Всем известно, что 24 августа 79 года н.э произошло извержение Везувия, и в результате этого извержения были засыпаны античные города Геркуланум и Помпеи.
Но на самом деле мы знаем гораздо меньше о Помпеях и об извержении Везувия, их погубившем, чем привыкли считать, чем нас в этом уверяют, приводя в подтверждение непоколебимости гипотезы «24 августа 79 года н.э.» обрывочные сведения из древних манускриптов сомнительного происхождения, эпистолярных изысков полулегендарных исторических личностей, выстраивая на базе современных знаний о вулканической деятельности, параллели между стратиграфией и, якобы поминутно восстановленного на основании всё тех же литературных источников, событием, с детских лет известного нам не в последнюю очередь через художника К. Брюллова, как «Последний день Помпей».
Но как возникла эта датировка? Кто, как и когда решил, что Помпеи погибли от извержения вулкана Везувия именно в 1-ом веке н.э.? Вся официальная литература, учебники, туристические справочники, весь интернет пестрят перепечатанной друг у друга почти слово в слово, сказкой про письма Плиния Младшего Тациту, где он описывает извержение Везувия, якобы приведшего к гибели Помпей. Почему сказкой? Потому, что даже не задаваясь вопросами о реальности Плиниев и Тацита, как исторических персонажей и разночтениями в датах и текстах переводов разных лет, достаточно обратить внимание хотя бы на то, что Плиний Младший не упоминает в своих, в целом весьма детальных, письмах, через четверть века после описываемых им в них событий, Помпеи и Геркуланум, ни как города побережья, ни, тем более, как погибшие вместе с его дядей, Плинием Старшим в результате одной и той же катастрофы. Многие учёные ещё в 15-ом веке подвергли сомнению дату 24 августа, называя её досадной ошибкой переписчиков писем Плиния Младшего, обосновано считая, что изначально в тексте имелся в виду ноябрь. И это очень похоже на правду, если принять во внимание утверждение другого авторитета античности Диона Кассия, что извержение Везувия произошло в самом конце осени, к которой август-месяц никак не относится. Не указывает Плиний и год, в котором произошло данное извержение. Год «79 г. н.э.», косвенно, можно попытаться вычислить, если обратиться всё к тому же Диону Кассию, известному нам, почти «наверняка», как историк 3-го века н.э., в изложении одного из монахов века 11-го, в котором «мы не должны» никоим образом сомневаться, подкрепив всё это «абсолютно верными» списками Римских консулов, возродившимися, как птица Феникс, из пепла прошедших тысячелетий.
Но, даже если предположить, что Дион Кассий абсолютно точен в своей датировке, своей одной единственной фразой, что Помпеи были засыпаны «в то время, как жители находились в театре», чему не нашлось никакого археологического подтверждения, он заставляет нас, как минимум, задуматься, а то ли извержение Везувия, погубившее Помпеи, описывает автор? Да и тот ли, в принципе, город?
Но на самом деле мы знаем гораздо меньше о Помпеях и об извержении Везувия, их погубившем, чем привыкли считать, чем нас в этом уверяют, приводя в подтверждение непоколебимости гипотезы «24 августа 79 года н.э.» обрывочные сведения из древних манускриптов сомнительного происхождения, эпистолярных изысков полулегендарных исторических личностей, выстраивая на базе современных знаний о вулканической деятельности, параллели между стратиграфией и, якобы поминутно восстановленного на основании всё тех же литературных источников, событием, с детских лет известного нам не в последнюю очередь через художника К. Брюллова, как «Последний день Помпей».
Но как возникла эта датировка? Кто, как и когда решил, что Помпеи погибли от извержения вулкана Везувия именно в 1-ом веке н.э.? Вся официальная литература, учебники, туристические справочники, весь интернет пестрят перепечатанной друг у друга почти слово в слово, сказкой про письма Плиния Младшего Тациту, где он описывает извержение Везувия, якобы приведшего к гибели Помпей. Почему сказкой? Потому, что даже не задаваясь вопросами о реальности Плиниев и Тацита, как исторических персонажей и разночтениями в датах и текстах переводов разных лет, достаточно обратить внимание хотя бы на то, что Плиний Младший не упоминает в своих, в целом весьма детальных, письмах, через четверть века после описываемых им в них событий, Помпеи и Геркуланум, ни как города побережья, ни, тем более, как погибшие вместе с его дядей, Плинием Старшим в результате одной и той же катастрофы. Многие учёные ещё в 15-ом веке подвергли сомнению дату 24 августа, называя её досадной ошибкой переписчиков писем Плиния Младшего, обосновано считая, что изначально в тексте имелся в виду ноябрь. И это очень похоже на правду, если принять во внимание утверждение другого авторитета античности Диона Кассия, что извержение Везувия произошло в самом конце осени, к которой август-месяц никак не относится. Не указывает Плиний и год, в котором произошло данное извержение. Год «79 г. н.э.», косвенно, можно попытаться вычислить, если обратиться всё к тому же Диону Кассию, известному нам, почти «наверняка», как историк 3-го века н.э., в изложении одного из монахов века 11-го, в котором «мы не должны» никоим образом сомневаться, подкрепив всё это «абсолютно верными» списками Римских консулов, возродившимися, как птица Феникс, из пепла прошедших тысячелетий.
Но, даже если предположить, что Дион Кассий абсолютно точен в своей датировке, своей одной единственной фразой, что Помпеи были засыпаны «в то время, как жители находились в театре», чему не нашлось никакого археологического подтверждения, он заставляет нас, как минимум, задуматься, а то ли извержение Везувия, погубившее Помпеи, описывает автор? Да и тот ли, в принципе, город?