Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Серая тетрадь
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Искусство > Литература
Мёртвый Связист
<СЕРАЯ ТЕТРАДЬ>
* * *





Над морем темным благодатным


носился воздух необъятный,


он синим коршуном летал,


он молча ночи яд глотал.


И думал воздух: все проходит,


едва висит прогнивший плод.


Звезда как сон на небо всходит,


пчела бессмертная поет.


Пусть человек как смерть и камень


безмолвно смотрит на песок.


Цветок тоскует лепестками


и мысль нисходит на цветок.


(А воздух море подметал


как будто море есть металл).


Он понимает в этот час


и лес и небо и алмаз.


Цветок он сволочь, он дубрава,


мы смотрим на него направо,


покуда мы еще живем


мы сострижем его ножом.


(А воздух море подметал


как будто море есть металл).


Он человека стал мудрее,


он просит имя дать ему.


Цветок мы стали звать андреем,


он нам ровесник по уму.


Вокруг него жуки и пташки


стонали как лесные чашки,


вокруг него река бежала


свое высовывая жало,


и бабочки и муравьи


над ним звенят колоколами,


приятно плачут соловьи,


летая нежно над полями.


А воздух море подметал,


как будто море есть металл.














* * *





К о л о к о л о в.


Я бы выпил еще одну рюмку водички


за здоровье этой воздушной птички,


которая летает как фанатик,


над кустами восторга кружится как лунатик,


магнитный блеск ее очей


принимает высшую степень лучей.


Она порхает эта птичка свечка,


над каплей водки, над горой, над речкой,


приобретая часто вид псалма,


имея образ вещи сквозной,


не задевает крылышко холма,


о ней тоскует человек земной.


Она божественная богиня,


она милая бумага Бога,


ей жизни тесная пустыня нравится


весьма немного.


Ты птичка самоубийство


или ты отречение.





К у х а р с к и й.


Хотел бы я потрогать небесное тело,


которое за ночь как дева вспотело,


и эту необъяснимую фигуру ночи


мне обозреть хотелось бы очень,


эту отживающую ночь,


эту сдыхающую дочь,


материальную как небесный песок,


увядающую сейчас во вторник.


я поднял бы частицу этой ночи


как лепесток,


но я чувствую то же самое.





С в и д е р с к и й.


Кухарский может быть ты нанюхался эфиру?





К у х а р с к и й.


Я камень трогаю. Но твердость камня


меня уже ни в чем не убеждает.


Пусть солнце на небе сияет будто пальма,


но больше свет меня не освещает.


Всё всё имеет цвет,


всё всё длину имеет,


всё всё длину имеет,


имеет ширину, и глубину комет,


всё всё теперь темнеет


и всё остается то же самое.





К о л о к о л о в.


Что же мы тут сидим как дети,


не лучше ли нам сесть и что-нибудь спети,


допустим песню.





К у х а р с к и й.


Давайте споем поверхность песни.





Песня про тетрадь





Море ты море ты родина волн,


волны это морские дети.


Море их мать


и сестра их тетрадь


вот уж в течение многих столетий.


И жили они хорошо.


И часто молились.


Море Богу,


и дети Богу.


А после на небо переселились.


Откуда брызгали дождем,


и вырос на месте дождливом дом.


Жил дом хорошо.


Учил он двери и окна играть,


в берег, в бессмертие, в сон и в тетрадь.


Однажды.





С в и д е р с к и й.


Однажды я шел по дороге отравленный ядом,


и время со мною шагало рядом.


Различные птенчики пели в кустах,


трава опускалась на разных местах.


Могучее море как бранное поле вдали возвышалось.


Мне разумеется плохо дышалось.


Я думал о том, почему лишь глаголы


подвержены часу, минуте и году,


а дом, лес и небо, как будто монголы,


от времени вдруг получили свободу.


Я думал и понял. Мы все это знаем,


что действие стало бессонным Китаем


что умерли действия, лежат мертвецами,


и мы их теперь украшаем венками.


Подвижность их ложь, их плотность обман


и их неживой поглощает туман.


Предметы как дети, что спят в колыбели.


Как звезды, что на небе движутся еле.


Как сонные цветы, что беззвучно растут.


Предметы как музыка, они стоят на месте.


Я остановился. Я подумал тут,


я не мог охватить умом нашествие всех новых бедствий.


И я увидел дом ныряющий как зима,


и я увидел ласточку обозначающую сад


где тени деревьев как ветви шумят,


где ветви деревьев как тени ума.


Я услышал музыки однообразную походку,


я пытался поймать словесную лодку.


Я испытывал слово на огне и на стуже,


но часы затягивались всё туже и туже,


И царствовавший во мне яд


властвовал как пустой сон.


Однажды.

Перед каждым словом я ставлю вопрос: что оно значит, и над каждым словом я ставлю показатель его времени. Где дорогая душечка Маша и где ее убогие руки, глаза и прочие части? Где она ходит убитая или живая? Мне невмоготу. Кому? мне. Что? невмоготу. Я один как свеча. Я семь минут пятого один 8 минут пятого, как девять минут пятого свеча 10 минут пятого. Мгновенья как не бывало. Четырех часов тоже. Окна тоже. Но все то же самое.

Темнеет, светает, ни сна не видать,


где море, где слово, где тень, где тетрадь,


всему наступает сто пятьдесят пять.

С в и д е р с к и й. Перед тобой стоит дорога. И позади тебя лежит тот же путь. Ты стал, ты остановился на быстрый миг, и ты, и мы все увидели дорогу впереди тебя. Но вот тут мы взяли все и обернулись на спину то есть назад, и мы увидели тебя дорога, мы осмотрели тебя путь, и все все как один подтвердили правильность ее. Это было ощущение — это был синий орган чувств. Теперь возьмем минуту назад, или примеряем минуту вперед, тут вертись или оглядывайся, нам не видно этих минут, одну из них прошедшую мы вспоминаем, другую будущую точку воображаем. Дерево лежит дерево висит, дерево летает. Я не могу установить этого. Мы не можем ни зачеркнуть, ни ощупать этого. Я не доверяю памяти, не верю воображению. Время единственное что вне нас не существует. Оно поглощает все существующее вне нас. Тут наступает ночь ума. Время всходит над нами как звезда. Закинем свои мысленные головы, то есть умы. Глядите оно стало видимым. Оно всходит над нами как ноль. Оно все превращает в ноль. (Последняя надежда—Христос Воскрес.)

Христос Воскрес — последняя надежда.

* * *

Все что я здесь пытаюсь написать о времени, является, строго говоря, неверным. Причин этому две. 1) Всякий человек, который хоть сколько-нибудь не понял время, а только не понявший хотя бы немного понял его, должен перестать понимать и все существующее. 2) Наша человеческая логика и наш язык не соответствуют времени ни в каком, ни в элементарном, ни в сложном его понимании. Наша логика и наш язык скользят по поверхности времени.

Тем не менее, может быть что-нибудь можно попробовать и написать если и не о времени, не по поводу непонимания времени, то хотя бы попробовать установить те некоторые положения нашего поверхностного ощущения времени, и на основании их нам может стать ясным путь в смерть и в широкое непонимание.

Если мы почувствуем дикое непонимание, то мы будем знать, что этому непониманию никто не сможет противопоставить ничего ясного. Горе нам, задумавшимся о времени. Но потом при разрастании этого непонимания тебе и мне станет ясно что нету ни горя, ни нам, ни задумавшимся, ни времени.

1. Время и Смерть

Не один раз я чувствовал и понимал или не понимал смерть. Вот три случая твердо во мне оставшихся.

1. Я нюхал эфир в ванной комнате. Вдруг все изменилось. На том месте, где была дверь, где был выход, стала четвертая стена, и на ней висела повешенная моя мать. Я вспомнил, что мне именно так была предсказана моя смерть. Никогда никто мне моей смерти не предсказывал. Чудо возможно в момент смерти. Оно возможно потому что смерть есть остановка времени.

2. В тюрьме я видел сон. Маленький двор, площадка, взвод солдат, собираются кого-то вешать, кажется, негра. Я испытываю сильный страх, ужас и отчаяние. Я бежал. И когда я бежал по дороге, то понял, что убежать мне некуда. Потому что время бежит вместе со мной и стоит вместе с приговоренным. И если представить его пространство, то это как бы один стул, на который и он и я сядем одновременно. Я потом встану и дальше пойду, а он нет. Но мы все-таки сидели на одном стуле.

3. Опять сон. Я шел со своим отцом, и не то он мне сказал, не то сам я вдруг понял: что меня сегодня через час и через 1½повесят. Я понял, я почувствовал остановку. И что-то по-настоящему наконец наступившее. По-настоящему совершившееся, это смерть. Все остальное не есть совершившееся. Оно не есть даже совершающееся. Оно пупок, оно тень листа, оно скольжение по поверхности.

