Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Шиизм и Суннизм
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Нехристианские традиционные религии
Prediger
В чем отличия суннизма от шиизма?

Посланник Аллаха сказал: "Иудеи разделились на семьдесят одно течение, из которых одно попадет в рай, а семьдесят - в ад. Христиане разделились на семьдесят два течения, из которых семьдесят одно попадет в ад, а одно - в рай Мои последователи разделятся на семьдесят три течения, из которых одно попадет в рай, а семьдесят два - в ад" (Хадис передан со слов Ауфа ибн Малика)

(по материалам сайта www.islam.ru , статьи Абдуллы Али "Шиизм. Мусульманские секты.", статьи Л.И.Грача "Великий раскол".)

Ключевые отличия

В исламе существует большое число школ, идейных течений и направлений. Еще в 8-ом веке возникло идеологическое течение мутазилитов ("обособившихся"), отвергавших предопределение. В настоящее время наиболее многочисленное из течений, отличное от "основного русла" (т.н. сунизма) - это шиизм. В середине 8-ого века в процессе борьбы различных группировок за власть в халифате произошел раскол мусульман на шиитов и суннитов. Шииты (от слова "шиа" - фракция, партия, приверженец) являлись сторонниками Али, двоюродного брата и одновременно зятя пророка. Политическим лозунгом их борьбы было предоставление трона халифов вначале Али, а после смерти - его потомкам.

По мере того, как фиксировались и накапливались предания Сунны, текст Корана и содержание вероучения склонялись в пользу идей, благоприятных для утвердившейся власти Омейядов (соперников Али и его потомков). Понятно, что шииты не могли с этим мириться и враждебно относились к Сунне. Они сформировали собственное священное предание - Ахбар. Разумеется, не следует противопоставлять эти два свода священного предания, но все же название основного направления в исламе - суннизм - исходит из того, что отличительным признаком его вероучения является именно признание Сунны.

Шииты же придавали большое значение имамам. По их убеждениям, они получают власть непосредственно от Аллаха и являются непогрешимыми. Мнение имамов по любому религиозному или политическому вопросу - это истина последней инстанции. В этом отношении шиизм принципиально отличается от суннизма, в котором окончательное решение достигается общим согласием ("иджма") богословов и других авторитетных в исламской иерархии личностей. В шиизме окончательное решение принадлежит авторитету имама. (См.: Крывелев И.А. История религий. В 2-х Т. М.1976. Т1. С.194-196.)

Классификация шиитских течений


В настоящее время малочисленные группы шиитов живут во многих мусульманских странах. Но больше всего их в Иране, где шиизм джафаритского толка является государственной религией. Много последователей шиизма живет в Ираке и Ливане. Современный Шиизм, в основном, представлен двумя схожими с суннизмом течениями - это джафариты и зейдиты. Малочисленные группы гулат живут в Турции, Сирии и т.д. На территории Российской Федерации в наше время подавляющее большинство - это приверженцы суннизма, за редким исключением некоторых шиитских народов, проживающих на Северном Кавказе.

Вообще, в шиизме выделяются пять основных направлений: это кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты и гулат. Кайсанитов сегодня практически нет. Это были последователи Мухаммада ибн аль Ханафии, сына Али от второго брака. Другие же течения признают имамат только за потомством Али от брака с Фатимой, дочерью пророка.
Имамиты единогласно считали имамами Али, двух его сыновей от Фатимы - Хасана и Хусайна, и далее Зейналабидина, Мухаммада Багира и Джафара Садика. Но затем между ними возникли разногласия по поводу указания Джафара на преемника (а это является одним из основных условий имамата). В результате разногласий имамиты распались на несколько течений. Впоследствие все эти течения сошли с исторической арены и название "имамиты" осталось только за исна ашаритами, которые и сегодня составляют большинство всех шиитов в мире. Современные имамиты-исна ашариты почитают 12 имамов, последний из которых находится в "сокрытии".
Зейдиты - наиболее приближенные к ортодоксальным мусульманам (суннитам). Несмотря на то, что они считают законными права Алидов на халифат, тем не менее, почитают и признают и первых трех праведных халифов. Они считают, что возможен имамат превзойденного при наличии достойнейшего. В целом, можно говорить о том, что зейдизм был исключительно политической группировкой, выступающей за права Алидов и активно боровшийся с Омеййадами. В зейдитской догматике почти не произошло серьезных изменений, по сравнению с ортодоксальным Исламом. Но зейдизм тоже впоследствии распался на несколько группировок.
Исмаилиты - выделялись большой политической активностью в Халифате. Имамат они вели от старшего сына Джафара ас-Садика Исмаила. Вероучение исмаилизма представляет из себя синкретический синтез исламских идей с идеями античной и ближневосточных философий. В частности ими признается материальное воплощение Бога на земле.
Гулаты стали обожествлять Али и других имамов, они подозревают подмену Корана халифом Османом и другими сподвижниками.

