В чем отличия суннизма от шиизма?
Посланник Аллаха сказал: "Иудеи разделились на семьдесят одно течение, из которых одно попадет в рай, а семьдесят - в ад. Христиане разделились на семьдесят два течения, из которых семьдесят одно попадет в ад, а одно - в рай Мои последователи разделятся на семьдесят три течения, из которых одно попадет в рай, а семьдесят два - в ад" (Хадис передан со слов Ауфа ибн Малика)
(по материалам сайта www.islam.ru , статьи Абдуллы Али "Шиизм. Мусульманские секты.", статьи Л.И.Грача "Великий раскол".)
Ключевые отличия
В исламе существует большое число школ, идейных течений и направлений. Еще в 8-ом веке возникло идеологическое течение мутазилитов ("обособившихся"), отвергавших предопределение. В настоящее время наиболее многочисленное из течений, отличное от "основного русла" (т.н. сунизма) - это шиизм. В середине 8-ого века в процессе борьбы различных группировок за власть в халифате произошел раскол мусульман на шиитов и суннитов. Шииты (от слова "шиа" - фракция, партия, приверженец) являлись сторонниками Али, двоюродного брата и одновременно зятя пророка. Политическим лозунгом их борьбы было предоставление трона халифов вначале Али, а после смерти - его потомкам.
По мере того, как фиксировались и накапливались предания Сунны, текст Корана и содержание вероучения склонялись в пользу идей, благоприятных для утвердившейся власти Омейядов (соперников Али и его потомков). Понятно, что шииты не могли с этим мириться и враждебно относились к Сунне. Они сформировали собственное священное предание - Ахбар. Разумеется, не следует противопоставлять эти два свода священного предания, но все же название основного направления в исламе - суннизм - исходит из того, что отличительным признаком его вероучения является именно признание Сунны.
Шииты же придавали большое значение имамам. По их убеждениям, они получают власть непосредственно от Аллаха и являются непогрешимыми. Мнение имамов по любому религиозному или политическому вопросу - это истина последней инстанции. В этом отношении шиизм принципиально отличается от суннизма, в котором окончательное решение достигается общим согласием ("иджма") богословов и других авторитетных в исламской иерархии личностей. В шиизме окончательное решение принадлежит авторитету имама. (См.: Крывелев И.А. История религий. В 2-х Т. М.1976. Т1. С.194-196.)
Классификация шиитских течений
В настоящее время малочисленные группы шиитов живут во многих мусульманских странах. Но больше всего их в Иране, где шиизм джафаритского толка является государственной религией. Много последователей шиизма живет в Ираке и Ливане. Современный Шиизм, в основном, представлен двумя схожими с суннизмом течениями - это джафариты и зейдиты. Малочисленные группы гулат живут в Турции, Сирии и т.д. На территории Российской Федерации в наше время подавляющее большинство - это приверженцы суннизма, за редким исключением некоторых шиитских народов, проживающих на Северном Кавказе.
Вообще, в шиизме выделяются пять основных направлений: это кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты и гулат. Кайсанитов сегодня практически нет. Это были последователи Мухаммада ибн аль Ханафии, сына Али от второго брака. Другие же течения признают имамат только за потомством Али от брака с Фатимой, дочерью пророка.
Имамиты единогласно считали имамами Али, двух его сыновей от Фатимы - Хасана и Хусайна, и далее Зейналабидина, Мухаммада Багира и Джафара Садика. Но затем между ними возникли разногласия по поводу указания Джафара на преемника (а это является одним из основных условий имамата). В результате разногласий имамиты распались на несколько течений. Впоследствие все эти течения сошли с исторической арены и название "имамиты" осталось только за исна ашаритами, которые и сегодня составляют большинство всех шиитов в мире. Современные имамиты-исна ашариты почитают 12 имамов, последний из которых находится в "сокрытии".
Зейдиты - наиболее приближенные к ортодоксальным мусульманам (суннитам). Несмотря на то, что они считают законными права Алидов на халифат, тем не менее, почитают и признают и первых трех праведных халифов. Они считают, что возможен имамат превзойденного при наличии достойнейшего. В целом, можно говорить о том, что зейдизм был исключительно политической группировкой, выступающей за права Алидов и активно боровшийся с Омеййадами. В зейдитской догматике почти не произошло серьезных изменений, по сравнению с ортодоксальным Исламом. Но зейдизм тоже впоследствии распался на несколько группировок.
Исмаилиты - выделялись большой политической активностью в Халифате. Имамат они вели от старшего сына Джафара ас-Садика Исмаила. Вероучение исмаилизма представляет из себя синкретический синтез исламских идей с идеями античной и ближневосточных философий. В частности ими признается материальное воплощение Бога на земле.
Гулаты стали обожествлять Али и других имамов, они подозревают подмену Корана халифом Османом и другими сподвижниками.
