Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Философский вопрос
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Философия
Александр Сириченко
Почему у человека душа безсмертна, а у животного смертна?
Александр Сириченко
Я написал "без-смертна" (т.е. без смерти);а если написать "бес-смертна",то получается-бес смерти. Из-за одной буквы меняется весь смысл предложения.
Prediger
Потому что животное не человек smile.gif.
Монтек
Цитата(Александр Сириченко @ 19.12.2012, 11:52) *
Почему у человека душа безсмертна, а у животного смертна?

Как получается, что душа становиться "смертной"? Ведь смерть это явление, присущее лишь материальному. Коль скоро вы надели ли животных душой, может быть потрудитесь объяснить, что ее губит?
Иэм
Сомневаюсь, что и душа человека без-смертна. По существу, она может умереть еще до рождения, собственно, физического тела, чего уж и говорить про "потом".
Александр Сириченко
Цитата
Сомневаюсь, что и душа человека без-смертна. По существу, она может умереть еще до рождения, собственно, физического тела, чего уж и говорить про "потом".
Как душа человека может умереть еще до рождения?-душа эмбриона безгрешна.
Александр Сириченко
Попадут ли животные в вечность?


cвященник Константин Пархоменко



…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут ле­жать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспи­да, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей...» (Ис. 11 гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происше­ствию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освя­щенного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в но­вый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рас­сказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:19-23).

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог... сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устре­миться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчинен­ная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «по­гружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, — это по смерти"» Духовные чада известного подвиж­ника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз зада­вался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мировой соба­ки"».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.
дядюшка Ро
Цитата
Есть и иные, менее известные теории


Вы даже не представляете сколько их... Вот, пожалуйте, одна из многих, согласно которой, реальность представляется как пустое пространство-временное множество. Другими словами, реальность реальна только здесь и сейчас. Все, что отлично от нуля в любом векторе, уже можно смело считать нашими с вами фантазиями. Вот вы держите "мышку" в руках, ощущаете ее плоть благодаря действию Большого взрыва. Как только этот взрыв закончится (радиус контроля одна неделя) - плоть исчезнет и ощущать будет нечего...
Александр Сириченко
Цитата
Я написал "без-смертна" (т.е. без смерти);а если написать "бес-смертна",то получается-бес смерти. Из-за одной буквы меняется весь смысл предложения.
До революции в русском языке не было приставки "бес", её ввели сатанисты-большевики.
дядюшка Ро
Цитата(Александр Сириченко @ 22.1.2014, 16:13) *
Цитата
Я написал "без-смертна" (т.е. без смерти);а если написать "бес-смертна",то получается-бес смерти. Из-за одной буквы меняется весь смысл предложения.
До революции в русском языке не было приставки "бес", её ввели сатанисты-большевики.


А вас не учили приводить факты к подобным заявлениям?..
Александр Сириченко
изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разбить, разораться, разступиться → разбить, разораться, но расступиться);(Реформа русской орфографии 1918 года ("Википедия"-свободная энциклопедия)).
дядюшка Ро
А причем здесь "сатанисты"?..
Александр Сириченко
Цитата
А причем здесь "сатанисты"?..
Ну, а кто они ещё? Вот, например, у нас во Владивостоке в Покровском парке было до революции кладбище, а в советское время там устроили танцплощадку. Проповедник о.Олег Стеняев рассказывал по радио "Радонеж", что в Москве на месте разрушенных Храмов были построены общественные туалеты, причём, на самом святом месте, где был алтарь. Просто атеисты не будут так изгаляться.
дядюшка Ро
Нет, я не про большевиков... Я про "сатанистов" вообще... Причем здесь "сатанисты" и правописание?..
Александр Сириченко
"И дух животный, конечно, должен быть безсмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном.

Мысль о безсмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим.8:20–21); «...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.»

Что скажем о духе животных?

Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным.

Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю.

Степень духовности у животных тем ниже, чем на более низкой ступени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Исключение из этого правила – любовь у птиц. В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными.

Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме.

