Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Святые Отцы о молитве
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Православие
Александр Сириченко
Есть книга "Святые Отцы о молитве", но я помещаю только некоторые их цитаты (не только из этой книги), которые наиболее мне помогли. Надеюсь, кому-нибудь они тоже пригодятся.
"Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг-прилежное прибывание в молитве"(Прп.Макарий Египетский)
"Как зрение лучше всех чувств, так молитва божественнее всех добродетелей"(Прп.Нил Синайский).
"Непрестанное упражнение в молитве противодействует гордыне"(Авва Дорофей).
"Нерассеяно молящийся ум сокрушает сердце. "Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит"(Пс.50,19)"(Прп.Марк Подвижник).
"В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся благонамеренно, но она не обнаруживает своего присутствия"(Свт.Игнатий Брянчанинов).
"За покаяние, приносимое при одном собственном усилии, Бог дарует, в своё время, покаяние благодатное"(Свт.Игнатий Брянчанинов).
"...дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанной молитвой и терпением постигающих нас скорбей"(Прп.Марк Подвижник).
"Всё усилие сопротивника в том, чтобы прийти ему в состояние отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки, и от действительно прекрасного отвращая нас к мнимо, а не действительно прекрасному"(Прп.Макарий Египетский).
"Прежде, нежели вопросишь старцев, помолись Богу, говоря:"Господи Боже мой! сотвори милость, и внуши отцам дать мне ответ по воле Твоей"(Авва Исаия).
"Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди"(Прп.Макарий Египетский Слово3, глава 14).
"Не признай праздностию умножение занятия молитвою непарительною (чуждою развлечения), сосредоточенною (внимательною) и продолжительною по той причине, что ты при этом уменьшил своё псалмопение. Возлюби более поклоны в молитве, нежели псалмопение"(Св.Исаак Сирский).
"Тому, кто научился молиться как должно, не столько потребно чтение, потому что его душу исполняет Божественным светом и Божественно изменяет благодать Святого Духа. Но тот, кто предпочитает больше сидеть за чтением нежели научаться молиться как должно, находится в прелести и сам себя отдаляет от спасения"(Прп.Симеон Новый Богослов).
"Во всём твоём по Богу делании каждодневном, с утра до утра, приемущество всегда да отдаётся молитве; прочие делания привходят только по причине утомления в молитве"(Каллист Таликуда).
"Внимательная молитва раждает умиление, плач и слёзы"(Свт.Игнатий Брянчанинов).
"Много значит молиться без развлечения, а ещё более петь (псалмы) без развлечения"(Авва Евагрий).
"Уныние:
Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве. Оставление церковного и домашнего молитвенного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве...
Трезвение:
...Неленостное исправление церковного и домашнего молитвенного правила. Внимание при молитве...Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием...Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе..."(Свт.Игнатий Брянчанинов).
"Во время уныния обнаруживаются подвижники, и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние (т.е. если он неослабно нудится к божественному деланию)"("Лествица"13,12).
"Молитва есть врачество печали и уныния"(Прп.Нил Синайский).
"Помыслы против воли нашей втеснившиеся и стоящие в сердце, обыкновенно изглаждает молитва Иисусова с трезвением из глубин помышления сердечного"(Прп.Исихий Иерусалимский).
"Сердце, совершенно отчуждившись от мечтаний, станет рождать помышления божественные и таинственные, играющие внутри его, как играют рыбы и скачут дельфины в спокойном море"(Прп.Исихий Иерусалимский).
"Тот подлинно есть истинный монах, кто держит трезвение, и тот есть истинный трезвенник, кто в сердце монах (у кого в сердце только и есть, что он да Бог)"(Прп.Исихий Иерусалимский).
"Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтоб расстроить твоё молитвенное устремление"(Прп.Нил Синайский).
"...блажен ум, который во время молитвы хранит совершенное безмолвие"(Прп.Нил Синайский).
"Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться как должно"(Прп.Нил Синайский).
