Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Мораль и этика.
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Философия
Шломо
Почитал одного автора на тему "моралитэ" и обнаружил интересное высказывание, якобы принадлежащее Канту. А именно: в буржуазном обществе "моральное= трудовая дисциплина".
Предлагаю обсудить.
Шломо
Чувствую, что в данной теме мне придётся быть в одиночестве, как Человеку в "красных заметках".
Закину ещё одну вводную- почему США, вопреки тем зверствам, что они устраивают в рамках распространения свой демократии, удаётся выглядеть довольно моральными? Чем они свою практику обосновывают?
Loyalist
Чем, чем? Практикой. США довольно унизительно и жёстко поимели в своё время Германию, Японию, Корею, и так крепко вбили в их головы демократические западные ценности, что многие люди во всём мире замирают в восхищении. Ни одна из этих стран не потеряла при этом национальной самоидентификации, чего так боятся наши жулики и воры.
Шломо
Цитата(Loyalist @ 15.8.2012, 23:48) *
Чем, чем? Практикой. США довольно унизительно и жёстко поимели в своё время Германию, Японию, Корею, и так крепко вбили в их головы демократические западные ценности, что многие люди во всём мире замирают в восхищении. Ни одна из этих стран не потеряла при этом национальной самоидентификации, чего так боятся наши жулики и воры.

Практика практическая, сало сальное, масло масляное. Практикой не обосновывают, практикой доказывают.Я же интересовался теоретическими предпосылками.А вот чтобы ценности в голову вбить- надо их оттуда сначала выбить. С Кореей этот фокус не прошёл, с Японией так же. Германия как держалась за свой порядок- так и остаётся ведущим игроком на европейском рынке, и НАТО ей не указ (согласно событиям в Ливии).Да и своём отечестве данные действия США вызывают одобрение- когда приносит прибыль.
дядюшка Ро
Цитата(Шломо @ 15.8.2012, 18:04) *
Почитал одного автора на тему "моралитэ" и обнаружил интересное высказывание, якобы принадлежащее Канту. А именно: в буржуазном обществе "моральное= трудовая дисциплина".
Предлагаю обсудить.


Во!.. Морально трудовая дисциплина... Как в сексе... Такой трудовой процесс... Надо все стерпеть и подтереться.
Что-то у Канта я такого не помню. Похоже на Фейербаха... В крайнем случаи на Гебельса...
Шломо
Цитата(дядюшка Ро @ 16.8.2012, 15:37) *
Цитата(Шломо @ 15.8.2012, 18:04) *
Почитал одного автора на тему "моралитэ" и обнаружил интересное высказывание, якобы принадлежащее Канту. А именно: в буржуазном обществе "моральное= трудовая дисциплина".
Предлагаю обсудить.


Во!.. Морально трудовая дисциплина... Как в сексе... Такой трудовой процесс... Надо все стерпеть и подтереться.

Не ожидал от вас такого. Но что же- у всех свои предпочтения.

Цитата
Что-то у Канта я такого не помню. Похоже на Фейербаха... В крайнем случаи на Гебельса...

Адорно Т. Проблемы философии морали
Лекция пятая или шестая. Посвящена ригоризму Канта.
дядюшка Ро
Адорно считал, что философия морали как связное учение в наше время стала невозможной,
Шломо
Цитата(дядюшка Ро @ 19.8.2012, 6:48) *
Адорно считал, что философия морали как связное учение в наше время стала невозможной,

Не могу в полной мере согласиться- Адорно, вероятно, считал, что пока не решены основные метафизические аспекты "первой" философии, а именно- Бытие Бога, свобода воли и бессмертие человеческой души,- философия морали останется неопределенной. А временная неопределенность и невозможность- это немного разное, не так ли?
Западный же мир в какой-то степени определился- эпохе постмодернизма не нужен Бог, а следовательно отпадает необходимость в бессмертии души. Свобода воли же выродилась в кодекс предпринимателя, где вся свобода вылилась в принцип "защищай инвестиции". Как правильно заметил Задорнов М.М.: в России синонимом никого- является "ни души", на западе же "ни тела". Так и бродят там бездушные тела ;). Так что в России матафизики, хотя бы в головах, достаточное количество. И потому воззрения на мораль существенно отличны от запада. Но так же подвергаются пересмотру- из-за кризисных ситуаций в обществе.

