Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Нуждается ли церковная организация в реформации?
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Православие
Русман
Цитата(Ulpia Trajana @ 19.3.2008, 9:25) *
Цитата(Русман @ 18.3.2008, 22:12) *
Однако, к великому сожалению, православная вера сильно подорвана в русском народе за последние десятилетия. 74 года атеистическо-коммунистического оболванивания и 16 лет ураганной либерально-либертарианской пропаганды, естественно, не могли пройти бесследно.

ага, жила-была Русь святая православная, все были такимим верующими, такими умильно-православными, а назавтра пошли канкан на алтарях отплясывать. семидесятилетие атеизма - это, уж извините, потом было, проросло на благодатной, удобренной почве.
Цитата(Русман @ 18.3.2008, 22:12) *
Под словом «Православие» я подразумеваю естественное движение души каждого русского человека к Богу, к Свету Христа, который для русских, действительно, есть и Путь, и Истина, и Жизнь!

Цитата(Русман @ 18.3.2008, 22:12) *
Естественно, под словом «Православие» я понимаю здесь не то угрюмое темное поповство

Цитата(Русман @ 18.3.2008, 22:12) *
Поэтому, не относя большинство российских обывателей к православным в полном смысле этого слова (я и сам не каждый день в церковь хожу и не все посты соблюдаю), можно с уверенностью сказать, что духовный запрос и духовный вектор русских направлен именно в сторону Православия!

вот на лицо опять очередная подмена понятий. под соусом православия подсовывается очередная реформаторская антииерархическая лабуда, оправдывающая "православие" вне благодатной таинственной церковной жизни.


Вы хотите сказать, что нынешняя РПЦ совершенно не нуждается в реформировании и обновлении? Вы же сами говорили о том, что когда живое учение Христа омертвляется церковной бюрократией, когда клирикалы начинают больше обслуживать интересы Государства и властьимущих, чем служить Богу и своему народу - ничем хорошим это не заканчивается (пример с послереволюционными событиями в России вы совершенно правильно привели). Ну а сейчас ситуация разве идеальная? Что, у РПЦ такой высокий уровень доверия и авторитет в российском обществе, что даже не стоит задумываться над тем, как здесь что-то можно улучшить?

И еще – не передергиваейте карту, пожалуйста! В разделе «Православие» вовсе не идет речь об отделении христианской веры от РПЦ. Это вы глупость придумали!
Ulpia Trajana
Цитата(Русман @ 19.3.2008, 22:36) *
Вы же сами говорили о том, что когда живое учение Христа омертвляется церковной бюрократией, когда клирикалы начинают больше обслуживать интересы Государства и властьимущих, чем служить Богу и своему народу - ничем хорошим это не заканчивается

када? shok.gif у меня слава Богу, нет тенденций перемывать кости иерархам. и чесна говоря мне все равно чем они там занимаются, мне бы за себя ответить, и не ради авторитета в русском обществе, а ответить в свое время за свои поступки перед Богом (а клерикалы в свое время перед Ним же за свои ответят). и обратите внимание: каждый отвечать будет сам за себя - не мы за клерикалов, и не они за нас.
Цитата(Русман @ 19.3.2008, 22:36) *
В разделе «Православие» вовсе не идет речь об отделении христианской веры от РПЦ. Это вы глупость придумали!

это не я придумала, это явственно следует из контекста приведенного Вами источника.
Prediger
Цитата(Русман @ 19.3.2008, 22:36) *
Вы хотите сказать, что нынешняя РПЦ совершенно не нуждается в реформировании и обновлении? Вы же сами говорили о том, что когда живое учение Христа омертвляется церковной бюрократией, когда клирикалы начинают больше обслуживать интересы Государства и властьимущих, чем служить Богу и своему народу - ничем хорошим это не заканчивается (пример с послереволюционными событиями в России вы совершенно правильно привели). Ну а сейчас ситуация разве идеальная? Что, у РПЦ такой высокий уровень доверия и авторитет в российском обществе, что даже не стоит задумываться над тем, как здесь что-то можно улучшить?


