Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Духовность.
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Философия
Маркус
В настоящее время, в России, только очень ленивый не употребляет данного термина. Тема открыта для того, чтобы разобраться- какой смысл несет в себе это слово. Для зачина хочу расставить акцент: духовность- основополагающее свойство человека, и в животном мире его не существует. Подразумевает под собой какой- то глубинный рост, развитие и напрямую не связана с материальным миром.
Понимание этого термина различно разными людьми, и эту разность, как нельзя лучше, определяет следующее стихотворение:

Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу –
Утверждает духовенство,
Мудрец ответит просто – путь к себе,
Поэт с художником подскажут –
Вдохновенье,
Певец и композитор – песнь души,
Политик – совесть,
Физик – убежденье,
И все они по-своему правы.
Духовность – это творчества начало,
Полет души, что в высь устремлена,
В которой звонкой песней зазвучала
Космической гармонии струна.
Духовность не имеет постулатов,
В ней Дух Святой,
Лишь с нею мы богаты.

О. Рубежов

Да простят меня филологи, но сначала начну разбор с самого слова "духовность". Интересуясь смыслом других древних слов: боярин (ярый в бою), богатырь (тыривший (собравший) Бога), я как- то невольно разложил данный термин на составляющие и получилось: дух-овность. Т.е. первая половина слова- "дух", вторая- овность (от овцы). В какой- то степени само слово подчеркивает неразделимую связь духа и тварного человеческого начала- овцы (агнеца Божьего), определяет связующую нить Бога и человека.
У меня не вызывает сомнения, что данный термин имеет религиозное происхождение, но об этом я прошу подробнее рассказать Предигера.
В настоящее время четко определить этот термин не могу, поскольку предлагаемые в инете пояснения не в полной мере отражают суть предмета.
Для меня духовность- это своеобразный образ действия, напоминающий рытье колодца. Если почва человеческой души соответствует данному проникновению, то очень быстро наполняется чистейшей колодезной водой. А бывает человек тверд, как скала,- и только какие- то потрясения приводят к открытию источника души. Таким образом, для меня лично, духовность- это двоякий процесс: сначала нас "копают", и только после этого мы становимся способны "напоить".
Хотелось бы услышать мнение участников форума по данному вопросу.
Prediger
Я бы затруднился ответить на поставленный вопрос - "что такое духовность?". Отмечу лишь, что духовность отличается от душевности, а та, в свою очередь, от плотскости. Это по ап. Павлу. Мне как-то эта схема ближе. Вот некоторое важные цитаты по этому поводу:

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
(Рим.8:5)

11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
(1Кор.2:11-16)

Отсюда видно, что познать духовное можно лишь будучи духовным, т.е. этот предмет в очень ограниченной степени подвергается интеллектуальному рассмотрению.

Также интересно послушать проф. Осипова об этом предмете.
Aroc
Для нерелигиозного человека духовность, все, что не связано напрямую с физиологией. Для человека религиозного- то, что превосходит (и преображает) психо-физиологию и чувственность.
Маркус
Цитата(Aroc @ 25.1.2007, 16:36) *
Для нерелигиозного человека духовность, все, что не связано напрямую с физиологией.
Пока человек жив- у него все связано с физиологией.

Цитата
Для человека религиозного- то, что превосходит (и преображает) психо-физиологию и чувственность.

Наркотики!?
Prediger
Это очень упрощенчески, потому и возникает ёрничанье в вопросах.
Я бы не проводил границу духовности сразу после физиологии. После физиологии есть психофизическая природа, называемая в павловой терминологии "плоть". Выше её душа во всей сложности и иерархичности. Так вот жизнь духа это ещё выше, притом для большинства людей, живущих по плоти, эта сфера не доступна для рефлексии. Она лишь редкая искра озарения.
Повторю опять же свой тезис, что познание данной сферы возможно только при условии причастности к ней.
Простой пример на эту тему: если вы не обладаете чувством прекрасного в звуке, то музыка высокого штиля будет вам не доступна к пониманию. Притом можно её чисто рационально препарировать, алгеброй мерить гармонию и всё такое, но взлёт вдохновения - увы, никак.
Lokky
Никто ещё не придумал делать фестивали духовности?
mikh
Цитата(Lokky @ 4.10.2010, 3:11) *
Никто ещё не придумал делать фестивали духовности?


