Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Юбилей "Алисы"
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Православие
Prediger
Юбилей "Алисы"

Сегодня в редакции газеты "Аргументы и факты" Константин Кинчев представив свой новый диск - "Сейчас позднее, чем ты думаешь". Диск вышел в к 20-летию группы "Алиса". Во вкладыше к нему есть и мой текст (основные тезисы из коего я озвучил и на этой пресс-конференции).

Сегодня в нашу церковь приходят двумя путями. Одни люди приходят потому, что искали истину. Они искали Небо, а войдя в Церковь, кроме неба обрели еще и землю – почву под ногами. Они искали истину, а нашли свою родину. До крещения история и культура России казалась им (и мне) скопищем несуразностей и ошибок. Но принятие Евангелия дало возможность стать единомысленным с Андреем Рублевым и Достоевским…

А есть люди, для которых первична не философия, а боль за свою Родину. Они болеют за страну, мучаясь все время вопросами – кто мы такие, откуда, зачем? И однажды они начинают понимать, что невозможно ответить на эти вопросы, не разобравшись, что же такое православие. В поисках земли они обретают Небо.

Но встречаемся все мы в одном месте – в храме. И вместе можем сказать о себе словами кинчевской «Трассы Е-95»: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу».

Наша вера предполагает, что нам интереснее безнадежные дела. Зачем заниматься тем, что и так обречено на успех? Мы беремся только за то, что обречено. И, случается, побеждаем. А Вы еще спрашиваете, почему православие в основе своей авантюрно! Да противостоять сегодня исламу — это такая авантюра: с нашим-то внутренним разбродом, с таким изломанно-перевязанным инструментом! Особенно если учесть, что войну ведь приходится вести на два фронта. В противостоянии исламскому фундаментализму ведь надо еще предохраниться от зачатия своих, «православных» террористов и инквизиторов. В русской церкви сегодня немало людей, которые несут в себе семена нашего собственного «ваххабизма». Ой, как верно поет Константин Кинчев: «Устоять на краю, да не пасть в самосуд, Вот такое дано - дело нам».

Песни Кинчева – это протест против потребительства. Материализма. Банального примитивизма. Бестрагического понимания жизни. Беспросветный оптимизм – вот их главный враг, я думаю. Разумеется, моя оценка не должна быть глобальной. Я не могу сказать, что русский рок – весь из себя такой хороший, белый и пушистый. Это не так, он очень пёстрый. Я вижу по интернетовским дискуссиям: люди нередко цитируют весьма и весьма антихристианские цитаты из каких-то рок-групп. Но если кто-то из писателей – сатанист, из этого было бы поспешно делать вывод, будто у Церкви конфликт с Союзом писателей. Рок – это просто средство, форма объяснения человека с человеком о том, что наболело.

В определенном смысле грохочущий рок сродни молчаливой медитации. И там и там внешний мир как бы отрезан, есть только я и то, думать о чем, переживать что мне сейчас важно. В медитации молчание отрезает человека от внешнего мира. В роке грохот оглушает, то есть делает то же самое: внешнее, обыденное уже не пробивается. Но «медитировать», конечно, можно о разном. Сходство техники не означает единства опыта.

Я не думаю, что если положить текст Кинчева на сладенькую мелодию, то он от этого выиграет. Совсем не выиграет.

Христианство не должно быть «сладеньким». В нем есть место и Божию гневу. А какая музыка лучше, чем рок способна это выразить?

Вот песня Кинчева об апокалиптических всадниках:


По имени - Рок,
По жизни - Звезда,
По крови - Огонь,
По судьбе - Борозда,
По вере - Любовь,
По религии – Крест,
По сути – Опричник Небес.


На Рыжем коне
Он движется в мир.
Рубцы городов,
Бородавки квартир
Врачует война,
Землю не уберечь,
Не мир он несет, но меч.


По имени – Суд,
По жизни – Обвал,
По крови – Баланс,
По судьбе – Ритуал,
По вере – Любовь,
По религии – Крест,
По сути – Опричник Небес.

Он движется в мир,
Его конь Вороной,
И зоркий дозор
У него за спиной.
Он враг полумер,
Он свидетель конца,
Имеющий меру Отца.

Все,
чем дорожит зверинец,
Меч
срежет с лица земли.
Так
меру вершит Кормилец.


Горькая правда – полынь,
Пока не многим знаком этот вкус.
И только этой горечи - болью сродни
блюз.


По имени – Свет,
По жизни – Закон,
По крови – Руда,
По судьбе – Перезвон,
По вере – Любовь,
По религии – Крест,
По сути – Опричник Небес.

На Белом коне
В мир движется он,
Победой овеян
Его легион.
Солдат – венценосец,
Спасителя лук,
Он принял в руки из рук.

Все,
чем дорожит зверинец,
Лук
перечеркнет стрелой.
Так
мир исцелял Кормилец.
Свет Откровения свят,
И тайну не вручишь словам,
Но я все же пою этот блюз
ВАМ!