Особености толкования первоисточников
Основным отличием в вопросах толкования первоисточников прежде всего является то, что в суннитском Исламе все убеждения, которые не опираются жестко на Букву Корана и Сунны, либо же не имеют четкой доказательной основы в них, считаюся еретическими. При этом положения Корана и Сунны запрещается трактовать методом аллегорий, иносказаний и философией, а выведенные из этих методов философские суждения не имеют никакой богословской значимости. Коран должен быть истолкован, в первую очередь самим Кораном, а после того Сунной пророка и другими, более второстепенными, богословскими методами. Однако шиитские богословы признают гибкость мировоззрения, методы аллегорий и иносказания. Более того, эти методы являются важной составной частью вероучения шиизма. Они считают, что сокровенное (батин), хотя и недоступно большинству людей, но, тем не менее, есть люди, которым Бог "открыл" его. К ним относятся некоторые имамы, вера в которых обязательна в шиизме, богословы высшего ранга (муджтахиды) и др. "посвященные". Помимо этого, шииты, в отличие от суннитов, признают "доводы разума" в объяснении и трактовке Божественных откровений. А это, в свою очередь, приводит к философизации шиитского богословия. Это открыто признают сами шиитские аятоллы современности. Так, иранский аятолла Табатабаи писал: "Коран для осознания религиозного просвещения предлагает три метода, а именно внешние проявления, умственное осознание (акль), преданность и покорность. Ввиду того, что внешние религиозные проявления представляют собой словесные выражения, выраженные простым языком, все люди имеют к ним доступ и каждый осознает их в меру своих умственных возможностей, и, напротив, два других метода предназначены для определенной группы людей и не являются всеохватными и вседоступными. [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран) стр. 90].
Шииты имеют свой, особый, подход и ко второму первоисточнику Ислама - Сунне, т.е. хадисам. В связи с тем, что они не признают большую часть сподвижников пророка и обвиняют их в двуличии, лицемерии, а часто даже в неверии, они отвергают хадисы переданные этими людьми. Таким образом, все сборники хадисов Бухари, Муслима, Насаи, Ибн Мадже и т.д. шиитами отвергаются, или, вернее, признаются только в той степени, в которой они отвечают шиитским условиям "достоверности".
Подобное мировоззрение полностью совпадает с учением философской школы христиан-гностиков в античном мире. За много веков до возникновения шиизма гностики (IV в. до хиджры/II век.) также считали себя обладателями неких тайных знаний, которые были даны им из Космоса (аналогично понятию имамата). Им также были свойственны аллегорические толкования Библии и других текстов. Существует большое сходство и в классификации человечества в воззрениях гностиков и шиитов.
Отличия в философии и богословии
Еще одним веянием философии в шиитском богословии является их догмат "О Божественной справедливости" (Адль). Эта тема впервые была поднята представителями философской школы мутазилитов (II-III в.в./IXв.). Мутазилитские философы впервые сформулировали этот тезис и ввели его в основу своих воззрений. Они считали, что Богу нельзя приписывать злых деяний и его атрибутом является только "справедливость" и отрешенность от зла. В принципе, эта точка зрения была всегда присуща и суннизму. Но сунистские ученые на основании Корана и Сунны говорили, что понятие Божественной справедливости может не совпадать с аналогичным понятием человека. Например, катастрофы, землетрясения, смерть человека и прочие явления с точки зрения человека являются злом и бедствием. Но существование этих явлений говорит о том, что они от Бога. А раз так, то Богу лучше ведомо о том, что есть зло, а что добро и Он никому не подотчетен в своих действиях. Однако мутазилиты возражали им тем, что основой всего является именно субъективное мышление человека (акль). Т.е. если для человека очевидно, что то или иное действие зло, значит, оно таковым и является. Следовательно, говорить о том, что все это от Бога, по их мнению, является кощунством. Основой для этих споров являлся извечный вопрос о происхождении в мире добра и зла. Эти положения рассматривались в доисламский период зороастрийцами, манихеями, гностиками и т.д.