Народа там будет мало. Люди без музыкального слуха, классику не слушают. smile.gif
Иэм
Фестивали духовности, сигареты "Духовность лайт", фильм "Терминатор-5. Возвращение к духовности", газета "Духовность сегодня", тяжелая рок-группа "Bloody spirituality"; "Уважаемые пассажиры, при выявлении лиц недостаточной духовности просьба обращаться к сотрудникам милиции".
Маркус
Цитата(Prediger @ 3.10.2010, 19:46) *
Это очень упрощенчески, потому и возникает ёрничанье в вопросах.

На каждого мудреца...
Речь же о том, что существует так называемое "измененное состояние сознания". Только изменяется оно наиболее безболезненно молитвой или медитацией. Может иной практикой. Наркотики так же (применяются с древнейших времен) - только этот "легкий путь" приводит к зависимости, низводя человека до уровня мяса- этого живого мертвяка.
Цитата
Я бы не проводил границу духовности сразу после физиологии. После физиологии есть психофизическая природа, называемая в павловой терминологии "плоть".

То, что проецируется в человеческом сознании, находит в нем отражение- суть уже физиология. Просто у Павлова были знания довольно примитивного уровня.

Цитата
Выше её душа во всей сложности и иерархичности.

Давайте только не будем о душе- христианство достоверно ничего о душе не знает (я этот вопрос уже задавал), получил ссылку на Тертуллиана и вынес из него то, что "Душа- НЕ христианка.").
Цитата
Так вот жизнь духа это ещё выше, притом для большинства людей, живущих по плоти, эта сфера не доступна для рефлексии. Она лишь редкая искра озарения.

Какое ... блаженство.
Цитата
Повторю опять же свой тезис, что познание данной сферы возможно только при условии причастности к ней.
Многие представители других конфессий не причастны к христианству, но при этом так же о духовности судят.

Цитата
Простой пример на эту тему: если вы не обладаете чувством прекрасного в звуке, то музыка высокого штиля будет вам не доступна к пониманию. Притом можно её чисто рационально препарировать, алгеброй мерить гармонию и всё такое, но взлёт вдохновения - увы, никак.

Опять спорная трактовка на основании того, что сравнить нельзя. Звуки- волна, ритмы воспринимаются слуховым анализатором и перерабатываются определенными системами головного мозга- вызывая те или иные реакции (от экстаза до негодования). Опять же были интересные опыты в штатах- присоединяли во время банального спектакля ультразвуковой излучатель и люди... так прочувствовались, что рыдали над примитивными сценами. Физиология, однако.
З.Ы. Вы поаккуратнее с попытками навести лоск и красоту. Я об "музыка высокого штиля". Это интересно, как затишье может быть высоким и вообще звучать? ;)
Libra
Цитата(Человек @ 8.10.2010, 23:56) *
То есть есть слово, но нет предмета, которое обозначается этим словом? Что же такое духовность? Степень изменения сознания? Или активация ресурсов головного мозга?

Возможно, я кого-то повторяю. На мой взгляд, духовность это стремление к познанию и творчеству, в основе своей имеющие нравственность.
Маркус
Цитата(Libra @ 9.10.2010, 1:41) *
Цитата(Человек @ 8.10.2010, 23:56) *
То есть есть слово, но нет предмета, которое обозначается этим словом? Что же такое духовность? Степень изменения сознания? Или активация ресурсов головного мозга?

Возможно, я кого-то повторяю. На мой взгляд, духовность это стремление к познанию и творчеству, в основе своей имеющие нравственность.

А что такое нравственность?
Libra
Цитата(Маркус @ 10.10.2010, 3:39) *
А что такое нравственность?

Нравственность - это совесть.
Совесть - это не причинение зла умышленно, не нанесение вреда ближнему своему, честность перед собой.
Честность это отсутствие лжи.
Ложь это намеренный обман.
Обман это нечестность по отношению к другим, как разновидность - самообман.
и т.д. и т.п.
Маркус
Цитата(Libra @ 10.10.2010, 5:54) *
Цитата(Маркус @ 10.10.2010, 3:39) *
А что такое нравственность?

Нравственность - это совесть.
Совесть - это не причинение зла умышленно, не нанесение вреда ближнему своему, честность перед собой.
Честность это отсутствие лжи.
Ложь это намеренный обман.
Обман это нечестность по отношению к другим, как разновидность - самообман.
и т.д. и т.п.

Т.е индивидуальный подход.
Prediger
Цитата(Маркус @ 8.10.2010, 0:02) *
Речь же о том, что существует так называемое "измененное состояние сознания". Только изменяется оно наиболее безболезненно молитвой или медитацией.