2. Простые вещи

Будем думать о простых вещах. Человек говорит: завтра, сегодня, вечер, четверг, месяц, год, в течение недели. Мы считаем часы в дне. Мы указываем на их прибавление. Раньше мы видели только половину суток, теперь заметили движение внутри целых суток. Но когда наступают следующие, то счет часов мы начинаем сначала. Правда, зато к числу суток прибавляем единицу. Но проходит 30 или 31 суток. И количество переходит в качество, оно перестает расти. Меняется название месяца. Правда, с годами мы поступаем как бы честно. Но сложение времени отличается от всякого другого сложения. Нельзя сравнить три прожитых месяца с тремя вновь выросшими деревьями. Деревья присутствуют и тускло сверкают листьями. О месяцах мы с уверенностью сказать того же не можем. Названия минут, секунд, часов, дней, недель и месяцев отвлекают нас даже от нашего поверхностного понимания времени. Все эти названия аналогичны либо предметам, либо понятиям и исчислениям пространства. Поэтому прожитая неделя лежит перед нами как убитый олень. Это было бы так, если бы время только помогало счету пространства, если бы это была двойная бухгалтерия. Если бы время было зеркальным изображением предметов. На самом деле предметы это слабое зеркальное изображение времени. Предметов нет. На, поди их возьми. Если с часов стереть цифры, если забыть ложные названии, то уже может быть время захочет показать нам свое тихое туловище, себя во весь рост. Пускай бегает мышь по камню. Считай только каждый ее шаг. Забудь только слово каждый, забудь только слово шаг. Тогда каждый ее шаг покажется новым движением. Потом, так как у тебя справедливо исчезло восприятие ряда движений как чего-то целого, что ты называл ошибочно шагом (ты путал движение и время с пространством, ты неверно накладывал их друг на друга), то движение у тебя начнет дробиться, оно придет почти к нулю. Начнется мерцание. Мышь начнет мерцать. Оглянись: мир мерцает (как мышь).

3. Глаголы

Глаголы в нашем понимании существуют как бы сами по себе. Это как бы сабли и винтовки сложенные в кучу. Когда идем куда-нибудь, мы берем в руки глагол идти. Глаголы у нас тройственны. Они имеют время. Они имеют прошедшее, настоящее и будущее. Они подвижны. Они текучи, они похожи на что-то подлинно существующее. Между тем нет ни одного действия которое бы имело вес, кроме убийства, самоубийства, повешения и отравления. Отмечу, что последние час или два перед смертью могут быть действительно названы часом. Это есть что-то целое, что-то остановившееся, это как бы пространство, мир, комната или сад, освободившиеся от времени. Их можно пощупать. Самоубийцы и убитые у вас была такая секунда, а не час? Да, секунда, ну две, ну три, а не час, говорят они. Но они были плотны и неизменны? — Да, да.

Глаголы на наших глазах доживают свой век. В искусстве сюжет и действие исчезают. Те действия, которые есть в моих стихах, нелогичны и бесполезны, их нельзя уже назвать действиями. Про человека, который раньше надевал шапку и выходил на улицу, мы говорили: он вышел на улицу. Это было бессмысленно. Слово вышел, непонятное слово. А теперь: он надел шапку, и начало светать, и (синее) небо взлетело как орел.

События не совпадают с временем. Время съело события. От них не осталось косточек.

4. Предметы

Дом у нас не имеет времени. Лес у нас не имеет времени. Может быть человек инстинктивно чувствовал непрочность, хотя бы на одно мгновенье плотность вещественной оболочки предмета. Даже настоящего, того настоящего времени, о котором давно известно, что его нет, и того он не дал предмету. Выходит, что дома и неба и леса еще больше нет, чем настоящего.

Когда один человек жил в своем собственном ногте, то он огорчался и плакал и стонал. Но как-то он заметил, что нет вчера, нету завтра, а есть только сегодня. И прожив сегодняшний день он сказал: есть О чем говорить. Этого сегодняшнего дня нет у меня, нет у того, который живет в голове, который скачет, как безумный, который пьет и ест, у того, который плавает на ящике, и у того, который спит на могиле друга. У нас одинаковые дела. Есть о чем говорить.

И он стал обозревать мирные окрестности, и в стенках сосуда времени ему показался Бог.

5. Животные

Восходит скверная заря. Лес просыпается. И в лесу на дереве, на ветке, подымается птица и начинает ворчать о звездах, которые она видела во сне, и стучит клювом в головы своих серебряных птенцов. И лев, и волк и хорек недовольно и сонно лижут своих серебряных детенышей. Он, лес, он напоминает нам буфет, наполненный серебряными ложками и вилками. Или, или, или смотрим, течет синяя от своей непокорности река. В реке порхают рыбы со своими детьми. Они смотрят божескими глазами на сияющую воду и ловят надменных червяков. Подстерегает ли их ночь, подстерегает ли их день. Букашка думает о счастье. Водяной жук тоскует. Звери не употребляют алкоголя. Звери скучают без наркотических средств. Они предаются животному разврату. Звери время сидит над вами. Время думает о вас, и Бог.

Звери вы колокола. Звуковое лицо лисицы смотрит на свой лес. Деревья стоят уверенно как точки, как тихий мороз. Но мы оставим в покое лес, мы ничего не поймем в лесу. Природа вянет как ночь. Давайте ложиться спать. Мы очень омрачены.

6. Точки и седьмой час

Когда мы ложимся спать, мы думаем, мы говорим, мы пишем: день прошел. И назавтра мы не ищем прошедшего дня. Но пока мы не легли, мы относимся к дню так, как будто бы он еще не прошел, как будто бы он еще существует, как будто день это дорога по которой мы шли, дошли до конца и устали. Но при желании могли бы пойти обратно. Все наше деление времени, все наше искусство относится к времени так, как будто бы безразлично, когда это происходило, происходит или будет происходить. Я почувствовал и впервые не понял время в тюрьме. Я всегда считал, что по крайней мере дней пять вперед это то же что дней пять назад, это как комната, в которой стоишь посредине, где собака смотрит тебе в окно. Ты захотел повернуться, и увидел дверь, а нет — увидел окно. Но если в комнате четыре гладких стены, то самое большее что ты увидишь, это смерть на одной из стен. Я думал в тюрьме испытывать время. Я хотел предложить, и даже предложил соседу по камере попробовать точно повторять предыдущий день, в тюрьме все способствовало этому, там не было событий. Но там было время. Наказание я получил тоже временем. В мире летают точки, это точки времени. Они садятся на листья, они опускаются на лбы, они радуют жуков. Умирающий в восемьдесят лет, и умирающий в 10 лет, каждый имеет только секунду смерти. Ничего другого они не имеют. Бабочки однодневки перед нами столетние псы. Разница только в том, что у восьмидесятилетнего нет будущего, а у 10-летнего есть. Но и это неверно, потому что будущее дробится. Потому что прежде чем прибавится новая секунда, исчезнет старая, это можно было бы изобразить так:

Ø Ø Ø Ø Ø Ø

Ø Ø Ø Ø Ο

Только нули должны быть не зачеркнуты, а стерты. А такое секундное мгновенное будущее есть у обоих, или у обоих его нет, не может и не могло быть, раз они умирают. Наш календарь устроен так, что мы не ощущаем новизны каждой секунды. А в тюрьме эта новизна каждой секунды, и в то же время ничтожность этой новизны стала мне ясной. Я не могу понять сейчас, если бы меня освободили двумя днями раньше или позже, была ли бы какая-нибудь разница. Становится непонятным, что значит раньше и позже, становится непонятным все. А между тем петухи кричат каждую ночь. Но воспоминания вещь ненадежная, свидетели путаются и ошибаются… В одну ночь не бывает два раза 3 часа, убитый лежащий сейчас — был ли убит минуту тому назад и будет ли убитым послезавтра. Воображение непрочно. Каждый час хотя бы, если не минута, должен получить свое число, с каждым следующим прибавляющееся или остающееся все тем же. Скажем, что у нас седьмой час и пусть он тянется. Надо для начала отменить хотя бы дни, недели и месяцы. Тогда петухи будут кричать в разное время, а равность промежутков не существует, потому что существующее не сравнить с уже несуществующим, а может быть и несуществовавшим. Почем мы знаем? Мы не видим точек времени, на все опускается седьмой час.