Я бы согласился, что церковная организация нуждается в реформе. Однако же такое мнение происходит из убеждения, что беды наши лежат в методе, в форме. Мол мы сейчас введём в церковную организацию демократические институты или, скорее, возродим оные из глубины веков, и от того настанет доброе житие и благоростворение воздухов. Не думаю. Простестантская реформа ясно показывает, что изменение организационных форм не избавляет от извечных проблем любой религиозной структуры: фарисейства, саддукейства, обрядоверия, лицемерия, мракобесия и пр. Путь преобразований пролегает по долинам нашего сердца, по усмирению страстей.
Это не означает отрыв от мира, какое-то полагание всей борьбы внутри себя. Конечно, технический ремонт, текущие структурные изменения нужны, но они будут действенны только с ясным пониманием подлинных приоритетов.
Aroc
Цитата(Prediger @ 23.3.2008, 18:05) *
Конечно, технический ремонт, текущие структурные изменения нужны,

Вот здесь можно детальнее, подробнее?
Prediger
Цитата(Aroc @ 23.3.2008, 18:35) *
Вот здесь можно детальнее, подробнее?


Детально - это диссертация smile.gif.
Концептуально - возвращение к решениям Поместного Собора 1917-1918 г.г., следование по пути, проложенному Собором, продолжение работы над теми вопросами повестки дня, которые Собор не успел решить из-за октябрьского переворота.

Как пример - утверждение самоуправление приходов, во всяком случае создание структурных условий, когда бы стимулировалась мирянская активность оных. Отход от авторитарной структуры управления, сформированного в советское время, под давлением и прямым влиянием советов.
Ulpia Trajana
Цитата(Prediger @ 24.3.2008, 8:07) *
когда бы стимулировалась мирянская активность оных.

мирянская активность? shok.gif ой ли?
как далеко заведет Церковь под мирянским лозунгом "дай порулить!"? кажется мы это уже проходили, когда колхозницы и пролетарии рулили государством... smile10.gif не хотелось бы, чтобы подобное повторилось и с Церковью.
Prediger
Мирянская активность, к сведению не знающих, означает не управление священной иерархией, а занятия той сферой деятельности церковных общин, которая находится вне культовой практики, т.е. миссионерство, благотворительность, катехизация и пр.
Aroc
Цитата(Ulpia Trajana @ 24.3.2008, 8:58) *
мирянская активность? ой ли?
как далеко заведет Церковь под мирянским лозунгом "дай порулить!"? кажется мы это уже проходили, когда колхозницы и пролетарии рулили государством... не хотелось бы, чтобы подобное повторилось и с Церковью.

А как же тогда "все вы царственное священство"?
Действительно, активность мирян в приходских делах не просто естественна, а необходима. Иначе это будет не община, а сборище случайно зашедших. Либо паства будет, но темная, овцеподобная, обожествляющая своего предстоятеля. Такая паства как раз и является питательным бульоном для всяческих церковных суеверий и предрассудков.
Prediger
Я так вижу, что ситуация в РПЦ весьма схожа с государственной РФ: законы принимают хорошие, а на деле как всегда.
Ведь если почитать документы, издаваемые патриархией и разного рода церковными официальными учреждениями, то там большинство текста будет верным и красиво написанным. Но в реальной жизни приходов и епархий царит иная стихия - церковная бюрократия, авторитарно, подчас просто самодурственно, управляющая приходами. В этой схеме священники - холопы, а прихожане вообще никто (я не обобщая, а выражаю крайние проявления).
Что с этим делать? - не знаю. В этом плане определённая структурная демократизация не помешает. Это позволит инициативным силам нормально функционировать, а не через трясину позволений-благословений.
Ulpia Trajana
Цитата(Aroc @ 24.3.2008, 10:36) *
Действительно, активность мирян в приходских делах не просто естественна, а необходима. Иначе это будет не община, а сборище случайно зашедших.

Цитата(Prediger @ 24.3.2008, 12:11) *
В этом плане определённая структурная демократизация не помешает.