Все шиитские течения считают достойными халифата Ахль-аль-бейт (членов дома пророка). Своих лидеров они называют имамами. Имам у шиитов это не только политический лидер, но и духовный руководитель и учитель. В этом смысле подходы к сущности земной власти у шиитов резко контрастируют с позицией суннизма. Для суннистов Халиф - это человек, который должен возглавить мусульманское государство. В классическом Исламе халифом должен быть человек из родного племени пророка -курейшитов. Но затем правителями (но не халифами) становились и становятся различные люди в разных мусульманских странах. Для этого принадлежность к курейшитам является не обязательной. Правитель должен обеспечивать законность и порядок в стране, руководствуясь Исламскими законами. Он является олицетворением судебной, административной и военной государственной власти. А все мусульмане обязаны подчиняться этому правителю, уважать его, не желать ему зла, исполнять его приказы и не подрывать его авторитет. Но у шиитов совершенно другое отношение к верховной власти. Имам это вождь и учитель Ислама, который действует от имени Бога. Имамы не имеют никаких грехов и являются чистыми и непогрешимыми. Это качество в суннитском Исламе присуще только пророкам, все же остальные люди имеют грехи. Но шииты значительно расширили это понятие. Например, у джафаритов непогрешимыми являются не только 12 почитаемых имамов, но и первая жена пророка Хадиджа и его дочь Фатима. Имамы никогда не учились и получали знания напрямую от Аллаха. Шииты также считают, что они знают истинные смыслы Корана и хадисов. Только к ним нужно обращаться при решении теологических споров. Только через них Божье слово присутствует в этом мире. По мнению шиитов во все времена Бог не оставлял праведников без руководства. Раньше это делали пророки, а затем, когда пророчества окончились с Мухаммадом, ими стали руководить имамы, члены дома пророка. С протяжением времени, и эти мысли претерпевали изменения. Постепенно в шиизме образовалось течение имамитов, которые не только веровали в живых имамов, но и уверовали в идею "сокрытия имама".
Образ сокрытого 12-ого имама Махди
У всех основных ветвей шиизма - имамитов, а также исмаилитов и кайсанитов присутствует вера в "сокрытого" имама (аль-Гейм). "Сокрытый" имам руководит шиитами из "сокрытия", в котором он пребывает. Обязанностью шиитов является их обязательное подчинение имаму своего времени. "Сокрытый" имам в учении имамитов-джафаритов отождествляется с Махди. Махди в суннитском Исламе - это потомок пророка по имени Мухаммад ибн Абдулла, который будет одним из лидеров мусульман накануне второго пришествия Исы (Иисуса). Он будет человеком своей эпохи и в нем не будет никаких мессианских черт. Единственный Мессия в Коране и Сунне - это Иса. Совершенно другая картина представляется в шиитском учении. Здесь Махди это не только потомок пророка, и сын своей эпохи, а "сокрытый" имам. Он будет пребывать в "сокрытии" до часа назначенного Богом и из "сокрытия" руководить шиитами. А в назначенный час он придет на землю и установит царство справедливости и благоденствия на земле. Несмотря на то, что в шиитской эсхатологии тоже присутствует Иса, ему отводится второстепенная роль по сравнению с Махди. Фактически Махди подменяет собой функцию Исы и является у шиитов Мессией.
Шииты с нетерпением ожидают пришествия Махди и связывают с ним свое будущее. И в этом их большая разница с суннистскими мусульманами. Суннитский Ислам хотя и признает пришествие Мессии, но ему не присуща пропаганда его скорейшего пришествия. Все события связанные с Мессией Исой произойдут по воле Бога только тогда, когда он этого пожелает. А мусульмане, до пришествия Исы, и после него, должны жить так, как им приказал Аллах. Т.е. суннитский Ислам относится ко второму пришествию Мессии Исы лишь как к эпизоду в истории мира. Но шиитские представления о Махди очень похожи на иудейские и христианские, которые связывают свое будущее только с пришествием Мессии.
В имамитско-джафаритском шиизме Махди - это почитаемый ими 12-й имам Мухаммад ибн Хасан. Аятолла Табатабаи писал о нем: "Его светлость Махди-обещанный, которого обычно называют имамом века или же сахеб-аз-заман, сын одиннадцатого имама, родился в 255 или 256 году хиджры в Самере и до 260 года, когда его отец был предан мученической смерти, жил под покровительством отца и был скрыт от взоров людских за исключением нескольких приближенных шиитов, которые имели честь встречаться с ним". [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран) стр. 254]. Далее Аятолла Табатабаи писал, что его сокрытие происходило в два этапа. Это период "Малого сокрытия" (аль-Гайба ас-Сагира), в течение которого этот имам общался с шиитами посредством указанных выше "приближенных шиитов, которые имели честь встречаться с ним". Этих людей Табатабаи назвал полномочными представителями имама. Он называет несколько таких представителей. Это Чанди Осман бен Саид Омари, который "был приближенным и доверенным лицом его отца и деда и через него отвечал на вопросы и требования шиитов". Далее он упоминает в качестве второго представителя имама сына бен Саида Омари Мухаммада бен Османа., затем Абульгасема Хусейна бен Рух Нобахти и, наконец, Али бен Мухаммада Самери. Этот период в шиитской традиции называется периодом малого сокрытия, которое по Табатабаи длилось 70 лет (с 260 г.х. до 329 г.х.). После смерти последнего полномочного представителя имама Али бен Мухаммада шииты объявили, что с этого момента начался период т.н. "Великого сокрытия" (аль-Гайба аль-Кабира), которое началось с 329 г.х. и продолжается до сегодняшнего дня. [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран) стр. 254].