Разве собака не могла бы сказать: мне холодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания животных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности"(Свт. Лука Войно-Ясенецкий "Дух, душа, тело" гл.5).
Aroc
Отличные цитаты. Конечно покритиковали его за такие вольности, но труд остался и радует нас до сих пор.
Безсмертие души животного можно сказать болевая точка на теле христианства, ахиллесова пята. До сих пор в этой области богословия зияет огромная брешь, которой уже многие пытаются воспользоваться. Пара частных мнений и цитата из ап.Павла - не в счет, тут нужен капитальный подход, т.к. волей или неволей тема затрагивает подспудно еще с добрую дюжину богословских проблем.
дядюшка Ро
Цитата
тут нужен капитальный подход


Вы шутите, Арос!.. "Капитальный подход" непременно затронет фундаментальные (первичные) субстанции, то есть те, что уже не разложишь на части. Начнется смута, раскол, евромайдан... Вам это надо...
Aroc
Это нужно не только мне. Сейчас наука вообще преподносит для религии столько сюрпризов- успевай только поворачиваться. И не только приятных сюрпризов. Еще недавно вершиной споров "наука vs религия" были бодания креацианистов и эволюционистов, теперь этот фронт уже теряет актуальность.
Люди вообще стали гораздо более информированными и сегодня решить вопрос отослав к Аристотелю или авве Дорофею не получится.
Тот же святитель Лука, которого цитирует Александр Сириченко, опирается в своей книге не только на традиционные для него источники, но также научные работы и естественные наблюдения.
Aroc
Потребительское отношение к животным долгое время держало их изучение в крайне зауженных, утилитарно-гастрономических рамках.
И стоило позднее немного сместить градус, как стали выясняться очень интересные вещи. Сначала животным отказывали в творческом начале- теперь целый ряд исследований и практических наблюдений подтверждают ранее опровергаемое. Раньше тварь именовалась исключительно бессловесной- теперь оказывается и здесь человеку нужно потесниться в своей логосной исключительности.
И так во всем. Стоит только захотеть видеть и вот, свой маленький уютненький аквариум нужно менять на более вместительный. А можно конечно упираться лбом в стекло и делать вид, что все и так хорошо. smile.gif
дядюшка Ро
Что-то вы путаете Арос. У древних, мне кажется, подход к живому миру был несколько иной. Учились все больше от природы, а не от цивилизации. Кстати, до сих пор в деревнях считают кормилицей корову, а не, скажем, Путина... Чуете разницу в подходах?.. Корова не корм, а кормилица. "Утилитарно-гастрономические рамки" к живой природе появились относительно недавно, когда стало ясно что всякое живое содержит в себе смерть, а значит этим можно легко управлять.
Aroc
Цитата
У древних, мне кажется, подход к живому миру был несколько иной.

Дак я не про тотемы и не про индейцев. Старину старинную я не трогаю, т.к. вопрос о статусе животного рассматривается Александром Сириченко в контексте христианского мировоззрения (авраамических религий).

Цитата
"Утилитарно-гастрономические рамки" к живой природе появились относительно недавно, когда стало ясно что всякое живое содержит в себе смерть, а значит этим можно легко управлять.

Недавно? Разве? Как только все стали смертными?
дядюшка Ро
Именно недавно!.. А некоторые, которых, я подозреваю большинство и вовсе считают, что смерть приходит из вне, например, тот же Сириченко... со своими авраамическими суждениями.
Александр Сириченко
"Но только ли человек наследует безсмертие? Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, - хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (19-22): "Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне".
Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть станет нетленной.
В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма"(Быт. 1, 31).
Конечно, безсмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Ее примитивный дух не может безконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять ее. Ему будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдется место в нем"(Свт. Лука Войно-Ясенецкий "Дух, душа, тело" Глава девятая. Безсмертие).
дядюшка Ро
Бессмертие суть бесконечного развития совершенства, причем с явным ускорением. Ускорение свободного развития в биосфере (сфера жизни) не превышает шести месяцам на сантиметр квадратный. Если ваше совершенствование находится в данных пределах, то биосфера вас "видит" и вы можете не только умереть, но и родиться. И наоборот; при ускорении, выше ускорения свободного развития, вы рискуете быть нерожденным, но бессмертным...
антипод
Цитата(дядюшка Ро @ 31.3.2014, 13:07) *
Бессмертие суть бесконечного развития совершенства, причем с явным ускорением. Ускорение свободного развития в биосфере (сфера жизни) не превышает шести месяцам на сантиметр квадратный. Если ваше совершенствование находится в данных пределах, то биосфера вас "видит" и вы можете не только умереть, но и родиться. И наоборот; при ускорении, выше ускорения свободного развития, вы рискуете быть нерожденным, но бессмертным...