7. Печальные останки событий

Все разлагается на последние смертные части. Время поедает мир. Я не по…




Бурчание в желудке во время объяснения в любви

Меня интересует: когда я объясняюсь в любви новой свежей женщине, то у меня почти всегда, или верней часто, бурчит в животе или закладывает нос. Когда это происходит, я считаю, что наступил хороший признак, Значит, все выйдет удачно. Тут важно, когда начинает бурчать, вовремя закашлять. Вздыхать, кажется, не надо, иначе бурчание дойдет до ее слуха. От закладываемого носа тоже, бывает, исходят характерные звуки. Наверное, это происходит от волнения. В чем же здесь волнение? Половой акт, или что-либо подобное, есть событие. Событие есть нечто новое для нас потустороннее. Оно двухсветно. Входя в него, мы как бы входим в бесконечность. Но мы быстро выбегаем из него. Мы ощущаем следовательно событие как жизнь. А его конец — как смерть. После его окончания все опять в порядке, ни жизни нет ни смерти. Волнение перед событием, и вследствие того бурчание и заложенный нос есть, значит, волнение перед обещанной жизнью. Еще в чем тут в частности дело. Да, дело в том, что тут есть с тобой еще участница, женщина. Вас тут двое. А так, кроме этого эпизода, всегда один. В общем, тут тоже один, но кажется мне в этот момент, вернее до момента, что двое. Кажется что с женщиной не умрешь, что в ней есть вечная жизнь.



Заболевание сифилисом, отрезанная нога, выдернутый зуб

Почему я так боюсь заболеть сифилисом, или вырвать зуб? Кроме боли и неприятностей, тут есть еще вот что. Во-первых, это вносит в жизнь числовой ряд. Отсюда начинается система отсчета. Она более страшная система отсчета, чем от начала рождения. Там не помнишь, то есть у всех, страшность того никто не ощущает, то все празднуют (день рождения и имянин). Тем же мне и страшно было пребывание в Д. П. 3. И во-вторых, тут еще плохо то, что это было что-то безусловно окончательное и единственное и состоявшееся и настоящее. И это в моем понимании тоже становится числом. Это можно покрыть числом один. А один, по-моему, это целая жизнь одного человека от начала до конца, и нормально это один .должны бы чувствовать только в последний миг. А тут вдруг это входит внутри жизни. Это ни чем не поправимая беда. Выдернутый зуб. Тут совпадение внешнего события с временем. Ты сел в кресло. И вот пока он варит щипцы, и потом достает их, на тебя начинает надвигаться время, время, время, и наступает слово вдруг и наступает наполненное посторонним содержанием событие. И зуб исчез.

Все это меня пугает. Тут входит слово никогда.

<1932— 1933>
Prediger
И стихи неплохие и размышления интересные. Однака тут много чего не на поверхности и каждый буквально сюжет требует отдельного рассмотрения т.к. претендует на отдельный философский пассаж. Говорить сразу о всём решительно невозможно. Поэтому лучше говорить о каждом сюжете о отдельно.
Весьма примечательно, что исход его грусти и скорби ищется не через современное "уколоться и забыться", а через поиск Христа, Который для души чуткой и небоящейся света, весьма близок в каждом блике бытия.
sappy
Очень и очень интересный писатель. Он подошел слишком близко к некоторым финальным ответам. И умерев наверное получил их.
Мёртвый Связист
Во мне его творчество очень глубоко засело.
Жаль, что такие люди при жизни остаются непонятыми. Он двигался на шаг вперед времени. И время ему отплатило.
Spartak
Сильно, очень душевно, если влиться в его творчество...
Первое впечатления от прочитанного, что я где-то уже с этим встречался...
Иэм
Ай-ай-ай! - ужаснулся я. - Неужели здесь этого нету?

Пьеса "Ёлка у Ивановых"

ЕЛКА У ИВАНОВЫХ

Действующие лица:
П е т я П е р о в — годовалый мальчик
Н и н а С е р о в а — восьмилетняя девочка
В а р я П е т р о в а — семнадцатилетняя девочка
В о л о д я К о м а р о в— двадцатипятилетний мальчик
С о н я О с т р о в а— тридцатидвухлетняя девочка
М и ш а П е с т р о в— семидесятишестилетний мальчик
Д у н я Ш у с т р о в а— восьмидесятидвухлетняя девочка
П у з ы р е в а - мать
П у з ы р е в - отец
Собака В е р а
Гробовщик
Горничные, повара, солдаты, учителя латинского и греческого языка.
Действие происходит в 90-х годах.

ДЕЙСТВИЕ I
Картина первая
На первой картине нарисована ванна. Под сочельник дети купаются. Стоит и комод. Справа от двери повара режут кур и режут поросят. Няньки, няньки, няньки моют детей. Все дети сидят в одной большой ванне, а Петя Перов годовалый мальчик купается в тазу, стоящем прямо против двери. На стене слева от двери висят часы. На них 9 часов вечера.
Годовалый мальчик П е т я П е р о в. Будет елка? Будет. А вдруг не будет. Вдруг я умру.
Н я н ь к а (мрачная как скунс). Мойся, Петя Перов. Намыль себе уши а шею. Ведь ты еще но умеешь говорить.
П е т я П е р о в. Я умею говорить мыслями. Я умею плакать. Я умею смеяться. Что ты хочешь?
В а р я П е т р о в а(девочка 17 лет). Володя потри мне спину. Знает Бог на ней вырос мох. Как ты думаешь?
В о л о д я К о м а р о в (мальчик 25 лет). Я ничего не думаю. Я обжег себе живот.
М и ш а П е с т р о в (мальчик 76 лет). Теперь, у тебя будет клякса. Которую, я знаю, не вывести ничем и никогда.
С о н я О с т р о в а (девочка 32 лет). Вечно ты, Миша, говоришь неправильно. Посмотри лучше, какая у меня сделалась грудь.
Д у н я Ш у с т р о в а (девочка 82 лет). Опять хвастаешься. То ягодицами хвасталась, а теперь грудью. Побоялась бы Бога.
С о н я О с т р о в а (девочка 32 лет. Поникает от горя, как взрослый малороссийский человек). Я обижена на тебя. Дура, идиотка, блядь.
Н я н ь к а (замахиваясь топором как секирой). Сонька, если ты будешь ругаться, я скажу отцу-матери, я зарублю тебя топором.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). И ты почувствуешь на краткий миг, как разорвется твоя кожа и как брызнет кровь. А что ты почувствуешь дальше, нам неизвестно.
Н и н а С е р о в а (девочка 8 лет). Сонечка, эта нянька сумасшедшая или преступница. Она все может. Зачем ее только к нам взяли.
М и ш а П е с т р о в (мальчик 76 лет). Да бросьте дети ссориться. Так и до елки пе доживешь. А родители свечек купили, конфет и спичек, чтобы зажигать свечи.
С о н я О с т р о в а (девочка 32 лет). Мне свечи не нужны. У меня есть палец.
В а р я П е т р о в а(девочка 17 лет). Соня, не настаивай на этом. Не настаивай. Лучше мойся почище.
В о л о д я К о м а р о в (мальчик 25 лет). Девочки должны мыться чаще мальчиков, а то они становятся противными. Я так думаю.
М и ш а П е с т р о в (мальчик 76 лет). Ох, да будет вам говорить гадости. Завтра елка и мы все будем очень веселиться.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Один я буду сидеть на руках у всех гостей по очереди с видом важным и глупым, будто бы ничего не понимая. Я и невидимый Бог.
С о н я О с т р о в а (девочка 32 лет). А я когда в зал выйду, когда елку зажгут, я юбку подниму и всем все покажу.
Н я н ь к а (зверея). Нет, но покажешь. Да и нечего тебе показывать — ты еще маленькая.
С о н я О с т р о в а (девочка 32 лет). Нет покажу. А то что у меня маленькая, это ты правду сказала. Это еще лучше. Это не то что у тебя.
Н я н ь к а (хватает топор и отрубает ей голову). Ты заслужила эту смерть.
Дети кричат: Убийца, она убийца. Спасите нас. Прекратите купанье.
Повара перестают резать кур и резать поросят.
Удаленная на два шага от тела лежит па полу кровавая отчаянная голова. За дверями воет собака Вера. Входит П о л и ц и я.
П о л и ц и я.
Где же родители?
Д е т и (хором).
Они и театре.
П о л и ц и я.
Давно ль уехали.
Д е т и (хором).
Давно но не навеки
П о л и ц и я.
И что же смотрят,
Балет иль драму?
Д е т и (хором).
Балет должно быть.
Мы любим маму.
П о л и ц и я.
Приятно встретить
Людей культурных.
Д е т и (хором).
Всегда ль вы ходите в котурнах?
П о л и ц и я.
Всегда. Мы видим труп
И голову отдельно.
Тут человек лежит бесцельно,
Сам нецельный.
Что тут было?
Д е т и (хором).
Нянька топором
Сестренку нашу зарубила.
П о л и ц и я.
А где ж убийца?
Н я н ь к а.
Я пред вами.
Вяжите меня.
Лежите меня.
И казните меня.
П о л и ц и я.
Эй слуги, огня.
С л у г и.
Мы плачем навзрыд,
А огонь горит.
Н я н ь к а (плачет).
Судите коня,
Пожалейте меня.
П о л и ц и я.
За что ж судить коня,
Коль конь не виноват
В кровотеченье этом.
Да нам и не найти
Виновного коня.
Н я н ь к а. Я сумасшедшая.
П о л и ц и я. Ну, одевайся. Там разберут. Пройдешь экспертизу. Надевайте на нее кандалы или вериги.
О д и н п о в а р. Тебе нянька и вериги в руки.
Д р у г о й п о в а р. Душегубка.
П о л и ц и я. Эй вы потише, повара. Ну-ну, пошли. До свиданья дети.
Слышен стук в дверь. Врывается Пузырев-отец и Пузырева-мать. Они обезумели от горя. Они страшно кричат, лаят и мычат.
На стене слева от двери висят часы, на них 12 часов вечера.
К о н е ц п е р в о й к а р т и н ы