в наших реалиях это все выльется в засовывание вездесущими и всеведущими кумушками своего носа туды, кудыть совсем не место. и так на местах хватает архиереиц. а если это еще легализовать...
Aroc
Цитата(Ulpia Trajana @ 25.3.2008, 10:40) *
в наших реалиях это все выльется в засовывание вездесущими и всеведущими кумушками своего носа туды, кудыть совсем не место. и так на местах хватает архиереиц. а если это еще легализовать...

А жены в Церкви да не учат... biggrin.gif
Libra
Цитата(Aroc @ 25.3.2008, 10:53) *
А жены в Церкви да не учат... biggrin.gif


Кстати, разъясните, почему женщинам в православии не положено проводить службу? В некоторых религиях это допускается.
Shennon
Роль женщины в церкви везде обсуждается. Вот на сайте "Фомы" ответ был такой:
павел 23.04.2007 19:08
Почему женщины не могут стать священнослужителями? отвечу его не прямом путем........ скажем священник служит литургию.......и вдруг порезался......... это может и бывает во время проскомедии.... Священнику надо остановить службу и выйти из алтаря пока кровь течет.......... Что каждой женщине приходиться испытывать каждый месяц? Также если женщина будет беременная .....как она сможет служить ........ и после родов также........... Вот эти две причины на самом деле являлись довольно главные причины почему женщины не могут служить......... Причины которые я привел физические. Есть конечно и канонические причины почему не могут стать священниками.
Хочу сказать следующее........ За каждым хорошим священником есть матушка. Священник также является муж и матушка - жена. При таинстве брака они стали единой плотью. Как сказать матушки имеют, играют большую роль во все время служенние их мужей. Многие не понимают этот факт.... какую важную роль играют матушки......
В Церкви мужщины и женщины равны. точка!!! Многие обряды и уставы церковные к сожалению могут дать вид что мужщины важнее но также и есть уставы где дается вид что женщины важнее .
Libra
Цитата(Shennon @ 25.3.2008, 11:20) *
Роль женщины в церкви везде обсуждается. Вот на сайте "Фомы" ответ был такой:
За каждым хорошим священником есть матушка. Священник также является муж и матушка - жена. При таинстве брака они стали единой плотью. Как сказать матушки имеют, играют большую роль во все время служенние их мужей. Многие не понимают этот факт.... какую важную роль играют матушки......

А если она не успела стать матушкой, или вообще не собиралась?
Prediger
Очень подробно и хорошо о положении женщины в Церкви написал Кураев в книге "Церковь в мире людей", в главе "Женщина в церкви" (ищете в книге Ctrl+F).

Цитата(Libra @ 25.3.2008, 11:07) *
Кстати, разъясните, почему женщинам в православии не положено проводить службу?


Конкретно на вопрос о служении в Церкви женщины вот ответ оттуда:

Цитата
Почему женщине нельзя быть священником?

Давайте сразу уясним: я ведь тоже не священник. Так что мои ответы не стоит воспринимать как попытку человека, дорвавшегося до кусочка власти, не допустить кого-то другого до этого же кусочка. Я говорю о том, чего нет и у меня. Я сам отношусь к той части человечества, которая не совершает церковных таинств, то есть к той части, к которой принадлежат и все женщины.
А лозунги о несправедливости рождаются как: сначала человеку внушают, что у него есть права, о существовании которых он и не подозревал, а потом заявляют, что этих прав ты лишен. Жил себе человек спокойно без всякого DVD, а ему вдруг говорят, что каждый порядочный человек имеет DVD, и лишь тебя этот коммунистический (вариант: ”воровской”) режим совершенно несправедливо лишил права на пользование DVD. И вот человек, который доселе даже не знал, что это такое, начинает смысл своей жизни видеть в борьбе за обладание DVD.
Так же и здесь: жила себе девушка и никогда и не помышляла о том, чтобы стать священницей. По правде говоря, она и в храм-то не заходила… Но тут ей говорят: ”Да ты знаешь, как тебя православные унизили! Они не разрешают тебе стать священником!” – и всё, одним озлобленным нервным клубком, борющимся за свои ”права”, в мире стало больше…
А ведь сущность человека совсем не сводится к борьбе за свои права. Человек вообще осуществляет себя не тогда, когда пользуется своими правами, а когда он исполняет свой долг. Помимо того, что у человека есть права, в его жизни имеет место еще и служение.
Так вот священник – это священно-служитель. Это не человек, который обладает правами священника; напротив, он несет послушание священника, служит.
Так что Церковь просто не возлагает крест священнослужения на плечи женщины. По-моему, тут не столько ущемление прав, сколько забота о женщинах.

