ИНТЕРНЕТ В КУРСЕ СОЦИОЛОГИИ
Канакотина Е.Ю.
Научный руководитель – В.В. Потапов, доцент, канд. ист. наук
Ярославский государственный технический университет

Порядка трех миллионов человек в России регулярно используют воз-можности сети Интернет в разных целях: для работы, обучения, поиска ин-тересной информации, развлечения и общения, в том числе для проведения социологических исследований. Некоторые популярные сайты до сих пор проводят локальные социологические исследования, организовывая их не-посредственно в Сети в виде анкеты. Анкета, размещенная таким образом, не может быть источником достоверных и объективных сведений. Можно предположить, что потенциально ответить на вопросы анкеты может поль-зователь, которого не касаются ограничения по времени пользования Ин-тернетом. Очевидно, что эта прослойка очень узка и специфична для того, чтобы представлять всю сетевую аудиторию. Компьютером в большинстве случаев студенты пользуются в учебном заведении или у друзей, знако-мых. Чаще других студенты посещают сайты развлекательной направлен-ности. Однако свыше 40% интересуются и образовательными сайтами.

К концу 20-го столетия Интернет и электронная почта стали использо-ваться социологами для проведения глобальных исследований по актуаль-ным проблемам мирового сообщества. Интернет-технологии в социологи-ческом исследовании предполагают новые возможности для эмпирической социологии при использовании Интернета как инструмента исследования.

Интернет как источник информации в курсе социологии предполагает обучение преподавателем социологии студентов поиску информации, отра-жающей результаты новейших исследований по различным проблемам со-циологии. Результаты такой работы - развитие познавательной культуры сту-дентов, самостоятельная работа студентов, «борьба» с Интернет-работами «под копирку», обучение студентов использовать Интернет как инструмент получения эмпирической информации, обсуждение со студентами методов Интернет-исследований, рассмотрение «плюсов и минусов» применения опросных методов, а также некоторых специфических особенностей.

Многие высшие учебные заведения осуществляют курс на развитие новых информационных технологий, наращивают необходимые техниче-ские мощности, определяют порядок их использования в учебном процессе. Преподаватель при такой организации образования – не ретранслятор знаний: обучающийся может найти их самостоятельно, а скорее организа-тор образовательной деятельности. Такая работа требует создания между преподавателем и обучающимися не иерархических, а иных, партнерских отношений.