Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Миллиарды в асфальт
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Политика
дядюшка Ро
Цитата
Modernizatsya.ru: Миллиарды в асфальте

Владислав Иноземцев

14.07.2009, 128 (2398)

Для модернизации экономики необходим ряд условий, и одним из важнейших выступает состояние инфраструктуры. Ускоренное развитие немыслимо без сети дорог, доступности энергоснабжения и коммуникаций, удобства перемещения работников.

Все успешно модернизировавшиеся страны уже на ранних этапах столкнулись с этим ограничителем экономического роста и решительно взялись за исправление ситуации. Можно уверенно сказать: только тем, кто смог взять этот рубеж, удалось модернизироваться. Те, кто спасовал, остались в прошлом. России похвастать тут, увы, нечем. С 1995 по 2008 г. протяженность авто- и железнодорожной сети почти не увеличилась (составив 750 000 и 755 000, 87 000 и 86 000 км; Россия в цифрах. Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики, 2009, табл. 18.9). За 1989-2008 гг. объем морских перевозок упал в 4,8, а число авиапассажиров — в 2,1 раза; ввод в эксплуатацию жилья сократился на 34%, а подключение к энергосетям стало общенациональной проблемой. Зато страны-лидеры вели себя совершенно иначе. Сейчас принято сравнивать Россию с другими государствами BRIC — и тут сравнения выглядят ужасающими. В Бразилии с 1988 по 2005 г. протяженность дорожной сети выросла на 65%, объем морских перевозок — на 90%, а число авиапассажиров — более чем вдвое. О Китае лучше и не вспоминать: только за последние пять лет здесь было построено 3,1 млрд кв. м жилья, 480 000 км автомобильных и 19 000 км железных дорог; введены в действие 16 новых крупных аэропортов, запущены первые высокоскоростные поезда, шесть китайских портов вошли в топ-12 морских ворот мира (причем наименее загруженный из них обрабатывает больше грузов, чем все порты России, вместе взятые), а подключение к энергосетям занимает сейчас 19 дней.

Россия проигрывает в этом соревновании из-за некомпетентности и коррумпированности государства, которое не ставит перед собой комплексных целей развития. Чем меньше власть вмешивалась в развитие инфраструктуры — тем лучше оказывался результат. В 2000 г. выручка от предоставления услуг мобильной телефонии была в три раза меньшей, чем от услуг стационарной местной и межрегиональной телефонной связи, а в 2008 г. — в четыре раза большей. Зато в дорожном строительстве нет конкуренции, нет и результатов: в 2008 г. построено всего 2300 км автодорог (в Китае столько строят за 10 дней!), а госкорпорация «Автодор» (которой передано недавно в доверительное управление 18 000 км дорог) будет скорее заниматься переводом их эксплуатации на платную основу, чем строительством новых.

Какова причина провала инфраструктурной модернизации России? На наш взгляд, она очевидна: в отличие от китайского, корейского или бразильского, российское государство не способно предъявлять жесткие требования к подрядчикам и оптимально организовывать производство. Сегодня 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн, в Бразилии — в $3,6 млн, в России — в $12,9 млн (для участка автодороги Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км цифра составляет $134 млн за 1 км; для Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга — $142 млн за 1 км, для четвертого кольца Москвы — около $400 млн за 1 км). Себестоимость постройки складов и коммерческой недвижимости в России выше, чем во Франции или Германии, и превосходит бразильский показатель в 2,4, а китайский — в 3,2 раза. При этом на 1 кв. м площади жилых домов расходуется 0,9 куб. м бетона и 90 кг железной арматуры, хотя в развитых странах — в среднем в 2 раза меньше (в свою очередь, на производство 1 т цемента, из которого делается бетон, идет 210 кг условного топлива, а в ЕС — 125 кг). В Германии 65% автотрасс строится с укладкой бетонных плит, в КНР — 38%, в России — 0%. Ведь эти покрытия не нуждаются в ремонте по 20 и более лет, а на ремонт существующих дорог мы тратим в 5,5 раза больше средств, чем на прокладку новых.