- Но почему же у протестантов есть женское священство, а у православных его нет?

- Человек живет в мире символов. И в этом его отличие от животных, для которых каждый предмет просто равен самому себе (точнее - сиюминутной реакции животного на этот предмет), а потому и не является ни знаком, ни символом.
А те символы, в окружении которых (и чрез посредство которых) живет человек, бывают разные. Это могут быть образы (иконы) литературные и живописные, музыкальные и сценические. Так вот, священник – это литургическая икона Христа. Алтарь — это комната Тайной Вечери. Литургия есть сама Тайная Вечеря.
На этой Вечере Христос Сам раздавал Свои Кровь и Плоть. Он взял Чашу и сказал: пейте, это кровь Моя. А не Дева Мария взяла Чашу и сказала: пейте, это кровь Моего Сына.
Мы причащаемся крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник, причащающий Крови Христа, должен быть литургической иконой именно Христа, а не Марии.
Кроме того, на Литургии священник именно раздает Дары. Давать, дарить - служение мужское. Принимать – это служение женское. Так что священство есть выражение именно мужского архетипа.
А мышление протестантов не-иконично, не символично. И поэтому в их системе женское священство вполне логично. И я против женского священства протестантов ничего не возражаю. Более того, все те служения, которые несет пастор протестантов, может нести и православная женщина. Подумайте сами, какие функции выполняет пастор в протестантской общине.
Протестантский пастор прежде всего проповедник. Но и у нас женщина может быть проповедником и учителем (в воскресной школе или в богословском институте, например).
Еще протестантский пастор может быть духовным советчиком, принимающим исповеди людей. Он не дает им «отпущения грехов» (такой практики протестантизм не допускает), а просто является свидетелем человеческого покаяния и советчиком. Что ж – и наши «старицы», духовно опытные монахини несут такое же служение в нашей церковной жизни. Есть такие монахини, к которым за духовными наставлениями ездят даже священники и епископы…
Протестантский пастор организует общинную жизнь своего прихода – но и у нас такой работой вполне могут заниматься женщины. Немалым числом приходов реально управляют «матушки»…
А вот чего не бывает у протестантов - ни у женщин, ни у мужчин – никто из них не служит Литургии. Ибо по их учению Литургии как таинства просто не существует, а есть лишь приходской театр, в котором люди разыгрывают евангельские сценки и делятся «воспоминаниями».
Священства в православном понимании у протестантов нет – а потому их пасторы (или, как почему-то говорят русские баптисты – пастора) исполняют несвященнические служения, не таинство-совершительные. И тут и в самом деле не имеет значения пол этого функционера.
В общем, как еще тридцать лет назад сказал наш Синод о женском священстве протестантов – «Мы не видим оснований для возражений про¬тив любого решения этого вопроса в конфес¬сиях, где священство не признается таинст¬вом и где, следовательно, с точки зрения Пра¬вославия, сакраментального священства, как такового, вообще нет» .

- Выходит, православное неприятие женского священства мотивируется только на уровне «символов»?

- Нет, не только. Тут есть и «онтология», поскольку речь идет о таинстве, которое совершает Бог, а не только о нашем осмыслении того, что делаем в храме мы. Хотя, впрочем, все равно надо признать, что женское священство в Православии отсутствует прежде всего в силу традиции, а не в силу каких-то юридически прописанных норм .
Но, кроме этого, есть еще и несколько психологических мотивов. В женской религиозности есть какая-то парадоксальность. Есть такая странная церковная алхимия. Берем два компонента: первый — Православие, второй — женщина. Каждый из этих компонентов сам по себе теплый, пушистый, хороший. Теперь сливаем их в одну колбочку. Что получаем? Православие + женщина = приходская ведьма. Далеко не всегда, конечно, но все же слишком часто, чтобы этого не замечать .
Удивительно, но факт: почему-то женская религиозность более жестока, нежели религиозность мужская.
Вроде бы с именем женщины связаны тепло и ласка, мягкость и заботливость. Но слишком часто приходится замечать, что женская религиозность бывает гораздо более ригористической, жесткой и даже жестокой, чем религиозность мужская. У многих женщин России есть опыт изгнания из храма. Как точно написала об этом опыте публицистка рериховского лагеря Т. Книжник – нередко наши прихожане «реагируют на длину юбки, рукава рубашки и отсутствие платка на голове с чуткостью и непреклонностью, достойной самого исправного турникета в метро». Но – кто же именно работает «турникетом» в наших храмах? Священники ли, бородатые прихожане, или, напротив, «босолицые» благочестивые юноши контролируют «форму одежды» заходящих женщин? Да нет  свои же товарищи по полу. Знаменитые наши «бабушки»… И даже проповеди священников, призывающие их воздержаться от такого самочиния, зачастую не помогают.
Посмотрите, как разнится поведение мужчины и женщины в храме (при условии, что у обоих еще нет опыта церковной жизни).
Мужчина, впервые зашедший в храм, ведет себя как охотник в лесной чаще. Он опасливо и внимательно озирается по сторонам. Но он опытен, он еще и не в таких переделках бывал. Поэтому он во всем разберется сам, он сам решит, куда какие свечки втыкать, и не стоит лезть ему под руку с советами…
Женщина же, впервые заходящая в храм, напротив, открыта к советам. Она только обрадуется, если кто-то подойдет к ней и объяснит. И вот она получает первые наставления: у этой иконы свечку за пять рублей, у этой – за десять, здесь поцелуй, здесь один поклон, а вот тут  три…
Но человек склонен ситуации своего первого вхождения в новый для него опыт воспроизводить вновь и вновь. И если женщина на заре своего воцерковления получила инструкцию, то и потом в течение десятилетий эти обретенные ею «тайные знания» она будет транслировать все новым и новым захожанкам. Может быть, поэтому женская религиозность бывает более «инструктивной» и жесткой.
Я просто совершенно уверен, что именно женщина написала дикий «акафист Божией Матери в честь иконы Ея, "Прибавление ума"». Это самобытное (а также самовольное)е творение (увы, растиражированное Мгарским монастырем Полтавской епархии с поддельным благословением Патриарха Алексия) возвещает: «О, Всенепорочная Дево, в Царстве Сына Твоего, иже что нечистое не выйдет за нарушение Заповедей Божиих, люди умом притупляются, да наказаниями вразумляются и будут петь Тебе: Радуйся, грязных женщин, пришедших в храм, обличающая. Радуйся, продолжающим ходить грязными в храм, колдунам и чародеям их портить подвергавши. Радуйся, грязных дерзавших касаться святыни, скорбями и болезнями наказуеши. Радуйся, касаться церковной святыни в эти дни, грех дважды усугубляеши. Радуйся, потерявших страх Божий, забвению их ум придаеши. Радуйся, не ходящим в храм во дни очищения, благодать им сохраняющая. Радуйся, грязным бравшим благословение у священников, благодати им не даеши. Радуйся, священников, касающихся грязных женщин, благодати на несколько часов лишаеши. Радуйся, священников, не вразумляющих людей, наемниками именуеши. Радуйся, Пресвятая Богородице, прибавление ума»…
Автору сих виршей ум явно не был прибавлен – оттого творение ее равно дико и с точки зрения содержания , и с точки зрения соблюдения правил церковно-славянского языка… Естественно, что с учением Церкви подобные домыслы не имеют ничего общего.
Порой приходится слышать, что недавно обратившаяся женщина готова до истощения «запостить» всю свою еще неверующую семью.
Через женские предания транслируются такие "нормы" благочестия, как запрет передавать свечку через левое плечо. Женщины создают культ "батюшки" на приходе (возводя его в ранг "старца").
А уж женская готовность верить самым нелепым домыслам давно уже сделала устойчивым и в церковной лексике словосочетание - «бабьи басни».
И это – не просто частность. На первых же страницах Библии мы встречаемся с предупреждением о том, что женская религиозность склонна к крайностям. Ева беседует со змием в Эдемском саду, и змий спрашивает, что же Бог запретил людям. Ева отвечает: нам к древу познания добра и зла нельзя прикасаться. Но заповедь-то была другая: не вкушай плода древа познания добра и зла. Ева же вместо «не вкушай» говорит даже «не прикасайся», вместо плода теперь уже запретно все древо. Ева ужесточает заповедь.
Тем самым, по мысли свят. Филарета Московского, Ева не выказывает понимания смысла запрета, и внешнее действие ("не прикасайтесь") выставляет как условие вечной жизни . Случайный, внешний мотив Ева поставляет здесь главным и единственным. Отсюда змей видит, что жена не внутренними нравственными мотивами руководится, но простым страхом перед наказанием - и именно сюда направляет свои усилия.
Библию иногда полезно читать по-детски. Представьте эту картинку как на страничке «Детской Библии»: жена стоит перед яблонькой, а змей обвился вокруг ствола и даже голову сверху свесил. И в ответ на слова жены о смертоносности прикосновения он всем своим видом говорит: «Да я не то что прикоснулся, живу я тут – и ничего! Так что давай, вперед, без суеверий!».
Так именно ужесточение, искажение заповеди женой привело к ее более легкому нарушению: смерть - в понимании Евы - происходит от прикосновения, а раз она уже видела змия, прикоснувшегося к древу, то так стало легко допустить, что прав не Творец, а этот столь необычный собеседник. И затем уже в опыте самой жены еще прежде вкушения от древа познания вроде также подтвердилось, что можно нарушить заповедь без особых последствий: жена сначала "взяла плодов его", увидела, что прикосновение к древу не убило - и после этого "и ела".
Так часто в нашей церковной жизни: излишне жесткие и необъясненные запреты приводят наших взрослеющих детей к итоговому разочарованию в фундаментальных и обоснованных истинах Евангелия.
И то, что первый поступок женщины на земле, согласно Библии, это ужесточение запрета, вряд ли случайно. Женская религиозность ищет запреты, с радостью их принимает и транслирует.
Боюсь, что женское священство стало бы не более добрым, а более жестким.
Женскими устами произнесены и женским пером записаны такие, например, страшилки: «Одна странница видела такой сон: по мосту шли девушки с накрашенными губами и волосами, и все они падали в липкую смолу и погибали» . А ведь это прямое противорчеие слову Библии: ”человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце” (1 Цар. 16, 7).
Еще один пример страстно-эмоционального «богословствования». В женский монастырь приходит письмо от матери четырех детей. Она говорит, что по «вопросу об ИНН-цифровом штрих-коде» разные священники говорят ей разное и просит совета – брать ли «номер» или рискнуть будущим своих детей и остаться без работы… Вот наиболее яркие перлы из ответа сестер («нас всего 20 сестер, все очень молодые, юные девушки»). После описания грядущего антихриста говорится - «Вот что готовит мир... Поэтому нам ничего от этого мира не надо! И все сестры обители так рассуждают. Более того, мы уже начали готовиться страдать, видя как зло набирает сипу, как торжествует в мире нечестие, са¬танизм. Был в нашем монастыре очень трудный период, когда мы защищали свой храм, чтобы в него не заходили в развратной одежде, накрашенные, полуообнаженные женщины, которые смеялись над хрис¬тианским благочестием… Модницы просто помогают сатанистам. Прежде всего с современной мо¬дой