Отношение к халифам и сподвижникам пророка, почитание святых
Кроме того, ключевым отличием философии шиизма заключается в почитании святых. Уже после смерти Али и Хусайна появились группы, которые почитали их с особым рвением. В последующие века список шиитских мучеников возрос. Кроме имамов шииты стали почитать и других членов их семей, а также их потомков. Появились многочисленные сеййиды, которым приписывали исцеления людей и различные чудеса. Одновременно со становлением культа святых у шиитов появились святые места, где похоронены их имамы. Такие места имеются в Неджефе (Ирак), Кербеле (Ирак), Мешхеде (Иран) и т.д. На эти могилы начали совершаться паломничества. Совершивших эти паломничества шиитов называют "Карбалаи", "Мешхеди" и т.д.
Праведные халифы и сподвижники пророка почитаемы в суннитском Исламе. Они питают к ним огромное уважение, ссылаясь на их рассказы о пророке. Праведные же халифы являются образцами благочестия. В числе многочисленных сподвижников пророка ему, в тот день, присягали и будущие халифы Абу Бакр, Омар и Осман. Однако, шиизм (за исключением зейдизма) считает Абу Бакра, Омара и Османа узурпаторами. Плохо многие из них отзываются и о других сподвижниках пророка. Все шиитские ученые считают только Али самым лучшим не только среди мусульман, но и всех сподвижников пророка. "Джафариты единогласны во мнении, что самым совершенным человеком среди всех сподвижников и мусульман является Али" (Ахмад Сабри Хамадани. "Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига". Баку, "Элм", стр. 56).
Однако среди шиитских джафаритских аятолл были и такие, которые занимали в этом вопросе более умеренную позицию. Например, аятолла Кашифуль-Гита (Ирак) писал: "Мы не утверждаем, что большая часть сахабов (сподвижников) была в оппозиции пророку. Не дай нам Бог так подумать. Они и сегодня являются лучшими из людей" (Аятолла Кашифуль-Гита. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, стр. 35). Этот аятолла был настроен более лояльно даже к Омеййадам и Аббасидам. Кашифуль-Гита считал, что Абу Бакр и Омар также, в некотором роде, "достойны внимания". Он считал, что Али только потому не стал выступать против их халифата, что они "многое сделали в деле распространения Ислама и расширения границ Халифата" (Аятолла Кашифуль-Гита. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, стр. 35).
Прочие отличительные особенности
Одной из отличительных особенностей шиитского Ислама является склонность к созданию тайных обществ. Основой этого является пропаганда шиизмом идеи скрытия своих убеждений. Это называется такией. В суннистском исламе это понятие имеется, но использовать его можно только в случае опасности для жизни мусульманина (т.е. в экстремальных случаях). Например, право на такию использовали в свое время мусульмане Испании, когда за официальную принадлежность к Исламу они могли быть отправлены на костры инквизиции. Совершенно другая картина в шиитском Исламе. Шиит не только может, но и обязан придерживаться такии, на всякий случай, чтобы не подвергать опасности своих друзей в будущем. Такия в шиизме является условием веры шиита. Даже у близких к суннитам шиитов-джафаритов такия является непременным условием веры. Несмотря на то, что у них есть положения, согласно которым такия не всегда обязательна, тем не менее, шиитская литература, изданная в Куме (это сердце иранского шиизма) говорит о том, что это важнейший пунт их веры. После того, как крестоносцы столкнулись с тайными обществами шиитов-исмаилитов в Палестине, они, по их примеру образовали первые подобия масонских лож (каменщики) и, позже, эти идеи перекинулись в Европу.
Другим обязательным положением у шиитов является положение о подражании в вопросах веры высшему духовному авторитету муджтахиду. Любое предписание муджтахида должно безоговорочно выполняться мугаллидом (рядовым шиитом). Мудтахиды же "в исламском мире замещают двенадцатого имама в период его отсутствия. Он единственная замена, судья и главарь. Всякий, кто не признает муджтахида, не признает имама, а, следовательно, Аллаха. Это, по словам Садыка, равносильно язычеству или же отрицанию Аллаха". [Шейх Мохаммад-Реза Музаффар. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), стр. 13, 15].
Помимо этого, существуют некоторые различия между суннитами и шиитами в некоторых аспектах правовых вопросов. Так, в отличие от суннитских богословов шииты отрицают одну из категорий иджтихада - киййас. Киййас это решение проблем, методом сопоставления этих проблем с уже решенными на основании Корана и Сунны. Он применяется, когда при решении проблемы невозможно найти буквального подтверждения из исламских первоисточников. Среди правовых (фикх) вопросов есть, также, серьезные противоречия между суннитами и шиитами в области брачного кодекса. В частности, в шиизме признается заключение временных браков наряду с обычными. Суннистский Ислам же не признает временных браков и расценивает их заключение как совершение прелюбодеяния.