Предлагаю рассмотреть афоризм: Мораль- общественная необходимость.
дядюшка Ро
Цитата
Предлагаю рассмотреть афоризм: Мораль- общественная необходимость.


Поведение, достойное уважения со счетом в банке в миллион долларов?!. М-да... Вот-вот кто-то где-то родится в хлеву и погонит торговцев из храма и его распнут... за недостойное поведение.
Шломо
Цитата(дядюшка Ро @ 22.8.2012, 8:56) *
Цитата
Предлагаю рассмотреть афоризм: Мораль- общественная необходимость.


Поведение, достойное уважения со счетом в банке в миллион долларов?!. М-да... Вот-вот кто-то где-то родится в хлеву и погонит торговцев из храма и его распнут... за недостойное поведение.

Мораль, как таковая, вероятно зародилась на фазе становления первобытных обществ. Там не миллионов, ни банков не было- не так ли? В процессе совместной жизнедеятельности то человечество вероятно пришло к пониманию- вместе эффективнее, но вместе и конфликтнее. И для сглаживания углов и противоречий и были изобретены табу. На почве рацональных табу и взросла мораль.
Что касается распятого, то его установки были подхвачены эпилептиком Савлом. Так и отыгралась Иудея за своё поражение в войне с ущемлением прав- на долгие столетия опустив европейские общества в пучину суеверий и финансово- экономическую немощь.
дядюшка Ро
Цитата
Мораль, как таковая, вероятно зародилась на фазе становления первобытных обществ.


"Первым было Слово" - отсюда мораль!.. Человек дает имена!.. У него есть такая возможность!.. У природы нет такой возможности в принципе. Мы, люди, не от природы...
Шломо
Цитата(дядюшка Ро @ 27.8.2012, 15:46) *
Цитата
Мораль, как таковая, вероятно зародилась на фазе становления первобытных обществ.


"Первым было Слово" - отсюда мораль!..

Это всего лишь христианская версия перевода слова "Логос". Но данное понятие так многогранно. Понимание ЛОГОСА. И что было реально первым- история об этом умалчивает. На востеке утверждают, что это знаки и символы, как некая форма идеограмм. В любом случае- это некая отвлеченная абстракция.
Цитата
Человек дает имена!..

Я бы уточнил- названия, вытекающие из функционала.

Цитата
У него есть такая возможность!.. У природы нет такой возможности в принципе. Мы, люди, не от природы...

Паралогично и бездоказательно. Пантеисты с вами не согласятся. Буддисты так же. Да и философы в массе своей, поскольку у них есть понимание вещи - в самой- себе. Свойство же человека раскрыть этот изначальный смысл благодаря разуму.
Да и без природы человек ничто и никак, ибо природа давлеет в нем самом в виде инстинктов. Но мораль их явно ограничивает. Если хотите, то мораль- это насилие над природой, которая для идеалистов служит изначальным злом.
дядюшка Ро
Цитата
Если хотите, то мораль- это насилие над природой


Да я о том речь веду уже лет тридцать. Мораль - произведение цивилизации. У природы инстинкты: страх, голод и боль.
Шломо
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 10:22) *
Цитата
Если хотите, то мораль- это насилие над природой


Да я о том речь веду уже лет тридцать. Мораль - произведение цивилизации. У природы инстинкты: страх, голод и боль.