А внутри земного шара имеется другой шар, диаметром значительно больше наружного... post-49-1193951172.gif
дядюшка Ро
Цитата(антипод @ 1.4.2014, 11:16) *
Цитата(дядюшка Ро @ 31.3.2014, 13:07) *
Бессмертие суть бесконечного развития совершенства, причем с явным ускорением. Ускорение свободного развития в биосфере (сфера жизни) не превышает шести месяцам на сантиметр квадратный. Если ваше совершенствование находится в данных пределах, то биосфера вас "видит" и вы можете не только умереть, но и родиться. И наоборот; при ускорении, выше ускорения свободного развития, вы рискуете быть нерожденным, но бессмертным...


А внутри земного шара имеется другой шар, диаметром значительно больше наружного... post-49-1193951172.gif


Вот, пожалуйте, Антипод... Способен к совершенству лишь к скабрезности, внутренний шар, которого, гораздо больше наружного...
антипод
Цитата(дядюшка Ро @ 1.4.2014, 9:37) *
Цитата(антипод @ 1.4.2014, 11:16) *
Цитата(дядюшка Ро @ 31.3.2014, 13:07) *
Бессмертие суть бесконечного развития совершенства, причем с явным ускорением. Ускорение свободного развития в биосфере (сфера жизни) не превышает шести месяцам на сантиметр квадратный. Если ваше совершенствование находится в данных пределах, то биосфера вас "видит" и вы можете не только умереть, но и родиться. И наоборот; при ускорении, выше ускорения свободного развития, вы рискуете быть нерожденным, но бессмертным...


А внутри земного шара имеется другой шар, диаметром значительно больше наружного... post-49-1193951172.gif


Вот, пожалуйте, Антипод... Способен к совершенству лишь к скабрезности, внутренний шар, которого, гораздо больше наружного...


Не нравится цитатка из сумасшедшего дома? А вот такая:

"Кротовые норы" - их некоторые называют, кроме того, и "черными дырами" - представляют собой столь сильные искривления пространства, что кривизна в них становится отрицательной.
Куда они ведут - никому не известно.
Чудовищные гравитационные силы, искривляющие пространство в "кротовой норе", создают в ней так называемый "горизонт событий", за который заглянуть мы не можем.
Никакое излучение не проникает из "кротовой норы" вовне. Поэтому температура "горизонта событий" равна абсолютному нулю.
В это трудно поверить, но это так.
Если попытаться вообразить себе ту гигантскую энергию, которая заключена внутри "кротовой норы", то станет жутко.
Но вообразить этого нельзя. Мы не можем соотнести масштабы происходящих там процессов с нашими собственными.
За "горизонтом событий" обессмысливаются наши представления о жизни и смерти. В центре "кротовой норы" располагается сингулярность.
Конечно, мы не видим ее. Лишь математические вычисления подводят нас к представлению о ней.
Мы говорим, что сингулярность есть точка, обладающая колоссальной массой.
Но как это может быть?
Разве может плотность вещества быть бесконечной?
Приходится понимать сингулярность как точку невещественную.
Есть масса, но нет вещества.
Одно только чистое и неодолимое гравитационное напряжение.

Бывают "кротовые норы" величиной не больше протона.
Другие же представляют собой воронки настолько громадные, что миллиарды галактик затягиваются в них единым вихрем, как пыль.
Откуда они берутся, никто не знает. Возможно, они суть просто свойство пространства.
В первые мгновения Вселенной вещества не было, а было лишь бурлящее месиво "кротовых нор".
Они сталкивались друг с другом и вступали в различные сочетания.
Пространство пенилось. Представить этого нельзя. Оно было разрывно в каждой своей точке.
Постепенно, по мере разлетания "кротовых нор", в пространстве образовались непрерывные области.