Картина вторая
Тот же вечер и лес. Снегу столько, что хоть возами его вози. И верно его и возят. В лесу лесорубы рубят елки. Завтра во многих русских и еврейских семействах будут елки. Среди других лесорубов выделяется один, которого зовут Федор. Он жених няньки, совершившей убийство. Что знает он об этом? Он еще ничего не знает. Он плавно рубит елку для елки в семействе Пузыревых. Все звери попритаились по своим норам. Лесорубы поют хором гимн. На тех же часах слева от двери те же 9 часов вечера.
Л е с о р у б ы.
Как хорошо в лесу,
Как светел снег.
Молитесь колесу,
Оно круглее всех.
Деревья на конях
Бесшумные лежат.
И пасынки в санях
По-ангельски визжат.
Знать завтра Рождество,
И мы бесчестный люд
Во здравие его
Немало выпьем блюд.
С престола смотрит Бог
И улыбаясь кротко
Вздыхает тихо ох,
Народ ты мой сиротка.
Ф е д о р (задумчиво). Нет, не знаете вы того, что я вам сейчас скажу. У меня есть невеста. Она работает нянькой в большом семействе Пузыревых. Она очень красивая. Я ее очень люблю. Мы с ней уже живем как муж с женою.
Л е с о р у б ы каждый как умеет, знаками показывают ему, что их интересует то, что он им сказал. Тут выясняется, что они не умеют говорить. А то, что они только что пели — это простая случайность, которых так много в жизни.
Ф е д о р. Только она очень нервная, эта моя невеста. Да что поделаешь, работа тяжелая. Семейство большое. Много детей. Да что поделаешь.
Л е с о р у б. Фрукт.
(Хотя он и заговорил, но ведь сказал невпопад. Так что это не считается. Его товарищи тоже всегда говорят невпопад.)
2-й л е с о р у б. Желтуха.
Ф е д о р. После того, как я ее возьму, мне никогда не бывает скучно и противно не бывает. Это потому что мы друг друга сильно любим. У нас одна близкая душа.
3-й л е с о р у б. Помочи.
Ф е д о р. Вот сейчас отвезу дерево и пойду к ней ночью. Она детей перекупала и меня теперь поджидает. Да что поделаешь.
Ф е д о р и л е с о р у б ы садятся на сани и уезжают из леса.
Выходят звери: Ж и р а ф а — чудный зверь. В о л к — бобровый зверь, Л е в -государь и С в и н о й п о р о с е н о к.
Ж и р а ф а. Часы идут.
В о л к. Как стада овец.
Л е в. Как стада быков.
С в и н о й п о р о с е н о к. Как осетровый хрящ.
Ж и р а ф а. Звезды блещут.
В о л к. Как кровь овец.
Л е в. Как кровь быков.
С в и н о й II о р о с е н о к. Как молоко кормилицы.
Ж и р а ф а. Реки текут.
В о л к. Как слова овец.
Л е в. Как слова быков.
С в и н о й п о р о с е н о к. Как богиня семга.
Ж и р а ф а. Где наша смерть?
В о л к. В душах овец.
Л е в. В душах быков.
С в и н о й п о р о с е н о к. В просторных сосудах.
Ж и р а ф а. Благодарю вас. Урок окончен.
Звери —Ж и р а ф а— чудный зверь. В о л к — бобровый зверь, Л е в-государь и С в и н о й п о р о с е н о к совсем как в жизни уходят. Лес остается один. На часах слева от двери 12 часов ночи.
К о н е ц в т о р о й к а р т и н ы
Картина третья
Ночь. Гроб. Уплывающие по реке свечи. П у з ы р е в-отец. Очки. Борода. Слюни. Слезы. П у з ы р е в а - м а т ь. На ней женские доспехи. Она красавица. У нее есть бюст. В гробу плашмя лежит С о н я О с т р о в а. Она обескровлена. Ее отрубленная голова лежит на подушке, приложенная к своему бывшему телу. На стене слева от двери висят часы. На них 2 часа ночи.
П у з ы р е в - о т е ц (плачет). Девочка моя, Соня, как же так. Как же так. Еще утром ты играла в мячик и бегала как живая.
П у з ы р е в а - м а т ь. Сонечка. Сонечка. Сонечка. Сонечка. Сонечка. Сонечка. Сонечка.
П у з ы р е в - о т е ц (плачет). Дернул же нас черт уехать в театр и смотреть там этот дурацкий балет с шерстяными пузатыми балеринами. Как сейчас помню, одна из них прыгая и сияя улыбнулась мне, но я подумал на что ты мне нужна, у меня ведь есть дети, есть жена, есть деньги. И я так радовался, так радовался. Потом мы вышли из театра, и я позвал лихача и сказал ему: Ваня, вези нас поскорее домой, у меня что-то сердце неспокойно.
П у з ы р е в а - м а т ь (зевает). О жестокий Бог, жестокий Бог, за что Ты нас наказываешь.
П у з ы р е в - о т е ц (сморкается). Мы были как пламя, а Ты нас тушишь.
П у з ы р е в а -м а т ь (пудрится). Мы хотели детям елку устроить.
П у з ы р е в - о т е ц (целуется). И мы устроим ее, устроим. Несмотря ни на что.
П у з ы р е в а - м а т ь (раздевается). О это будет елка. Всем елкам ель.
П у з ы р е в - о т е ц (разжигая свое воображение). Ты у меня красавица и дети так милы.
П у з ы р е в а - м а т ь (отдается ему). Боже, почему так скрипит диван. Как это ужасно.
П у з ы р е в - о т е ц (кончив свое дело, плачет). Господи, у нас умерла дочь, а мы тут как звери.
П у з ы р е в а - м а т ь (плачет). Не умерла, не умерла, в том-то и дело. Ведь ее убили.
Входит нянька с годовалым П е т е й П е р о в ы м на руках.
Н я н ь к а. Мальчик проснулся. Ему что-то неспокойно на душе. Он морщится. Он с отвращением на все смотрит.
П у з ы р е в а - м а т ь. Спи Петенька, спи. Мы тебя караулим.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). А что Соня, все мертвая?
П у з ы р е в - о т е ц (вздыхает). Да, она мертва. Да, она убита. Да, она мертва.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года) .Я так и думал. А елка будет?
П у з ы р е в а - м а т ь. Будет. Будет. Что вы все дети сейчас делайте?
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Мы все дети сейчас спим. И я засыпаю. (Засыпает).
Н я н ь к а подносит его к родителям, те крестят его и целуют. Н я н ь к а уносит его.
П у з ы р е в - о т е ц (жене). Ты побудь пока одна у гроба. Я сейчас вернусь. Я пойду погляжу не несут ли елку. (Выбегает из гостиной. Через секунду возвращается, потирая руки). А кстати и свечей подкинуть надо, а то эти уж совсем отплыли в Лету. (Низко кланяется гробу и жене и на цыпочках, выходит.)
П у з ы р е в а - м а т ь (остается одна). Сонечка, знаешь, когда мы поднимались по лестнице, надо мной все время летала черная ворона, и я нравственно чувствовала, как мое сердце сжимается от тоски. А когда мы вошли в квартиру, и когда слуга Степан Николаев сказал: Она убита. Она убита.— Не закричала беспросветным голосом. Так стало мне страшно. Так страшно. Так нелегко.
С о н я О с т р о в а (бывшая девочка 32 лет) лежит как поваленный железнодорожный столб. Слышит ли она, что говорит ей мать? Нет где ж ей. Она совершенно мертва. Она убита.
Дверь открывается нараспашку. Входит П у з ы р е в - о т е ц. За ним Ф е д о р. За ним л е с о р у б ы. Они вносят елку. Видят гроб, и все снимают шапки. Кроме елки, у которой нет шапки и которая в этом ничего не понимает.
П у з ы р е в - о т е ц. Тише братцы тише. Тут у меня дочка девочка при последнем издыхании. Да впрочем (всхлипывает) даже уж и не при последнем, у нее голова отрезана.
Ф е д о р. Вы нам сообщаете горе. А мы вам радость приносим. Вот елку принесли.
1-й л е с о р у б. Фрукт.
2-й л е с о р у б. Послание грекам.
3-й л е с о р у б. Человек тонет. Спасайте.
Все выходят. С о н я О с т р о в а бывшая девочка 32 лет остается одна. Остается ее голова и тело.
Г о л о в а. Тело ты все слышало?
Т е л о. Я голова ничего не слышало. У меня ушей нет. Но я все перечувствовало.
К о н е ц т р е т ь е й к а р т и н ы и I д е й с т в и я
На часах слева от двери 3 часа ночи.
ДЕЙСТВИЕ II