"Итак, всякий раз как случиться умножиться в нас лукавым помыслам, ввергнем в среду их призывание Господа нашего Иисуса Христа; и тотчас увидим, что они начнут рассеиваться, как дым в воздухе,-как научил нас опыт. Когда после сего ум останется один (без помыслов смущающих), возьмёмся опять за непрерывное внимание и призывание. Так будем поступать всякий раз, как потерпим такое искушение"(Прп.Исихий Иерусалимский)
"Воистину призывание имени Иисусова и упразднение страстных помыслов есть сладостное дело, водворяющее мир душевный"(Прп.Исихий Иерусалимский).
"Престол Божества есть ум наш, и, наоборот, Престол ума есть Божество и Дух"(Прп.Макарий Египетский).
"...духовная молитва есть пища ума"(Прп.Нил Синайский).
"Молитва есть приличное достоинству ума делание, или, лучше, настоящее его употребление"(Прп.Нил Синайский).
"Хотя получим просимое, хотя не получим, пребудем в молитве. И благодарны будем не только тогда, когда получим, но и когда не получим. Ибо не получить, когда того хочет Бог, не меньшее есть благо, как и получить. Ибо мы не знаем, что нам полезно, так, как сие знает Бог. Почему и получение и не получение почитая равным благом, за то и другое должны мы благодарить Бога"(Свт.Иоанн Златоуст).
"Не желай, чтобы то, что тебя касается, было так, как тебе кажется (лучше), но как Богу угодно; и будешь безмятежен и благодарен в молитве своей"(Прп.Нил Синайский).
"Иногда, лишь станешь на молитву, тотчас начнёшь молиться хорошо; а иногда, и много потрудившись, не улучишь этой желанной цели; и сие попускается тебе для того, чтобы ты ещё усерднее взыскал молитвы и, получив, имел молитву совершенно исправною, безопасною от окрадения"(Прп.Нил Синайский).
Александр Сириченко
"Отказывающиеся от рукоделий под предлогом, что должно непрестанно молиться, на самом деле и не молятся. Они тем самым, чем думают в праздности доставить душе свободу от забот, запутывают её в лабиринте неисходных помыслов и чрез то делают её неспособною к молитве, которая не меньше глаз должна наблюдать за тем, что делается, и содействовать телу для непогрешительности в действии, а покоящееся тело даёт мысли свободу кружиться; потому что во время покоя возбуждаются страсти и при каждом похотливом воспоминании увлекают мысль и овладевают ею, как пленницею"(Прп. Нил Синайский).
дядюшка Ро
Цитата
"Как зрение лучше всех чувств, так молитва божественнее всех добродетелей"(Прп.Нил Синайский).


Если зрение мое лучше слуха моего, то к чему молитвы слушать?.. Хочу узреть плоды!.
Александр Сириченко
«И пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6:12). Тут основание и начало христианских всенощных бдений. Жар молитвенный гонит сон, и восхищения духа не дают заметить течения времени. Настоящие молитвенники и не замечают того; им кажется, будто они только что стали на молитву, а между тем уж и день показался. Но пока дойдет кто до такого совершенства, надо поднимать труд бдения. Несли его и несут уединенники; несли его и несут общежительные; несли его и несут благоговейные и богобоязненные миряне. Но хоть с трудом приходится бдение, плод его остается в душе прямой, всегдашний – умиротворение души и умиление, при расслаблении и изнеможении тела. Состояние очень ценное в ревнующих о преспеянии в духе! Оттого, где заведены бдения (на Афоне), от них отстать не хотят. Все сознают, как это трудно, но отменить этот чин никому нет желания ради той пользы, какую принимает душа от бдений. Сон больше всего успокаивает и питает плоть; бдение же больше всего смиряет ее. Выспавшийся вдоволь тяжел бывает на дела духовные и хладен к ним; бдящий – быстродвижен, как серна и горит духом. Если должно обучать добру плоть, как рабу, то ничем нельзя так успеть в этом, как частым бдением. Тут она испытывает вполне власть духа над собою и приучается покорствовать ему, а дух приобретает навык властвовать над нею"(Свт. Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия" Четверг 19-й недели по Пятидесятнице).
Александр Сириченко
"Прилежная молитва-это погибель унынию..."("Лествица" 26,194).
Александр Сириченко
"Когда молишься, возводи помысел к Богу; и если он, развлекшись, низойдет долу, опять туда же возводи его"(Прп. Нил Синайский).
