Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Спор о Маяковском
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Искусство > Литература > Писатели
Prediger
А.Л. Бем
«Спор о Маяковском» Руль, 2 июля 1931, No 3220.

Недавно вышедшая в издательстве "Петрополис" книжечка «Смерть Владимира Маяковского» снова оживила интерес к его личности и судьбе. Две статьи этой книжечки, Р. Якобсона «О поколении, растратившем своих поэтов» и Д. Святополк-Мирского «Две смерти», дают богатый материал для того, чтобы попытаться еще раз беспристрастно, насколько возможно по отношению к столь страстному поэту и в связи, прибавим, с не менее страстной защитой его Р. Якобсона, отнестись к поэтическому делу Маяковского.

Мне хотелось вовсе обойти политику. Казалось столь естественным, что после трагической смерти поэта можно забыть все то тяжелое, что связано с его политическим прошлым. Но на деле это не так просто. Уже первые отклики на брошюру Р. Якобсона и Д. Святополк-Мирского показали, что от политики, говоря о Маяковском, никак не уйти. Поэтому, чем не договаривать, лучше уж сразу сказать все, что думаешь по этому вопросу.

Маяковский оказался во враждебном нам лагере. Он был с большевиками - и этого мы забыть никак не можем и не имеем права. Да и сам он был слишком страстным и чуждым сентиментальности борцом, чтобы ждать от нас интеллигентского себе прощения. Русская революция не бунт рабов, а страшная социальная катастрофа, сопровождающаяся жестокой внутренней междуусобной борьбой. Страшно в ней именно то, что по разные стороны баррикады очутились очень близкие друг другу в прошлом люди, что буквально брат шел против брата. Только позже, когда стал все определеннее сказываться истинный характер большевизма, отходили постепенно от него легкомысленно в него уверовавшие. Ведь не забудем, как бы ни хотелось нам забыть, что среди поверивших был и А. Блок. Маяковский остался верен большевикам до конца, но веру в них он, несомненно, тоже утратил. Не только самоубийство, но и творчество последнего периода говорит за это. Искупил ли он смертью свое заблуждение? Не знаю, но думаю, что, во всяком случае, перед лицом такой смерти мы обязаны вдумчиво отнестись и к его жизни. А если на весы положить еще и то, что перед нами крупный поэт, имя которого, хотим мы этого или не хотим, войдет в историю русской литературы, то право на такое внимание еще усилится. Неужели "прыжок через стену" дает забвение прошлого, а "прыжка в смерть" для этого мало? Неужели мы легко прощаем Беседовским, а для Маяковского, кроме жгучей ненависти ничего в сердце своем не найдем. Не хочется этому верить, не хочется этого допустить. Я зову не к прощению и забвению, повторяю - В. Маяковский и сам бы этого не хотел, а призываю только к бесстрастию и беспристрастию, право на что во всяком случае смерть дает.

