Это при том, что в помойку пока попала единственная книга:
http://prediger.ru/forum/index.php?showtopic=6120с такими моими комментариями:
Надеюсь, что помещение этого достойнейшего, изучаемого в богословских академиях и семинариях, труда в "Помойку" - просто забавное недоразумение.
Недаром, например, Яков Кротов поместил его в свою библиотеку.
http://krotov.info/libr_min/01_a/nd/derhill_0.htmСама автор вынуждена была давать такие пояснения:
Цитата
И наконец, наверное, следует кое-что сказать о точном значении термина "мистицизм" как он понимается здесь. Одно из наиболее неправильно употребляемых слов в английском языке, оно часто обозначало различные или даже взаимоисключающие понятия в религии, поэзии и философии; его пытались использовать в качестве самооправдания и различного рода оккультизм, и выхолощенный трансцендентализм, и плоский символизм, и религиозный и эстетический сентиментализм, и бездарная метафизика. С другой стороны, этим словом беспрепятственно пользовались как презрительным термином те, кто критиковал эти направления. Хочется надеяться, что рано или поздно понятие "мистицизм" будет восстановлено в его старом значении: наука и искусство духовной жизни.
А пока те, кто употребляют термин "мистицизм", вынуждены в порядке самозащиты объяснять, что они подразумевают под ним. В широком смысле я понимаю его как выражение врожденного стремления человеческого духа к полной гармонии с трансцендентным порядком, независимо от того, какой теологической формулой этот порядок выражается. Это стремление, если верить великим мистикам, постепенно охватывает всю сферу сознания; оно овладевает всей их жизнью и в переживании, называемом "мистический союз", достигает своей цели. Как бы эта цель ни называлась – христианским Богом, Мировой душой пантеизма или философским Абсолютом, – желание достичь ее и продвижение к ней (столь нескорое, поскольку это подлинный жизненный процесс, а не интеллектуальная спекуляция) составляют истинный предмет мистицизма. Я считаю, что это продвижение и есть истинное направление развития самой высокой формы человеческого сознания.
Но это было СТО ЛЕТ НАЗАД. Тогда такое недомыслие было еще понятно и извинительно.
***
В слегка иронической аннотации в книге говорится:
Цитата
Классическая монография по мистицизму, написанная в начале века, – серьезное испытание для читателя, собравшегося запечатать и сдать этот век в архив. Неторопливое, обстоятельное изложение; глубокое и непривычное содержание, требующего постоянного актуального внимания; обилие цитат, явных и неявных ссылок, перефразировок, аллюзий; наконец, настоятельная необходимость делать свои выводы, формировать собственное отношение к прочитанному – все это может не привлечь, а отпугнуть даже видавшего виды всеядного интеллектуала конца 90-х… Между тем для каждого из нас рано или поздно приходит время, навести порядок если не в душе, то хотя бы в мировоззрении. Кто-то готов к этому, кто-то готов и к большему; но всем предстоит как-то заполнять пропасть, оставленную в нашем духовном образовании десятилетиями казенного материализма. И первые – самые трудные – шаги сейчас делают все: и юный студент, и убеленный сединами профессор философии. Книга Эвелина Андерхилл, как мудрая прабабушка, не только помогает делать первыешаги: она рассказывает нам нашу общую духовную родословную, забвение и небрежение которой есть тяжкий грех. Пусть вас не смущает немного старомодный чепец прабабушки.
***
В статье же
Христианский мистицизм
http://ru.wikipedia.org/wiki/Христианский_мистицизмона приводится как не нуждающийся в представлении и рекомендации автор; общепризнанный классик:
Цитата
Очищение, которое основано на христианской духовности в целом, главным образом сосредоточено на «умерщвлении духом дел плотских» (Рим. 8:13). К делам плоти здесь относится не только внешнее поведение, но и привычки, отношения, принуждение, пагубные склонности и т. д. (иногда называемые эгоистическими страстями), которые противостоят истинному существованию и жизни христианской не только внешне, но и внутренне. Эвелин Андерхилл описывает очищение как осознание собственного несовершенства и конечности, что приводит к самодисциплине и смирению. Из-за телесного и воспитательного аспекта эта фаза, так же как и весь христианский путь, часто называют «аскетическим» — термин, который происходит от греческого слова, подразумевающего атлетическую тренировку. По этой причине в древней христианской литературе выдающихся мистиков часто называли «духовными атлетами» — образ, который также несколько раз используется в Новом Завете для описания христианской жизни. Это стяжание спасения в подлинном смысле этого слова, относящемся не только к вечной жизни, но и к исцелению во всех жизненных областях, включая восстановление духовного, психологического и физического здоровья.
***
Раз уж я прервала эти выписки, может быть для пояснения стоит привести одну из посвященных ей статей
Полностью божественный: Эвелин Андерхилл и её «Мистицизм» Эвелин Андерхилл (1875-1941) – англиканская писательница, известная несколькими работами по религии и духовной практике. Основываясь на сотнях самых разнообразных источников, она сформулировала свою собственную версию универсальной схемы духовного опыта. Её новаторская книга «Мистицизм» (по её определению, мистицизм – это прямая интуиция или переживание Бога) – до сих пор считается классическим трудом по исследованию индивидуального путешествия к Богу. Опережает её по влиянию на мыслителей начала двадцатого века, пожалуй, только классический труд Олдоса Хаксли «Вечная философия» (1946).
Андерхилл определила, что духовный путь разворачивается по пяти широким состояниям сознания – пробуждение, очищение, освещение, тёмная ночь и объединение.
Пробуждение: человек впервые осознаёт наличие абсолютной или божественной реальности, зарождается его духовное «я». Это переживание часто бывает внезапным и невероятно впечатляющим, и нередко ему предшествует период экзистенциального кризиса или острой тоски по чему-то неизведанному.
«То, что увидел служитель, не имело ни формы, ни определённого вида; но от него исходила такая радость, которую он без труда опознал во всех формах и видах всех вещей, несущих радость. Его сердце было голодно, но удовлетворено; его душа была полна довольством и радостью: его молитвы и надежды исполнились» - Генри Сузо, ученик Мейстера Экхарта.
Очищение: сознавая впервые божественную реальность и ту пропасть, которая отделяет её от конечного бытия, человек пытается сократить этот разрыв путём различных дисциплин и практик – очищая смертное «я» и уготовляя место для духовного «Я».
«Мы всё должны отбросить от себя, лишить себя всего и воздерживаться от требований чего-либо для себя» - Теология Германика, мистический трактат четырнадцатого века, его авторство обычно приписывают Мейстеру Экхарту.
Освещение: близкое знание Реальности, ясное понимание Абсолютного – но ещё нет подлинного объединения с ним; осознание трансцендентного порядка и видение вселенной, пронизанной Божественной любовью.
«Всё во временной природе происходит из вечной и становится ощутимым и видимым её качеством, поэтому когда мы знаем, как выделить из неё плотность, смертность и темноту времени, мы понимаем, каково всё это в своём вечном состоянии… В Вечной природе, в Царствии Небесном, материальное видится в жизни и свете; в свете прекрасного Тела, или покровов, в которые заключён свет, и таким образом обладающих всеми качествами света в себе, и отличающихся от света только яркостью и красотой, обладающих всеми его цветами, силами и добродетелями и демонстрирующих их нам» - Уильям Лоу, английский церковник и теолог.
Тёмная ночь души: пользуясь словами Иоанна Креста, это состояние – состояние окончательного и полного очищения, и часто оно сопровождается замешательством, беспомощностью, параличом воли и ощущением богооставленности. Это время окончательного расставания с эго и полного подчинения тайным целям божественного провидения.
«Господи, с тех пор, как Ты отобрал у меня всё, что было у меня от Тебя, и даже благодать Твоя полагаться на Тебя в печали, когда я лишена другого утешения покинула меня - а ведь она доступна каждой собаке по праву рождения – лишь её желаю я, даже более ревностно, чем Царствия Твоего» - Св. Мехтильда Магдебургская, средневековый мистик и цистерцианская монахиня.
Объединение: недвойственное объединение с Богом, вневременным Возлюбленным, Абсолютной реальностью – духовное «Я» полностью осознано, а конечное «я» освобождено для служения новым целям. Полное Божественной волей, оно появляется в явленном мире, чтобы воплощать собой вечное во временном, становясь проводником между человеческим и вечным.
«Когда любовь возносит нас над всем сущим в Божественную тьму, мы изменяемся Вечным миром, который есть образ Отца; и как солнечный свет пронзает воздух, так и мы мирно воспринимаем Непостижимый Свет, окутывающий нас и проникающий в нас» - Иоанн Рейсбрук, фламандский мистик тринадцатого века.
«Больше того, эти мистики считали историческую жизнь Христа олицетворением – или, если хотите, демонстрацией – сути любой духовной жизни. В ней они видели представленным не только космический процесс Божественной мудрости, но также и внутренний опыт каждой души на её пути к объединению с Абсолютом, «к которому идут все создания». Именно поэтому выражения, которые они используют для описания эволюции мистического сознания от зарождения божественной искры души до её окончательного объединения с Абсолютной Жизнью, с таким постоянством заимствуются из этой Драмы Веры. В ней они видят завуалированное описание неизбежных приключений духа. Его тайное и скромное рождение, взросление в бедности, искушение, смирение и одиночество, его просветлённую жизнь в служении и созерцании, опустошительную тёмную ночь души, когда ему казалось, что Бог покинул его, болезненная смерть эго и его воскрешение в сияющем бытии объединяющего пути окончательного возвращения к Источнику – всё это, говорят они, было прожито на предельном уровне во плоти. Больше того, степень близости, с которой индивидуум воспринимает эту Модель, всегда принимается ими за стандарт здоровой, страстной и успешной трансцендентной деятельности» - Эвелин Андерхилл.
Удивительный синтез двухсот лет христианского мистицизма, классификация пробуждённый духовных состояний Андерхилл отражается в эзотерических традициях практических всех религий мира. Мы видим множество глубоких сходств в текстах и учениях большинства реализованных мистиков мира, как восточных, так и западных. Хотя фактура, тон, символы и основные особенности этих духовных состояний сильно отличаются от культуры к культуре, когда мы смотрим на эти сходства как на целостную структуру, они показывают нам божественную природу – описывая духовную реальность, отраженную в этом широком спектре состояний сознания, переживаемых нами каждый день. Хотя можно классифицировать эти состояния более подробно, чем мы здесь это сделаем, мы можем сгруппировать широкий их спектр минимум в четыре категории:
Очищение в широком смысле можно связать с телесными инстинктами и влечениями плотных состояний повседневного бодрствующего сознания.
Освещение отражает внутренний свет и видения тонких состояний сновидящего сознания.
Тёмная ночь души – тихое эхо пустотного причинного состояния глубокого сна без сновидений.
Объединение символизирует нечто трудноуловимое – но никогда не исчезающее – недвойственное состояние, распознающее пустоту в форме и форму в пустоте, окончательную «недвойственность» всего.
Источник:
http://integrallife.comПеревод: Дарья Островерхова для integralportal.ru
***
Вряд ли мужское самолюбие позволит вернуть тему в подобающее ей место - Общерелигиозные вопросы. В любом случае: курьезное отношение к этой книге - что пардон, то пардон -
ярко свидетельствует об общей и религиозной культуре моих уважаемых оппонентов.