Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Монашеское восстание в Бирме
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Религия и общество
Prediger
Далекие события – близкий урок. Происходящее в Мьянме (Бирме) напоминает: опасно переходить тонкую черту между религией и политикой

Есть такая страна в Индокитае, официальное название которой – Социалистическая Республика Бирманский Союз. Находится она рядом с известным нашим туристам Таиландом, где также случаются перевороты, которые, однако, не влияют на общую экономическую жизнь, ни на количество туристов. В том числе и из России.

В Бирме (Мьянме), которая не просто так включила в официальное свое название слово "социалистическая", а была она союзником бывшего СССР, произошли интересные вещи. Нарушена неприкосновенность буддийских монастырей и их монахов, существовавшая на протяжении всей истории страны, в том числе во время правления военных, разного рода хунт. При всех своих социалистических и тому подобных установках, тоталитарный режим все-таки не покушался на святое – на буддизм.

А теперь посмел. Потому что речь идет о главном– о власти в государстве. И здесь все средства хороши. И даже нарушение религиозных канонов. По сообщениям из столицы страны Янгона (раньше был известен как Рангун), в неизвестном направлении увезены 200 монахов, а в буддийских монастырях слышатся крики избиваемых монахов.

В тюрьму вместо домашнего ареста помещена лидер оппозиции Аун Сан Су Джи – правозащитница, лауреат Нобелевской премии мира 1991 года. Не все, наверное, знают, что эта хрупкая женщина – дочь работника бирманской дипломатической службы и генерала Аун Сана, пришедшего к власти в стране в1945 году. Он был лидером общенародного восстания (и военного переворота одновременно), принесшего независимость стране, и был убит в собственном парламенте в июле 1947 года.

Власть, конечно, штука хорошая. Но, как показывает история, ее надо не только взять, но и суметь ею умно распорядиться. Тогда из этого получится что-то хорошее. Во многих странах Юго-Восточной Азии к власти приходили военные, которые, устанавливая тоталитарные политические режимы, одновременно проводили либеральные экономические реформы. В результате – мы имеем развитые страны региона с либеральными политическими режимами, существующими сегодня.

Судя по всему, ситуация в Бирме совершенно иная. О чем думали бирманские генералы, устраивая пятикратное повышение цен на бензин, сказать трудно. В пылу борьбы за власть и деньги они совсем упустили из виду, что такое повышение цен почти неизбежно приведет к потере власти. Ибо не надо быть дипломированным экономистом, чтобы понять – подобное действие влечет за собою пяти- и более кратное повышение всех цен. Что при бирманских "социалистических" зарплатах вещь весьма ощутимая.

В конце концов, развитие событий привело к тому, что режим, ради удержания ускользающей власти, перешел незримую черту, которая не всегда прописана в законах, но понимается всеми политиками – черту между религией и политикой. В Бирме позволили себе растоптать солдатским сапогом буддийский монастырь. И это не есть хорошо даже в глазах людей не особенно знакомых с Бирмой и ее буддизмом (мало у нас специалистов по этой стране, один был и тот ныне покойный – доктор наук из Института востоковедения РАН Игорь Можейко, он же – всем известный фантаст Кир Булычев).

А между тем в этой далекой стране в эти дни происходят события крайне поучительные и для нас в России. Известно, что Россия и Китай назвали разворачивающуюся в Мьянме гуманитарную катастрофу, сопровождаемую преступлениями против человечности и осквернением религиозных святынь, "внутренним делом" этой страны, а Китай даже заблокировал соответствующее решение Совета безопасности ООН по этой стране. Естественно, в Бирме проваливается очередной социальный эксперимент Пекина, заключающийся в том, чтобы религия существовала, но одновременно была бы однозначной служанкой власти. Судя по ситуации с "Фалуньгун", тибетским буддизмом и католиками, подчиняющимися Ватикану, все идет к тому, что китайскому режиму тоже придется зауважать религию как самостоятельную сферу общественного сознания и не лезть в нее прямолинейно с государственными и политическими интересами.

У нас в России, накануне парламентских и президентских выборов, с отношениями религии и политики полная чехарда. Ну, в самом деле, религиозно ангажированной оказывается левая партия "Справедливая Россия", хотя левая идея в истории России была традиционно антирелигиозной. А вот назначенная "праволиберальной" "Единая Россия" почему-то молчит по религиозным вопросам. Но, может быть, еще выскажется...

Вернемся к далекой Бирме, события в которой, сколько бы "внутренним делом" они не были, преподносят нам один очень серьезный урок. Суть его в следующем: слишком тесное слияние религии и политики и, более того, прямое вмешательство политики в религию не приносит пользы ни религии, ни политике.

Хотя, может быть, такие выводы верны только для Бирмы? Там - буддизм...

Валерий Емельянов,
Ангел Изленгтон
Заметка своеобразная - но факт остаётся фактом. Священнослужители Будды пытались воспользоваться своим авторитетом, чтобы помочь населению.

Итог закономерный для автократии - несколько десятков (как минимум) монахов убили, хотя население пыталось их защищать от полиции. Интернет для всей страны отключили. Цены на бензин (от которых зависит и цена меры риса, на секундочку) не понизили.

Интересно, возможна ли в России ситуация, когда Алексий II не будет наращивать своё грушевидное... тело и благословлять построенные турками муляжи храма Христа Спасителя, а призовёт православных выйти на сопротивление собственной деградации? Вопрос риторический. Хотя давление на Алексия несопоставимо с давлением бирманской хунты на монахов.

Но это личное дело человека. Геены огненной не боится - и хорошо. Главное, что невинно убитым монахам с ним не придётся встречаться - у них место встречи иное. Архангел Михаил будет мерить не цветом ряс ))
Prediger
Характерно для западного читателя тут то, что "миролюбивые" буддийский монахи всё же считают возможным сопротивляться силой насилию. По бытующим представлениям это такие цветочки-божьи одуванчики, которые и комара не обижают. Однако же это имеет мало связки с реальностью. История буддизма знает и религиозные войны, и подавление инакомыслящих властителями-буддистами.
Ангел Изленгтон
Цитата
Характерно для западного читателя тут то, что "миролюбивые" буддийский монахи всё же считают возможным сопротивляться силой насилию.

Вот-вот! Я об этом и говорю! Эти язычники стали сопротивляться насилием - то есть вышли на демонстрацию! Вот ведь злыдни. Хорошо, что у правительства местных путиных хватило сил пресечь это чудовищное злодеяние огнестрельным оружием. В конце концов, зачем народу кушать рис? Просветления можно достичь и без еды.

****

P.S. Ув. товарищи буддийские монахи, вы меня в свою загробную контору пустите? А то мне как-то не хочется жариться с миролюбивыми Алексиями и их поклонниками в геене огненной ))
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.