И я жалею, что Р. Якобсон в своей статье о Маяковском не соблюл меры неизбежной в его непосредственном отклике на смерть поэта -друга страстности. Если он требует от нас корректности в отношении к памяти покойного, слишком часто вызывающе оскорбляющего все, что нам было дорого, то и сам должен соблюдать ту же степень корректности по отношению к врагам Маяковского. И выражения, вроде "плюгавая судьбенка Ходасевича", "эмигрантские Левинсоны", "Офросимовы - полуграмотные нули", снижают уровень несомненно интересной и содержательной статьи Якобсона до "обмена любез­ностями" первого, слава Богу уже исторического, периода самоутверждения футуризма. Такими доводами сейчас защищать футуризм вовсе нет никакой нужды. Статья В. Ходасевича О Маяковском, появившаяся после его смерти, была недопустима по своему характеру и объективно несправедлива. В моем представлении, я уже писал это, она является в критической деятельности его несомненным срывом. И в этом споре между В. Ходасевичем и Р. Якобсоном, по существу, я на стороне последнего. Нельзя сейчас уже отрицать за русским футуризмом положительного значения в общем ходе нашего литературного развития. И совершенно невозможно не считаться с поэзией Маяковского, как крупного звена в этом развитии. В. Ходасевич совершенно неверно сводит роль В. Маяковского к снижению словесного материала в поэзии, к ее нарочитому огрублению. Даже отбросив тот обидный смысл, который вкладывает В. Ходасевич в это утверждение, оно просто объективно неверно. В поэзии Маяковского меньше всего пошлости, есть в ней грубость, но эта грубость скорее литературный прием, чем факт биографии; может быть, нет в ней особенной изысканности и сложности, но есть несомненная сила непосредственной поэтичности. Прав совершенно Р. Якобсон, когда прежде всего определяет Маяковского, как лирика. Через все творчество его проходит красной нитью основная тема лирики: я и мир. И все своеобразие Маяковского в том, что он совершенно по-новому преподнес нам эту основную лирическую тему. Я не знаю нужно ли апеллировать к тому, что за буйным, ухающим криком Маяковского легко уловить стон измученного и тоскующего человека. Отрицать за поэзией Маяковского всякое касание миров иных; видеть в ней только одно угождение низким инстинктам толпы - значит просто потерять чувство объективности. Вспомните, хотя бы его Послушайте!. Ведь это он сказал:

* Ведь, если звезды
* зажигают -
* значит - это кому-нибудь нужно?
*
* Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?

Он знал и поэтически использовал противоречие между зыч­ностью своего голоса, говорю о голосе поэтическом, а не житейском, и лиричностью своей основной темы. "Я ору, а доказать ничего не умею" - признается он, поэт, влюбленный в самый лиричный музыкальный инструмент - скрипку.

Статья Р. Якобсона хороша именно тем, что она вскрывает перед нами эти лирические темы его поэзии. Господство над всем "я" поэта, его "томление в тесноте положенного предела", наконец, бунт против всякой устойчивости, косности быта, традиционная для русской литературы ненависть к мещанству. И эта ненависть должна была его рано или поздно привести в столкновение с новым мещанством, родившимся в самом большевизме. Отсюда его романтика революции, столь мало похожая на будни, потом - противоположная крайность:
попытка уложить себя в рамки будней "строительства", стать ее поэтом, и, наконец, безнадежная попытка найти себя в сатире. От Нашего марша к рекламам Моссельпрома и завершение Клопом и Баней - вот поэтический путь Маяковского. И разве не характерно для него, что он был пленником вечной темы - любви. Про это является лирической поэмой на эту извечную тему:

* В этой теме,
* и личной
* и мелкой,
* перепетой не раз
* и не пять,
* я кружил поэтической белкой
* и хочу кружиться опять.

Особенно интересна попытка Р. Якобсона связать тематику Маяковского с традиционными мотивами русской классической литературы. Он "кровь от крови русских литературных традиций" говорит Р. Якобсон в своей статье. И если некоторой натяжкой мне представляется попытка связать поэтическое мировоззрение Маяковского с материалистической мистикой Федорова, то в характере бунтарства Маяковского, несомненно, многое от нацио­нальной русской традиции. Противопоставление "богоборчества тринадцатого апостола" официальному советскому безбожию очень верно и остроумно.

В. Ходасевич не склонен видеть в Маяковском и "революционера в поэзии". "Его поэтика - более чем умеренная: она вся заимствованная у предшествующей поэзии", утверждает он. Но и с этим никак нельзя согласиться. Есть одна область поэтического языка, в которой заслуга новаторства, безусловно, принадлежит Маяковскому. Я говорю о поэтическом синтаксисе. Я не могу подробнее останавливаться на этой теоретической теме, но именно здесь Маяковский оказал большое влияние на всю последующую поэзию. Маяковский в своей поэзии почти не трогает привычную структуру языка ни с его звуковой стороны, ни со стороны словообразования, но зато он резко отстраняет привычный синтаксис. И это стоит в несомненной связи с отступлением Маяковского от усвоенного русской поэзией в области ритмики силлаботонического стиха. Он отказывается от счета безударных слогов, рвет с силлабизмом и приближается к народному сказовому стиху. Счет ведется не по слогам, объединенным чередующимся ударением, а по словам, скрепленным естественным обычным ударением. Это делает поэзию Маяковского "поэзией выделенных слов по преимуществу", по справедливой характеристике Р. Якобсона в его ранней работе Новейшая русская поэзия.