Александр Сириченко
"Душу надо разделить на дела и молитву (т.е. чтоб она была, то за делом, то на молитве); тогда не много входов найдет к нам дьявол"(Прп Нил Синайский).
"Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы всегда памятовали о Нем"(Прп Нил Синайский).
"Молитвою осеняй всякое свое дело, а наипаче то, при котором видишь помысел сомнящимся"(Прп Нил Синайский).
Александр Сириченко
"Если желаешь быть храмом Божиим, то приноси Богу непрестанную молитву, как жертву непрерывную"(Прп. Нил Синайский).
Александр Сириченко
"Те, которых ум научился истинно молиться, глаголют с Господом лицом к лицу, как бы в уши царя. А которые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите. Пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя. Если ты собственным опытом научился художеству молитвы, то слово мое для тебя понятно"("Лествица" 27,21).
Александр Сириченко
Цитата
"Если желаешь быть храмом Божиим, то приноси Богу непрестанную молитву, как жертву непрерывную"(Прп. Нил Синайский).
"Непрестанно молитесь"(1Фес.5,17). Мы должны стремиться к исполнению этой заповеди. Есть, к примеру, заповедь в Евангелии: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Можем ли мы этого достигнуть? Конечно нет, но мы должны к этому стремиться. То же самое, я думаю, с непрестанной молитвой. У святых Отцов говорится об исихастах, высоких молитвенных состояниях (правда, Свт. Игнатий Брянчанинов писал о том, что читать об этом нужно очень осторожно и трезво, иначе можно впасть в прелесть и повредится если начать прилагать это к себе). Они-то, наверно, и исполнили эту заповедь. Мы можем исполнить вот что: всё свободное время посвящать молитве: идёшь по дороге, молишься; стоишь в "пробке" или на остановке в ожидании автобуса и молишься; лёг спать и не можешь заснуть, молишься и т.д. Свт. Игнатий Брянчанинов писал примерно так: "Выпало тебе какое-нибудь свободное время, не "убей" его на какие-нибудь пустые мысли или на праздность, потрать его на молитву".
Александр Сириченко
"Ибо как часто подкладываемые в огонь дрова увеличивают пламень, так и молитва, творимая часто и с углублением ума в Боге, возбуждает в сердце Божественную любовь, которая, воспламенившись, согреет всего внутреннего человека..."(Свт. Димитрий Ростовский).
Александр Сириченко
"Отведавший сладости молитвы бегает многолюдства, как онагр (дикий осёл). Ибо что иное, как не молитва, заставляет его быть подобным онагру, и свободным от всякого сообщества людей?"("Лествица" 27,56)
Александр Сириченко
"Если кто, долго моля Бога об исполнении какой-либо просьбы, не получает просимого, то пусть знает он, что Милосердный Отец Небесный не спешит исполнить его просьбу или потому, что просимое не в пользу послужит просителю, или же отлагает исполнение просьбы для того, чтобы заставить просителя почаще молиться и приучить его к терпению для большей награды"(Святитель Иоанн (Максимович)).
Александр Сириченко
"Молящийся за врага будет незлопамятен"(Авва Дорофей "Поучение восьмое. О злопамятности").
"Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех безплотных, будущее веселие, безконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда"("Лествица" 28,1).
Александр Сириченко
"Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее - в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу"("Лествица" 28,19).
"Если ты постоянно обучаешь ум твой не удаляться от тебя, то он будет близ тебя и во время трапезы. Если же он невозбранно всюду скитается, то никогда не будет пребывать с тобою. Посему великий делатель великой и совершенной молитвы говорит: "хощу пять словес умом моим глаголати" (1 Кор. 14, 19) и прочее. Но для младенчествующих такое делание невозможно. Посему мы, как несовершенные, с качеством молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе бывает причиною первого. Ибо сказано: Даяй молитву чисту молящемуся неленостно, хотя бы и не чисто, но с утруждением"("Лествица" 28,21).