Значение слова "ПРИРОДА" было изначально весьма любопытным и вытекало из славянского пантеизма, означавшего распространение верховного божества- Рода. Со времён принятия христианства данное слово стало синонимом окружающего мира. Является ли это синонимом, в полном смысле этого слова, западного "натура"- это вопрос. В любом случае соглашусь, что "мораль"- феномен культурологический и потому присущ только человеку.
Что касается инстинктов, то перечисленное вами к ним отношение не имеет, поскольку является чувствами. Инстинкты же- это самосохранение, материнский, сексуальный, внутривидовой агрессии и прочие.
дядюшка Ро
А, чего это все на пантеизм... вневременного творца от мира как его временного творения...че за хрень...
Шломо
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 12:56) *
А, чего это все на пантеизм... вневременного творца от мира как его временного творения...че за хрень...

Ни то, ни другое не может быть опровергнуто, а потому недоказуемо в принципе. Хотя, можете привести доказательства.
дядюшка Ро
Цитата(Шломо @ 28.8.2012, 18:09) *
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 12:56) *
А, чего это все на пантеизм... вневременного творца от мира как его временного творения...че за хрень...

Ни то, ни другое не может быть опровергнуто, а потому недоказуемо в принципе. Хотя, можете привести доказательства.


Да, Сергей Капица, покойничек, все говорил о том. Часы на руках у Энштейна... это что - не доказательства?!.
Шломо
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 16:19) *
Цитата(Шломо @ 28.8.2012, 18:09) *
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 12:56) *
А, чего это все на пантеизм... вневременного творца от мира как его временного творения...че за хрень...

Ни то, ни другое не может быть опровергнуто, а потому недоказуемо в принципе. Хотя, можете привести доказательства.


Да, Сергей Капица, покойничек, все говорил о том.

Капица много о чём говорил. Цитату, пожалуйста.
Цитата
Часы на руках у Энштейна... это что - не доказательства?!.

И что это доказывавет, кроме этого самого факта? На основании наличия часов на руках у священников каждого из них можно объявить чуть ли не атеистом.
дядюшка Ро
Цитата(Шломо @ 29.8.2012, 18:17) *
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 16:19) *
Цитата(Шломо @ 28.8.2012, 18:09) *
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 12:56) *
А, чего это все на пантеизм... вневременного творца от мира как его временного творения...че за хрень...

Ни то, ни другое не может быть опровергнуто, а потому недоказуемо в принципе. Хотя, можете привести доказательства.


Да, Сергей Капица, покойничек, все говорил о том.

Капица много о чём говорил. Цитату, пожалуйста.
Цитата
Часы на руках у Энштейна... это что - не доказательства?!.

И что это доказывавет, кроме этого самого факта? На основании наличия часов на руках у священников каждого из них можно объявить чуть ли не атеистом.


Вот те раз!.. Один утверждал, что часы на его руке и есть то самое время. Другой, с формулами в руках, утверждал, что время в 2000-м году закончится. Сам видел... Тридцать три тензера вывалил на доску...
Шломо
Цитата(дядюшка Ро @ 29.8.2012, 16:28) *
Цитата(Шломо @ 29.8.2012, 18:17) *
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 16:19) *
Цитата(Шломо @ 28.8.2012, 18:09) *
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 12:56) *
А, чего это все на пантеизм... вневременного творца от мира как его временного творения...че за хрень...

Ни то, ни другое не может быть опровергнуто, а потому недоказуемо в принципе. Хотя, можете привести доказательства.


Да, Сергей Капица, покойничек, все говорил о том.

Капица много о чём говорил. Цитату, пожалуйста.
Цитата
Часы на руках у Энштейна... это что - не доказательства?!.

И что это доказывавет, кроме этого самого факта? На основании наличия часов на руках у священников каждого из них можно объявить чуть ли не атеистом.


Вот те раз!.. Один утверждал, что часы на его руке и есть то самое время. Другой, с формулами в руках, утверждал, что время в 2000-м году закончится. Сам видел... Тридцать три тензера вывалил на доску...