Где-то так, но духовное состояние резко отличается от того, что имеется ввиду под термином "изменённое состояние сознания" в оккультизме.
Приблизительно можно определить вектор: духовное это нравственное и личностное, а оккультное ИСС это чисто психическая (техническая) методика.

Цитата(Маркус @ 8.10.2010, 0:02) *
То, что проецируется в человеческом сознании, находит в нем отражение- суть уже физиология. Просто у Павлова были знания довольно примитивного уровня.


Тут большой водораздел в понимании существа человека. Если брать за аксиому, что человек только физический объект, то необходимо весь мир его внутренней жизни будет проистекать из физиологии. Но есть и другой подход, где человек духовно-физическое существо.

Цитата(Маркус @ 8.10.2010, 0:02) *
Давайте только не будем о душе- христианство достоверно ничего о душе не знает (я этот вопрос уже задавал), получил ссылку на Тертуллиана и вынес из него то, что "Душа- НЕ христианка.").


Смелое утверждение за христианство. Вообще-то, именно там глубочайшее знание души, её уровней и планов. Тут вопрос знакомства с соответствующим материалом.
И за Тертуллиана тоже странный вывод, ведь он всё же утверждал, что душа по природе христианка, притом любая.

Цитата(Маркус @ 8.10.2010, 0:02) *
Многие представители других конфессий не причастны к христианству, но при этом так же о духовности судят.


Они тоже поднимаются до духовной сферы, но эта духовность иного рода, питающаяся из иного духовного источника.
Духовность это состояние человеческой личности. А дальше уже источник.

Цитата(Маркус @ 8.10.2010, 0:02) *
Я об "музыка высокого штиля". Это интересно, как затишье может быть высоким и вообще звучать? ;)


Если вы о музыкальной паузе, то тут идёт обращение к ритмам подсознания, задание определённой частотности.

Цитата(Маркус @ 8.10.2010, 0:02) *
Опять спорная трактовка на основании того, что сравнить нельзя.


Можно описать математически гармонические ряды в музыке, но нельзя ничем иным понять, запрограммировать, воссоздать творческий акт.
Prediger
Цитата(Человек @ 8.10.2010, 19:56) *
То есть есть слово, но нет предмета, которое обозначается этим словом? Что же такое духовность? Степень изменения сознания? Или активация ресурсов головного мозга?


Я бы сказал иначе: есть огромная сфера духовной жизни, но очень мало слов и возможностей вербального выражения.
Маркус
Цитата
Цитата(Маркус @ 8.10.2010, 0:02) *
Давайте только не будем о душе- христианство достоверно ничего о душе не знает (я этот вопрос уже задавал), получил ссылку на Тертуллиана и вынес из него то, что "Душа- НЕ христианка.").


Смелое утверждение за христианство. Вообще-то, именно там глубочайшее знание души, её уровней и планов. Тут вопрос знакомства с соответствующим материалом.
И за Тертуллиана тоже странный вывод, ведь он всё же утверждал, что душа по природе христианка, притом любая.

Я такую тему в христианстве уже заводил и Вы мне ссылку на Тертуллиана дали. Только , насколько я понимаю, вы здесь приводите кураевскую версию данного автора- не помню, в каком- то из своих ваяний дьякон об этом писал. Тертуллиан же (если правилен перевод вашего источника):
Цитата
Я взываю к тебе, — но не к той, что изрыгает мудрость, воспитавшись в школах, изощрившись в библиотеках, напитавшись в академиях и аттических портиках. Я обращаюсь к тебе— простой, необразованной, грубой и невоспитанной, какова ты у людей, которые лишь тебя одну и имеют, к той, какова ты на улицах, на площадях и в мастерских ткачей. Мне нужна твоя неискушенность, ибо твоему ничтожному знанию никто не верит. Я прошу у тебя то, что ты привносишь в человека, то, что ты научилась чувствовать или от себя самой, или с помощью творца твоего, каков бы он ни был. Ты, сколько я знаю, не христианка:

ведь душа обыкновенно становится христианкой, а не рождается ею.

Цитата
Именно поэтому тебе, душа, подобает со всей искренностью, без всякой насмешки и колебания, провозглашать и про себя и во всеуслышание: "Бог зрит все", "Препоручаю Богу", "Бог воздаст", "Бог рассудит меж нами". Откуда это у тебя, — ты ведь не христианка?