Особености толкования первоисточников

Основным отличием в вопросах толкования первоисточников прежде всего является то, что в суннитском Исламе все убеждения, которые не опираются жестко на Букву Корана и Сунны, либо же не имеют четкой доказательной основы в них, считаюся еретическими. При этом положения Корана и Сунны запрещается трактовать методом аллегорий, иносказаний и философией, а выведенные из этих методов философские суждения не имеют никакой богословской значимости. Коран должен быть истолкован, в первую очередь самим Кораном, а после того Сунной пророка и другими, более второстепенными, богословскими методами. Однако шиитские богословы признают гибкость мировоззрения, методы аллегорий и иносказания. Более того, эти методы являются важной составной частью вероучения шиизма. Они считают, что сокровенное (батин), хотя и недоступно большинству людей, но, тем не менее, есть люди, которым Бог "открыл" его. К ним относятся некоторые имамы, вера в которых обязательна в шиизме, богословы высшего ранга (муджтахиды) и др. "посвященные". Помимо этого, шииты, в отличие от суннитов, признают "доводы разума" в объяснении и трактовке Божественных откровений. А это, в свою очередь, приводит к философизации шиитского богословия. Это открыто признают сами шиитские аятоллы современности. Так, иранский аятолла Табатабаи писал: "Коран для осознания религиозного просвещения предлагает три метода, а именно внешние проявления, умственное осознание (акль), преданность и покорность. Ввиду того, что внешние религиозные проявления представляют собой словесные выражения, выраженные простым языком, все люди имеют к ним доступ и каждый осознает их в меру своих умственных возможностей, и, напротив, два других метода предназначены для определенной группы людей и не являются всеохватными и вседоступными. [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран) стр. 90].

Шииты имеют свой, особый, подход и ко второму первоисточнику Ислама - Сунне, т.е. хадисам. В связи с тем, что они не признают большую часть сподвижников пророка и обвиняют их в двуличии, лицемерии, а часто даже в неверии, они отвергают хадисы переданные этими людьми. Таким образом, все сборники хадисов Бухари, Муслима, Насаи, Ибн Мадже и т.д. шиитами отвергаются, или, вернее, признаются только в той степени, в которой они отвечают шиитским условиям "достоверности".

Подобное мировоззрение полностью совпадает с учением философской школы христиан-гностиков в античном мире. За много веков до возникновения шиизма гностики (IV в. до хиджры/II век.) также считали себя обладателями неких тайных знаний, которые были даны им из Космоса (аналогично понятию имамата). Им также были свойственны аллегорические толкования Библии и других текстов. Существует большое сходство и в классификации человечества в воззрениях гностиков и шиитов.