Ничто затянутое в "кротовую нору" не может возвратиться обратно уже никогда.
Впрочем, взаимодействие с "кротовой норой" зависит также от ее размера.
Если "кротовая нора" величиной с протон налетит на Землю, то она за сотые доли секунды прошьет земной шар насквозь и помчится дальше.
Лишь на входе и выходе из Земли произойдут два маленьких взрыва.
Мощность этих взрывов оценить нельзя. Она, наверное, зависит от величины сингулярности.
Это может быть мощность револьверного патрона, а может быть и водородной бомбы в сотни мегатонн.

Поскольку "кротовая нора" окружена, как сказано выше, "горизонтом событий", то ее встреча с Землей вызовет, без сомнения, разрыв событийной ткани в близких к нам областях пространства.
Могут ли при этом нарушиться причинно-следственные связи?
На этот вопрос ответа пока нет.
Это можно было бы как-то вычислить, если бы была создана подходящая математическая теория.
Но дело в том, что все наши представления о причинах и следствиях, то есть о событийной ткани нашего мира, до сих пор еще очень плохо формализованы.

Ведь мы даже не нашли до сих пор строгой аксиоматики для теории случайных событий.
Как же тут всерьез говорить об изучении причинно-следственных аномалий?
Но что такое событие? - Может быть, о взаимодействиях рассуждать будет легче?
Вот если бы каждое событие являлось взаимодействием... Впрочем, это можно принять по определению.
И тогда, кажется, нащупывается различие между случайным и закономерным.
Скажем, например, так: случайных событий не бывает, но некоторые из взаимодействий могут происходить случайно.
По-видимому, это те взаимодействия, которые лежат в "кротовой норе" ниже "горизонта событий".

Если это так, то там действительно разрывается причинность в каждой точке и останавливается время.
Там нечто происходит, но это происходящее не имеет ко времени ровным счетом никакого отношения.
дядюшка Ро
Цитата
Не нравится цитатка из сумасшедшего дома? А вот такая:


Да, не "цитатка", а грязные намеки, за которые морду бьют и душу терзают, что б чудище не высовывалось. Что касаемо "А вот такая:", то верно - из палаты номер 6. Особенно впечатляет;
Цитата
В это трудно поверить, но это так.


Для веры вообще и в частности достаточно одного Господа нашего, а для знаний следует приложить опыт в реальном отношении к иллюзиям. Ноль на ноль, как правило, получается еще более круглый ноль...
Prediger
Цитата(Aroc @ 28.1.2014, 11:34) *
Люди вообще стали гораздо более информированными и сегодня решить вопрос отослав к Аристотелю или авве Дорофею не получится.


В общем может и да, а вот в немалых вопросах именно обращение к философии предыдущих эпох способно дать адекватный ответ на современные вопросы.
В частности, обнаружил это в своё время при изучении Бл. Августина по вопросу "вера и знание".
Маркус
Цитата(Александр Сириченко @ 19.12.2012, 11:52) *
Почему у человека душа безсмертна, а у животного смертна?

Потому что человек обладает верой, а животному по фигу.
Prediger
Цитата(Маркус @ 4.11.2014, 2:19) *
Потому что человек обладает верой, а животному по фигу.


Методически странное объяснение. Смысл всё таки в наличии сознания как такового. А вера лишь атрибут оного.
Aroc
Цитата
В общем может и да, а вот в немалых вопросах именно обращение к философии предыдущих эпох способно дать адекватный ответ на современные вопросы.

Конечно. Базис, основа. Как некая точка отсчета. Можно проследить развитие даже современной мысли, принципиально нового не так уж и много появилось-скорее увеличилась детализация, прорисовка, увеличилась дальность логических построений. Но вот этим новым, что появилось, этой детализацией, никак нельзя пренебрегать.
Aroc
Цитата
Потому что человек обладает верой, а животному по фигу.