Оставаясь в пределах темы о Маяковском, статья Р. Якобсона никак не заслужила того приема, который ей был оказан эмигрантской критикой. Она принадлежит, несомненно, к одной из лучших работ о Маяковском, появившихся после его смерти.

Однако приходится пожалеть, что очутилась она по соседству со статьей Д. Святополк-Мирского. Прежде всего поражает полная противоположность двух статей, объединенных общей обложкой, по основной своей идее. Если Р. Якобсон склонен видеть в гибели поэта жестокое проявление непонимания окружающей средой поэта, если в этом он видит сходство в судьбе Маяковского с судьбой Пушкина, то для Д. Святополк-Мирского гибель и одного, и другого явилась прямым следствием непонимания поэтами нового духа времени. Эту свою мысль Д. Святополк-Мирский пытается обосновать в духе социологической школы и делает это с завидной прямолинейностью. Как раз то, что рисуется Р. Якобсону наиболее значительным в поэтическом творчестве В. Маяковского, его лирика, представляется Святополк-Мирскому "спадом в обывательщину" и проявлением "мелкобуржуазной сущности". Смерть Маяковского только показала, что пришел конец индивидуалистическому периоду русской литературы. На смену ему пришла пролетарская литература. Она единственная восходящая сила.

Статья Д. Святополк-Мирского прекрасное доказательство от противного. Она убедительно показывает, что поэзия Маяковского никак не укладывается в рамки казенного марксистского мировоззрения. И Святополк-Мирский здесь куда более последователен, чем подневольные советские критики, которые пытаются сохранить Маяковского для себя. Им страшно сознаться, что один за другим ушли от них в смерть и Блок, и Есенин, и Маяковский.

Ушли потому что дышать стало нечем. Остался Максим Горький. Но и здесь не все уж так благополучно, как можно думать. Совершенно верно отметил недавно А. А. Кизеветтер, что в последних проявлениях верности Горького что-то уж слишком много самооплевания, точно сам он нуждается в том, чтобы глубже себя в грязь втоптать. Что-то патологическое чудится мне во всем его поведении. Выдержит ли и он до конца ?

Думается мне, останется в истории только одно крупное поэтическое имя, прочно связавшее себя с большевиками. Имя это - Валерий Брюсов. Но ему везло и в жизни, и после смерти. Ему быстро простили то, что Маяковский не может искупить даже своей трагической смертью.
Prediger
Почему Маяковский лег виском на дуло? Документы уводят от истины

В одиннадцатом часу утра 14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде прозвучал выстрел в комнате Владимира Маяковского. Ленинградская «Красная газета» сообщила: «Самоубийство Маяковского. Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «Скорая помощь» нашла его уже мертвым».

Вчера в Государственном музее В.В. Маяковского состоялась презентация книги «В том, что умираю, не вините никого… Следственное дело В.В.Маяковского. Документы. Воспоминания современников», которую подготовил коллектив сотрудников музея. В ней впервые читатели смогут ознакомиться с полным текстом следственного дела.

В 1995-м году, архив администрации президента России передал музею дело Маяковского. Кроме 139 страниц следственного дела тут и письма, и фотографии, а также предсмертная записка поэта. Письмо Лили Брик к Ежову, с резолюцией Сталина.