Я, конечно понимаю, Кураев для вас авторитет... Но надо бы и первоисточники читать внимательнее.
Арок в данной теме приводил еще "О природе человека" Немезия Эмесского. Но тот тоже расплылся в отвлеченном.
Хотелось бы узнать о источнике ваших знаний "о уровнях".
Prediger
Да это обыкновенный приём доказательства от противного. Это патетическое обращение, а потом идёт раскрытие тезиса, что душа всё же христианка. Хотя, разумеется, для полного рассуждения недурно рассудить по латинскому оригиналу.
Маркус
Prediger
Цитата
Где-то так, но духовное состояние резко отличается от того, что имеется ввиду под термином "изменённое состояние сознания" в оккультизме.
Приблизительно можно определить вектор: духовное это нравственное и личностное, а оккультное ИСС это чисто психическая (техническая) методика.

Это научное , а не оккультное. Оккультное всего лишь часть.
Пара ссылок:
Вики
Психология
Тут еще указание на исихазм есть. Григорий Палама- это ваш человек?
Маркус
Цитата(Prediger @ 11.10.2010, 3:31) *
Да это обыкновенный приём доказательства от противного. Это патетическое обращение, а потом идёт раскрытие тезиса, что душа всё же христианка. Хотя, разумеется, для полного рассуждения недурно рассудить по латинскому оригиналу.

Не увидел этого самого "противного", поскольку нет окончательного и четкого вывода- "душа- христианка". Вот Сократу в произведении "Пир" с его от противного поверил- Амур- это демон. Здесь же усматривается еще более интересная идея: Тертуллиан- пантеист.
З.Ы. Не подскажите, как это маркианскому еретику удалось стать Отцом Церкви? Или несторианскому епископу Иссаку Сирину стать православным святым?
Маркус
Цитата(Prediger @ 10.10.2010, 19:03) *
Цитата(Маркус @ 8.10.2010, 0:02) *
Речь же о том, что существует так называемое "измененное состояние сознания". Только изменяется оно наиболее безболезненно молитвой или медитацией.


Где-то так, но духовное состояние резко отличается от того, что имеется ввиду под термином "изменённое состояние сознания" в оккультизме.
Приблизительно можно определить вектор: духовное это нравственное и личностное, а оккультное ИСС это чисто психическая (техническая) методика.

Кстати о нравственности. Ваш профессор Осипов:
Цитата
Нравственность - это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь к окружающему миру природе, ценностям если назвать этим словом окружающее нас, ко всему творчеству, творению Божию, к правильному отношению. Каково оно это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Т.е по факту привел императив Канта , но потом с ним не очень- то согласился:
Цитата
Вот так друзья мои, Кант вообще сводил существо, даже религии, вообще и христианство в частности к чему, к морали. Вы проходили на первом курсе основное богословие, вы помните точку зрения Канта на религию, он все свел к морали. Ну, он же немец, это люди порядка. Все по полочкам, все по порядочку, какая там духовность Вам? Мораль - нравственность вот и вся духовность, что же вы хотите еще?

В древние же времена Калигула считался человеком нравственным, поскольку умел хранить невозмутимость. Я веду к тому, что нравственность, как и духовность не определяемы в принципе. Поскольку все заповеди, что возникали в историческое время носили исключительно прикладной характер- сохранение их носителей, и имели сродство для внутреннего употребления. К окружению это никакого отношения не имело, что подтверждается историями из Ветхого Завета.
Да и наше время, благодаря штатовцам, сформировало весьма специфический императив:
Задуши ближнего своего, дабы избавить его от материальных благ.
Prediger
Цитата(Маркус @ 11.10.2010, 0:31) *
Это научное , а не оккультное. Оккультное всего лишь часть.
Пара ссылок:


Пусть даже есть и научное представление об ИСС. То, о чём говорит научная классификация ИСС, это всё чисто техника психических состояний. Оккультное это скорее разновидность психических отклонений.

Цитата(Маркус @ 11.10.2010, 0:31) *
Тут еще указание на исихазм есть. Григорий Палама- это ваш человек?


Это уже очень далёкий относ. Если кому-то в рамках психологии или философии религии показалось, что Палама писал об известных им философах, то это только показалось. Те учёные, которые всерьёз изучали эту сферы, были очень далеки от поверхностных и поспешных выводов. Взять хоть Уильяма Джеймса с его "Многообразием религиозного опыта".

