Борьба с бедностью – год спустя
Карин Клеман
В начале своего второго срока правления Путин провозгласил в качестве главной цели — борьбу с бедностью. И так, какие могут быть сделаны промежуточные итоги год спустя хотя бы на основе статистики?
Число бедных в России, если и снижается по официальной статистике, то очень незначительно. Около одной пяти населения живет за чертой бедности, т.е. с доходами ниже официального прожиточного минимума, который зафиксирован на очень низком уровне. По данным Росстата (Федеральная служба госстатистики), прожиточный минимум за IV квартал прошлого года в целом по России в расчете на душу населения установлен в размере 2451 руб., для трудоспособного населения -2690 руб., пенсионеров - 1849 руб., детей - 2394 руб. Он увеличивается очень медленно, и мало учитывает цены на жизненно необходимые услуги (здравоохранение, транспорт, телефон, ЖКХ…), которые растут намного быстрее товаров.
А как будет выглядеть статистика после монетизации льгот? На практике, монетизация снизит уровень жизни самых бедных, которые будут получать денежные выплаты, не компенсирующие реальные утерянные льготы. Зато она позволит части бедных выскочить статистически за уровень черты бедности. Так что статистическая картина, скорее всего, улучшится, и власть сможет похвастаться успехом в борьбе с бедностью.
Но пока что даже официальная статистика показывает весьма тревожную тенденцию к росту неравенства и погружению в безвыходную постоянную бедность все большего числа бедных. Когда богатые богатеют, бедные беднеют. По данным Росстата, зажиточные россияне по уровню доходов еще больше оторвались от бедствующих сограждан - в 14,8 раза. По официальным сводкам, разрыв между 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян растет с 2000 года.
Чепуха- скажут некоторые- это просто неадаптированные люди, безнадежные маргиналы. Увы, даже в среднем уровень доходов российского населения снижается (и это с учетом обогащения самых богатых). Официальная статистика показывает, что реальные (располагаемые) денежные доходы населения (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на динамику инфляции) к январю-2005 уменьшились за год на 9,6%. На самом деле реальные доходы населения до сих пор не превысили уровень 1990 года. Понятно дело, если даже НОМИНАЛЬНАЯ зарплата (без учета инфляции) снизилась по отношению к декабрю 2003г. в целом по стране на 5,8%.
Так что, можем суммировать: богатые богатеют, тогда так бедные и средние россияне беднеют. Очевидно, пресловутая «борьба с бедностью» не достигла своей цели. Что и неудивительно, поскольку непонятно, что было сделано для достижения цели.
Какие существуют возможные инструменты для борьбы с бедностью?
В первую очередь, это социальная политика, существующая во всем мире, и осуществляющая через социальные выплаты и гарантии, обеспечение доступа обездоленных людей к жизненно необходимым услугам. А новый курс социальных реформ, начиная с монетизации, направлен как раз на ухудшение состояния дел в этой области.
Уже до монетизации, в III квартале 2004г., по сравнению с соответствующим периодом 2003г, доля социальных выплат в общей структуре денежных доходов снизилась на 0,9%. После монетизации она опять увеличится благодаря денежным компенсациям, но, как уже сказано, это будет чисто статистический эффект, никак не сказывающийся на реальном уровне жизни бывших льготников. Что касается государственных социальных гарантий (минимальный размер заработной платы и базовая пенсия), их уровни продолжают отставать от величины прожиточного минимума. Даже после недавних повышений, МРОТ составляет меньше 30% от прожиточного минимума трудоспособного населения, а базовая пенсия — меньше 50% от мизерного прожиточного минимума пенсионеров. И средняя пенсия по стране (с учетом страховой части) только-только покрывает прожиточный минимум (т.е. позволяет выжить).
А уж что говорить о доступности транспорта, телефона и лекарств после монетизации — выступления пенсионеров показывают, что все только ухудшается. И впереди еще реформа образования и здравоохранения, которая тоже направлена на монетизацию (коммерциализацию), приватизацию и подорожание стоимости этого вида услуг.
Другой традиционный инструмент борьбы с бедностью — налоговая политика, направленная на перераспределение доходов. Увы, здесь курс идет тоже в совершенно противоположную сторону: одинаковый налог на доходы бедных и богатых, маленькие налоги на доходы от собственности и предпринимательской деятельности (2% всего лишь от общей суммы налогов в 2003г.), большие налоги с фонда заработной платы (12,8%). Так что налоговая система, наоборот, увеличивает социальное неравенство.
О последнем инструменте — политика занятости — уж говорить ничего, он вообще игнорируется. В России нет политики содействия трудоустройству, тем более трудоустройству на нормальных денежных условиях. Примерно половина из бедных — это работающие бедные.
Так что, даже при всем желании, верить в осуществление какой-нибудь политики «борьбы с бедностью» — невозможно.