Отличия в философии и богословии

Еще одним веянием философии в шиитском богословии является их догмат "О Божественной справедливости" (Адль). Эта тема впервые была поднята представителями философской школы мутазилитов (II-III в.в./IXв.). Мутазилитские философы впервые сформулировали этот тезис и ввели его в основу своих воззрений. Они считали, что Богу нельзя приписывать злых деяний и его атрибутом является только "справедливость" и отрешенность от зла. В принципе, эта точка зрения была всегда присуща и суннизму. Но сунистские ученые на основании Корана и Сунны говорили, что понятие Божественной справедливости может не совпадать с аналогичным понятием человека. Например, катастрофы, землетрясения, смерть человека и прочие явления с точки зрения человека являются злом и бедствием. Но существование этих явлений говорит о том, что они от Бога. А раз так, то Богу лучше ведомо о том, что есть зло, а что добро и Он никому не подотчетен в своих действиях. Однако мутазилиты возражали им тем, что основой всего является именно субъективное мышление человека (акль). Т.е. если для человека очевидно, что то или иное действие зло, значит, оно таковым и является. Следовательно, говорить о том, что все это от Бога, по их мнению, является кощунством. Основой для этих споров являлся извечный вопрос о происхождении в мире добра и зла. Эти положения рассматривались в доисламский период зороастрийцами, манихеями, гностиками и т.д.

Все шиитские течения считают достойными халифата Ахль-аль-бейт (членов дома пророка). Своих лидеров они называют имамами. Имам у шиитов это не только политический лидер, но и духовный руководитель и учитель. В этом смысле подходы к сущности земной власти у шиитов резко контрастируют с позицией суннизма. Для суннистов Халиф - это человек, который должен возглавить мусульманское государство. В классическом Исламе халифом должен быть человек из родного племени пророка -курейшитов. Но затем правителями (но не халифами) становились и становятся различные люди в разных мусульманских странах. Для этого принадлежность к курейшитам является не обязательной. Правитель должен обеспечивать законность и порядок в стране, руководствуясь Исламскими законами. Он является олицетворением судебной, административной и военной государственной власти. А все мусульмане обязаны подчиняться этому правителю, уважать его, не желать ему зла, исполнять его приказы и не подрывать его авторитет. Но у шиитов совершенно другое отношение к верховной власти. Имам это вождь и учитель Ислама, который действует от имени Бога. Имамы не имеют никаких грехов и являются чистыми и непогрешимыми. Это качество в суннитском Исламе присуще только пророкам, все же остальные люди имеют грехи. Но шииты значительно расширили это понятие. Например, у джафаритов непогрешимыми являются не только 12 почитаемых имамов, но и первая жена пророка Хадиджа и его дочь Фатима. Имамы никогда не учились и получали знания напрямую от Аллаха. Шииты также считают, что они знают истинные смыслы Корана и хадисов. Только к ним нужно обращаться при решении теологических споров. Только через них Божье слово присутствует в этом мире. По мнению шиитов во все времена Бог не оставлял праведников без руководства. Раньше это делали пророки, а затем, когда пророчества окончились с Мухаммадом, ими стали руководить имамы, члены дома пророка. С протяжением времени, и эти мысли претерпевали изменения. Постепенно в шиизме образовалось течение имамитов, которые не только веровали в живых имамов, но и уверовали в идею "сокрытия имама".

Образ сокрытого 12-ого имама Махди

У всех основных ветвей шиизма - имамитов, а также исмаилитов и кайсанитов присутствует вера в "сокрытого" имама (аль-Гейм). "Сокрытый" имам руководит шиитами из "сокрытия", в котором он пребывает. Обязанностью шиитов является их обязательное подчинение имаму своего времени. "Сокрытый" имам в учении имамитов-джафаритов отождествляется с Махди. Махди в суннитском Исламе - это потомок пророка по имени Мухаммад ибн Абдулла, который будет одним из лидеров мусульман накануне второго пришествия Исы (Иисуса). Он будет человеком своей эпохи и в нем не будет никаких мессианских черт. Единственный Мессия в Коране и Сунне - это Иса. Совершенно другая картина представляется в шиитском учении. Здесь Махди это не только потомок пророка, и сын своей эпохи, а "сокрытый" имам. Он будет пребывать в "сокрытии" до часа назначенного Богом и из "сокрытия" руководить шиитами. А в назначенный час он придет на землю и установит царство справедливости и благоденствия на земле. Несмотря на то, что в шиитской эсхатологии тоже присутствует Иса, ему отводится второстепенная роль по сравнению с Махди. Фактически Махди подменяет собой функцию Исы и является у шиитов Мессией.