Директор музея В. Маяковского Светлана Ефимовна Стрижнева:

- Думаю, что наша задача при создании этой книги состояла в том, чтобы дать исследователям, специалистам, просто читателям документы, которые могут помочь найти ответ на главный вопрос, который вот уже 75 лет не дает покоя: «Что же все-таки произошло 14 апреля 1930 года? Что скрывается за этим выстрелом?». Журналисты охотно сегодня эксплуатируют эту тему в своих передачах и статьях. Я прекрасно понимаю, что есть разные жанры: публицистический рассказ, журналистское расследование. Но жанр журналистского расследования почти никогда не может включить в себя весь тот объем материала, который существует вокруг этого дела. Я думаю, что книга, которая сейчас у вас в руках, главной своей целью ставила собрать то, что есть в фондах нашего музея. Мы практически не привлекали никаких материалов со стороны, за исключением «Дела воспоминания современников».

Хотелось, чтобы вся эта мозаика предстала перед глазами читателей достаточно полно. Конечно, все эти материалы требуют более глубокого научного комментирования, серьезного прочтения специалистами разных областей знаний, но то, что все эти материалы собраны вместе, это уже хорошо.

Вы видели документы. Увидели их ветхость, думаю, понятно, если сейчас не издать этот материал отдельной книгой со всеми пометками на страницах, то через 50 лет мы не сможем представить их даже для издания. Поэтому я хочу поблагодарить и издательство, которое взяло на себя мужество сделать такую работу, не будучи уверенным, что эта книга вызовет большой интерес у читателей.

Самое главное для нас – показать ту сложность ситуации, которая сложилась вокруг Маяковского, даже не желание опровергнуть какие-то существующие мифы. Ведь документы обладают удивительной способностью, они открывают свою суть настолько, насколько может воспринять читающий человек. Если у человека есть запас знаний, представлений, он читает этот материал иначе, чем тот, который начинает впервые входить в эту тему.

Я глубоко убеждена, что книга эта никогда б не появилась, если б музей Маяковского на протяжении многих лет не сотрудничал с Институтом мировой литературы, с Московским Университетом, с Университетом дружбы народов, если бы наш коллектив не принимал участия в совместных конференциях, если бы работники музея не видели ту планку, которую задают наши научно-исследовательские институты. То, что книга вышла, - это как раз доказательство того, что наши музейные сотрудники и коллектив обладают достаточным уровнем знаний для подобного издания. Мы понимаем, что в ней есть много недочетов, но как мы ее задумали, так мы ее и сделали. В дальнейшем надеемся сделать ее лучше.

Александр Миронович Ушаков, руководитель группы по изучению творчества Маяковского в Институте мировой литературы им. Горького РАН (ИМЛИ):

- Это серьезное литературно-культурное и историко-архивное событие, потому что существуют какие-то события в нашем прошлом, вокруг которых идут споры. К таким событиям относятся и ряд самоубийств писателей. Самоубийство – это всегда некая тайна, загадка. И сочетание каких-то жизненных внешних факторов, внутренне самочувствие человека, который вдруг делает это, не изучено, хотя на эту тему написано очень много и у нас и за рубежом. У человечества нет метода и средств, чтобы однозначно любое самоубийство правильно расследовать. Раз так, то когда мы сталкиваемся с такими явлениями, то надо знать документы и факты.

Слава Богу, что музей Маяковского располагая этими документами, представил их в книге, за что нужно их поблагодарить. Вы знаете, сколько споров ведется не только вокруг самоубийства, но и вокруг Маяковского? Жизнь пошла таким образом, что под сомнение поставлен гигантский опыт строительства Советской жизни и всех тех явлений, которые так или иначе связаны с той революционной эпохой. Что касается Маяковского, то это не просто момент жизни писателя, а некоторые говорят, что в этом есть логика постоянного наступления на горло. Всегда в сознании очень многих такая проблема существует, поэтому задают очень много вопросов, так или иначе возникает тема самоубийства.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.