Известный православный миссионер прокомментировал
очередную антиправославную выходку муфтия Аширова…


Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Русская линия

"Я уже давно предлагаю провести санацию мусульманского духовенства России под лозунгом: "На фиг такого Нафигуллу", – заявил в интервью "Русской линии" известный православный миссионер диакон Андрей Кураев, комментируя заявление, подписанное сопредседателем Совета муфтиев России Нафигуллой Ашировым и его единомышленниками. "Аширову, мнящему себя лидером мусульман азиатской части России, то не нравится наш герб, то Евангелие он сравнивает с гитлеризмом, а то протестует против преподавания "Основ православной культуры" в школе на Кубе, которая ну никакого отношения к "азиатской части России" не имеет. Сейчас же из его разгоряченной головы вышло очередное не очень умное заявление", – считает отец Андрей.

Заявление "представителей мусульманской общественности", было опубликовано 15 августа на сайте Ислам.ru под тенденциозным заголовком "Клерикализм – угроза национальной безопасности России". Его авторы заявили о поддержке открытого письма десяти академиков-безбожников Президенту, направленного против распространения влияния Русской Православной Церкви.

В заявлении говорится о том, что российских мусульман глубоко тревожит, что "некоторые" понимают возрождение религии "как попытку реставрации того состояния государственно-религиозных отношений, которое сложилось в Российской Империи до падения монархии". "Мы категорически против подмены духовного возрождения многонациональной и многоконфессиональной России реставрацией феодально-государственной монополии на веру!", – заявляют "представители мусульманской общественности". "Письмо 10 академиков РАН всколыхнуло общественную дискуссию на эту тему. Академики по-научному точно поставили диагноз: клерикализм", – говорится в заявлении.

Скандально известный Нафигулла Аширов и его единомышленники вместе с академиком Гинзбургом также протестуют против введения в школах учебного курса "Основы православной культуры", считая его шагом на пути реставрации "феодально-монархических порядков". Аширов и его сторонники возмущены стремлением Всемирного Русского Народного Собора ввести в законодательство понятие прав большинства, "характерное для феодального общества, базирующегося на распределении привилегий между "большими", "малыми" и особо "избранными" сословиями". "После 1917 г. и тем более после 1991 г… мусульмане чувствуют себя полноправными гражданами России и не согласятся с ролью "терпимого меньшинства". Они не хотят, чтобы их детям на уроках в государственной школе внушали неприемлемые для ислама вещи", – говорится в документе.

"Исключая атеистические симпатии академиков, их письмо попало точно в цель… Сами же клерикалы своей нетерпимостью и подтвердили правоту академиков!.. Необходимо, чтобы клерикализму во всех его видах был поставлен надежный заслон", – такими словами заканчивается заявление сторонников Аширова.

В секретариате Совета муфтиев России, где мы пытались узнать, является ли данное заявление официальным документом, комментировать этот опус отказались, сославшись на то, что в нем "все написано" и комментироваться оно не будет. Видимо, это надо понимать так, что Совет муфтиев разделяет позицию своего сопредседателя.

"Ну, не верю я в искренность исламских призывов в защиту светского характера российского государства, – говорит диакон Андрей Кураев. – Не верю потому, что ислам вообще не признает разделение духовной жизни людей и государства. Если Аширов решил пересмотреть эту норму ислама – я буду этому рад, но пусть тогда и Аширов прямо объявит себя модернистом. А раз таких заявлений нет, значит, Аширов – исламский традиционалист, мечтающий о евразийском халифате. Отчего-то не слышно было и его протестов против введения уроков по исламу в школах Северного Кавказа. Эту тактику мы знаем: "что моё, то моё, а о вашем мы давайте поговорим".

Православный миссионер считает, что "если ОПК будет культурологическим предметом, а не Законом Божием, который конечно нельзя навязывать мусульманским детишкам, то этот предмет станет полезным разговором о том, как христианин смотрит на мир. Ведь надо же понимать логику поступков христианина, будь то литературный персонаж, великий исторический деятель или сосед по лестничной площадке".

"Если курс ОПК станет таким разговором, тогда не будет никаких оснований видеть в нем насильственную пропаганду Православия, которая обращается к исламским детям в обход их родителей. Если предмет будет построен именно так, то любой протест, сделанный якобы от имени ислама против такого рода уроков, должен стать сигналом для аналитиков из ФСБ, которые должны будут подумать над тем, кому не нравится русская культура и кто выступает против знакомства с ней. Это будет некая хорошая лакмусовая бумажка, которая помогает понять, в каких случаях ислам соответствует своему имени (напомню, что в переводе с арабского "ислам" означает "мир"), а где есть люди или группа людей, которые не хотят, чтобы их дети понимали своих русских соседей и потому не видели в них врагов или недоумков-язычников. Не верить в Христа человек имеет право. Но запрещать своим живущим в России детям изучать духовный алфавит русской культуры – значит ставить себя в положение инородного и агрессивного тела", – сказал отец Андрей.