Шииты с нетерпением ожидают пришествия Махди и связывают с ним свое будущее. И в этом их большая разница с суннистскими мусульманами. Суннитский Ислам хотя и признает пришествие Мессии, но ему не присуща пропаганда его скорейшего пришествия. Все события связанные с Мессией Исой произойдут по воле Бога только тогда, когда он этого пожелает. А мусульмане, до пришествия Исы, и после него, должны жить так, как им приказал Аллах. Т.е. суннитский Ислам относится ко второму пришествию Мессии Исы лишь как к эпизоду в истории мира. Но шиитские представления о Махди очень похожи на иудейские и христианские, которые связывают свое будущее только с пришествием Мессии.

В имамитско-джафаритском шиизме Махди - это почитаемый ими 12-й имам Мухаммад ибн Хасан. Аятолла Табатабаи писал о нем: "Его светлость Махди-обещанный, которого обычно называют имамом века или же сахеб-аз-заман, сын одиннадцатого имама, родился в 255 или 256 году хиджры в Самере и до 260 года, когда его отец был предан мученической смерти, жил под покровительством отца и был скрыт от взоров людских за исключением нескольких приближенных шиитов, которые имели честь встречаться с ним". [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран) стр. 254]. Далее Аятолла Табатабаи писал, что его сокрытие происходило в два этапа. Это период "Малого сокрытия" (аль-Гайба ас-Сагира), в течение которого этот имам общался с шиитами посредством указанных выше "приближенных шиитов, которые имели честь встречаться с ним". Этих людей Табатабаи назвал полномочными представителями имама. Он называет несколько таких представителей. Это Чанди Осман бен Саид Омари, который "был приближенным и доверенным лицом его отца и деда и через него отвечал на вопросы и требования шиитов". Далее он упоминает в качестве второго представителя имама сына бен Саида Омари Мухаммада бен Османа., затем Абульгасема Хусейна бен Рух Нобахти и, наконец, Али бен Мухаммада Самери. Этот период в шиитской традиции называется периодом малого сокрытия, которое по Табатабаи длилось 70 лет (с 260 г.х. до 329 г.х.). После смерти последнего полномочного представителя имама Али бен Мухаммада шииты объявили, что с этого момента начался период т.н. "Великого сокрытия" (аль-Гайба аль-Кабира), которое началось с 329 г.х. и продолжается до сегодняшнего дня. [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран) стр. 254].

Отношение к халифам и сподвижникам пророка, почитание святых

Кроме того, ключевым отличием философии шиизма заключается в почитании святых. Уже после смерти Али и Хусайна появились группы, которые почитали их с особым рвением. В последующие века список шиитских мучеников возрос. Кроме имамов шииты стали почитать и других членов их семей, а также их потомков. Появились многочисленные сеййиды, которым приписывали исцеления людей и различные чудеса. Одновременно со становлением культа святых у шиитов появились святые места, где похоронены их имамы. Такие места имеются в Неджефе (Ирак), Кербеле (Ирак), Мешхеде (Иран) и т.д. На эти могилы начали совершаться паломничества. Совершивших эти паломничества шиитов называют "Карбалаи", "Мешхеди" и т.д.

Праведные халифы и сподвижники пророка почитаемы в суннитском Исламе. Они питают к ним огромное уважение, ссылаясь на их рассказы о пророке. Праведные же халифы являются образцами благочестия. В числе многочисленных сподвижников пророка ему, в тот день, присягали и будущие халифы Абу Бакр, Омар и Осман. Однако, шиизм (за исключением зейдизма) считает Абу Бакра, Омара и Османа узурпаторами. Плохо многие из них отзываются и о других сподвижниках пророка. Все шиитские ученые считают только Али самым лучшим не только среди мусульман, но и всех сподвижников пророка. "Джафариты единогласны во мнении, что самым совершенным человеком среди всех сподвижников и мусульман является Али" (Ахмад Сабри Хамадани. "Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига". Баку, "Элм", стр. 56).

Однако среди шиитских джафаритских аятолл были и такие, которые занимали в этом вопросе более умеренную позицию. Например, аятолла Кашифуль-Гита (Ирак) писал: "Мы не утверждаем, что большая часть сахабов (сподвижников) была в оппозиции пророку. Не дай нам Бог так подумать. Они и сегодня являются лучшими из людей" (Аятолла Кашифуль-Гита. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, стр. 35). Этот аятолла был настроен более лояльно даже к Омеййадам и Аббасидам. Кашифуль-Гита считал, что Абу Бакр и Омар также, в некотором роде, "достойны внимания". Он считал, что Али только потому не стал выступать против их халифата, что они "многое сделали в деле распространения Ислама и расширения границ Халифата" (Аятолла Кашифуль-Гита. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, стр. 35).
Прочие отличительные особенности

Одной из отличительных особенностей шиитского Ислама является склонность к созданию тайных обществ. Основой этого является пропаганда шиизмом идеи скрытия своих убеждений. Это называется такией. В суннистском исламе это понятие имеется, но использовать его можно только в случае опасности для жизни мусульманина (т.е. в экстремальных случаях). Например, право на такию использовали в свое время мусульмане Испании, когда за официальную принадлежность к Исламу они могли быть отправлены на костры инквизиции. Совершенно другая картина в шиитском Исламе. Шиит не только может, но и обязан придерживаться такии, на всякий случай, чтобы не подвергать опасности своих друзей в будущем. Такия в шиизме является условием веры шиита. Даже у близких к суннитам шиитов-джафаритов такия является непременным условием веры. Несмотря на то, что у них есть положения, согласно которым такия не всегда обязательна, тем не менее, шиитская литература, изданная в Куме (это сердце иранского шиизма) говорит о том, что это важнейший пунт их веры. После того, как крестоносцы столкнулись с тайными обществами шиитов-исмаилитов в Палестине, они, по их примеру образовали первые подобия масонских лож (каменщики) и, позже, эти идеи перекинулись в Европу.

Другим обязательным положением у шиитов является положение о подражании в вопросах веры высшему духовному авторитету муджтахиду. Любое предписание муджтахида должно безоговорочно выполняться мугаллидом (рядовым шиитом). Мудтахиды же "в исламском мире замещают двенадцатого имама в период его отсутствия. Он единственная замена, судья и главарь. Всякий, кто не признает муджтахида, не признает имама, а, следовательно, Аллаха. Это, по словам Садыка, равносильно язычеству или же отрицанию Аллаха". [Шейх Мохаммад-Реза Музаффар. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), стр. 13, 15].

Помимо этого, существуют некоторые различия между суннитами и шиитами в некоторых аспектах правовых вопросов. Так, в отличие от суннитских богословов шииты отрицают одну из категорий иджтихада - киййас. Киййас это решение проблем, методом сопоставления этих проблем с уже решенными на основании Корана и Сунны. Он применяется, когда при решении проблемы невозможно найти буквального подтверждения из исламских первоисточников. Среди правовых (фикх) вопросов есть, также, серьезные противоречия между суннитами и шиитами в области брачного кодекса. В частности, в шиизме признается заключение временных браков наряду с обычными. Суннистский Ислам же не признает временных браков и расценивает их заключение как совершение прелюбодеяния.
Ангел Изленгтон
Очень интересная статья. Спасибо, что выложил - какие-то моменты в различии воззрений я понимал и раньше, но здесь чётко сведены "разногласия в концепциях" двух основных ветвей.
Многие мысли о суннитском исламе пересекаются с тем, что я говорил тут.

