Теперь стало почти правилом для разного рода оккультистов красоваться неким спрятанным знанием (гносисом), которое якобы у них преемственно от древних традиций герметизма и даже далее мудрости египетской и халдейской.
При этом, конечно же, не может обойтись без указания то ли на примитивность христианства, а то ли на его недостаточную "посвящённость." Попробую изложить некоторые мысли на эту тему.

С самого начала укажу на одно принципиальное различие между гносисом христианским и оккультно-языческим. Оно заключается в том, что гносис христианский экзотеричен, а оккультный эзотеричен. Разница в том, что в христианстве всё открыто, всё предоставлено для ищущего, нет специально придуманных уровней посвящения, нет представления о профанстве. В разного же рода течениях, орденах, сектах оккультизма всегда есть вот эта многослойность, где зачастую низшие слои не знают о существовании высших, а учение, предлагаемое на низших ступенях, может оказаться практически противоположным на следующей. Как пример этого можно привести известный пропагандистский тезис оккультистов о том, что в их течении может принять участие представитель любой религии, хоть христианин, хоть мусульманин, хоть даосист и т.д. Однако, как только удаётся человека достаточным образом втянуть в процесс, ему сообщается, что его прежняя религия это лишь подготовительный этап к тому, чтобы узнать истину высшую, о которой лишь издалека и призрачно говорят все религии, а вот они, посвящённые эзотерики, ей обладают вполне. Нужно только быть вполне преданным уставам и постулатам этого эзотерического сообщества, а также пройти необходимые инициации.

Для постижения каждой из ступеней "тайных знаний" требуется проходить особые инициации, представляющие из себя в основном разного рода ряженый балаган. По преимуществу, они рассчитаны на произведение впечатления. Также ставятся некие задачи мистического посвящения. Сводятся они к тому, чтобы открыть человека к разного рода мистическому влиянию, в том числе более высокопоставленных руководителей общества. Такого рода посвящения являются "чашей бесовской" в христианском видении.

Также оккультные инициации повсеместно совпровождаются разного рода сексуальными извращениями. Непременным условием является содомский грех. Делается это не только потому, что руководство подобных обществ само состоит из извращенцев. Главная задача извращений - разрушить в человеке всё здравое, естественное, доброе. Для этого все методы хороши. А сфера секса, как особенно близкая к сфере религиозно-духовной (вспомним философский эрос), особенно хорошо подходит для разрушения нравственного строя человека.
После того, как адепт становится вместилищем всех мерзостей земных, он представляется готовым для принятия любого гнусного учения.
Так как, может участвовать в таких сообществах христианин или представитель любой другой нравственной религии?

Обман, обман, обман. Ложь лежит в основе оккультизма. Там маски на каждом шагу, в каждой вещи. Человек, желающий "из интереса" изучить оккультные учения, никогда не поймёт их сути из них самих, т.к. они не дают пищи для созревания ума и души. Их задача обратна - сделать адепта уродливым карликом во всех смыслах. Они прикрываются украденными идеями о духовном поиске, смысле жизни, но это лишь дьявол, принимающий образ ангела света.
Итак, ложь и обман лежит в основе работы с адептами. Всякий поступающий в подобные сообщества является лишь материалом, тупым орудием в руках кучки злобных монстров.
Для простоты воображения вспомним трилогию Толкиена и всех тех существ, служивших владыке мордора.

Христианский гносис иной по сути и методике. В христианстве много великих истин и путей к откровениям, это всё доступно каждому, умеющему читать. Сокровищ в христианстве настолько много, что лежат они открытыми во всяком месте. Всё дело в том, чтобы суметь их увидеть.
Главная сокрытость христианского знания заключается в том, что оно открывается по мере духовной и нравственной зрелости. Есть хорошее изречение: "Истина познаётся по силе жития". Также Соломон пишет: "Премудрость не войдёт в душу нечестивую" (внимание магам-гомосекам).

Можно долго ходить мимо великих вещей, но не понимать их назначений. Человек духовно скудный, не прилагающий усилия к поиску смысла жизни, не может ни понять, ни тем более воспользоваться этими великими богатствами мудрости. Также они закрыты и от тех, кто стремится к мудрости по причине корысти, из желания господствовать над другими. Подлинная мудрость как вода утечёт из таких рук.

Христианское знание есть знание благодатное. Оно открывается по мере пути человека к Богу. Можно спросить: "Многие идут к Богу, но не все обретают знание и мудрость". Да, это так. Мудрость, да и само стремление к ней, есть дело духовно естественное, т.е. нельзя к этому придти только умственно, назначив для себя такую цель. Это дело особого откровения, внутреннего дара. Это как человек начинает писать стихи. Они просто рождаются в его душе. Однажды внутри начинается струиться ручеёк любви и мудрости.

Как не вспомнить слова ап. Иакова.

"Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" - (Иак.3:17)

Сравните это со злым знанием оккультистов и тут к месту придутся слова ап. Иакова, соседствующие с приведённым отрывком:

"Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская" - (Иак.3:15)

Исторически христианский гносис начинается в Александрии ещё со второго века, во времена Пантена, Оригена, Климента Александрийского. Но чтобы подробно обозреть это, нужно специальное исследование.