В заключение известный христианский миссионер пожелал муфтию Аширову "дальнейших успехов в дискредитации исповедуемой им религии". А как российский гражданин отец Андрей надеется, что "исламская умма России все же найдет способ отправить Аширова в бессрочную командировку в одну ну очень светскую страну, чьи берега омываются водами Персидского залива и Красного моря".

***

Интервью ИНТЕРФАКС

"Такого рода господа любят угрожать войной и расколом, переходить к угрозам и шантажу, предупреждая, что, мол, если будет не по-нашему, взорвем страну. Я бы очень хотел, чтобы мусульманская община России нашла повод отправить Аширова в бессрочную командировку в одну ну очень светскую страну на Аравийском полуострове, чтобы он там, а не в России реализовывал свои идеалы ", - заявил диакон А.Кураев "Интерфаксу", пояснив при этом, что это не призыв к депортации, поскольку он обращается с этим предложением не к силовым структурам, а к самой мусульманской умме – в случае, если она сама заинтересована в том, чтобы от ее имени говорили более адекватные люди, нежели Аширов».

Таким образом он прокомментировал обращение группы представителей муфтията и других исламских деятелей, в том числе Н.Аширова, которые поддержали авторов письма десяти академиков РАН с обвинениями в адрес Русской церкви по поводу "клерикализации" общества.

По мнению отца Андрея, нынешнее письмо группы муфтиев - "чисто пропагандистский повод, научной честностью и компетентностью от него просто не веет".

"О том, что это пример черного пиара, говорит хотя бы то, что в этом тексте семь раз упоминается феодализм, - сказал собеседник агентства. - При это представление о феодализме у авторов письма весьма и весьма своеобразное - например, они полагают, что феодализм - это опора на мнение большинства, хотя на самом деле в феодальном обществе привилегии были как раз у очень немногих сословий, а остальные были сильно зажаты".

"Поэтому, когда люди путают феодализм и демократию, это заставляет, мягко говоря, улыбаться", - добавил собеседник агентства. Он также считает "очень нечестным" упреки авторов письма в адрес Российской империи за то, что она вела миссионерскую работу в среде татар." Отсюда следует, что свобода совести в понимании этих людей - это право крепостной собственности на умы тех, кого они считают своими. Поэтому, не спрашивая мнения россиян, они 20 миллионов из нас по чисто этническому принципу зачисляют в свою базу, хотя на самом деле татары - это обычная европейская нация, которая, естественно, очень разнолика", - сказал диакон А.Кураев.

При этом он напомнил, что тот же муфтий Н.Аширов поддерживает проект "русского ислама", то есть проповедь мусульманства для русских людей, демонстрируя, таким образом, "двойные стандарты".

Главный же двойной стандарт в письме группы мусульман, по мнению отца Андрея, в том, что именно муфтии требуют, чтобы Россия была светским государством, притом что "именно в исламе нет принципиального разграничения между светской и духовной жизнью - ислам изначально зарождался как именно государственная и обязательная (по крайней мере для арабов) религия".

"Если господин Аширов решил пересмотреть эту норму исламского мира, то пусть он ясно объявит себя мусульманским модернистом - я буду этому только рад, - сказал А.Кураев. - Пока от него таких заявлений не было, остается относиться к нему как к традиционному мусульманину, но в таком случае я не верю в то, что господин Аширов всерьез симпатизирует принципам свободы совести".

Отец Андрей также скептически отнесся к утверждению авторов письма о том, что Коран приветствует свободное развитие науки и что в исламском мире никогда не было конфликта веры и разума.

Диакон А.Кураев отметил, что, во-первых, в истории среднеазиатской культуры у местных мыслителей нередко были серьезные проблемы с мусульманскими авторитетами, а во-вторых, Организация исламской конференции (Organization of the Islamic Conference, OIC) ещё в 1990 году в “Декларации прав человека в исламе” провозгласила: “Каждый имеет право свободно выражать своё мнение таким образом, чтобы это не противоречило шариату”. "Поэтому с рекламой исламского мира как мира, в котором есть свободные научные исследования, не стоило бы торопиться", - заметил отец Андрей. Наконец, он отверг упреки в том, будто Церковь хочет христианизировать светскую науку. "Речь идет о том, чтобы уже существующая церковная наука получила некое признание со стороны светских коллег, то есть мы не хотим видеть химию православной, но мы хотим видеть свою теологию научной. Так что, пожалуйста, не надо передергивать вслед за академиками", - сказал А.Кураев. В заключение он заметил, что муфтий Н.Аширов "всегда радует чрезвычайно занятными суждениями: то он требует изменить герб России, то сравнивает Евангелие с гитлеризмом". "На этот раз для патриарха Алексия у него не нашлось более ласковых слов, чем "феодальный деспот". Видимо, он считает, что как раз это хороший путь к укреплению межнациональных отношений", - сказал отец Андрей.