Картина четвертая

Участок. Ночь. Сургуч. Полиция. На часах слева от двери 12 часов ночи. Сидит п и с а р ь и сидит г о р о д о в о й.
П и с а р ь. У сургуча всегда грудь горяча. У пера два прекрасных бедра.
Г о р о д о в о й.
Мне скучно писарь.
Я целый день стоял затменьем па посту.
Промерз. Простыл. И все мне опостыло,
Скитающийся дождь и пирамиды
Египетские в солнечном Египте.
Потешь меня.
П и с а р ь. Да ты городовой я вижу с ума сошел. Чего мне тебя тешить, я твое начальство.
Г о р о д о в о й.
Ей-Богу,
Аптеки, кабаки и пубдома
Сведут меня когда-нибудь с ума.
Да чем сводить отравленных в аптеки,
Я б предпочел сидеть в библиотеке,
Читать из Маркса разные отрывки,
И по утрам не водку пить, а сливки.
П и с а р ь. А что с тем пьяным. Что он, все еще качается?
Г о р о д о в о й.
Качается как маятник вот этот,
И Млечный путь качается над ним.
Да, сколько их, тех тружеников моря,
Отверженных и крепостных крестьян.
Входят С т а н о в о й п р и с т а в и жандармы.
С т а н о в о й п р и с т а в. Все встать. Всё убрать. Помолиться Богу. Сейчас сюда введут преступницу.
Солдаты, слуги, повара и учителя латинского и греческого языка волокут няньку, убившую Соню Острову.
С т а н о в о й п р и с т а в. Оставьте ее. (Обращаясь к няньке). Садитесь в тюрьму.
Н я н ь к а. Мои руки в крови. Мои зубы в крови. Меня оставил Бог. Я сумасшедшая. Что-то она сейчас делает.
С т а н о в о й п р и с т а в. Ты нянька о ком говоришь. Ты смотри по заговаривайся. Дайте мне чарку водки. Кто она?
Н я н ь к а. Соня Острова, которую я зарезала. Что-то она сейчас думает. Мне холодно. У меня голова как живот болит.
П и с а р ь. А еще молода. А еще недурна. А еще хороша. А еще как звезда. А еще как струна. А еще как душа.
Г о р о д о в о й (к няньке).
Воображаю ваше состоянье,
Вы девочку убили топором.
И на душе у вас теперь страданье
Которое не описать пером.
С т а н о в о й п р и с т а в. Ну, нянька, как вы себя чувствуете. Приятно быть убийцей?
Н я н ь к а. Нет. Тяжело.
С т а н о в о й п р и с т а в. Ведь вас казнят. Ей-Богу вас казнят.
Н я н ь к а. Я стучу руками. Я стучу ногами. Ее голова у меня в голове. Я Соня Острова — меня нянька зарезала. Федя-Федор спаси меня.
Г о р о д о в о й.
Некогда помню стоял я на посту на морозе.
Люди ходили кругом, бегали звери лихие.
Всадников греческих туча как тень пронеслась по проспекту.
Свистнул я в громкий свисток, дворников вызвал к себе.
Долго стояли мы все, в подзорные трубы глядели,
Уши к земле приложив, топот ловили копыт.
Горе нам, тщетно и праздно искали мы конное войско.
Тихо заплакав потом, мы по домам разошлись.
С т а н о в о й п р и с т а в. К чему ты это рассказал. Я тебя спрашиваю об этом. Дурак! Чинодрал. Службы не знаешь.
Г о р о д о в о й. Я хотел отвлечь убийцу от ее мрачных мыслей.
П и с а р ь. Стучат. Это санитары. Санитары возьмите ее в ваш сумасшедший дом.
В дверь стучат, входят санитары.
С а н и т а р ы. Кого взять — этого Наполеона?
Уходят. На часах слева от двери 4 часа ночи.
К о н е ц ч е т в е р т о й к а р т и н ы
Картина пятая
Сумасшедший дом. У бруствера стоит врач и целится в зеркало. Кругом цветы, картины и коврики. На часах слева от двери 4 часа ночи.
В р а ч. Господи, до чего страшно. Кругом одни ненормальные. Они преследуют меня. Они поедают мои сны. Они хотят меня застрелить. Вот один из них подкрался и целится в меня. Целится, а сам не стреляет, целится, а сам не стреляет. Не стреляет, не стреляет, не стреляет, а целится. Итого стрелять буду я.
Стреляет. Зеркало разбивается. Входит каменный санитар.
С а н и т а р. Кто стрелял из пушки?
В р а ч. Я не знаю, кажется, зеркало. А сколько вас?
С а н и т а р. Нас много.
В р а ч. Ну то-то. А то у меня немного чепуха болит. Там- кого-то привезли.
С а н и т а р. Няньку-убийцу привезли из участка.
В р а ч. Она черная как уголь?
С а н и т а р. Знаете ли я не все знаю.
В р а ч. Как же быть. Мне не правится этот коврик. (Стреляет в него. Санитар падает замертво). Почему вы упали, я стрелял не в вас, а в коврик.
С а н и т а р (поднимаясь). Мне показалось, что я коврик. Я обознался. Эта нянька говорит, что она сумасшедшая.
В р а ч. Это она говорит — мы этого не говорим. Мы зря этого не скажем. Я знаете весь наш сад со всеми его деревьями и с подземными червяками и неслышными тучами держу вот тут, вот тут, ну как это называется (показывает на ладонь руки).
С а н и та р. Виноград.
В р а ч. Нет.
С а н и т а р. Стена.
В р а ч. Нет. В ладони. Ну впускай же эту няньку.
Входит н я н ь к а.
Н я н ь к а. Я сумасшедшая. Я убила ребенка.
В р а ч. Нехорошо убивать детей. Вы здоровы.
Н я н ь к а. Я сделала это не нарочно. Я сумасшедшая. Меня могут казнить.
В р а ч. Вы здоровы. У вас цвет лица. Сосчитайте до трех.
Н я н ь к а. Я не умею.
С а н и т а р. Раз. Два. Три.
В р а ч. Видите, а говорите, что не умеете. У вас железное здоровье.
Н я н ь к а. Я говорю с отчаяньем. Это же не я считала, а ваш санитар.
В р а ч. Сейчас это уже трудно установить. Вы меня слышите?
С а н и т а р. Слышу. Я нянька, я обязана все слышать.
Н я н ь к а. Господи, кончается моя жизнь. Скоро меня казнят.
В р а ч. Увидите ее и лучше приведите елку. Ей-Богу это лучше. Чуть-чуть веселее. Так надоело дежурство. Спокойной ночи.
На лодке из зала отталкиваясь об пол веслами плывут больные.
С добрым утром больные, куда вы.
С у м а с ш е д ш и е. По грибы, по ягоды.
В р а ч. Ах вот оно что.
С а н и т а р. И я с вами купаться.
В р а ч. Нянька иди казниться. Ты здорова. Ты кровь с молоком.
На часах слева от двери 6 часов утра.
К о н е ц п я т о й к а р т и н ы.
Картина шестая
Коридор. Тут двери. Там двери. И здесь двери. Темно. Ф е д о р лесоруб жених няньки, убившей Соню Острову во фраке с конфетами в руках идет по коридору. Ни с того ни с сего у него завязаны глаза. На часах слева от двери 5 часов утра.
Ф е д о р. (входя в одну дверь). Ты спишь?
Г о л о с о д н о й с л у ж а н к и. Я сплю, но ты входи.
Ф е д о р. Значит ты в кровати. Смотри-ка, я угощение припас.
С л у ж а н к а. Откуда ты пришел.
Ф е д о р. Я был в бане. Я мыл себя щетками, как коня. Мне там в шутку глаза завязали. Дай-ка я сниму фрак.
С л у ж а н к а. Раздевайся. Ложись на меня.
Ф е д о р. Я лягу, лягу. Ты не торопись. Ешь угощение.
С л у ж а н к а. Я ем. А ты делай свое дело. У нас завтра елка будет.
Ф е д о р. (ложится на нее). Знаю. Знаю.
С л у ж а н к а. И девочка у нас убита.
Ф е д о р. Знаю. Слышал.
С л у ж а н к а. Уже в гробу лежит.
Ф е д о р. Знаю. Знаю.
С л у ж а н к а. Мать плакала, тоже и отец.
Ф е д о р. (встает с нее). Мне скучно с тобой. Ты не моя невеста.
С л у ж а н к а. Ну и что же из этого.
Ф е д о р.Ты мне чужая по духу. Я скоро исчезну совсем.
С л у ж а н к а. Куда как ты мне нужен. А впрочем хочешь еще раз.
Ф е д о р. Нет, нет, у меня страшная тоска. Я скоро исчезну словно радость.
С л у ж а н к а. О чем же ты сейчас думаешь?
Ф е д о р. О том, что весь мир стал для меня неинтересен после тебя. И стол потерял соль и небо и стены и окно и небо и лес. Я скоро исчезну словно ночь.
С л у ж а н к а. Ты невежлив. За это я накажу тебя. Взгляни на меня. Я расскажу тебе что-то неестественное.
Ф е д о р. Попробуй. Ты жаба.
С л у ж а н к а. Твоя невеста убила девочку. Ты видел убитую девочку? Твоя невеста отрубила ей голову.
Ф е д о р.(квакает).
С л у ж а н к а. (усмехаясь). Девочку Соню Острову знаешь? Ну вот ее она и убила.
Ф е д о р. (мяукает)
С л у ж а н к а. Что, горько тебе?
Ф е д о р. (поет птичьим голосом).
С л у ж а н к а. Ну вот, а ты ее любил. А зачем. А для чего. Ты наверно и сам.
Ф е д о р. Нет я не сам.
С л у ж а н к а. Рассказывай, рассказывай, так я тебе и поверила.
Ф е д о р. Честное слово.
С л у ж а н к а. Ну уходи, я хочу спать. Завтра будет елка.
Ф е д о р. Знаю. Знаю.
С л у ж а н к а. Что ты опять приговариваешь. Ведь ты же теперь в стороне от меня.
Ф е д о р. Я приговариваю просто так от большого горя. Что мне еще остается.
С л у ж а н к а. Горевать, горевать и горевать. И все равно тебе ничего не поможет.
Ф е д о р. И все равно мне ничего не поможет. Ты права.
С л у ж а н к а. А то можешь попробуешь учиться, учиться и учиться.
Ф е д о р. Попробую. Изучу латынь. Стану учителем.
С л у ж а н к а. Прощай.
Федор исчезает. Служанка спит. На часах слева от двери 6 часов утра.
К о н е ц ш е с т о й к а р т и н ы
ДЕЙСТВИЕ III
Картина седьмая
Стол. На столе гроб. В гробу С о н я О с т р о в а. В Соне Островой сердце. В сердце свернувшаяся кровь. В крови красные и белые шарики. Ну конечно и трупный яд. Всем понятно, что светает. С о б а к а В е р а, поджав хвост, ходит вокруг гроба. На часах слева от двери 8 часов утра.
С о б а к а В е р а.
Я хожу вокруг гроба.
Я гляжу вокруг в оба.
Эта смерть — это проба.
Бедный молится хлебу.
Медный молится небу.
Поп отслужит тут требу.
Труп лежит коченея.
Зуб имел к ветчине я.
Умерла Дульчинея.
Всюду пятна кровавы.
Что за черные правы.
Нянька нет вы не правы.
Жизнь дана в украшенье.
Смерть дана в устрашенье.
Для чего ж разрушенье
Самых важных артерий
И отважных бактерий.
В чем твой нянька критерий.
Федор гладил бы круп
Твой всегда поутру б,
А теперь ты сама станешь труп.
Входит, ковыляя, годовалый мальчик П е т я П е р о в.
П е т я П е р о в. Я самый младший — я просыпаюсь раньше всех. Как сейчас помню, два года тому назад я еще ничего не помнил. Я слышу собака произносит речь в стихах. Она так тихо плачет.
С о б а к а В е р а.
Как холодно в зале.
Что вы Петя сказали.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Что я могу сказать. Я могу только что-нибудь сообщить.
С о б а к а В е р а.
Я вою, я вою, я вою, я вою,
Желая увидеть Соню живою.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Она была непривычно неприлична. А теперь на нее страшно смотреть.
С о б а к а В е р а. Вас не удивляет, что я разговариваю, а не лаю.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Что может удивить меня в мои годы. Успокойтесь.
С о б а к а В е р а. Дайте мне стакан воды. Мне слишком.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Не волнуйтесь. За мою недолгую жизнь мне придется и не с тем еще ознакамливаться.
С о б а к а В е р а. Эта Соня несчастная Острова была безнравственна. Но я ее. Объясните мне всё.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Папа. Мама. Дядя. Тетя. Няня.
С о б а к а В е р а. Что вы говорите. Опомнитесь.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Мне теперь год. Не забывайте. Папа. Мама. Дядя. Тетя. Огонь. Облако. Яблоко. Камень. Не забывайте.
Отбывает в штанах на руках у няньки.
С о б а к а В е р а. (припоминая). Он действительно еще мал и молод.
Входят шамкая за руки М и ш а П е с т р о в и Д у н я Ш у с т р о в а.
М и ш а П е с т р о в (мальчик 76 лет). Поздравляю. Сегодня Рождество. Скоро будет щелка.
Д у н я Ш у с т р о в а (девочка 82 лет). Не щелка а пчелка. И не пчелка а елка. Поздравляю. Поздравляю. А что Соня, спит?
С о б а к а В е р а. Нет она мочится.
На часах слева от двери 9 часов утра.
К о н е ц с е д ь м о й к а р т и н ы
Картина восьмая
На восьмой картине нарисован суд. Судейские в стариках — судействие в париках. Прыгают насекомые. Собирается с силами нафталин. Жандармы пухнут. На часах слева от двери 8 часов утра.
С у д ь я (издыхая). Не дождавшись Рождества — я умер.
(Его быстро заменяют другим судьей.)
Д р у г о й с у д ь я. Мне плохо, мне плохо. Спасите меня.
(Умирает. Его быстро заменяют другим судьей.)
В с е (хором).

