Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Духовные основы русской революции
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Идеологии
Prediger
Давно и всем настоятельно рекомендую работу Н.А. Бердяева "Духовные основы русской революции", где он в пространной и харизматичной манере рассказывает некоторые прозрения и интуиции о русском социализме и большевизме.

Николай Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии XX столетия, но прежде всего – первый в нашей стране представитель школы религиозного экзистенциализма, неизменно противопоставляющий свободу духа прокрустову ложу объективной необходимости...

Лично для меня здесь в этой книге многое оформилось, именно то, что я и так понимал из погружения в саму духовно-религиозную русскую традицию и историю.
Понятное дело, что прочтение книги сопряжено с хрустом шаблонов с обоих сторон: и левых и антисоветчиков в рясах.

Мой тезис тут таков: русская революция есть манифестация русского религиозного гения, она вышла из монастырей и семинарий. Если хотите, то это извилистый росток побеждённых нестяжателей.
Это именно интуитивное утверждение + анализ образовательной массы в моей голове + масса практических наблюдений уже сегодня в аналогичных же условиях семинарии.

Косвенно это можно понять из того, что русофобы на окраинах империи СССР до сих пор писают кипятком именно от персонажей революции, таких как Ленин.

Цитата
О книге Россия до сих пор находится в состоянии «после революции». Революция как ключевое событие русской истории подвергается бесчисленному количеству анализов. Однако какого-либо единого сужения о революции не выработалось. Революция для России в начале XXI века — «точка отсчета» — и она темна, не прояснена. Революция должна быть осмыслена как событие истории русского духа: духовное объяснение необходимо, а не политически-экономический анализ с одной стороны, не «приговор» с другой.

Бердяев с этой точки зрения уникален: непосредственный участник революционных событий, он знает революцию изнутри. Гениальный философ — он сможет ее осмыслить. Важно, что он не ангажирован — он противник большевиков, но совсем не любитель старой России, и тем более не «белый». Его работа «Духовные основы русской революции» — как раз попытка такого объяснения.

В работе «Духовные основы русской революции» Бердяев проясняет русскую революцию как событие духа, вскрывая метафизику общественности и истории, анализируя первопонятия того, что можно было бы назвать «метафизикой русской истории и общественности». Бердяев осмысляет буржуазность и социализм, религиозные основы большевизма, понятие «класс», «труд», роль национального вопроса, патриотизм и политику, народ и народничество, интеллигенцию, Церковь, культуру.

Приведем слова о Церкви в новый период истории, крайне актуальные сейчас: «Свободная церковь в новом русском государстве должна действовать как внутренняя духовная сила и делать государство изнутри, а не извне христианским. Принудительное христианское государство есть лицемерная ложь. Но признание этой отрицательной истины не означает отказа от права и обязанности христианского народа налагать христианскую печать на свое государство. Поскольку русский народ останется христианским народом, он не может не желать, чтобы церковь занимала в его государстве особенное место, он не может приравнять ее к частным обществам. Церковная свобода в христианстве соединяется с религиозной свободой. Но религиозная свобода, свобода совести для христианина не есть формальная и бессодержательная свобода, она есть истина самой христианской религии как религии свободы. Только безрелигиозные и враждебные христианству люди могут утверждать, что религия есть частное дело отдельного человека. Нет, религия есть дело вселенское, есть полнота всего. Полное отделение церкви от государства, как того требуют либеральные и социалистические доктринеры, нежелательно и невозможно. Во Франции оно приняло форму гонения против церкви. В принципе должно быть разделение «божьего» и «кесарева», и «божье» должно быть совершенно свободно от всяких посягательств «кесарева». Но «божье» действует в «кесаревом», изнутри, через церковный народ, в котором должна быть цельность духа. Истинная церковь есть соединение свободы с единством. Русский Поместный собор есть лишь момент во вселенском церковном движении, которое должно начаться в мире и соединить все силы христианства для борьбы с силами антихристианскими, которые нарастают в мире».


Содержание

Глава I. Cоциализм в русской революции
Глава II. Характер русской революции
Глава III. Революция и национальное сознание
Глава IV. Революция и народовластие
Глава V. Революция и духовная жизнь

Всю работу удобно прочитать на портале Предание.ру http://predanie.ru/lib/book/69676/
Prediger
Полагаю, к этой теме важно присовокупить этот замечательный ролик о русской поэзии современников революции.



И вот одно из зачитанный мощнейших стихотворений оттуда.

Валерий Брюсов. Только русский.

Только русский

Только русский, знавший с детства
Тяжесть вечной духоты,
С жизнью взявший, как наследство,
Дедов страстные мечты;

Тот, кто выпил полной чашей
Нашей прошлой правды муть,—
Без притворства может к нашей
Новой вольности примкнуть!

Мы пугаем. Да, мы — дики,
Тесан грубо наш народ;
Ведь века над ним владыки
Простирали тяжкий гнет,—

Выполняя труд тяжелый,
Загнан, голоден и наг,
Он не знал дороги в школы,
Он был чужд вселенских благ;

Просвещенья ключ целебный
Скрыв, бросали нам цари
Лишь хоругви, лишь молебны,
В пестрых красках алтари!

И когда в толпе шумливой,
Слышишь брань и буйный крик,—
Вникни думой терпеливой
В новый, пламенный язык.

Ты расслышишь в нем, что прежде
Не звучало нам вовек:
В нем теперь — простор надежде,
В нем — свободный человек.

Чьи-то цепи где-то пали,
Что-то взято навсегда,
Люди новые восстали
Здесь, в республике труда.

Полюби ж в толпе вседневный
Шум ее, и гул, и гам,—
Даже грубый, даже гневный,
Даже с бранью пополам!
Prediger
Попалась любопытная статья, где приводятся краткие биографии известных семинаристов, не пошедших по пути церковнослужения.

Первоначально выпускникам духовных школ из-за принадлежности к духовному сословию было сложно поступить в светские учебные заведения и на государственную службу, но после 1863 г. ситуация изменилась. Выпускникам семинарий был открыт доступ в университеты, а детям духовных лиц – в светские средние школы. Часть выпускников семинарий свое образование применяли по прямому назначению, часть приносили пользу России на других поприщах, становились учеными, врачами, поэтами, военными и государственными деятелями. Вспомним самых известных семинаристов, не пошедших по церковному пути.

Там и социалисты Добролюбов с Чернышевским, и товарищ Сталин с товарищем Микояном, и даже предатель Власов. Любопытно.

https://pravoslavie.fm/interested/7-izvestn...erkovnomu-puti/
Фролов
Иисус сказал; Если Меня гнали то и вас гнать будут, если Меня слушали то и вас слушать будут. ГОВОРЯЩИЙ САМ ОТ СЕБЯ ИЩЕТ СЛАВЫ СЕБЕ; А КТО ИЩЕТ СЛАВЫ ПОСЛАВШЕМУ ЕГО, ТОТ ИСТИНЕН, И НЕТ НЕПРАВДЫ В НЕМ. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую (простую) истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Истина проста, всё что вы делаете тайно то для Господа явно. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас.
Prediger
В студии Гоблина начался цикл бесед про Иосифа Сталина.

В религиозном среде тема Сталина неизбежно приходит к вопрос об его семинарском прошлом и вообще более широко о выходцах из религиозной среды многих большевиков. Эта тема напрямую относится к теме "светское Православие", поскольку в ней видно влияние подспудных христианских идей на развитие светских идеологий и практик.
Как всегда Егор Яковлев снабжает свои умозаключения обильным историческим материалом и яркими примерами.

Prediger
Еще одно описание предреволюционной ситуации и всеобщего кризиса от представителей консервативных сил:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

"Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло своё положение! Всё то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие — содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства, и еще немного, сектантство возьмет верх… Никого и нет, кто бы мог понять наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчёт в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться и духовенство катится в пропасть, без сопротивления и сил для противодействия. Еще год — и не будет даже простого народа около нас, всё восстанет, всё откажется от таких безумных и отвратительных руководителей… Что же может быть с государством? Оно погибнет вместе с нами! Теперь уже безразлично, какой Синод, какие Прокуроры, какие Семинарии и Академии; все охвачено агонией и смерть наша приближается".

Из переписки епископа Серафима (Чичагова). 1910 год.
Александр Сириченко
"Будет некогда Царь, который меня прославит. После чего начнется великая смута на Руси за то что восстанут на того Царя..."(Прп. Серафим Саровский).
В 1903 году Император Николай II, ознакомившись с материалами по прославлению Старца, дерзновенно написал: "Немедленно прославить".
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.