Восьмое или седьмое сообщение сверху smile.gif Правда, я не очень верю в практическую разницу действий суннитов и шиитов.
Маркус
Одна мусульманка, якобы учившаяся в медресе, говорила, что основное различие двух течений ислама в том, что шииты считают Коран истиной в последней инстанции, а сунниты признают еще и комментарии. У Гумелева есть высказывание, что исмаилиты являлись антисистемной гностической сектой, которая многих правителей исламского мира подрезала под руководством Дан Хасан ибн Саббаха (старца горы). Так что исмаилитов им в печень. Кстати, Предигер, не знаете почему мусульмане ополчились на писателя Салмана Ружди, написавшего "Сатанинские стихи"? Уж не коран ли он имел ввиду?
Prediger
Цитата
Кстати, Предигер, не знаете почему мусульмане ополчились на писателя Салмана Ружди, написавшего "Сатанинские стихи"? Уж не коран ли он имел ввиду?


Несколько не в курсе его истории. Слышал только, что он написал эти самые "Сатанинские стихи", но подробностей не знаю.
Маркус
Пытался его как- то найти, почитать, но не смог. Единственный выход- это обратиться к Иэму, он любитель стихосложения, может проинформирует, что за тему поднял Салмон Ружди. Уважаемый Иэм, подкиньте еще одну бомбочку под ислам, что такое написал данный писатель, раз все священники мусульман на него так окрысились.
SunPRO
Цитата(Prediger @ Sep 22 2006, 18:00) *
Цитата
Кстати, Предигер, не знаете почему мусульмане ополчились на писателя Салмана Ружди, написавшего "Сатанинские стихи"? Уж не коран ли он имел ввиду?


Несколько не в курсе его истории. Слышал только, что он написал эти самые "Сатанинские стихи", но подробностей не знаю.

Подробностей тоже не знаю, но, насколько помню, "Сатанинские стихи" Салмана Рушди - это именно пародия на Коран.
Lokky
Те, кто старше 25, наверное помнят скандал с книгой Салмана Рушди "Записки сатаны". В результате которого тысячи мусульман вышли на улицы британских городов, и помимо прочего требовали по возможности мучительной смерти автора. Это глубоко шокировало британское общество, которое почему-то решило, что единственным правильным способом построения отношений со своими мусульманскими согражданами может быть проявление уступок во всех вопросах, которые могли бы задеть их религиозные чувства!

Постепенно были изьяты из публичного пространства некоторые элементы английской традиционной культуры. Самый смешной и нелепый пример - исчезновение сказочного персонажа друга Винни-Пуха - Пятачка из школьных книг, плакатов, сувениров, рубашек. Образ свиньи, оказывается, тоже может оскорбить?!

Пару слов о демонстрациях в связи с датскими карикатурами. Политкорректные западные СМИ (типа BBC) не показывали плакаты, с которыми мусульмане вышли на улицы. Их можно найти на любительских сайтах.

Вот приблизительный перевод некоторых: "Европа - рак, Ислам - решение", "Готовьтесь к настоящему ХОЛОКОСТУ!", "Отрубим голову обидчикам ислама!"

Почему не арестованы и не выгнаны из Англии люди, марширующие с плакатами явно фашистской направленности? Какая мотивация поведения западной элиты: невероятная терпимость или СТРАХ? Может ли что-либо подобное случится в России или Украине (имею ввиду похожие проявления религиозной ярости). Где предел уступок? Королев Англии и Дании в паранжу?
mutabor-666
Ваше, то, искать разницу меж двух, подобно - поиску виновного.
Но факт остаётся - фактом... Все Мировые религии утвердительно говорят, что "истинная группа" (из числа спасённых), будет та - которая окажется в меньшинстве. Относительно - большая часть покатится в пекло Ада...
О том кто на праведном пути, а кто из сбивщихся, можно спорить до бесконечности... Легче ответить - Кто в числе большенства???
P.S. Есть над чем призадуматься; Внуки Пророка Мухаммеда были - шиитами, дочь его Фатима аз_Захра - шиитка, брат и зять Али ибн Абу Талиб - шиит, дядя Хазрат Аббас - шиит. Так кем же был сам Пророк?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.