Российское государство переплачивает строителям десятки миллиардов долларов и упускает выгоду на еще большие суммы просто потому, что те, кто ассоциирует себя с государством, являются не «государственниками», а «кормящимися». Не будет преувеличением сказать, что российские инфраструктурные проекты в последние годы стали местом самого масштабного непрозрачного перераспределения богатства в мире (в 2006-2008 гг. здесь обернулось около $230 млрд без всякого видимого материального результата). Неудивительно, что этот рынок полностью закрыт для иностранных компаний, а себестоимость работ здесь растет на 25-40% ежегодно.

Модернизация предполагает жесткую систему управления — реальную вертикаль, которая может диктовать условия. Она удается там, где такая система выстроена, и проваливается там, где чиновники действуют как бизнесмены. А так как в России последнее наблюдается наиболее отчетливо, то, пока ситуация не изменится, более современной инфраструктуры и модернизации в целом стране ждать не приходится.
Автор — директор Центра исследований постиндустриального общества; издатель и главный редактор журнала «Свободная мысль»

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/...7#ixzz1LMiDlz59


Во как все у нас!..
дядюшка Ро
Цитата
Знаете, эта программа не просто на увеличение знания, она направлена на понимание.


Это Разинский... У них все по понятиям... А я не желаю это знать, а тем более понимать!..
Loyalist
У нас замечательную одноразовую дорогу до Ярославля замостили летом, - год не протянула, - вся в колеях и стыках. Тоже, наверное, рассчитано на понимание, - трудно нам, страна рискованного земледелия, войну пережили, хотели, как лучше, для Медведева старались и т.п.
Prediger
Дык если сделать хорошую дорогу, то уже не придётся в неё вкладывать миллиарды на следующие годы. А как же будет жить ворьё в Москве? Они ведь нуждаются в самых лучших автомобилях, частных самолётах, личных островах, обильной недвижимости за рубежом и значительных накоплениях в оффшорных банках примерно равных бюджету страны.
mikh
Цитата
Модернизация предполагает жесткую систему управления — реальную вертикаль, которая может диктовать условия.


И вот такие глупости в головах у большинства наших чиновников. Они так же рыбную отрасль регулируют. Пока из Москвы придет разрешение на отлов погибающей рыбы на дальнем востоке, естественно она вся успевает сдохнуть. Что можно "диктовать" сидя в кресле, если они даже МКАД от гигантского распила не уберегли?

Все это выглядит засиранием мозгов. При том, что есть предложения по реальному улучшению ситуации в этой сфере. Вся проблема в нашем 94-ФЗ, где единственным критерием отбора исполнителей является цена. При этом, если средства, выделенные из фед.бюджета не освоены, в следующем году их не выделят, или выделят в том объеме,в котором они освоены в предыдущем периоде. То есть выгоднее делать работы максимально дорогими и неэффективными, чтоб на следующий же год понадобился ремонт на туже сумму.И уж точно при такой системе новые технологии никому не нужны, они же ведут к удешевлению работ в конечном итоге, значит денег из бюджета будет получено тоже меньше. Естественно в думе есть предложения, изменить ситуацию, оформлять долгосрочные договоры на обслуживание трасс. В этом случае исполнитель сам может решать , как ему проводить работы. В таком случае ему просто не выгодно делать плохо, потому что на следующий год ему же ремонтировать трассу, при чем денег больше он не заработает!, и ему же отвечать по искам от автовладельцев(по идее так должно быть). Но, естественно, такой расклад не выгоден людям, сидящим на распиле.
Prediger
Мне кажется, такие рассуждения исходят из одной принципиальной ошибки - думать, что кто-то заботится о благе народа, страны, государства. Там нет никого, пустота. А мы, благодаря советским стереотипам отношения к государству, оказались в рабстве у кучки жуликов, которые объявили себя родиной.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.