Чеоовек видит то, что Хоче видеть, слышит то, что хочет слышать, обоняет... Ну да, от некоторых запахов не скроешься, но можно зажать нос или брызгнуть освежителем. Я сожалею, но вы не можете быть авторитетом, чтобы воспринимать ваши слова без доказательств. Потому вы предоставьте данные со слов приведенных перечисленнных учёных авторитетов, а не ваших лично.
дядюшка Ро
Цитата(Шломо @ 29.8.2012, 19:46) *
Цитата(дядюшка Ро @ 29.8.2012, 16:28) *
Цитата(Шломо @ 29.8.2012, 18:17) *
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 16:19) *
Цитата(Шломо @ 28.8.2012, 18:09) *
Цитата(дядюшка Ро @ 28.8.2012, 12:56) *
А, чего это все на пантеизм... вневременного творца от мира как его временного творения...че за хрень...

Ни то, ни другое не может быть опровергнуто, а потому недоказуемо в принципе. Хотя, можете привести доказательства.


Да, Сергей Капица, покойничек, все говорил о том.

Капица много о чём говорил. Цитату, пожалуйста.
Цитата
Часы на руках у Энштейна... это что - не доказательства?!.

И что это доказывавет, кроме этого самого факта? На основании наличия часов на руках у священников каждого из них можно объявить чуть ли не атеистом.


Вот те раз!.. Один утверждал, что часы на его руке и есть то самое время. Другой, с формулами в руках, утверждал, что время в 2000-м году закончится. Сам видел... Тридцать три тензера вывалил на доску...

Чеоовек видит то, что Хоче видеть, слышит то, что хочет слышать, обоняет... Ну да, от некоторых запахов не скроешься, но можно зажать нос или брызгнуть освежителем. Я сожалею, но вы не можете быть авторитетом, чтобы воспринимать ваши слова без доказательств. Потому вы предоставьте данные со слов приведенных перечисленнных учёных авторитетов, а не ваших лично.


Тогда прошу уточнить вопрос. Может я чего-то не понял или понял, но не так
Шломо
Ссылки дайте на источники вашей информации.
Шломо
Философия морали немыслима без высказываний мыслителей. Привожу:

Нравственность должна лежать в характере.

И.Кант

Этика есть философия убеждения.

И. Кант

Мораль есть учение не о том, как мы должны считать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

П. Кант

Мысль без морали — недомыслие; мораль без мыс­ли — фанатизм.

В. О. Ключевский

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений.

Я. Коменский

Порядочен тот, кто свое право измеряет своим дол­гом.

Ж. Лакордер

Нравственная стойкость в преуспеянии еще важнее, чем в невзгодах.

Ф. Ларошфуко

Нравственность служит для того, чтобы человече­скому обществу подняться выше.

В. И. Ленин

Раб, сознающий свое рабское положение и борющий­ся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессозна­тельной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается доб­рым и хорошим господином, есть холоп, хам.

И. И. Ленин

Испорченность нравов гибельна для республик и выгодна для абсолютных монархий и деспотической власти.

Д. Леопарди

Основное положение всякой морали: делай для твое­го ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя. Понятие всеобщей человеческой солидарности есть высшее понятие культуры и морали.

В. Либкнехт
Шломо
Мудрые цитаты о нравственности,афоризмы о морали

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутрен­ним, сознаваемым тобою законом.

Марк Аврелий

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Аристотель

Природа дала человеку в руки оружие — интеллек­туальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Аристотель

Нравственная сила, как и мысль, безгранична.

О. Бальзак

Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.

П. Бейль

Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех дейст­вий.

В. Г. Белинский

То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали.

Бентам

Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают под­водные камни.

Ц. Буаст

Нравы портятся легче, чем исправляются.

Л. Вовенарг

Великие мысли исходят от сердца.

Л. Вовенарг

Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставит­ся удобство.

Л. Вовенарг

Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.

К. Гельвеций
Шломо
Для человека нет блаженства в безнравственности; в нравственности и добродетели только и достигает он высшего блаженства.