Это я всё о чём, о теме нашего разговора. Духовность, в представлении христианского мистического богословия, есть существо резко отличающееся от многообразия душевной жизни, обычно бываемой предметом изучения внешних наук вроде психологии.
Prediger
Цитата(Маркус @ 14.10.2010, 11:32) *
Кстати о нравственности...


Вот не понятно что вы имели ввиду цитатами из Осипова. Осипов говорит о том, что есть нравственность. А также осуждает мнение Канта, сводившего духовность к морали (хотя это очень узкая трактовка Осипова). Собственно, что из этого? Видимо всё для следующей фразы:

Цитата(Маркус @ 14.10.2010, 11:32) *
Т.е по факту привел императив Канта , но потом с ним не очень- то согласился:


Нет, по факту он процитировал Евангелие. А уже если Кантовских императив отдалённо похож на это, то ничего удивительного: Кант был протестант и наверняка хорошо знал Писание.
Хотя я вот сразу не въехал в то, как данная фраза Евангелия может быть тождественной императиву. Надо будет разобрать кантовский императив отдельно, а то многие о нём говорят, но мало кто его знает smile.gif.

В целом, ощущается непонимание специфики богословских текстов. Там часто применяется метод от обратного. Свой пафос, свой юмор, свои аллюзии и намёки. Очень специфично.
Prediger
А вот дальше интересней.

Цитата(Маркус @ 14.10.2010, 11:32) *
В древние же времена Калигула считался человеком нравственным, поскольку умел хранить невозмутимость.


Это всего лишь вывод современников из стоических представлений. Я бы не отнёс это ни к морали, ни к философии. А к идеологии.

Цитата(Маркус @ 14.10.2010, 11:32) *
Я веду к тому, что нравственность, как и духовность не определяемы в принципе.


Смотря через что определять. Тут тонкий вопрос. Для каждой сложно сферы существует свой язык, своя система понятий. Для вопросов духовности и нравственности есть язык богословия. Там это всё определяется до некоторой степени. Но есть также и понимание того, что онтология вербально не выразима, только символизируема (чтобы быть верно понятым, предлагаю обратиться к древнегреческому понятию "символ", которое используется в богословии).


Цитата(Маркус @ 14.10.2010, 11:32) *
Поскольку все заповеди, что возникали в историческое время носили исключительно прикладной характер- сохранение их носителей, и имели сродство для внутреннего употребления. К окружению это никакого отношения не имело, что подтверждается историями из Ветхого Завета.


То, что заповеди принимались избранным народом, а окружающими нет, не говорит об их относительности. Говорит о нравственной незрелости окружающих.
Разве заповеди: не убий, не кради, не лжесвидетельствуй... временны и носят прикладной характер?

Народы, что приближались к исполнению декалога, были живы и развивались, а другие загибались.
Prediger
Понятие "выгода" и духовность несовместимы. Просто духовный уровень много сложнее животных инстинктов.
Такой взгляд на заповеди Христа
Цитата(Человек @ 19.10.2010, 13:23) *
Поэтому заповеди Христовы носят как раз прикладной характер, ими хорошо пользоваться, если это выгодно, например, для усмирения и умиротворения друг с другом и с самим собой.

происходит из полного непонимания данного вопроса и из убеждённости, что в мире все друг на друга влияют из корыстных побуждений.
Маркус
Цитата(Человек @ 19.10.2010, 16:23) *
Во времена Чингиз-Хана можно было обмануть, украсть, убить... но в отношении неверных, ради завоевнния и утверждения своего господства.

Какие- то странные у вас представления о Тимуджине . У него была "Яса" (свод законов) и самым серьезным преступлением считалось убийство доверившегося- там смерть безоговорочно. Мало того, Золотая Орда сделала много для развития христианства на Руси- не даром представителей Чингизидов славословили в церквях. Неверные же- это у мусульман, Чингис Хан был последователем Тенгри.
Цитата
Практика предательства была эффективным средством достижения целей (тоже самое в политике наших дней).
Кто бы спорил!
Цитата
И главное - такие заповеди считались истинными. Поэтому заповеди Христовы носят как раз прикладной характер, ими хорошо пользоваться, если это выгодно, например, для усмирения и умиротворения друг с другом и с самим собой.

С христианством хорошо умирать, но жизнь оно серьезно отягощает. Мало того- выгода не для него, т.к. стяжательство не поощряет.
Цитата
Выгода - определяющий элемент.
Это только для торгашей. На жизнь остальных воздействуют интересы.