Посланник Аллаха сказал: "Иудеи разделились на семьдесят одно течение, из которых одно попадет в рай, а семьдесят - в ад. Христиане разделились на семьдесят два течения, из которых семьдесят одно попадет в ад, а одно - в рай Мои последователи разделятся на семьдесят три течения, из которых одно попадет в рай, а семьдесят два - в ад" (Хадис передан со слов Ауфа ибн Малика)
(по материалам сайта www.islam.ru , статьи Абдуллы Али "Шиизм. Мусульманские секты.", статьи Л.И.Грача "Великий раскол".)
Ключевые отличия
В исламе существует большое число школ, идейных течений и направлений. Еще в 8-ом веке возникло идеологическое течение мутазилитов ("обособившихся"), отвергавших предопределение. В настоящее время наиболее многочисленное из течений, отличное от "основного русла" (т.н. сунизма) - это шиизм. В середине 8-ого века в процессе борьбы различных группировок за власть в халифате произошел раскол мусульман на шиитов и суннитов. Шииты (от слова "шиа" - фракция, партия, приверженец) являлись сторонниками Али, двоюродного брата и одновременно зятя пророка. Политическим лозунгом их борьбы было предоставление трона халифов вначале Али, а после смерти - его потомкам.
По мере того, как фиксировались и накапливались предания Сунны, текст Корана и содержание вероучения склонялись в пользу идей, благоприятных для утвердившейся власти Омейядов (соперников Али и его потомков). Понятно, что шииты не могли с этим мириться и враждебно относились к Сунне. Они сформировали собственное священное предание - Ахбар. Разумеется, не следует противопоставлять эти два свода священного предания, но все же название основного направления в исламе - суннизм - исходит из того, что отличительным признаком его вероучения является именно признание Сунны.
Шииты же придавали большое значение имамам. По их убеждениям, они получают власть непосредственно от Аллаха и являются непогрешимыми. Мнение имамов по любому религиозному или политическому вопросу - это истина последней инстанции. В этом отношении шиизм принципиально отличается от суннизма, в котором окончательное решение достигается общим согласием ("иджма") богословов и других авторитетных в исламской иерархии личностей. В шиизме окончательное решение принадлежит авторитету имама. (См.: Крывелев И.А. История религий. В 2-х Т. М.1976. Т1. С.194-196.)
Классификация шиитских течений
В настоящее время малочисленные группы шиитов живут во многих мусульманских странах. Но больше всего их в Иране, где шиизм джафаритского толка является государственной религией. Много последователей шиизма живет в Ираке и Ливане. Современный Шиизм, в основном, представлен двумя схожими с суннизмом течениями - это джафариты и зейдиты. Малочисленные группы гулат живут в Турции, Сирии и т.д. На территории Российской Федерации в наше время подавляющее большинство - это приверженцы суннизма, за редким исключением некоторых шиитских народов, проживающих на Северном Кавказе.
Вообще, в шиизме выделяются пять основных направлений: это кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты и гулат. Кайсанитов сегодня практически нет. Это были последователи Мухаммада ибн аль Ханафии, сына Али от второго брака. Другие же течения признают имамат только за потомством Али от брака с Фатимой, дочерью пророка.
Имамиты единогласно считали имамами Али, двух его сыновей от Фатимы - Хасана и Хусайна, и далее Зейналабидина, Мухаммада Багира и Джафара Садика. Но затем между ними возникли разногласия по поводу указания Джафара на преемника (а это является одним из основных условий имамата). В результате разногласий имамиты распались на несколько течений. Впоследствие все эти течения сошли с исторической арены и название "имамиты" осталось только за исна ашаритами, которые и сегодня составляют большинство всех шиитов в мире. Современные имамиты-исна ашариты почитают 12 имамов, последний из которых находится в "сокрытии".
Зейдиты - наиболее приближенные к ортодоксальным мусульманам (суннитам). Несмотря на то, что они считают законными права Алидов на халифат, тем не менее, почитают и признают и первых трех праведных халифов. Они считают, что возможен имамат превзойденного при наличии достойнейшего. В целом, можно говорить о том, что зейдизм был исключительно политической группировкой, выступающей за права Алидов и активно боровшийся с Омеййадами. В зейдитской догматике почти не произошло серьезных изменений, по сравнению с ортодоксальным Исламом. Но зейдизм тоже впоследствии распался на несколько группировок.
Исмаилиты - выделялись большой политической активностью в Халифате. Имамат они вели от старшего сына Джафара ас-Садика Исмаила. Вероучение исмаилизма представляет из себя синкретический синтез исламских идей с идеями античной и ближневосточных философий. В частности ими признается материальное воплощение Бога на земле.
Гулаты стали обожествлять Али и других имамов, они подозревают подмену Корана халифом Османом и другими сподвижниками.