"Иное дело осквернение молитвы, иное - истребление оной, иное - окрадение, а иное - порок молитвы. Осквернение молитвы бывает, когда человек, предстоя Богу, занимается непристойными и нечистыми помышлениями. Истребление молитвы, когда ум бывает пленяем неполезными попечениями. Окрадение же, когда мысль молящегося неприметно парит; а порок молитвы есть приражение какого бы то ни было помысла, во время оной к нам приближающегося"("Лествица" 28,22).
Александр Сириченко
"Долго пребывая в молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше того, чтобы прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?"("Лествица" 28,29).
Александр Сириченко
"Во время молитвы не рассматривай даже и нужных и духовных вещей. Если же не так, то потеряешь лучшее"("Лествица" 28,59).
"Пользу молитвы познаем мы из тех препятствий, которые делают нам бесы во время церковных собраний; а плод ее - из побеждения наших врагов. В сем бо познах, говорит Псалмопевец, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется, во время брани, враг мой о мне (Пс. 40, 12); и еще воззвах всем сердцем моим (Пс. 118, 145), т.е. телом и душою, и духом. Ибо где два последние собраны, там и Бог посреде их (Матф. 18, 20)"("Лествица" 28,61).
Александр Сириченко
"Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен все утвердить - может и уму нашему дать постоянство. Если ты неослабно в сем делании подвизаешься, то и к тебе приидет Полагаяй пределы морю ума твоего, и скажет ему в молитве твоей: деселе дойдеши и не прейдеши (Иов 38, 11). Духа связывать невозможно; а где Создатель духа сего, там все Ему покорно"("Лествица" 28,17).
Александр Сириченко
"...молитва... то делание, которое соединяет человека с Богом. Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы"(Свт. Игнатий Брянчанинов).
"...желающий, по Писанию, «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова достигнути» (Еф.4:13), не должен предпочитать молитве различные служения или без нужды, как случится, брать их на себя, ниже, под предлогом молитвы, отвергать их, когда они встретятся по нужде и смотрению Божию, но рассматривать, различать и служить смотрению Божию без испытания. Иначе мудрствующий и не признает, что одна заповедь может быть выше и главнее другой, как то видит из Писания и не хочет «направлятися ко всем заповедем» (Пс.118:128), смотрительно встречающимся ему, как то заповедует Пророк. Нужное и смотрительно встречающееся с нами – неизбежно, а безвременные занятия должно отвергать, предпочитая им молитву, в особенности же те занятия, которые низвлекают нас ко многим расходам и к собранию излишнего имущества. Насколько кто ограничит их и отвергнет предметы их, настолько удержит мысль от парения, насколько удержит мысль, настолько даст место чистой молитве и докажет веру во Христа. Если же кто, по причине маловерия или другой какой немощи, не может так поступать, тот, по крайней мере, пусть признает истину и подвизается по силе, обвиняя свое младенчество"(Прп. Марк Подвижник).
«Начнем дело: преуспевая постепенно, найдем, что не только надежда на Бога, но и извещенная вера, и нелицемерная любовь, и непамятозлобие, и братолюбие, и воздержание, и терпение, и глубина разумения, и избавление искушений, и даров дарование, и исповедание сердечное, и прилежные слезы, доставляются верующим молитвой. Не только это, но и находящих скорбей терпение, и чистая любовь к ближним, и познание духовного закона, и обретение правды Божией, и наитие Святого Духа, и подаяние духовных сокровищ – словом, все, что обетовал Бог подать верующим в этом и будущем веке. Невозможно душе восстановить в себе образ иначе, как только Божией благодатью и верой человека, когда он пребывает умом в непарительной молитве и великом смиренномудрии»(Прп. Марк Подвижник).
“Святые отцы наши, слыша слова Господа во священном Евангелии, что «от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы», и что «сия суть сквернящая человека» (Мф.15:19–20); опять слыша в другом месте Евангелия, что Господь заповедует нам «очистить внутреннее сткляницы и блюда да будет и внешнее их чисто» (Мф.23:26), оставили всякое иное дело и подвизались всеусильно в этом делании, то есть в хранении сердца, зная наверно, что вместе с этим деланием они удобно приобретут все прочие добродетели, что без этого делания не может ни стяжаться, ни пребыть ни одна добродетель. Некоторые из Отцов наименовали это делание сердечным безмолвием, другие назвали вниманием, иные – трезвением и противоречием, иные – истязанием помыслов и хранением ума: потому что все занимались им и при посредстве его сподобились Божественных дарований. О нем говорит Екклесиаст: «веселися, юноше, во юности твоей, и ходи в путех сердца твоего непорочен и чист, и удали сердце твое от помышлений» (Еккл.11:9); о нем говорит и Приточник: «аще взыдет на тя дух владеющаго» (прилог диавола), «места твоего не остави» (Еккл.10:4), то есть, не попусти ему войти в место твое, под именем места разумея сердце; о нем говорит и Господь наш в священном Евангелии: «не возноситеся» (Лк.12:29), то есть, не расточайте ума вашего туда и сюда; опять в другом месте говорит: «блажени нищии духом» (Мф.5:3), то есть, блаженны те, которые не стяжали в сердце своем ни одной мысли этого мира, но нищи – не имеют никакого мирского помысла. И все Божественные Отцы наши много написали об этом. Кто хочет прочитать их писания, тот увидит, что написал подвижник Марк, что сказал святой Иоанн Лествичник, и преподобный Исихий, и Синаит Филофей, и авва Исаия, и великий Варсонофий, и многие другие. Кратко сказать: кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога. Кто не внимает, тот не может быть нищ духом, не может плакать и рыдать, ни быть кротким и смиренным, ни алкать и жаждать правды, ни быть милостивым и миротворцем, ни изгнанным правды ради. Вообще скажу: невозможно стяжать никакой другой добродетели иным образом, как только вниманием. И потому тебе должно озаботиться о нем более, нежели о чем другом, чтобы на самом деле стяжать то, о чем говорю тебе».(Прп. Симеон, Новый Богослов).
Александр Сириченко
"Основание молитвы заключается в том, что человек – существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому – молится"(Свт. Игнатий Брянчанинов).
Александр Сириченко
"Молитва есть высшее упражнение для ума"(Свт. Игнатий Брянчанинов).
"Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей"(Свт. Игнатий Брянчанинов).
Александр Сириченко
"Частою молитвою истребляется пленение греховным и суетным мечтанием, а нерадение о ней, вкрадывающееся мало-помалу, есть мать забывчивости"(Авва Исаия).
Александр Сириченко
"Когда мы с Господом, то и Господь с нами"(Свт. Феофан Затворник).
Александр Сириченко
"Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без этого не может совершиться никакое другое благое дело"(Священномученик Серафим (Чичагов)).
Александр Сириченко
"...постоянно пребывающий в молитве избрал для себя самое главное из всех дело..."(Прп. Макарий Египетский).
Александр Сириченко
"...противник препятствует нашему уму, и не дозволяет ему удерживаться в Божественной любви памятованием о всем прекрасном, но обольщает чувство земными пожеланиями. Смерть и, так сказать, удавление лукавому, когда оказывается, что ум неразвлекаемо пребывает в любви Божией и в памятовании о Боге"(Прп. Макарий Египетский "Слово 2, гл.13").
Александр Сириченко
"...молитва есть глава всех добродетелей, корень и основание спасительной жизни..."(Свт. Иоанн Златоуст)
Александр Сириченко
"Почему многие бывают не услышаны? Иногда потому, что просят безполезного: в таком случае быть не услышанным лучше, нежели быть услышанным; а иногда потому, что просим нерадиво: в таком случае Бог медленностью подаяния научает нас усердию к молитве. Бог умеет давать и знает, когда дать и что дать" (Свт. Иоанн Златоуст).
"Когда молишься, войди в комнату твою"(Мф.6,6) Но прежде ещё затворения двери комнаты (клети) твоей Господь хочет, чтоб ты заключил двери ума твоего и сердца" (Свт. Иоанн Златоуст).
Александр Сириченко
"Не сомневайся в силе молитв нашего стихословия, когда во время молитв, или ежечасного чтения, не последует за ними сильного возбуждения и непрестанного сокрушения"(Св. Исаак Сирианин).
Александр Сириченко
"Нерассеянная молитва есть наивысшее умное делание" (Прп. Нил Синайский).
Диман
"молитва есть златая связь человека–христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным,
коего он член, и паче всего с Богом — источником жизни" (св. Иоанн Кронштадтский)
Александр Сириченко
"Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина же её-в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу"("Лествица").
"Если ты постоянно обучаешь ум твой не удаляться от тебя, то он будет близ тебя и во время трапезы. Если же он всюду скитается, то никогда не будет пребывать с тобою. Посему великий делатель великой и совершенной молитвы говорит: хочу лучше пять слов сказать умом моим (1 Кор.14,19) и прочее. Но для младенствующих такое делание невозможно. Посему мы как несовершенные с качеством молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе бывает причиною первого. Ибо сказано: даёшь молитву чисту молящемуся неленостно, хотя бы и не чисто, но с утруждением"("Лествица").
Александр Сириченко
"Капля пробивает камень, падая на одно место; так и молитва. Если часто будешь упражняться в ней,-она пробьёт окаменелость сердца твоего и введёт в него страх; вошедши же в сердце, он начнёт делать дела уже по роду своему"(Свт. Феофан Затворник "118 Псалом").
Prediger
Цитата
Нет добродетели выше рассуждения

- Антоний Великий.
Александр Сириченко
"Хорошо иногда на молитве сказать несколько своихъ словъ, дышащихъ горячею верою и любовiю ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать съ Богомъ, не все быть детьми въ вере и надежде, а надо показать и свой умъ, отрыгнуть отъ сердца и свое слово благо, притомъ же къ чужимъ словамъ какъ-то привыкаемъ и хладеемъ. И какъ прiятенъ бываетъ Господу этотъ нашъ собственный лепетъ, исходящiй прямо отъ верующаго, любящаго и благодарнаго сердца-пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своихъ словахъ къ Богу трепещетъ радостию, вся разгорячается, оживляется, блаженствуетъ. Несколько словъ скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его въ такой мере отъ самыхъ длинныхъ и трогательныхъ чужихъ молитвъ, по привычке и неискренно произносимыхъ" (Св. Iоаннъ Кронштадтский "Моя жизнь во Христе").
Libra
Цитата(Александр Сириченко @ 14.5.2016, 22:21) *
"Хорошо иногда на молитве сказать несколько своихъ словъ, дышащихъ горячею верою и любовiю ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать съ Богомъ, не все быть детьми въ вере и надежде, а надо показать и свой умъ, отрыгнуть отъ сердца и свое слово благо, притомъ же къ чужимъ словамъ какъ-то привыкаемъ и хладеемъ. И какъ прiятенъ бываетъ Господу этотъ нашъ собственный лепетъ, исходящiй прямо отъ верующаго, любящаго и благодарнаго сердца-пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своихъ словахъ къ Богу трепещетъ радостию, вся разгорячается, оживляется, блаженствуетъ. Несколько словъ скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его въ такой мере отъ самыхъ длинныхъ и трогательныхъ чужихъ молитвъ, по привычке и неискренно произносимыхъ" (Св. Iоаннъ Кронштадтский "Моя жизнь во Христе").

Вот это очень верно. Много раз наблюдала людей, которые быстро-быстро оттараторят молитву, не вникая особо, о чём они говорят, и потом довольны, что вот выполнили необходимую процедуру в положенное время.
Prediger
Цитата
Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения... В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму... В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других.


Преп. Иоанн Лествичник.
Диман
Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе. (Феофан Затворник)
Aroc
Спит праведник,
Во сне вкушая благодать.
А грешник молится
И всем мешает спать.

Ангелус Силезиус.
Александр Сириченко
"Которые сильнее налегают на молитву, те подвергаются более страшным и свирепым искушениям" (Прп. Иоанн Карпафский).
Aroc
"Голгофы крест от зла тебя не избавляет,
Если в тебе он о себе не заявляет."

(Ангелус Силезиус)
Александр Сириченко
"Говорит Фараон молясь: да отымет Бог от меня смерть сию, – и был услышан; также и бесы, просившие Господа, да не повелит им идти в бездну, получили просимое. Не тем ли паче услышан будет человек христианин, молящийся об избавлении от мысленной смерти" (Прп. Иоанн Карпафский).
Prediger
«Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания, но не знает, о чем просить, потому что с нею Бог, а большего счастья могла бы она пожелать?».
Александр Сириченко
"Должно всегда молиться. "Разве можно всегда молиться?" – спрашивают многие. Если постоянно молиться, если все время проводить только в молитве, то когда же работать? Когда же исполнять семейные и общественные обязанности?
   Если понимать молитву лишь во внешнем ее выражении, то есть в произнесении молитвенных слов, положении на себя крестного знамения и коленопреклонении, то, конечно, молясь так непрестанно, всегда, мы не будем иметь времени для исполнения наших обязанностей по отношению к ближним. Но не о такой молитве говорил Христос. Непрестанной молитвой называется постоянное согласование всех своих мыслей и поступков с волей Божией, непрерывное стремление души к Богу, стремление стать совершенным. Вся жизнь верующего, говорит Ориген, есть одна великая, последовательная молитва" (Б.И.Гладков "Толкование Евангелия").
Александр Сириченко
"Молитва с самопринуждением и терпением рождает молитву легкую, чистую и сладостную. И та, с самопринуждением бывающая, есть дело произволения, а эта, совершаемая с услаждением есть дело благодати" (Блаженный Авва Зосима (Палестинский) "Добротолюбие" том III).
Александр Сириченко
"...лучше малое количество молитв прочесть с полным вниманием и сердечным умилением, чем много с поспешностью и рассеяно"(Св. Иоанн Кронштадтский).
Александр Сириченко
"Когда совершаешь молитву, правило, особенно по книге, не спеши от слова к слову, не прочувствовавши его истины, не положивши его на сердце, но сделай и постоянно делай себе труд чувствовать сердцем истину того, что говоришь; сердце твое будет противиться этому-иногда леностию и окамененным нечувствием к тому, что читаешь, иногда сомнением и неверием, каким-то внутренним огнем и теснотою, иногда разсеянностию и уклонением к каким-либо земным предметам и попечениям, иногда припамятованием обиды от ближняго и чувством мщения и ненависти к нему, иногда представлением удовольствий света или представлением удовольствия от чтения романов и вообще светских книг,-не будь самолюбив, побеждай сердце твое, дай его Богу в жертву благоприятную: даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч. 23,26),-и твоя молитва сроднит тебя с Богом и со всем небом, и ты исполнишься Духом и плодами Его: правдою, миром и радостию, любовию, кротостию, долготерпением, сердечным умилением.-Тебе хочется скоро кончить молитвенное правило, чтобы дать покой утомленному телу? Сердечно помолись и заснешь самым спокойным, тихим и здоровым сном. Не поторопись же помолиться кое-как: выиграешь на полчаса молитвы целых три часа самаго здороваго сна. На службу или на работу торопишься? Вставай раньше, не просыпай-и помолись усердно-стяжешь спокойствие, энергию и успех на целый день. Рвется сердце к делам житейской суеты? Преломи его; пусть будет сокровище его не суета земная, а Бог: научи сердце свое более всего прилепляться чрез молитву к Богу, а не к суете мира, да не посрамишься во дни болезни твоей и в час смерти твоей, как богатый суетою мира и нищий верою, надеждою и любовию. Если не будешь так молиться, как я сказал, то не будет у тебя преуспеяния жития и веры и разума духовнаго" (Св. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе").
Александр Сириченко
"Высочайшее состояние молитвы есть, говорят то, когда ум во время молитвы бывает вне плоти и мiра совершенно безвеществен и безвиден. Кто сохраняет такое состояние ненарушимым, тот воистину непрестанно молится" (Святой Максим Исповедник "Добротолюбие" том III).
Александр Сириченко
"...часто бывает, что неуслышанная молитва приносит успокоение ума и сердца, откуда и можем узнать волю Божию, что не в исполнении просимого нами, но во всецелом предании себя в волю Божию относительно испрашиваемого предмета открывается благоволение Божие...
 ...Это единственное, верное успокоение души, если не будет услышана наша молитва, наши прошения, молиться об одном: «Воля Господня да будет»"("Илиотропион").
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2019 IPS, Inc.