Мы напуганы двумя смертями.
Случай редкий — посудите сами.
Д р у г и е в с е (по очереди).
Судим.
Будем
Судить
И будить
Людей.
Несут
Суд
И сосуд
На блюде.
Несут
На посуде
Судей.
(Пришедший к делу суд приступает к слушанию дела Козлова и Ослова.)
С е к р е т а р ь (читает протокол).
Зимним вечером Козлов
Шел к реке купать козлов.
Видит шествует Ослов,
Он ведет с реки ослов.
Говорит Ослов Козлову:
Честному ты веришь слову?
Зря ведешь купать козлов,
А читал ты Часослов?
Говорит Козлов Ослову:
Чти Псалтырь, а к Часослову
Отношенья пе имей.
Говорю тебе немей.
Говорит Ослов Козлову:
Тут Псалтырь пришелся к слову.
На пустырь веди Козлов
Чтя Псалтырь пасти козлов.
Говорит Козлов Ослову:
Я не верю пустослову.
На тебя сегодня злы
Погляди мои козлы.
Отвечал Ослов Козлову:
Ветку я сорву лозову
И без лишних снов и слов
Похлещу твоих козлов.
Отвечал Козлов Основу:
Ветвь и я сорву елову
И побью твоих ослов
Словно вражеских послов.
— Голова твоя баранья,
— Голова твоя коровья.
Долго длились препиранья,
Завершилось дело кровью.
Словно мертвые цветы
Полегли в снегу козлы,
Пали на землю ослы,
Знаменем подняв хвосты.
Требует Козлов с Ослова:
Вороти моих козлов.
Требует Ослов с Козлова:
Воскреси моих ослов.

Вот и всё.
С у д ь и. Признак смерти налицо.
С е к р е т а р ь. Ну, налицо.
С у д ь и (мягко). Не говорите ну.
С е к р е т а р ь. Хорошо, не буду.
С у д ь я.
Начинаю суд.
Сужу
Ряжу
Сижу
Решаю
— нет не погрешаю.
Еще раз. Сужу
Ряжу
Сижу
Решаю
— нет не погрешаю.
Еще раз. Сужу
Ряжу
Сижу
Решу
— нет не согрешу.
Я кончил судить, мне все ясно. Аделину Францевну Шметтерлинг, находившуюся нянькой и убившую девочку Соню Острову, казнить-повесить.
Н я н ь к а. (кричит). Я не могу жить.
С е к р е т а р ь. Вот и не будешь. Вот мы и идем тебе навстречу.
Всем ясно, что нянька присутствовала на суде, а разговор <про> Козлова и Ослова велся просто для отвода глаз.
На часах слева от двери 9 часов утра.
К о н е ц в о с ь м о й к а р т и н ы
К о н е ц З-г о д е й с т в и я
ДЕЙСТВИЕ IV
Картина девятая
Картина девятая, как и все предыдущие, изображает события, которые происходили за шесть лет до моего рождения или за сорок лет до нас. Это самое меньшее. Так что же нам огорчаться и горевать о том, что кого-то убили. Мы никого их не знали, и они всё равно все умерли. Между третьим и четвертым действием прошло несколько часов. Перед дверями плотно прикрытыми, чисто умытыми, цветами увитыми стоит группа детей. На часах слева от двери 6 часов вечера.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Сейчас откроют. Сейчас откроют. Как интересно. Елку увижу.
Н и н а С е р о в а (девочка 8 лет). Ты и в прошлом году видел.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Видел, видел. Но я не помню. Я же еще мал. Еще глуп.
В а р я П е т р о в а(девочка 17 лет). Ах елка, елка. Ах елка, елка. Ах елка, елка.
Д у н я Ш у с т р о в а (девочка 82 лет). Я буду прыгать вокруг. Я буду хохотать.
В о л о д я К о м а р о в (мальчик 25 лет). Нянька я хочу в уборную.
Н я н я. Володя, если тебе нужно в уборную, скажи себе на ухо, а так ты девочек смущаешь.
М и ш а П е с т р о в (мальчик 76 лет). А девочки ходят в уборную?
Н я н я. Ходят. Ходят.
М и ш а П е с т р о в (мальчик 76 лет). А как? Как ходят? И ты ходишь?
Н я н я. Как надо так и ходят. И я хожу.
В о л о д я К о м а р о в (мальчик 25 лет). Вот я уже и сходил. Вот и легче стало. Скоро ли нас пустят.
В а р я П е т р о в а(девочка 17 лет. Шепчет). Няня. Мне тоже нужно. Я волнуюсь.
Н я н я (шепчет). Делай вид, что ты идешь.
М и ш а П е с т р е в (мальчик 76 лет). Куда ж бы она с вами пошла.
Д е в о ч к и (хором). Туда, куда царь пешком ходит.
(Плачут и остаются).
Н я н я. Дуры вы. Сказали бы, что идете на рояли играть.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Зачем ты их учишь врать. Что толку в таком вранье. Как скучно жить, что бы вы там ни говорили.
Вдруг открывается дверь. В дверях стоят родители.
П у з ы р е в - о т е ц. Ну веселитесь. Что мог то и сделал. Вот ель. Сейчас и мама сыграет.
П у з ы р е в а - м а т ь (садится без обмана к роялю, играет и поет).
Вдруг музыка гремит
Как сабля о гранит.
Все открывают дверь
И мы въезжаем в Тверь.
Не в Тверь, а просто в зало,
Наполненное елкой.
Все прячут злобы жало,
Один летает пчелкой,
Другая мотыльком
Над елки стебельком,
А третий камельком,
Четвертая мелком,
А пятый лезет на свечу,
Кричит, и я, и я рычу.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Елка я должен тебе сказать. Какая ты красивая.
Н и н а С е р о в а (девочка 8 лет). Елка я хочу тебе объяснить. Как ты хороша.
В а р я П е т р о в а(девочка 17 лет). Ах елка, елка. Ах елка, елка. Ах елка, елка.
В о л о д я К о м а р о в (мальчик 25 лет). Елка я хочу тебе сообщить. Как ты великолепна.
М и ш а П е с т р о в (мальчик 76 лет). Блаженство, блаженство, блаженство, блаженство.
Д у н я Ш у с т р о в а (девочка 82 лет). Как зубы. Как зубы. Как зубы. Как зубы.
П у з ы р е в - о т е ц. Я очень рад, что всем весело. Я очень несчастен, что Соня умерла. Как грустно, что всем грустно.
П у з ы р е в а - м а т ь (поет).
А о у е и я
БГРТ
(не в силах продолжать пение плачет).
В о л о д я К о м а р о в (мальчик 25 лет. Стреляет над ее ухом себе в висок). Мама не плачь. Засмейся. Вот и я застрелился.
П у з ы р е в а - м а т ь (поет). Ладно не буду омрачать ваше веселье. Давайте веселиться. А все-таки бедная, бедная Соня.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Ничего, ничего мама. Жизнь пройдет быстро. Скоро все умрем.
П у з ы р е в а - м а т ь. Петя ты шутишь? Что ты говоришь?
П у з ы р е в - о т е ц. Он кажется не шутит. Володя Комаров уже умер.
П у з ы р е в а - м а т ь. Разве умер.
П у з ы р е в - о т е ц. Да конечно же. Ведь он застрелился.
Д у н я Ш у с т р о в а (девочка 82 лет). Я умираю, сидя в кресле.
П у з ы р е в а - м а т ь. Что она говорит.
М и ш а П е с т р о в (мальчик 76 лет). Хотел долголетия. Нет долголетия. Умер.
Н я н ь к а. Детские болезни, детские болезни. Когда только научатся вас побеждать. (Умирает).
Н и н а С е р о в а (девочка 8 лет. Плачет). Няня, няня что с тобою. Почему у тебя такой острый нос.
П е т я П е р о в (мальчик 1 года). Нос острый, но все-таки нож или бритвы еще быстрее.
П у з ы р е в - о т е ц. Двое младших детей у нас еще остались. Петя и Нина. Что ж, проживем как-нибудь.
П у з ы р е в а - м а ть. Меня это не может утешить. Что, за окном солнце?
П у з ы р е в - о т е ц. Откуда же солнце, когда сейчас вечер. Будем елку тушить.
П е т я П е р о в. Умереть до чего хочется. Просто страсть. Умираю. Умираю. Так, умер.
Н и н а С е р о в а. И я. Ах елка, елка. Ах елка, елка. Ах елка. Ну вот и все. Умерла.
П у з ы р е в - о т е ц. И они тоже умерли. Говорят, что лесоруб Федор выучился и стал учителем латинского языка. Что это со мною. Как кольнуло сердце. Я ничего не вижу. Я умираю.
П у з ы р е в а - м а т ь. Что ты говоришь. Вот видишь, человек простонародный, а своего добился. Боже какая печальная у нас елка. (Падает и умирает.)
К о н е ц д е в я т о й к а р т и н ы, а в м е с т е с н е й.
и д е й ст в и я, а в м е с т е с н и м и в с е й п ь е с ы.
На часах слева от двери 7 часов вечера.
(1938)

* * *
SunPRO
Цитата(Иэм @ 17.11.2007, 23:32) *
ЕЛКА У ИВАНОВЫХ

бла-бла-бла

* * *


Вобщем, все умерли... :fuck:
Иэм
гыгыгыгыгыгыгы


Мало?
Иэм
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
SunPRO
Цитата(Иэм @ 18.11.2007, 1:52) *
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ
ГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫГЫ

Ох ув мне эти скавки! Ох ув мне эти скавофники! Маловато будет. Маловато! :fuck:
Иэм
дополнительно "гы" в полном объеме я могу прислать вам файлом, или в личную почту, если вас это интересует.
SunPRO
Цитата(Иэм @ 18.11.2007, 2:11) *
дополнительно "гы" в полном объеме я могу прислать вам файлом, или в личную почту, если вас это интересует.