Цитата
При этом одни (в рясах) пользуются другими (нуждающимися, находщемися в поиске), что свойственно христианству и идеологии отрешения от земного. А философия, вместе с атрибутикой и другой нагрузкой, надстройкой - инструмент, програмная оболочка smile.gif

Матрица? smile.gif
Маркус
Цитата(Prediger @ 19.10.2010, 12:02) *
Цитата(Маркус @ 11.10.2010, 0:31) *
Это научное , а не оккультное. Оккультное всего лишь часть.
Пара ссылок:


Пусть даже есть и научное представление об ИСС. То, о чём говорит научная классификация ИСС, это всё чисто техника психических состояний. Оккультное это скорее разновидность психических отклонений.


Цитата
Взять хоть Уильяма Джеймса с его "Многообразием религиозного опыта".

Только начал изучать приведенный источник но сразу наткнулся на афоризм: "Религиозность- свойство психически неуравновешенных людей!" smile.gif Забавно... потом обсудим.

Цитата
Цитата(Маркус @ 11.10.2010, 0:31) *
Тут еще указание на исихазм есть. Григорий Палама- это ваш человек?


Это уже очень далёкий относ. Если кому-то в рамках психологии или философии религии показалось, что Палама писал об известных им философах, то это только показалось. Те учёные, которые всерьёз изучали эту сферы, были очень далеки от поверхностных и поспешных выводов.

Вопрос не в том- что о нем писали ученые. Гораздо интереснее практика этого "далёкого относа". Как-то мы рассматривали фильм "Остров", так старец постоянно там произносил некую словесную формулу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, прости мя, грешного!" И что- это сейчас не практикуется? Или что- то иное "гарантировано Богом" ( как выразился один иерарх РПЦ с рекламной целью какой- то воды). Хотя, для меня не важно, каким образом человек активизирует эту область головного мозга (связанную с ИСС). Для этого и "оум падме хум" подойдет. smile.gif

Цитата
Это я всё о чём, о теме нашего разговора. Духовность, в представлении христианского мистического богословия, есть существо резко отличающееся от многообразия душевной жизни, обычно бываемой предметом изучения внешних наук вроде психологии.

Монополия на духовность? Почём... опиум народа? smile.gif
Маркус
Цитата(Prediger @ 19.10.2010, 12:11) *
Цитата(Маркус @ 14.10.2010, 11:32) *
Кстати о нравственности...


Вот не понятно что вы имели ввиду цитатами из Осипова. Осипов говорит о том, что есть нравственность. А также осуждает мнение Канта, сводившего духовность к морали (хотя это очень узкая трактовка Осипова). Собственно, что из этого? Видимо всё для следующей фразы:

Цитата(Маркус @ 14.10.2010, 11:32) *
Т.е по факту привел императив Канта , но потом с ним не очень- то согласился:


Нет, по факту он процитировал Евангелие. А уже если Кантовских императив отдалённо похож на это, то ничего удивительного: Кант был протестант и наверняка хорошо знал Писание.
Ссылку не дадите- где в Евангелии данная фраза. Я помню- "Возлюби ближнего своего, как самого себя!"+ "Про щеку"- это важнейшие заповеди. Но они абсолютны не тождественны, поскольку чувство и действие- соотносят друг к другу как "воздыхание в подворотне" и "кувыркание в кройке". Вот кантовское "Относись к любому человеку как к цели, а не как к средству" звучат одинаково.
З.Ы. Жду ссылок из Библии. Возможно, за 2 года что- то и позабыл.

Цитата
В целом, ощущается непонимание специфики богословских текстов. Там часто применяется метод от обратного.

Я вас просил привести из Тертуллиана "от обратного"- пока не вижу.
Цитата
Свой пафос, свой юмор, свои аллюзии и намёки. Очень специфично.
Специфический, надо сказать, юмор. Вы уж просветите- где об данной методике почитать.
Маркус
Prediger
Цитата
То, что заповеди принимались избранным народом, а окружающими нет, не говорит об их относительности. Говорит о нравственной незрелости окружающих.
Разве заповеди: не убий, не кради, не лжесвидетельствуй... временны и носят прикладной характер?
Да- они носили прикладной характер и служили для сохранения "своих". Общечеловечность они приобрели при развитии такого направления , как гуманизм. Хотя, как говорит мудрая иудейская поговорка: "Бей своих, чтоб чужие боялись!" Как говорил лидер сионистов Вейцман- "Мы должны очистится, в годы войны должно погибнуть 6 млн. евреев." