Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Сакральный смысл прощения
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Психология
litera
Вот уже около четырёх десятков лет прошло после того случая, а вспомнить о нём мне до сих пор стыдно.
Однажды мне, девятилетнему мальчишке, мама не дала денег на кино (в то время мы жили бедновато). И тогда в отместку я взял ножницы и вырезал ими в тюлевой занавеске круг… Естественно, приготовился к скандалу. Правда, ремня боялся на этот раз меньше прежнего, поскольку отец в те дни был в санатории, в Крыму; а у мамы, я понимал, рука была не так тяжела, как у него. И вдруг произошло такое, о чём я даже не мог подумать: увидев содеянное мною, мама вышла на кухню и, закрыв лицо ладонями, заплакала…
Помнится, у меня тогда всё внутри перевернулось. Я подошёл к маме и тронул её за фартук:
- Ну ладно, мам…
При этом сам готов был разреветься…

К чему я рассказал об этом случае?
Наверное, каждый человек хорошо знает евангельскую заповедь о прощении ближнего. Однако многие ли из нас хоть раз в жизни задумывались над вопросом: а почему мы должны “не судить” (Мф. 7, 1), а тем более “любить врагов ваших”, “благословлять проклинающих вас” и “благотворить ненавидящим вас” (Мф. 5, 44)? Ведь эти нравственные нормы кажутся не только абсолютно несправедливыми, но и губительными для людей.
И впрямь: если воплотить в жизнь призыв Льва Толстого “отменить полицию и суды” (во исполнение вышеуказанных заповедей), то на Земле однозначно наступит хаос. В чём человечество смогло убедиться, наблюдая погромы, грабежи и насилие, начавшиеся в Новом Орлеане сразу после урагана “Катрина”, который парализовал работу местной власти. И всё же проблема неоднозначна. И главный вывод, который был буквально выстрадан двухтысячелетним опытом христианства, заключается в том, что существует некая духовная цель, которая является неизмеримо более высокой и ценной, чем достижение в обществе справедливости, “внешнего законопослушания”. И называется она – ЛЮБОВЬ. Любовь не как страсть (скажем, между мужчиной и женщиной), а как СОСТРАДАНИЕ, желание всем ДОБРА. Любовь БЕСКОРЫСТНАЯ И ЖЕРТВЕННАЯ, которой обладал Христос.
Причём, цель эта имеет не только высший, Небесный, смысл, но и практическое значение для человечества. Ведь если люди всей Земли “возлюбят ближнего своего как самого себя”, им уже не понадобятся ни армии, ни правоохранительные органы, ни суды, ни тюрьмы. Человек с чистым сердцем не станет совершать зло только потому, что оно ему будет противно.
Но как этого достичь?
Так вот, помимо известных методов духовно-нравственного воспитания людей - через школу, семью, Церковь, литературу, искусство и т.д., - огромную роль в достижении этой цели играет именно прощение. Почему так? Да только потому, что именно в этом случае мы получим шанс пробудить в человеке СОВЕСТЬ, ощутить им СТЫД за совершённое деяние. Опыт многих людей показывает, что если в ответ на зло обидчику ответить тем же, то “лёд” его сердца никогда не “растопить”. Такой человек просто будет после этого хитрее и изворотливее, в следующий раз учтёт возможность по отношению к себе адекватных ответных действий. Однако добрее от этого никак НЕ СТАНЕТ. То есть потенциально останется ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ. А контролировать каждое его действие, чтобы в любую минуту предупредить негативное, государство не в силах.
Конечно, соблюсти подобную заповедь при совершении жестоких или общественно опасных преступлений человечество не в состоянии. Однако хотя бы при малых правонарушениях – как говорят, “на бытовом уровне” – это возможно и необходимо.
По крайней мере, о себе помню точно: от отцовского ремня я с каждым разом делался всё более злобным и коварным существом. И кто знает, возможно, в дальнейшем, когда вырос, отцу бы за его порки отомстил, - увы, случаев насилия над родителями криминальная хроника знает предостаточно. А вот слёзы моей мамы меня настолько потрясли, что заставили меня тогда о многом задуматься…
Вообще, если внимательно присмотреться к жизни, то подтверждений сказанному выше можно найти немало. Например, однажды на моих глазах произошло следующее.
В троллейбус буквально ввалился подвыпивший парень огромного роста с тяжёлыми сумками в руках. И когда троллейбус тронулся, этот “громила” нечаянно навалился на маленького мужчину в очках. Оба упали. У мужчины даже треснули стёкла очков… Люди помогли им обоим подняться. И тут “громила”, держась за ушибленную челюсть, стал кричать на того, кого он свалил с ног. Мол, “встал тут на пути, как столб”, “козёл очкастый”, “интеллигент вшивый” и прочее. “Пострадавший” в ответ промолчал.
Трусость, скажете вы. Сначала и я так подумал. Однако дальнейшие события убедили меня в ином.
Через три остановки “громила”, “очкарик”, я и ещё один солидный мужчина вышли из троллейбуса. Гляжу, этот “солидный” подходит к “интеллигенту” и говорит ему:
- Мужчина, вы понимаете, что сделали? Нужно было поставить нахала на место. Хотя бы пугнуть его милицией. А теперь он ещё наглее станет, раз не встретил отпора…
- Он просто слегка нетрезв… - робко попытался оправдаться “интеллигент”.
- Вот из-за такой мягкотелости у нас в стране и бардак! – повышенным тоном проговорил “солидный” и направился прочь…
А через несколько минут к “интеллигенту” подошёл тот самый подвыпивший “громила” и, поставив сумки на асфальт, проговорил:
- Ты, земляк, не обижайся на меня. Это я так, сдури наговорил. Вымотался за день… На вот, я тебе “окуляры” попортил…- И он протянул мужчине сторублёвую бумажку.
- Что вы… - забеспокоился тот. - Они уже и так были никуда не годные…
- Ну, ты на меня не серчаешь?
- Да нет, - “интеллигент” улыбнулся.
- Давай, отец, будь здоров. – И “громила” протянул ему руку.
- И Вам всего хорошего… - тот пожал её.
Парень взял сумки и направился своей дорогой. Мужчина в очках долго провожал его улыбкой на лице. А у меня на душе стало так радостно, что не передать словами. Помнится, я тогда подумал:
“Вот она – великая тайна христианского прощения, способная в корне изменить мир.”
А ещё мне стало очень жаль того “солидного” мужчину, требующего “возмездия” и так и ушедшего восвояси с ожесточённым сердцем и спящей душой…
Ketnom
Не уверен по поводу сокральности, но что Иисус учился в ешиве, со всеми вытекающими последствиями... Впроче судите сами.

АВОТ 4:19.
Шмуэль-младший
говорил: «Когда
падает враг твой, не
радуйся, и когда
спотыкается он,
пусть не ликует
сердце твое. А то
увидит это Б-г, и
сочтет дурным, и
отвратит от него
Свой гнев».
Когда падает враг
твой, не радуйся.
Шмуэль-младший
постоянно повторял
эти слова из книги
Мишлей (24:17), ибо
видел в них
важнейшее
наставление. (Рав)
Что нового хотел
сказать нам Шмуэль-
младший, повторив
стих из книги
Мишлей? За два стиха
до этого в ней
сказано: «Злодей, не
устраивай засаду
праведнику у его
жилища...». Из
контекста следует, что
приведенные
мудрецом слова
обращены к
праведнику, которого
преследует тот самый
злодей: он не должен
радоваться падению
своего врага, ибо в
большинстве случаев
к радости по поводу
такого торжества
справедливости Вс-
вышнего
примешивается
мстительное
злорадство. Шмуэль-
младший по-новому
интерпретирует эти
слова: речь идет не о
личном недруге
праведника, а о том,
чье поведение
оскорбительно для
Творца. И все же он
называется «твоим
врагом», ибо весь
еврейский народ
представляет собой
единый организм, и
одна заболевшая
клетка в нем может
подвергнуть опасности
все остальные. По-
настоящему
благочестивый
человек не должен
радоваться падению
даже такого грешника,
пусть к этой радости и
не примешивается
злорадство.
(Любавичский Ребе)
А то увидит это Б-г, и
сочтет дурным, и
отвратит от него Свой
гнев. Одно из
поучений р. Исраэля
Баал-Шем-Това гласит:
если человек видит
зло в другом, это
говорит о том, что и
он сам запятнан
подобным злом, пусть
и не в такой явной
форме. Поэтому ему
не следует радоваться
падению врага – ибо
этим он выражает
одобрение приговору
Небес и тем самым
принимает его и по
отношению к самому
себе (см. комм, к
Авот, 3:16). И может
случиться, что Вс-
вышний перенесет на
него Свой гнев,
простив того злодея.
(Любавичский Ребе)
tochka
Цитата(litera @ 30.11.2011, 18:40) *
А ещё мне стало очень жаль того “солидного” мужчину, требующего “возмездия” и так и ушедшего восвояси с ожесточённым сердцем и спящей душой…

А я вот еще подумала- Почему бы тому "солидному" было не вступиться за "интеллигента" перед "громилой" во время скандала? Струсил, или не захотел "испачкаться"?
Александр Сириченко
Цитата
если воплотить в жизнь призыв Льва Толстого “отменить полицию и суды” (во исполнение вышеуказанных заповедей)
Лев Толстой неправильно толковал Писание
Святитель Филарет (Дроздов): Личных врагов- люби, врагов Божьих- ненавидь, врагов Отечества- бей.
Masha23
Не знаю как насчет сакрального, а вот то, что простив жить становится радостней и легче это точно.
Prediger
Прощение это сложная функция души, зависящая целиком от общего мировоззренческого строя. И это понятно хотя бы из того, что человек формирует представление "за что прощать" как раз из своей системы оценки. Вот, думаю, отсюда и надо копать. Пока в теме есть только вопрос.
Ziona
нет в прощении ничего сложного, наоборот прощать нужно.
Чанде
Обиды, накапливаются в организме и вызывают неизлечимые заболевания. Так что прощать просто необходимо...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2018 IPS, Inc.