Карин Клеман
В начале своего второго срока правления Путин провозгласил в качестве главной цели — борьбу с бедностью. И так, какие могут быть сделаны промежуточные итоги год спустя хотя бы на основе статистики?
Число бедных в России, если и снижается по официальной статистике, то очень незначительно. Около одной пяти населения живет за чертой бедности, т.е. с доходами ниже официального прожиточного минимума, который зафиксирован на очень низком уровне. По данным Росстата (Федеральная служба госстатистики), прожиточный минимум за IV квартал прошлого года в целом по России в расчете на душу населения установлен в размере 2451 руб., для трудоспособного населения -2690 руб., пенсионеров - 1849 руб., детей - 2394 руб. Он увеличивается очень медленно, и мало учитывает цены на жизненно необходимые услуги (здравоохранение, транспорт, телефон, ЖКХ…), которые растут намного быстрее товаров.
А как будет выглядеть статистика после монетизации льгот? На практике, монетизация снизит уровень жизни самых бедных, которые будут получать денежные выплаты, не компенсирующие реальные утерянные льготы. Зато она позволит части бедных выскочить статистически за уровень черты бедности. Так что статистическая картина, скорее всего, улучшится, и власть сможет похвастаться успехом в борьбе с бедностью.
Но пока что даже официальная статистика показывает весьма тревожную тенденцию к росту неравенства и погружению в безвыходную постоянную бедность все большего числа бедных. Когда богатые богатеют, бедные беднеют. По данным Росстата, зажиточные россияне по уровню доходов еще больше оторвались от бедствующих сограждан - в 14,8 раза. По официальным сводкам, разрыв между 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян растет с 2000 года.
Чепуха- скажут некоторые- это просто неадаптированные люди, безнадежные маргиналы. Увы, даже в среднем уровень доходов российского населения снижается (и это с учетом обогащения самых богатых). Официальная статистика показывает, что реальные (располагаемые) денежные доходы населения (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на динамику инфляции) к январю-2005 уменьшились за год на 9,6%. На самом деле реальные доходы населения до сих пор не превысили уровень 1990 года. Понятно дело, если даже НОМИНАЛЬНАЯ зарплата (без учета инфляции) снизилась по отношению к декабрю 2003г. в целом по стране на 5,8%.
Так что, можем суммировать: богатые богатеют, тогда так бедные и средние россияне беднеют. Очевидно, пресловутая «борьба с бедностью» не достигла своей цели. Что и неудивительно, поскольку непонятно, что было сделано для достижения цели.
Какие существуют возможные инструменты для борьбы с бедностью?
В первую очередь, это социальная политика, существующая во всем мире, и осуществляющая через социальные выплаты и гарантии, обеспечение доступа обездоленных людей к жизненно необходимым услугам. А новый курс социальных реформ, начиная с монетизации, направлен как раз на ухудшение состояния дел в этой области.
Уже до монетизации, в III квартале 2004г., по сравнению с соответствующим периодом 2003г, доля социальных выплат в общей структуре денежных доходов снизилась на 0,9%. После монетизации она опять увеличится благодаря денежным компенсациям, но, как уже сказано, это будет чисто статистический эффект, никак не сказывающийся на реальном уровне жизни бывших льготников. Что касается государственных социальных гарантий (минимальный размер заработной платы и базовая пенсия), их уровни продолжают отставать от величины прожиточного минимума. Даже после недавних повышений, МРОТ составляет меньше 30% от прожиточного минимума трудоспособного населения, а базовая пенсия — меньше 50% от мизерного прожиточного минимума пенсионеров. И средняя пенсия по стране (с учетом страховой части) только-только покрывает прожиточный минимум (т.е. позволяет выжить).
А уж что говорить о доступности транспорта, телефона и лекарств после монетизации — выступления пенсионеров показывают, что все только ухудшается. И впереди еще реформа образования и здравоохранения, которая тоже направлена на монетизацию (коммерциализацию), приватизацию и подорожание стоимости этого вида услуг.
Другой традиционный инструмент борьбы с бедностью — налоговая политика, направленная на перераспределение доходов. Увы, здесь курс идет тоже в совершенно противоположную сторону: одинаковый налог на доходы бедных и богатых, маленькие налоги на доходы от собственности и предпринимательской деятельности (2% всего лишь от общей суммы налогов в 2003г.), большие налоги с фонда заработной платы (12,8%). Так что налоговая система, наоборот, увеличивает социальное неравенство.
О последнем инструменте — политика занятости — уж говорить ничего, он вообще игнорируется. В России нет политики содействия трудоустройству, тем более трудоустройству на нормальных денежных условиях. Примерно половина из бедных — это работающие бедные.
Так что, даже при всем желании, верить в осуществление какой-нибудь политики «борьбы с бедностью» — невозможно.