связаны их ритуальные надругательства сатанистов над христианской культурой. Осо¬бенно это видно в американской моде, ко¬торую финансируют еврейские банкиры. Самое распространенное и давно привычное для всех женщин - крашенные губы и ногти - это символ ритуального кропления жерт¬венной кровью в секте жидов-хасидов, но от этого отказаться оказывается невероят¬ной трудностью… Если бы только захотели понять и распознать «зверя» не только в ИНН, но во всей современной культуре, которая гото¬вит ЕМУ место в наших душах, делая их мертвыми для принятия Святого Духа… Бог возвеличил русский народ перед всеми другими народами... Народ, который в своей вере, в своем следовании за святыми стоял впереди всех народов – НАРОД-БОГОНОСЕЦ» .
Замечу, что ИНН этого монастыря - 2353013199. Значит, «страдания» этих сестер были лишь в том, что они хамили туристкам, которых Бог по Промыслу Своему привел в их храм, а они их оттуда выгоняли… И еще одна немаловажная деталь: при написании слова «Бог» эти юные богословицы обходятся одной заглавной буквой. А вот для антихриста им не жалко целых трех бо-о-ольших буквищ. Похоже, что в своем монастыре они не Христа ищут, не Ему уневещиваются, а от антихриста прячутся – ибо в их помыслах сей персонаж занимает больше места, чем Истинный Жених… Надеюсь, что их фарисейские размышления о превознесенности русского народа (который в большинстве своем как раз и не шел за святыми в советские годы, да и по сю пору лишь пятью или тремя процентами от своей численности участвует в церковной жизни) над всеми остальными не дойдут до Греции… А что касается помады и секты хасидов – то ведь мода на крашеные губы гораздо древнее хасидов (это движение появилось лишь в середине XVIII века и, кстати, вызвало ожесточенное сопротивление раввинов и, как следствие – поддержку правительства России ).
У нас уже есть общественный институт, куда пустили женщин - школа. Чем это кончилось? Мужчины там водиться перестали, школа стала чисто женским институтом. Конечно, в этой мутации нет вины женщин-учительниц. Но все же - хороша ли эта мутация? Я в этом сильно сомневаюсь. Если появится женское священство, то это будет верный шаг на пути превращения Православия в тоталитарную секту. Задатки к этому у нас и так есть. Но добавление женского фактора еще более это усилит.
Кроме того, не стоит забывать и об особой впечатлительности женщин. Их отзывчивость могла бы сослужить дурную службу, если бы появилось женское священство. Вспомните – как проходит исповедь в приходском храме. Кающийся стоит рядом со священником – и оба они открыты взорам остальных людей. А на исповеди люди, понятно, рассказывают о разном. И грехи бывают действительно грязные и подлые. Нетрудно догадаться, как все это будет отражаться на милом лице отзывчивой и сердечной священницы. Да по ее лицу весь храм будет читать, про что идет речь…
Это не означает, что женское духовничество невозможно. Даже священники и епископы, бывает, ездят за духовным советом и на исповеди в старицам в женские монастыри. Но это именно старицы - люди, в которых все чисто «женское» уже выгорело. А долгий опыт жизни в Церкви и духовной брани остался. Этим опытом они и делятся (понятно, что, не будучи священниками, они не читают молитв на разрешение исповеданных грехов).
Итак, если преодолевается «удобопреклонность» женского начала к эмоционально-неконтролируемым реакциям, если воцаряется трезвость, то голос женщины звучит в Церкви.
Бывают, конечно, и истерики (причем у обоих полов). В качестве примера можно вспомнить книжку З. Ждановой «Сказание о житии блаженной Матроны», публицистику Анны Ильинской, и вроде бы вполне мужские по авторству, но уж больно истеричные публикации «Жизни вечной» о «блаженной Пепагии Рязанской».
А если проповедь, написанная или произнесенная женщиной, лишена истерики, если в ней нет даже столь естественной позы взирания «сверху вниз», с которой «посвященный» вещает тем, кто еще не дорос до его вершин – то нет оснований к тому, чтобы подводить этот женский труд под строгое понимание слов апостола Павла о молчащей жене.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.