Цитата(Silven @ 4.3.2008, 14:02)
Вот объясните мне, пожалуйста, где грань между занятием любовью (в физическом, плотском смыле) и прелюбодеянием? Если придерживаться религиозному суждению, то любой физический контакт не с целью зачать ребенка - грех...
Но разве плохо дарить любимому человеку ласку, нежность и т.п.?
Да... возможно, подобная тема есть на форуме... можно меня просто туда "послать"... =))
Прелюбодеянием называется измена своему супругу. Поэтому между брачными отношениями и их нарушением грань поставить очень легко. Супружеские же отношения Церковь никогда ни признавала греховными, а даже напротив.
Вот небольшая выкладка по теме:
Принципиальное решение проблемы допустимости или недопустимости половых отношений в браке вне цели деторождения, а значит и проблемы контрацепции, может быть построено, как представляется, на следующих предпосылках.
Во-первых, дать новую жизнь – это богоданная способность, от которой человек не вправе отказываться, если это не обусловлено целями более высокого порядка (например, монашество и т.п.). Деторождение – богоустановленно, оно является следствием Божией заповеди “плодитесь и размножайтесь”. Но сразу возникает вопрос, можно ли свести “жизнь”, которую родители дают своим детям только к физическому существованию? Разве родители не отвечают за то, чтобы эта жизнь была достойной, в нравственном, в социальном и в других отношениях? Ведь иногда можно с уверенностью предположить, что жизнь потенциального ребенка будет по ряду причин явно ущербной (речь здесь не о материальном достатке, точнее не только о нем).
Во-вторых, утверждение, что цель половых отношений именно в деторождении, следует принять в качестве основополагающего тезиса, но, чтобы прийти к окончательному решению проблемы (синтезу), нужно рассмотреть ряд вопросов, которые в данном случае играют роль антитезисов. Например, обязаны ли супруги полностью отказаться от интимной близости в случае бесплодия одной из сторон, или если есть явная угроза врожденной неполноценности предполагаемого ребенка, а тем более его гибели? Как быть верующей женщине, если ее неверующий муж требует физической близости, но в случае зачатия будет категорично настаивать на аборте?
Кроме того, если вновь вернуться к аналогии с питанием, можно провести следующее сопоставление. Цель питания – поддержание физиологического существования человека. Но строгое следование этой цели встречается только в жизни единичных подвижников. Вследствие “немощи естества” Церковь допускает послабление, то есть большее или меньшее отступление от этой цели, для абсолютного большинства своих членов. Осуждая явную пресыщенность, чревоугодие, Церковь не требует предельного воздержания в пище в равной мере для всех, напротив, непомерные и несвоевременные аскетические усилия резко порицаются. Мера воздержания зависит и от духовного уровня, и от состояния здоровья, и от врожденной выносливости и т.д. Более того, даже употребление пищи исключительно с целью наслаждения далеко не всегда квалифицируются только как грех – уже в самом церковном уставе (монашеском по происхождению) заложено понятие “утешение братии”. То есть в силу церковной икономии от высоты декларируемой цели (нормы) в реальной практике вполне допустима та или иная степень отклонения, рассматриваемого лишь как “узаконенное” снисхождение, но не как явное беззаконие.
В-третьих, согласно православному учению, деторождение не является единственной и первостепенной целью брака, скорее оно есть его закономерное следствие, существенный и неизбежный аспект (за исключением случаев бесплодия). Первостепенная цель брака в православии – осуществление самоотверженной любви и достижение духовно-телесного единства двух личностей – мужчины и женщины.
В-четвертых, как уже показано выше, половые отношения супругов сами по себе не являются чем-то порочным и предосудительным, порочными они становятся, когда выходят из-под духовно-нравственного контроля и начинают занимать в иерархии супружеских взаимоотношений не подобающе высокое место, служат средством удовлетворения человеческого эгоизма на уровне чувственности.
Итак, на основе вышеозначенных предпосылок можно сделать следующие выводы. Посредством половых отношений супруги реализуют свою богоустановленную творческую способность деторождения. Даруя жизнь новому человеку, они несут ответственность не только за его духовно-нравственное развитие, но и за материальное обеспечение, физическое здоровье, социальное положение и т.д. В связи с этим вполне оправдана постановка вопроса о контроле над рождаемостью, целью которого (контроля) должно быть именно создание наиболее благоприятных условий (в первую очередь в духовно-нравственном отношении) для жизни и развития будущих детей, но не эгоистические побуждения родителей (когда они отказываются от деторождения, чтобы “пожить в свое удовольствие”). Нормативным средством этого контроля нужно признать воздержание, которое к тому же преследует и духовно-аскетические цели (см. 1 Кор. 7, 5). Вместе с тем нельзя забывать предупреждение ап. Павла, что злоупотребление этим средством, т.е. использование его “сверх сил”, может привести и к отрицательным последствиям (“разжиганию”).
Далее.
Половая близость сама по себе не является грехом. Естественный способ размножения богоустановлен. В результате грехопадения не произошло принципиального изменения самого способа размножения, речь может идти только о выходе половой функции человека из-под контроля разума и духа, об ее искажении в той степени, в какой мы говорим об искажении человеческой природы вообще. И если учитывать, что целью брака в православии является не только деторождение (иначе все бесплодные должны быть автоматически “обречены” на монашество), но в первую очередь вечный союз мужа и жены в единой природе посредством самоотверженной любви, то половые отношения между супругами можно рассматривать как проявление этой любви на уровне плоти. В таком контексте интимная близость перестает быть только средством для деторождения, и поэтому вполне оправдано утверждение о ее определенной самоценности. При этом нельзя забывать, что если отношения супругов сконцентрированы только на уровне половой жизни, если она становится самоцелью, ни о какой подлинной любви, ни о каком христианском браке не может быть речи в принципе. Из всего сказанного можно заключить, что, с православной точки зрения, вряд ли возможно стандартное, единое для всех предписание о мере строгости или, напротив, мере послабления в воздержании от половых отношений, а также о “естественном” или “искусственном” (контрацепция) способе контроля над рождаемостью. Ставя эти вопросы, необходимо учитывать и степень воцерковленности супругов, и их духовную зрелость, и их возраст, и их статус в Церкви, и состояние их физического здоровья, и даже темперамент, и многие другие объективные и субъективные условия и причины. Только взяв в расчет все эти факторы, можно судить о каждом конкретном случае. При этом в качестве важной оговорки нужно иметь в виду тот факт, что собственно богословских аргументов в пользу безусловного запрета на использование не абортивной контрацепции нет. Поэтому в порядке церковной икономии можно говорить о ее допустимости, что, кстати, признается, правда в довольно размытой (“конспиративной”, по всей видимости) формулировке, и в Основах социальной концепции РПЦ, принятой на Архиерейском Соборе 2000 г.
Алексей Зайцев. Проблема пола в церковном браке.