Цитата(Человек @ 29.2.2012, 15:02)

Есть некоторые базовые законы и закономерности, проистекающие от природы человека, культуры и т.д.. В нашем случае предлагается их ограничивать путём закона, основанного на либертарианских взглядах. То есть, некоторые сложившиеся законы жизни социума, в том числе этнопсихологические и социопсихологические модели поведения, реакции... ограничить внешними искусственными законодательными условиями. А здесь назревает конфликт интересов. Не все индивиды одинаковы (да и страна наша многоконфессиональная, многонациональная и вообще, насыщена всякими наборами мировоззрений, нет относительно монотонной культуры).
Либертарианские законы, судя по идеологии, всегда ограничивают человека меньше, чем какие бы то ни было другие. Тут как раз другая проблема, когда человек от законов ждет не возможностей для себя, а ограничений для других : )
И здесь мы подходим к архиважному принципу, который в основах либертарианства вроде как не упоминается, но без которого невозможна самоорганизация системы: единые и справедливые правила игры. Про них говорится не так часто, потому что в тех странах они подразумеваются сами собой (что, конечно же, подразумевать не верно).
Вы совершенно правильно заметили, что мы как бы из либертарианских идей получаем на выходе стаю беспринципных и безыдейных волков, которые содержат и жрут стадо овец.
Вернемся к тому, что в социологии и экономике можно выделить уровни от микро (т.е. отдельных субъектов) до макро уровней (государств, государственных институтов и т.п.) На каждом уровне субъекты должны быть определенным образом мотивированы на достижение результата.
Разумеется, средства мотивации на этих уровнях будут совершенно различны. Если участники рынка на микроуровнях должны думать о своем интересе и это совершенно не мешает работе системы, то на более высоких уровнях организации главенство личного интереса, как Вы верно заметили, будет приводить к монополизациям и дезорганизациям. Это в свою очередь уничтожает либертарианские идеи микроуровней, т.к. в монополизированную экономику не включаются новые участники и не создают конкурентной среды.
Алгоритмизируя Вашу мысль, можно сказать, что у нас главенство личного интереса из микроуровня, где ему и место, вырвалось на макроуровень, где его действие должно быть очерчено строго определенными нормами работающей правовой системы. Ее у нас нет, отдельная тема почему (если в двух словах, то невозможно исполнять законы, которые мало кто читает, принимая, и никто не читает, исполняя). Повторение мантры про «укрепление государства» если к чему и привело, то к недееспособности государственных институтов.
Поэтому энергия «либертарианского» атома у нас разрывает страну. Но также как и Чернобыль с Фукусимой не доказывают бесполезности атомной энергии, также и нынешняя ситуация не исключает возможностей идей личного интереса на микроуровнях, тем более, что другого работающего механизма человечество не создало.
Цитата(Человек @ 29.2.2012, 15:02)

Так вот, ко внешним таким законам несомненно приспособится какая-то часть населения, какая-то часть сможет их использовать, но большинство в итоге будет вытеснено на обочину.
Важна справедливость системы и ее работоспособность. Очень печально, но до тех пор, пока существует человеческая лень, в экономике необходимы мотивирующие факторы. Иначе, никто ничего не будет делать. Важно, чтобы общественно полезное поведение системно поощрялось, а вредное - естественным образом приводило бы к неблагоприятным последствиям. Государство должно делать мало, но идеально. Как говорил известный автор, «лучше меньше, да лучше» : )
Цитата(Человек @ 29.2.2012, 15:02)

С учётом приоритетности индивидуального блага над общественным, они будут брошены и вычеркнуты из жизни, причём, вовсе не потому, что они глупее и несознательнее. Ну не примут эти правила. Это их сделает рабами тех, кто в такой системе всплывает наверх, либо активными противниками (в зависимости от личной склонности).
Во-первых, как мы уже выяснили, приоритет индивидуальных благ должен быть строго локализован правовой системой, исходя из принципа: «Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других».
Во-вторых, экономика это не система наград за ум и сознательность. Не стоит требовать от нее невозможного - ничего подобного никогда не существовало. Важно, чтобы ум и сознательность могли воплотиться в конкретный труд, который был бы экономикой справедливо оплачен.
В-третьих, соглашусь: чем более несовершенна система, чем в ней меньше конкуренции и равного доступа к ведению дел, тем больше будет нарастать несправедливость и дезорганизованность. Поэтому обессмысливается и «либертарианская» модель, в которой не обеспечивается равных возможностей (на уровне бюрократии и контролирующих органов, доступа к кредитованию и т.п.)
Цитата(Человек @ 29.2.2012, 15:02)

А так как система не предусматривает нравственных ориентиров, особенно для верхушки, плюс лоббирование и т.п., на выходе получаем волков, которые содержат и жрут стадо овец, беспринципных, безидейных волков. Конечно же они будут жрать и друг друга, хотя скорее сформируют внутреннюю иерархию.
Внешний закон не выдержит конкуренции с закономерностями внутренними, более естественными. А на уровне мировоззрения этот внешний закон не будет принят. Так мы получим красивую сказку о либертарианстве, а на практике тот же бардак, что уже 25 лет существует.
Как уже говорилось, либертарианские идеи – продукт своего места, времени и сферы применения. И в либертарианстве вопросы нравственности не ставятся не потому, что они отрицаются вообще.
В инженерии тоже не ставятся вопросы нравственности, но это не значит, что каждому инженеру можно откручивать гайки и носить их домой, когда никто не видит. : )
Наоборот, либертарианство как идеология правая находится на вооружении консерваторов с традиционными религиозно-нравственными ценностями. Если же брать в деталях латынинское «либертарианство», то оно оказывается западным консерватизмом и американской республиканской идеологией (минус, почему-то, религия).
Но считающая себя либеральной, аудитория Эха такую идентификацию вряд ли оценит, поэтому было провозглашено «либертарианство», тем более, что оно созвучно либерализму и в обоих понятиях много неопределенностей.
В целом же соглашусь, что безнравственная и безыдейная элита государства не построит. Хоть либертарианского не построит, хоть коммунистического.