Особености толкования первоисточников
Основным отличием в вопросах толкования первоисточников прежде всего является то, что в суннитском Исламе все убеждения, которые не опираются жестко на Букву Корана и Сунны, либо же не имеют четкой доказательной основы в них, считаюся еретическими. При этом положения Корана и Сунны запрещается трактовать методом аллегорий, иносказаний и философией, а выведенные из этих методов философские суждения не имеют никакой богословской значимости. Коран должен быть истолкован, в первую очередь самим Кораном, а после того Сунной пророка и другими, более второстепенными, богословскими методами. Однако шиитские богословы признают гибкость мировоззрения, методы аллегорий и иносказания. Более того, эти методы являются важной составной частью вероучения шиизма. Они считают, что сокровенное (батин), хотя и недоступно большинству людей, но, тем не менее, есть люди, которым Бог "открыл" его. К ним относятся некоторые имамы, вера в которых обязательна в шиизме, богословы высшего ранга (муджтахиды) и др. "посвященные". Помимо этого, шииты, в отличие от суннитов, признают "доводы разума" в объяснении и трактовке Божественных откровений. А это, в свою очередь, приводит к философизации шиитского богословия. Это открыто признают сами шиитские аятоллы современности. Так, иранский аятолла Табатабаи писал: "Коран для осознания религиозного просвещения предлагает три метода, а именно внешние проявления, умственное осознание (акль), преданность и покорность. Ввиду того, что внешние религиозные проявления представляют собой словесные выражения, выраженные простым языком, все люди имеют к ним доступ и каждый осознает их в меру своих умственных возможностей, и, напротив, два других метода предназначены для определенной группы людей и не являются всеохватными и вседоступными. [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран) стр. 90].
Шииты имеют свой, особый, подход и ко второму первоисточнику Ислама - Сунне, т.е. хадисам. В связи с тем, что они не признают большую часть сподвижников пророка и обвиняют их в двуличии, лицемерии, а часто даже в неверии, они отвергают хадисы переданные этими людьми. Таким образом, все сборники хадисов Бухари, Муслима, Насаи, Ибн Мадже и т.д. шиитами отвергаются, или, вернее, признаются только в той степени, в которой они отвечают шиитским условиям "достоверности".
Подобное мировоззрение полностью совпадает с учением философской школы христиан-гностиков в античном мире. За много веков до возникновения шиизма гностики (IV в. до хиджры/II век.) также считали себя обладателями неких тайных знаний, которые были даны им из Космоса (аналогично понятию имамата). Им также были свойственны аллегорические толкования Библии и других текстов. Существует большое сходство и в классификации человечества в воззрениях гностиков и шиитов.
Отличия в философии и богословии
Еще одним веянием философии в шиитском богословии является их догмат "О Божественной справедливости" (Адль). Эта тема впервые была поднята представителями философской школы мутазилитов (II-III в.в./IXв.). Мутазилитские философы впервые сформулировали этот тезис и ввели его в основу своих воззрений. Они считали, что Богу нельзя приписывать злых деяний и его атрибутом является только "справедливость" и отрешенность от зла. В принципе, эта точка зрения была всегда присуща и суннизму. Но сунистские ученые на основании Корана и Сунны говорили, что понятие Божественной справедливости может не совпадать с аналогичным понятием человека. Например, катастрофы, землетрясения, смерть человека и прочие явления с точки зрения человека являются злом и бедствием. Но существование этих явлений говорит о том, что они от Бога. А раз так, то Богу лучше ведомо о том, что есть зло, а что добро и Он никому не подотчетен в своих действиях. Однако мутазилиты возражали им тем, что основой всего является именно субъективное мышление человека (акль). Т.е. если для человека очевидно, что то или иное действие зло, значит, оно таковым и является. Следовательно, говорить о том, что все это от Бога, по их мнению, является кощунством. Основой для этих споров являлся извечный вопрос о происхождении в мире добра и зла. Эти положения рассматривались в доисламский период зороастрийцами, манихеями, гностиками и т.д.