Спасибо, не надо. smile.gif У меня своего ГЫ предостаточно. biggrin.gif

Лучше скажите, о чем вы думаете, когда читаете подобные произведения?
Иэм
О чем я думаю, когда читаю Елку у Ивановых? Так, так. О чем я думаю, когда читаю елку. О чем я, черт возьми, думал когда по тридцать раз перечитывал Елку у Ивановых. Что ж – много-много разнообразных мыслей меня посетило. Например, что мир не готов к интертекстуальным шедеврам Введенского, человека, при жизни побывавшего в мире надсущным и проникшем в мир сущностный путем настойчивого, непрерываемого вглядывания. Об этом я думал, когда ее читали вы. Конечно, Введенский сам по себе не предназначен миру, стране где национальным символом являются омерзительная Пугачева и гипертрафированный Шуфутинский, людям, причастным к литературе и познанию лишь в той степени, в которой она может отвечать потребностям их замкнутого, заржавелого, никудышного мирка.Введенский не предназначен ни для кого из тех, кто удовлетворен собственными иллюзиями насчет своего сомнительного существования и сомнительных же целей своих на земле. Он не предназначен – но он направляет, он приоткрывают ту завесу, о которой не принято говорить лишь потому что то, что за ней скрывается – поглощает человека разом, не предоставляя ему ни единого шанса оправдаться ни за одну из своих иллюзий, ни за один свой глумливый бред.
я думаю, что это великая литература в той степени, в которой она помогает человеку увидеть и познать ту изнанку бытия, что недоступна обыкновенным в-мире-пребыванием, в которую нужно погрузиться самому, самостоятельно, приложить хоть минимальные усилия, вырвать свои глаза, чтобы увидеть наконец реальное и непостижимое и постичь это непостижимое так, как его постигает Божественный Интеллект (интуитивный) – который познает сущее не путем анализа, а путем мгновенного осознавания и отождествления себя с объектом сознания – сверхрациональное мгновенное постижение, всепроникаемость и молниеносное всепознание всего существующего. Вот что представляет собой лишь малая часть «Елки у Ивановых». Конечно, если брать в расчет лишь внешнюю оболочку, фантик, без которого это произведение не могло бы вообще лечь на бумагу – то да, конечно, тогда все понятно, аффтар мудаг, читатель самый умный и поглаживает себя по пузу, смакуя свой идиотский ум. Но и сущность вообще любого литературного произведения в сдирании таких фантиков, в сматривании, в усилии, которое человек, обладай он малейшей волей, должен приложить, дабы придвинуть себя к метатексту.
именно здесь, в Елке, есть тот временный, пространственный разрыв, без которого невозможно, находясь в мире, познать что-либо из области не-мира, из области космического и абсолютного.
Это по поводу интертекстуальности и метафизическом контексте произведения.
Что касается его частной литературности, я могу привести как минимум три статьи заинтересованных филологов, прозвучавших на международной конференции в Белграде, где идут прямые сравнения с творчеством Чехова, Набокова, Державина, Харджиева, Гертруды Стайн и т.д.
SunPRO
Цитата(Иэм @ 18.11.2007, 17:17) *
Конечно, если брать в расчет лишь внешнюю оболочку, фантик,..

А есть ли что-нибудь, кроме фантика?
Или Вы, боготворя обериутов, и мысли не можете допустить, что в каком-либо из их произведений может и не быть глубоко скрытого смысла, "метатекста", "интертекстуальности" и "метафизического контекста"?

Цитата(Иэм @ 18.11.2007, 17:17) *
аффтар мудаг

Может быть, немножко не так. Я бы сказал, что в лучшем случае автор стебается, а во всех остальных - он пошляк и шизофреник. smile.gif

И, наконец, что есть
Цитата(Иэм @ 18.11.2007, 17:17) *
реальное и непостижимое ...сверхрациональное мгновенное постижение, всепроникаемость и молниеносное всепознание всего существующего.
?
И не является ли всё это такой же иллюзией, обусловленной сбоем биохимических процессов в мозге сверхрациональномгновеннопостигающего, всепроникающего и молниеносновсепознающеговсёсуществующее субъекта?
Иэм
никто никого не боготворит. есть реальные достижения, достойные похвалы.
а в сверхрациональных постижениях биохимия и мозг растворяются.
и вы так уверены в собственной непошлости и нормальности, что аж слеза берет ;) наверно, вам часто в глаза говорят, что вы нормален и непошл, вот вы к тому и привыкли. Что касается Введенского, вы найдите конкретно какое-либо место, где автор стебается, пошлиь или шизофренит. (само по себе удивительно, что стебу автор посвятил всю свою жизнь, а за шизофрению свою был попросту расстрелен) О, да, конечно же, для вас там все непроходимый лес.. вы же так хорошо знаете все нормы и критерии для нормальности и литературности. возможно, эти нормы ваши распространяются вдаль и вширь на весь мировой запас - и на индийские мифы и на опыты Де Нерваля и средневековые эпосы... Что там, какой от аффтара толк, коль он не пишет как совок. о, да к черту.. не читайте вы ничего, кушайте котлеты. Полезно.
SunPRO
Иэм
Вы на вопросы не ответили.
Или это ниже Вашего достоинства - отвечать на вопросы тех, кто кушает котлеты?
Иэм
на вопросы я ответил.
SunPRO
Цитата(Иэм @ 22.11.2007, 22:41) *
на вопросы я ответил.

Не ответил. Яспросил: а есть ли в этих фантиках что-нибудь кроме фантиков?
И только не надо отмазок типа: тебе не понять, или: для тебя там всё - темный лес. Такие аргументы приводят тогда, когда нечего сказать, а невъебенно умным и сверхрациональнопостигшим казаться хочется.
bumpy
Санпро, а вы что, считаете, что можно вот так словами описать, как прекрасны (преоранжевы? прежёлты?) стихи, музыка, картины?
какая тут может быть объективность?
SunPRO
Можно.
Очень даже можно.
Только никто и не пытался.
Пока что мне тупо твердят о том, какое тут всё зашибись, сплошные метатексты, вот только никто этого не видит, т.к. не дано это им, и совки они, и ваще, не для них это писано, а только для узкого круга избранных, к которому только мы, типа, имеем некое отношение, потому что мы все метафизические контексты тут узрели, всепостигли и всепознали.
DES.
Цитата(SunPRO @ 23.11.2007, 0:51) *
Можно.
Очень даже можно.
Только никто и не пытался.
Пока что мне тупо твердят о том, какое тут всё зашибись, сплошные метатексты, вот только никто этого не видит, т.к. не дано это им, и совки они, и ваще, не для них это писано, а только для узкого круга избранных, к которому только мы, типа, имеем некое отношение, потому что мы все метафизические контексты тут узрели, всепостигли и всепознали.


Тогда вперед за объективным описанием - к Леди. А мы, уж позвольте, будем продолжать онанировать на бездарных шизофреников, так уж повелось: кто-то прав, а кто-то умен.
SunPRO
Цитата(DES. @ 23.11.2007, 0:57) *
А мы, уж позвольте, будем продолжать онанировать на бездарных шизофреников,

Болт вам в руки. Драчить пачотна.

Цитата(DES. @ 23.11.2007, 0:57) *
кто-то прав, а кто-то умен.

Ни тех, ни других среди оппонентов не наблюдаю. smile.gif
Иэм
это как цветок самый обыкновенный в нос мохнатому гному пихать - все ему, гному, объяснять надо, что цветок-то де - творение природы и, что все в нем, в цветке-то, все гармонично-то сплетено и устроено. Дело не в том, что кто-то возвышен, а кто-то нет. Есть текст, и есть его оценка. Вы можете без устали кукарекать, что вот, мол, задрали нос: "метатекст, метатекст...", а смысл-то? Ну, да. Метатекст. Причем тут задрания носов-то? Можете кричать: "Вот, а мы, совки, не понимаем! Мы, видите ли, недостойны!". Да. Совки. Не понимаете. Недостойны. Возможно. Хотя все на поверхности - совсем немного усилий нужно, чтобы понять. Но видимо гораздо веселее быть Фомой, иль там Митрофанушкой каким..
в итоге, а не пойти ли.. вы в этом незаинтересованы, так надо ли мне тут перед вами распинаться? что-то непонятно,1)нужна теория - обращайтесь к рефератам, статьям, анализам; их великое множество. 2)нужны тексты - они так же вполне доступны. 3)нужна визуализация - пожалуйста, в Москве, к примеру, довольно-таки часто проходят разнообразные постановки по пьесам и стихам обериутов, или тот же Леонид Федоров записал целый альбом с музыкальной обработкой введенковских текстов. 4)нужно утвердиться, крякнуть,ч то вот, мол, все мы тут носы задрали - идите к черту.
I5ЬIBAJIЬIЙ
Уважаемый SunPRO Вы не хотите принадлежать к кругу избранных, которые способны постичь скрытый смысл простых слов, вот и не приставайте к нам, к людям с тонкой душевной организацией.
Я к сожалению полностью ниасилил хрень которую выложили выше, но мне кажется я проникся, прочувствовал и полюбил такие произведения. Теперь я часто буду их ниасиливать.
Иэм
Цитата
4)нужно утвердиться, крякнуть,ч то вот, мол, все мы тут носы задрали - идите к черту.
Loyalist
Столько граблей обломали... Я пажалуй пачетаю.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.