А. И. Герцен

Говорить, что нравственные идеалы врожденны или представляются результатом инстинкта,— это все равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита.

П. Гольбах

Нравственность есть наука об отношениях, сущест­вующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

П. Гольбах

Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы.

Ж. Гюйо

Делающий постыдное должен прежде всего стыдить­ся самого себя.

Демокрит

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?

Ф. М. Достоевский

Нравственно только то, что совпадает с вашим чув­ством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.

Ф. М. Достоевский

Лучшие люди познаются высшим нравственным раз­витием и высшим нравственным влиянием.

Ф. М. Достоевский

Мораль — не перечень поступков и не сборник пра­вил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами.

Д. Дьюи

Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать.

Ж. Жубер

Склоняющийся над павшим распрямляется во весь рост, поднимающий других возвышает себя.

Р. Ингерсолл
Шломо
Нравственные правила нуждаются в доказательст­вах, следовательно, они не врожденны.

Д. Локк Мораль

Нравственность — это, несомненно, самое важное в жизни; она, возможно, сама воля к жизни.

Т. Манн

Если правильно понятый интерес составляет прин­цип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

К. Маркс, Ф. Энгельс

Существуют истины, в которых недостаточно убедить кого-либо, но которые надо дать почувствовать; именно таковы истины морали.

Ш. Монтескье

Подчинение правде, независимой от личных интере­сов и желаний,— в этом вся честность, вся нравственность.

П. П. Огарев

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Паскаль

Все наше достоинство в том, что мы способны мыс­лить. Будем же стараться мыслить правильно: в этом основа морали.

Паскаль

Без здравого смысла все правила нравственности ненадежны.

И. Пирогов

Умственное спокойствие покупается ценой нравст­венного достоинства.

Д. И. Писарев

Не человек для нравственности, а нравственность для человека.

Г. В. Плеханов

Нравственность, оторванная от жизни, так же без­нравственна, как жизнь, утратившая всякое нравственное содержание.

Г. В. Плеханов

Высшая нравственность — это жертва своей лично­сти в пользу коллектива.

М. М. Пришвин
Шломо
Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле.

М. М. Пришвин

Этика — попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям.

Б. Рассел

В области нравственности не следует высказывать свою добродетель по малозначительным поводам: девственностью не хвастаются.

А. Ривароль

Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека.

Р. Роллан

Главное условие нравственности — желание стать нравственным.

Сенека Младший

Круг нравственных обязанностей гораздо шире того, что предписывают законы.

Сенека Младший

Не может быть коммунистической морали без эле­ментарной человечности.

В. А. Сухомлинский

Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.

Тацит

Высшей целью человеческих стремлений является высоконравственный характер.

Э. Тельман

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Л. Н. Толстой

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

Л. Н. Толстой

Нравственный человек составляет противополож­ность Антею: силу свою он обретает не от прикосновения к земле, а поднимая глаза ввысь, к далекому и с виду недоступному идеалу.

А. Фулье

Важнейший капитал нации — нравственные качест­ва народа.

Н. Г. Чернышевский

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

А. П. Чехов

Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другим,— в этом заключается суть нравственности.

Н. Шамфор

Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, — это отделение политической науки от нравственной.

П. Шелли

Нравственность делает более утонченными нравы, а нравы, в свою очередь,— нравственность.

М. Эбнер-Ошенбах

Прямая линия в морали, как и в математике,— это самый короткий путь.

М. Эджуорт

В конечном счете основой всех человеческих ценно­стей служит нравственность.

А. Эйнштейн

Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.

Р. Эмерсон

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нрав­ственно и справедливо, не живя приятно.

Эпикур
дядюшка Ро
А я то тут причем?!. У нас вроде как другое... "Мораль и этика"...
Шломо
Цитата(дядюшка Ро @ 2.9.2012, 16:45) *
А я то тут причем?!. У нас вроде как другое... "Мораль и этика"...