Все шиитские течения считают достойными халифата Ахль-аль-бейт (членов дома пророка). Своих лидеров они называют имамами. Имам у шиитов это не только политический лидер, но и духовный руководитель и учитель. В этом смысле подходы к сущности земной власти у шиитов резко контрастируют с позицией суннизма. Для суннистов Халиф - это человек, который должен возглавить мусульманское государство. В классическом Исламе халифом должен быть человек из родного племени пророка -курейшитов. Но затем правителями (но не халифами) становились и становятся различные люди в разных мусульманских странах. Для этого принадлежность к курейшитам является не обязательной. Правитель должен обеспечивать законность и порядок в стране, руководствуясь Исламскими законами. Он является олицетворением судебной, административной и военной государственной власти. А все мусульмане обязаны подчиняться этому правителю, уважать его, не желать ему зла, исполнять его приказы и не подрывать его авторитет. Но у шиитов совершенно другое отношение к верховной власти. Имам это вождь и учитель Ислама, который действует от имени Бога. Имамы не имеют никаких грехов и являются чистыми и непогрешимыми. Это качество в суннитском Исламе присуще только пророкам, все же остальные люди имеют грехи. Но шииты значительно расширили это понятие. Например, у джафаритов непогрешимыми являются не только 12 почитаемых имамов, но и первая жена пророка Хадиджа и его дочь Фатима. Имамы никогда не учились и получали знания напрямую от Аллаха. Шииты также считают, что они знают истинные смыслы Корана и хадисов. Только к ним нужно обращаться при решении теологических споров. Только через них Божье слово присутствует в этом мире. По мнению шиитов во все времена Бог не оставлял праведников без руководства. Раньше это делали пророки, а затем, когда пророчества окончились с Мухаммадом, ими стали руководить имамы, члены дома пророка. С протяжением времени, и эти мысли претерпевали изменения. Постепенно в шиизме образовалось течение имамитов, которые не только веровали в живых имамов, но и уверовали в идею "сокрытия имама".
Образ сокрытого 12-ого имама Махди
У всех основных ветвей шиизма - имамитов, а также исмаилитов и кайсанитов присутствует вера в "сокрытого" имама (аль-Гейм). "Сокрытый" имам руководит шиитами из "сокрытия", в котором он пребывает. Обязанностью шиитов является их обязательное подчинение имаму своего времени. "Сокрытый" имам в учении имамитов-джафаритов отождествляется с Махди. Махди в суннитском Исламе - это потомок пророка по имени Мухаммад ибн Абдулла, который будет одним из лидеров мусульман накануне второго пришествия Исы (Иисуса). Он будет человеком своей эпохи и в нем не будет никаких мессианских черт. Единственный Мессия в Коране и Сунне - это Иса. Совершенно другая картина представляется в шиитском учении. Здесь Махди это не только потомок пророка, и сын своей эпохи, а "сокрытый" имам. Он будет пребывать в "сокрытии" до часа назначенного Богом и из "сокрытия" руководить шиитами. А в назначенный час он придет на землю и установит царство справедливости и благоденствия на земле. Несмотря на то, что в шиитской эсхатологии тоже присутствует Иса, ему отводится второстепенная роль по сравнению с Махди. Фактически Махди подменяет собой функцию Исы и является у шиитов Мессией.
Шииты с нетерпением ожидают пришествия Махди и связывают с ним свое будущее. И в этом их большая разница с суннистскими мусульманами. Суннитский Ислам хотя и признает пришествие Мессии, но ему не присуща пропаганда его скорейшего пришествия. Все события связанные с Мессией Исой произойдут по воле Бога только тогда, когда он этого пожелает. А мусульмане, до пришествия Исы, и после него, должны жить так, как им приказал Аллах. Т.е. суннитский Ислам относится ко второму пришествию Мессии Исы лишь как к эпизоду в истории мира. Но шиитские представления о Махди очень похожи на иудейские и христианские, которые связывают свое будущее только с пришествием Мессии.
В имамитско-джафаритском шиизме Махди - это почитаемый ими 12-й имам Мухаммад ибн Хасан. Аятолла Табатабаи писал о нем: "Его светлость Махди-обещанный, которого обычно называют имамом века или же сахеб-аз-заман, сын одиннадцатого имама, родился в 255 или 256 году хиджры в Самере и до 260 года, когда его отец был предан мученической смерти, жил под покровительством отца и был скрыт от взоров людских за исключением нескольких приближенных шиитов, которые имели честь встречаться с ним". [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран) стр. 254]. Далее Аятолла Табатабаи писал, что его сокрытие происходило в два этапа. Это период "Малого сокрытия" (аль-Гайба ас-Сагира), в течение которого этот имам общался с шиитами посредством указанных выше "приближенных шиитов, которые имели честь встречаться с ним". Этих людей Табатабаи назвал полномочными представителями имама. Он называет несколько таких представителей. Это Чанди Осман бен Саид Омари, который "был приближенным и доверенным лицом его отца и деда и через него отвечал на вопросы и требования шиитов". Далее он упоминает в качестве второго представителя имама сына бен Саида Омари Мухаммада бен Османа., затем Абульгасема Хусейна бен Рух Нобахти и, наконец, Али бен Мухаммада Самери. Этот период в шиитской традиции называется периодом малого сокрытия, которое по Табатабаи длилось 70 лет (с 260 г.х. до 329 г.х.). После смерти последнего полномочного представителя имама Али бен Мухаммада шииты объявили, что с этого момента начался период т.н. "Великого сокрытия" (аль-Гайба аль-Кабира), которое началось с 329 г.х. и продолжается до сегодняшнего дня. [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран) стр. 254].