Что я могу сказать? Недогматично, но здорово! Столь же недогматичны были средневековые фрески Страшного Суда. Но свою педагагическую правду они несли. Пробирало.

Но Константин Кинчев не только на тему Апокалипсиса поет. И его фраза об смене тысячелетий как улыбке Творца есть как раз пример замечательного проявления трезвости, не приемлющей всевозможные “ужастики” по поводу календаря…

Я думаю, что у меня и у Константина Кинчева - при всем нашем возможном разном разновкусии и несогласии в каких-то деталях - у нас есть одна общая боль: нам больно, что в самой Церкви нет умения понимать и терпеть это разнообразие языков. Как-то выходя из одного Дома Культуры, где была моя лекция, две бабулечки-прихожаночки возмущались: “Ну как же можно так в храме говорить!” Они забыли, что они не в храме, что это была совсем не приходская проповедь, это не всенощное бдение. С другой стороны, я был этому очень рад. Это означает, что я говорил так и о том, что эта бабушка забыла, что она в театре, а не просто стоит у своего подсвечника в церкви. Значит, какая-то церковная атмосфера все же была создана. С другой стороны, поскольку были иные интонации, иные способы контакта с аудиторией, ей это все же резануло по сердцу, вошло в диссонанс с ее привычками.

Я понимаю ее раздражение. Беда в том, что очень многие не то, что бабулечки, но и священники, и монахи не понимают необходимости многоязычия в Церкви, многоязычия проповеди...

Светский язык не должен подменять церковного, но и церковный язык не может быть универсальным. Мы не вешаем в храме картины - у нас для этого есть иконы. Но это не означает, что мы должны сжигать картины Джотто или Васнецова. У нас в храмах звучит наша музыка, наши распевы, наш обиход. И немыслимо, чтобы в храме звучал “Реквием” Моцарта. Но это не означает, что “Реквием” необходимо запретить исполнять во всех других местах.

И, наверное, имеет право на существование язык обращения к людям через эстрадную музыку. Тем более, что для тех людей, к которым обращается Кинчев, слово священника отнюдь не авторитет. И мой духовник, когда я еще решал, идти в семинарию или остаться в мире светской науки, очень правильно сказал: “Иногда бывает, что если светский человек скажет одно доброе слово о Христе, это будет больше значить для людей, чем проповедь священника”. В наше время одно доброе слово о Христе, сказанное известным актером или ученым, литератором, одна реплика, одно замечание значат больше, чем проповедь священника. Аргументы, звучащие из наших уст, порой блокируются подозрением в лицемерии: “Ты поп, тебе за это деньги платят, рассказывай свои байки, мы потерпим, мы понимаем: человек же бабки себе делает как может”... Но когда человек, от которого никто не ожидал, что он в эту сторону посмотрит добрым глазом, говорит: “Вы знаете, лично для меня невозможно жить без Христа, без Православия”, - то это заставляет задуматься. И одна такая фраза в устах Кинчева стоит больше, чем сто моих лекций.

И вообще в нынешнюю пору глобальной макдональдизации все те, кто призывают мыслить, кто прорываются сквозь кольцо штампов, в конце концов оказываются нашими союзниками.

Побывав в конце-концов на концерте «Алисы» («Небо славян») я понял, что рок – действительно мощное средство промывки мозгов, но в данном случае это промывка мозгов от ТВ и рекламы. Надо видеть, как несколько тысяч ребят шепчут (поют, скандируют) вслед за Кинчевым:


«След звезды пылит по дорогам,
На душе покой и тихая грусть.
Испокон веков граничит с Богом
Моя Светлая Русь».

В общем, я так скажу: если бы комвласти догадались в семидесятых годах поддержать рок и вместо сладеньких «ВИА» нашли бы и взрастили группу типа сегодняшней «Алисы» – мы не проиграли бы «холодную войну». Америка нас не обыграла бы.

Да, в конце той песни, что я только что цитировал, Кинчев поет:


Что собирали отцы,
Нас научили беречь -
Вера родной стороны,
Песня, молитва да меч.
Так повелось от корней:
Ратную службу несут,
Всяк на своем рубеже,
Инок, воин и шут.


Кинчев на сцене - шут. Он сам так себя называет. Но стоит-то он на том же рубеже, что и воины и иноки Руси. Он тоже защищает Русское Православие, Светлую Русь.
Ангел Изленгтон
только одно скажу - этот диск вышел несколько лет назад..
SunPRO
Цитата(Prediger @ Jan 21 2007, 03:03) *
Во вкладыше к нему есть и мой текст (основные тезисы из коего я озвучил и на этой пресс-конференции).

Чей, пгостите, текст?
Ваш, Предигер? smile.gif
Prediger
Цитата
Чей, пгостите, текст? Ваш, Предигер?


Нет, конечно. Это же весь текст от лица Кураева. В этом разделе исключительно его тексты.
SunPRO
Цитата(Prediger @ Jan 21 2007, 03:24) *
Цитата
Чей, пгостите, текст? Ваш, Предигер?


Нет, конечно. Это же весь текст от лица Кураева. В этом разделе исключительно его тексты.