Без максим, значится? Не причём, так не причём.
Шломо
Отступление в сторону США. Тема мотиваций данной страны неплохо раскрута в данным автором:Бодрийар Ж. Порнография войны: низость и гнусность американского могущества.

Цитата
Ведь самое худшее состоит в том, что речь здесь идет именно о пародии на насилие, о пародии на саму войну, о порнографии, ставшей крайней формой низости войны. Войны, неспособной быть просто войной, на которой просто убивают, и которая выдохлась, превратившись в комически жестокое и инфантильное reality-show и безнадежную иллюзию могущества.


Развлекается Жупел демократии, любит что- то остренькое. Война- не война, а шоу продолжается. Но любовь к животному натуризму- это не улучшает репутацию США.
Шломо
Интересный автор: Рикер П. Мораль, этика и политика.

Цитата
Различение этики и морали оправдано не только в личностном, но и, как я попытаюсь это показать, в институциональном плане, а точнее- в плане политических институтов. Я охотно соглашусь с тем, что здесь неизбежен определенный произвол в отношении слов, так как первый термин пришел из греческого языка, а второй- из латинского, и оба относятся к общей сфере нравов; однако если выбор слов может быть подвергнут сомнению, то само их различение, как мне представляется, не должно вызывать возражений, Нужно найти какое-либо слово, чтобы вслед за Спинозой, назвавшим свое основное произведение "Этика", обозначить целостный путь человеческого существования, начиная с элементарного стремления к сохранению своей жизни и кончая исполнением того, что можно назвать, согласно тем или иным сложившимся убеждениям, желанием, удовольствием, удовлетворенностью, счастьем, блаженством. Что касается меня, то я позаимствовал у Аристотеля более нейтральное выражение "стремящаяся к благу жизнь" для того, чтобы обозначить этот глубинный уровень моральной жизни.


Цитата
Закон или норма подразумевают две характеристики- универсальность и принуждение, -сущность которых прекрасно выражает термин "долженствование". Таким образом, я предлагаю употреблять термин "этика" по отношению к сфере блага и термин "мораль" по отношению к сфере долженствования.
Я не буду сейчас останавливаться на философском обосновании использования двух видов предикатов, применяемых к действиям и их агентам: предикате блага и предикате долженствования. Я ограничусь одним-единственным аргументом: если даже стремление к благой жизни укоренилось в нас более глубоко, чем, предположим, запрет на преступление или ложь, то этика все же не может обойтись без морали: желательность не освобождает от императивности по той причине, что существует насилие, которое один агент может совершить по отношению к другому, превращая последнего из потенциальной жертвы в жертву действительную. Одним словом, именно зло в качестве вреда, причиненного одним человеком другому, приводит к тому, что намерение вести благую жизнь не может избавить от необходимости считаться с императивностью долженствования, проявляющегося либо в негативной форме в виде запрета, либо в позитивной форме в виде обязательства.


Цитата
Именно на такой тройственной основе- лингвистической, практической, повествовательной- конституируется этический субъект. Если вначале говорят о действии, о практике, что они являются хорошими или плохими, то этический предикат рефлексивно применяется по отношению к тому, кто может назвать самого себя в качестве автора своих слов, исполнителя своих действий, персонажа рассказов, повествующих о нем или им изложенных. Посредством этого рефлексивного движения субъект сам помещает себя в поле идеи блага и судит или предоставляет возможность судить свои действия с точки зрения благой жизни, на достижение которой они направлены. Словом, только субъект, способный оценивать собственные действия, формулировать свои предпочтения, связанные с предикатами "хороший" или "плохой", а значит, способный опираться на иерархию ценностей в процессе выбора возможных действий, -только такой субъект может определять самого себя.



Цитата
Теперь можно поставить вопрос о том, какая специфически этическая ценность соответствует этому политическому уровню организации общества и, собственно говоря, конституирует политику в качестве института. Можно ответить без всяких колебаний, что таковой ценностью является справедливость. "Справедливость,-как писал Роулс в начале своей книги "Теория справедливости",-есть главная добродетель социальных установлении, как истина есть главная добродетель систем мышления". Употребление слова "добродетель" в данном контексте подчеркивает принадлежность политических связей к сфере взаимодействий, находящихся в зависимости от этических суждений.