Отношение к халифам и сподвижникам пророка, почитание святых
Кроме того, ключевым отличием философии шиизма заключается в почитании святых. Уже после смерти Али и Хусайна появились группы, которые почитали их с особым рвением. В последующие века список шиитских мучеников возрос. Кроме имамов шииты стали почитать и других членов их семей, а также их потомков. Появились многочисленные сеййиды, которым приписывали исцеления людей и различные чудеса. Одновременно со становлением культа святых у шиитов появились святые места, где похоронены их имамы. Такие места имеются в Неджефе (Ирак), Кербеле (Ирак), Мешхеде (Иран) и т.д. На эти могилы начали совершаться паломничества. Совершивших эти паломничества шиитов называют "Карбалаи", "Мешхеди" и т.д.
Праведные халифы и сподвижники пророка почитаемы в суннитском Исламе. Они питают к ним огромное уважение, ссылаясь на их рассказы о пророке. Праведные же халифы являются образцами благочестия. В числе многочисленных сподвижников пророка ему, в тот день, присягали и будущие халифы Абу Бакр, Омар и Осман. Однако, шиизм (за исключением зейдизма) считает Абу Бакра, Омара и Османа узурпаторами. Плохо многие из них отзываются и о других сподвижниках пророка. Все шиитские ученые считают только Али самым лучшим не только среди мусульман, но и всех сподвижников пророка. "Джафариты единогласны во мнении, что самым совершенным человеком среди всех сподвижников и мусульман является Али" (Ахмад Сабри Хамадани. "Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига". Баку, "Элм", стр. 56).
Однако среди шиитских джафаритских аятолл были и такие, которые занимали в этом вопросе более умеренную позицию. Например, аятолла Кашифуль-Гита (Ирак) писал: "Мы не утверждаем, что большая часть сахабов (сподвижников) была в оппозиции пророку. Не дай нам Бог так подумать. Они и сегодня являются лучшими из людей" (Аятолла Кашифуль-Гита. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, стр. 35). Этот аятолла был настроен более лояльно даже к Омеййадам и Аббасидам. Кашифуль-Гита считал, что Абу Бакр и Омар также, в некотором роде, "достойны внимания". Он считал, что Али только потому не стал выступать против их халифата, что они "многое сделали в деле распространения Ислама и расширения границ Халифата" (Аятолла Кашифуль-Гита. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, стр. 35).
Прочие отличительные особенности
Одной из отличительных особенностей шиитского Ислама является склонность к созданию тайных обществ. Основой этого является пропаганда шиизмом идеи скрытия своих убеждений. Это называется такией. В суннистском исламе это понятие имеется, но использовать его можно только в случае опасности для жизни мусульманина (т.е. в экстремальных случаях). Например, право на такию использовали в свое время мусульмане Испании, когда за официальную принадлежность к Исламу они могли быть отправлены на костры инквизиции. Совершенно другая картина в шиитском Исламе. Шиит не только может, но и обязан придерживаться такии, на всякий случай, чтобы не подвергать опасности своих друзей в будущем. Такия в шиизме является условием веры шиита. Даже у близких к суннитам шиитов-джафаритов такия является непременным условием веры. Несмотря на то, что у них есть положения, согласно которым такия не всегда обязательна, тем не менее, шиитская литература, изданная в Куме (это сердце иранского шиизма) говорит о том, что это важнейший пунт их веры. После того, как крестоносцы столкнулись с тайными обществами шиитов-исмаилитов в Палестине, они, по их примеру образовали первые подобия масонских лож (каменщики) и, позже, эти идеи перекинулись в Европу.
Другим обязательным положением у шиитов является положение о подражании в вопросах веры высшему духовному авторитету муджтахиду. Любое предписание муджтахида должно безоговорочно выполняться мугаллидом (рядовым шиитом). Мудтахиды же "в исламском мире замещают двенадцатого имама в период его отсутствия. Он единственная замена, судья и главарь. Всякий, кто не признает муджтахида, не признает имама, а, следовательно, Аллаха. Это, по словам Садыка, равносильно язычеству или же отрицанию Аллаха". [Шейх Мохаммад-Реза Музаффар. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), стр. 13, 15].
Помимо этого, существуют некоторые различия между суннитами и шиитами в некоторых аспектах правовых вопросов. Так, в отличие от суннитских богословов шииты отрицают одну из категорий иджтихада - киййас. Киййас это решение проблем, методом сопоставления этих проблем с уже решенными на основании Корана и Сунны. Он применяется, когда при решении проблемы невозможно найти буквального подтверждения из исламских первоисточников. Среди правовых (фикх) вопросов есть, также, серьезные противоречия между суннитами и шиитами в области брачного кодекса. В частности, в шиизме признается заключение временных браков наряду с обычными. Суннистский Ислам же не признает временных браков и расценивает их заключение как совершение прелюбодеяния.