучения творчества обоих авторов, литературоведу приходится осозновать их неполноту. В некотором смысле это сближает Летова и Введенского. Их творчество выходит за рамки традиционного литературного наблюдения.
***
Введенский не пытается "понять" время, посколку это подразумевает слишком научный метод познания. Более того, он хочет сказать, что
никакой логически построенный аргумент не может противодействовать "непониманию", что в положительном смысле можно назвать интуицией. Таким образом Введенский не только ставит под вопрос наше представление о времени, но также дискредитирует саму попытку его логического понимания.
... "Непонимание" достигается посредством отрицания самого языка. Введенский часто использует этот метод отрицания как в "серой тетради", так и в поэтических произведениях. Например, в известнгом обсуждении о движении мыши Введенский показывает, как, наблюдая мышь, бегающую по камню, мы опираемся на слова вроде "каждый" и "шаг" и их абстрактные значения , и тем же движением отрицает их "Пускай бегает мышь по камню. Считай только каждый ее шаг. Забудь тольско слово каждый, забудь только слово шаг. Тогда каждый ее шаг покажется новым движением. Потом, так как у тебя справедливого исчезло восприятие ряда движений как чего-то целого, что называл ошибочно шагом... , то движение у тебя начнет дробиться, оно придет почти к нулю. Начнется мерцание. Мышь начнет мерцать. Оглянись: мир мерцает (Как мышь)"
Отвечая Введенскому в припеве песни "Времени больше не будет", Летов поет:
Однажды
Только ты поверь
Маятник качнется в првильную сторону
И времени больше не будет
В припеве Летов повторяет строчку о времени не один раз, заставляя слушателя вообразить потерю времени как категории, таким образом разрушая концепцию последовательности, на которйо основывается рациональный образ мира.
---
Стихи Летова часто построены на "введенскообразном" желании пародировать последовательное логическое мышление. Например, он сводит логику дарвинизма (в его популярной советской форме) к абсурду в песне "кто сильнее тот и прав". Эта детерминистская идея превращена у Летова в формулировку "хорошим хорошо а хуевым хуево". (в первую очередь последствие, а потом уже причина)
---
В то же время Летов продолжает в стихах ставить препятствия разумному порядку вещей:
Рано утром
нас надут
похоронят
и убьют
На Белградской коференции Виллем Вестстейн называл похожее отношение у Введенского словами "Банальность смерти". И еще, в радостном ритме реггей Летов поет:
Я простудился, умер, превратился в пластилин.
Все также следуя и подражая Введенскому, Летов объясняет цель своего пения:
Я научился кусать потолок
Я научился писать на воде
Я научился орать в пустоту
И мешать деревьям стоять на месте
Среди зараженного логикой мира
***
Летов часто возвращается к любимому иероглифу обэриутов - окну. В следующем примере Летов прибегает к нарочито простым, почти детским рифмам, схожим с обэриутскими. Но в то время как у Введенского и Хармса окно открывает новые измерения, иногда служа отверстием для выхода души умершего, Летов закрашивает свое окно черной краской, превращая стекло в нечто непроницаемое:
Я смотрю в окно
За окном темно.
В желудке плавает чай,
в поле растет молочай,
С Новым Годом вас. дорогие товарищи!
Этот стихотворный пролог заканчивается типично летовской иронизацией над советским клише. Всматриваясь, мы видим, что все стихотворение является пародие различных поэтических клише, начиная с заезженного образа лирического поэта, глядящего в окно. ... В пародии на лирическое самонаблюдение поэт находит чай в желудке. В поисках рифмы для следующей сточки он перескакивает на банальное наблюдение,Э что в поле растет молочай. Поэту не обязательно видеть это поле, чтобы знать, что на нем растет., поскольку это общеизвестно и не нуждается в особом поэтическом воззрении. Таким образом, Летов разбирает лирическое позерство в одщном четверостишии и приходит в тупик. Стихотворение завершается саркастическим поздравлением. Летов восхищается нелепостью стиха и безнадежным тривиальным бытием, в которое в нем выражено.
***
Как у Введенского, чуть ли не каждое предложение Летова смеется само над собой. летов переносит ироничность Введенского в свой голос, что ощутимо в насмешливом крике, присутствующем в конце каждой песни. Когда Летов использует детские и нарочито уменьшительно-ласкательные слова вперемежку с матом, получается какофония тонов, выносящая иронию на первый план.
***
Осознавая, что он занят концептуальным проектом, Летов заинтересова в тех действиях, которые "контролировать никак не можем... Мы камень в воду бросили - пошли круги" Своими высказываниями Летов чуток переплетает идеи концептуализма с творчеством Введенского. его политические провокации после развала СССР похожи на послесмертные рассуждения Фомина:
Мы стали скучны и смешны
и в нашем посмертном вращении
Спасенье одно в превращении
Характеризовать творчество Летова, можно именно теми словами, которыми описывают стихотворный стиль Введенского "невеселая комичность". Его герой, как персонаж в драматических произведениях Введенского, "неустойчивая личсность". А поскольку главный герой Летова - это сам Летов, понятно стремление к потере контроля над самим собой - "убей в себе государство". В этом и ссотоить суть его концептуального проекта - комплимент критике разума Введенского. --
Персонажи Введенского "не помнят твердо" ( "Куприянов и Наташа"), или "не доверяют памяти",. Для них , как говорила в своем докладе Джулия Греппи, "Есть только сегодня". Как говорит Летов, его не интересует даже его собственное мнение. И действительно, "Все живое постоянно движется и меняется", так что зачем Летову иметь "личное мнение"?