Ах, да!
Прошу прощения.
Облажался.
bang.gif
Prediger
Интересный он мужик. Вот бы его в Переславль пригласить.
SunPRO
Цитата(Prediger @ Jan 21 2007, 03:31) *
Интересный он мужик. Вот бы его в Переславль пригласить.

Кураева?
Ну, наверное, действительно было бы интересно с ним живьем пообщаться.
А что до Кинчева, то мне лично он как-то не очень...
Пафосность какая-то в его песнях.
Ангел Изленгтон
Цитата
Но встречаемся все мы в одном месте – в храме. И вместе можем сказать о себе словами кинчевской «Трассы Е-95»: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу».

А ещё мы можем увидеть себя в клипе на эту песню. Там заикающийся ангел-вредитель с моторчиком на спине.

Гр. "Алиса" - явление в отечественной рок-культуре. Явление историческое. Кинчева сотоварищи интересно изучать в свете позднего социализма и ленинградского рок-клуба.

Именно сейчас, когда Костя обратился в православие и стал лабать удивительно слабые пластинки (это не только моё мнение, но и многих фанатов "Алисы", для справки), уважаемый отец Кураев взял его под пресс-покровительство.

Кинчев как композитор сейчас действительно неинтересн. Тексты песен (не имею ни малейшего представления, кто их автор) говорят сами за себя.

Но Кураеву нравится рассуждать об этих пустых строчках.

Кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку.
Prediger
Вот что написано по поводу приглашения на его сайте

Цитата
Как оранизовать мои лекции

По образу жизни я реакционер, то есть сначала появляется вызов, обращенный ко мне, а потом уж наступает моя реакция. Куда позовут - туда и еду, и, значит, сам график своих поездок не составляю.

Первое условие моего приезда - согласие местного правящего епископа. Идеально - если от епархии и исходит инициатива. Но организаторами выступают и администрация, и отдельные приходы, и монастыри, и ВУЗы, и общественные движения, и СМИ, и просто заинтересованные люди. В любом случае архиерея надо проинформировать и получить согласие епископа на мой приезд. Согласием считается даже формула "делайте как хотите, я ничего не знаю". Она означает, что запрета нет, но по той или иной причине в этот раз этот владыка решил не ассоциировать себя с этим событием (обычно так бывает, когда приглашающая сторона связана с политикой).

Второе условие - наличие работы. На рыбалку меня звать не надо. В день - три лекции, одна из которых, вечерняя, должна быть открытой, бесплатной для слушателей и общегородской, и информация о ней должна быть максимально широкой, доступной как для прихожан, так и для светских людей. Оптимальная длительность поездки - 3-4 дня и только в начале недели, потому что в пятницу-субботу у меня московские лекции.

К условиям проживания требование одно - тишина. Годятся монастырская келья, пустая квартира прихожанки, уехавшей на три дня к детям, одноместный гостиничный номер. Если дорога к вам была ночная, в первый день дайте мне отоспаться часов до 12. В другие дни, напротив, лекции у ВУЗах или школах лучше собирать на дообеденное время. чтобы дать мне часа 2-3 на передых между обедом и вечерней лекцией. Должен признаться, что отдыхаю я только когда я один, поэтому время совместного с хозяевами обеда или ужина также считаю рабочим, даже если хозяева - это хорошо знакомые и близкие мне люди. Очень рад, если в месте ужина или ночевки есть ,кому почесать за ухом. Для этого подходят большие собаки или маленькие дети (шум, производимый малышами, за помеху не считаю).

Если есть возможность - прошу оплатить проезд и проживание не только для меня, но и для 1-2 семинаристов, которых стараюсь брать с собой, чтобы они не боялись той своей страны, что за пределами МКАД и МДС.

Гонорар есть величина более чем переменная, хотя и желательная (в Москве в каждом из трех мест своей работы я получаю аккуратно по 1000 рублей в месяц). Бывает всякое - где пусто (бывало, что и дорогу не оплачивали), а где несправедливо и незаслуженно густо (лет шесть назад в Николаеве, куда я заехал просто проездом из Херсона в Одессу, архиепископ Питирим встретил меня в заплатанном подряснике, но решил отдать мне все, что у него было в кошельке в самом буквальном смысле слова, и за одну беседу с его семинаристами получилось больше 200 долларов). Насколько я знаю, если епархия на свою конференцию приглашает московских преподавателей, то за день платит 5 000 руб.

Дорога. Лучше самолет или машина (на расстоянии до 400 км), чем поезд. Просил бы также учесть, что в Москве стоимость такси до аэропорта бывает сопоставима со стоимостью билета: 1000-1500 р).

Аудитории, к которым мне приходилось обращаться, бывали самые разные. Но если есть возможность выбора - то лучше послать меня к студентам, чем к солдатам, лучше к интеллигенции, чем к зэкам, лучше к врачам, чем к пациентам. Почему - об этом в книге "Не-американский миссионер".

Спасибо всем, кто пробует меня трудоустроить!
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.