Извлечено из этого обсуждения.

Небольшое по объему послание старца Филофея, написанное в 1510 или 1511 гг., положило начало теории “Москва – Третий Рим”, ставшей государственной доктриной Московского централизованного государства. Послание формально адресовано великокняжескому дьяку Михаилу Мисюрю, однако фактически предназначалось для самого великого князя Василия III. Согласно взглядам Филофея, существовало три мировых центра христианства – сначала им был древний Рим, отступивший от истинного православия, потом Византия, тоже изменившая православию и наказанная турецким нашествием, и наконец, Москва: “ два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”.

ПОСЛАНИЕ СТАРЦА ПСКОВСКОГО ЕЛЕАЗАРОВА МОНАСТЫРЯ ФИЛОФЕЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДЬЯКУ МИХАИЛУ ГРИГОРЬЕВИЧУ МИСЮРЮ, В ЕМ ЖЕ НА ЗВЕЗДОЧЕТЦЫ И НА ЛАТЫНИ
Государя великого князя дьяку Михаилу Григорьевичу, Елизарьева монастыря твой нищий богомолец старец Филофей Бога молит и челом бьет. Присла ты, государь мой, ко мне грамоту, а в ней писано, чтобы мне внутренний твой список истолковати.
И тебе, государю моему, ведомо, что я человек сельский, учился буквам, а елинских борозстей не текох, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал. Учуся буквам благодатного закона, дабы мою грешную душу очистити от грехов.
Девятьдесят лет како греческое царство разорися и не созиждется, сия вся случися грех ради наших. Пожене они предаша православную греческую веру в латинство: латыне глаголют, наше царство римское недвижимо пребывает, аще быхом не праве веровали не бы снабдел господь нас. Не подобает нам внимати прелестем их. Воистину они суть еретицы, своею волею отпадше от православныа хрестианскиа веры. Быша с нами в единстве 780 лет, егда отпадоши от правыа веры 735 лет, и во апполинариеву ересь впадше.
Немного слов скажем о нынешнем православном царствии пресветлейшего и высокостолпнейшего града нашего иже во всей поднебесной единого христианского царя и браздодержателя святых божьих престол святые вселенские апостольские церкви иже вместо римской и константинопольской иже есть в богоспасенном граде Москве: иже едина во вселенной паче солнца светится: яко вси христианские царства придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть росейское царство, два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. Яко все христианские царства потопишася от неверных токмо единого государя нашего царство благодатию христовой стоит. Подобает царствующему держати сие с великим опасением и к богу обращением, и не уповати на злато и богатство исчезновенное, но уповати на все дающего Бога.
А звезды, яко же прежде рекохти, не помогают ничем, ни придадут, ни отнимут...