Голословно. Религиозное чувство линейкой не измеряется. А вот косвенные признаки религиозного предчувствия у животных есть. Чего стоят только слова из псалма"всякое дыхание да хвалит Господа!". Да, это чувство конечно же опосредованно и может быть направлено на человека, как некую высшую ступень, но ведь и политеисты язычники направляют свои молитвы не Тому Единому, а тем, кто поближе.
Вот возьмем к примеру Жития. Весьма распространенное явление из жизни святого- служение ему хищного животного. И не просто в благодарность за исцеление,как допустим у св.Антония, но даже и на поле Колизея.
Следовательно, животное понимает разницу между присутствием благодати и отсутствием оной. А это уже кое что.
Распространено мнение будто животные видят представителей потустороннего мира. Встречал описания случаев, когда животные и сами после своей смерти являлись хозяевам и предупреждали о предстоящей опасности.
У некоторых народов животные обожествлялись, включались в систему верований как первопредки ( тотемизм) или мистические заступники переводящие через загробные мосты на тот свет (египтяне, зороастризм). Понятно, для нас сейчас это не основание, мало ли во что они верили, но однако, наверное, эти представления не возникли на пустом месте. Да и до сих пор у зороастрийцев, собаки считаются защитниками от демонов и даже в некоторых случаях выполняют функции мобедов (жрецов). При всем нашем скепсисе мы не можем полностью отмахиваться от чужого мистического опыта. Мы верим так,они иначе.
Ну и потом. Бог есть Любовь- известное заявление, еще дохристианские корни имеет. Так вот, практически каждый хозяин кошки-собаки, подтвердит вам, что его питомец умеет любить. Не выслуживаться за кусок мяса,а именно любить. История знает тысячи случаев самой преданной любви животного к человеку и/или собратьям, даже до самопожертвования. Примеры редкие даже для человека. Следовательно,мы нашли еще одну грань религиозности животного.
Кто ищет, тот найдет.
Да,и вот еще. Ученые наблюдающие за животными, например орнитологи, заметили у некоторых видов наклонности к красоте и эстетическое чувство. Некоторые из птиц прямо украшают свои жилища цветами и "лепниной" собственного производства. А чего стоят эти брачные танцы? Эстетика и чувство красоты, потребность в красоте, определенно присутствуют. А красота, эстетика- это тоже проявление божественного, особенно подробно об этом говорят неоплатоники.
Видите, уже немало набралось признаков. Навскидку.
дядюшка Ро
Ну, принципиально новое я вижу лишь в открытых горизонтах, которые еще предстоит осмыслить - какая уж тут детализация... Наработанный базис гирями обвис на теле свободомыслия...
Aroc
Цитата
Наработанный базис гирями обвис на теле свободомыслия...

Это только так кажется. Ничего принципиально нового. Меняется только графика. smile.gif
дядюшка Ро
Теоретическая хронология, например, открывает невиданные до селе горизонты, которые явно противоречат существующим постулатам по всему спектру научных, философских, прикладных и даже бытовых истин. Я не силен в религиозных темах, но и здесь теоретическая хронология уверяет меня, что отрицание Бога в Его Абсолюте как раз и приводит к Нему. И так оно и есть!?.
Александр Сириченко
"Не дыши злобою, мщенiемъ, убiйствомъ даже на животныхъ, чтобы твою собственную душу не предалъ смерти духовный врагъ, дышущiй въ тебѣ злобою даже на безсловесныхъ тварей, и чтобы тебѣ не привыкнуть дышать злобою и мщенiемъ и на людей. Помни, что и животныя призваны къ жизни благостiю Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могутъ, въ короткiй срокъ жизни радостей бытiя. Благъ Господь всяческимъ (Пс.144,9).Не бей ихъ, если они, неразумныя, что-либо напроказятъ, или пострадаетъ отъ нихъ какая-либо изъ твоей собственности. Блаженъ, иже и скоты милуетъ" (Св. Iоаннъ Кронштадтскiй (+1908) "Моя жизнь во Христѣ").
Aroc
Цитата
Благъ Господь всяческимъ (Пс.144,9)

Весьма спорный тезис, если учитывать, что Иоанн Кронштадский очень любил яичницу с колбасой. Кто-то ест, а кого то едят.
Prediger
Смотрю у любителей "святой старины" пошла мода на "дореволюционный" язык с ятями. Это на примере различных пациентов наблюдаю. Видать в их среду вбросили новую установку кураторы.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2019 IPS, Inc.