Возможно, станут возражать, что справедливость не является прерогативой политики в той мере, в какой она является "главной добродетелью социальных установлении", следовательно, всех установлении вообще. Это так. Но справедливость имеет отношение к другим установлениям лишь в той мере, в какой последние рассматриваются с точки зрения распределения ролей, задач, преимуществ или потерь, испытываемых членами общества при условии наличия желания жить вместе, которое превращает общество в единое целое, основанное на сотрудничестве. И общество, рассматриваемое под таким углом зрения, является политическим обществом.
В этом смысле справедливость благодаря своему распределяющему характеру несет в себе элемент различения, сочленения, согласования, которого недостает понятию желания жить вместе.


Цитата
Сам термин "распределение" крайне важен: он выражает иную плоскость идеи разделения; одна плоскость-это участие в социальных установлениях, другая плоскость-это признание за каждым человеком права индивидуального участия в системе распределения. Идея справедливости как распределения имеет широкое применение. И это свидетельствует о том, что последнее понятие в экономическом плане не ограничивается лишь тем, что дополняет сферу производства. Общественные соглашения можно рассматривать как распределение частей. И все эти части относятся не только к рыночной сфере, но, например, связаны с властью и ответственностью. Как уже отмечал Аристотель в V книге "Никомаховой этики", политическое сообщество предполагает распределение "почестей, имущества и всего прочего, что может быть поделено между согражданами определенного государственного устройства" (V, 1130 в 30-33).
То, что в области социальных установлении требование справедливости усиливает стремление к благой жизни и одновременно ведет к перемещению из сферы этики в сферу нормативной морали, подтверждается наличием давней связи между справедливостью и равенством. С одной стороны, равенство является политическим осуществлением желания признания, путь которого мы проследили и в лингвистическом плане общения, и в практическом плане взаимодействия, и в повествовательном плане жизненных историй, и в этическом плане самоопределения; с другой стороны, требование справедливости взывает к правилу справедливости, а это последнее- к принципам справедливости. Такой переход возможно было предвосхитить еще раньше, когда мы говорили о "порядках признания", системный характер которых невозможно отрицать. Итак, принцип равенства, при котором "порядки признания" достигают высшей точки своего развития, ставит перед критическим разумом многочисленные проблемы. Известное со времен Аристотеля различие арифметического и пропорционального равенства подтверждает, что проблема справедливости вписывается в моральное измерение нормы.


Цитата
Здесь снова может помочь Макс Вебер. При любых социальных взаимодействиях политическая связь формируется в результате разделения на управляющих и управляемых.


Цитата
Третья фигура политического парадокса была выявлена в процессе современной критики единой и неделимой идеи справедливости. Майкл Уолзер в "Сферах Справедливости" расчленяет идею справедливости в соответствии с многообразием социальных благ, распределение которых должно регулироваться с помощью закона справедливости. Итак, существуют различные сферы гражданских прав, рыночных благ, безопасности, благотворительности, образования и т. п. и, наконец, сфера политической власти, в которой общее благо определяется как общественное благо. В результате этого расчленения идеи справедливости политическая сфера, по существу, предстает в качестве одной из сфер среди прочих в той мере, как власть также является социальным благом, распределяемым согласно присущим ей правилам.


Цитата
Таким образом, политическая власть предстает в качестве условия реализации способностей человека могущего. Назовем гражданином этого человека могущего, рожденного сферой политических отношений. Тот круг, которым мне хотелось бы завершить данный анализ, заключается в следующем: политическая власть, о непрочности которой свидетельствуют парадоксы власти, должна быть "спасена" исключительно благодаря бдительности самих граждан, созданных в определенном смысле общественным состоянием.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.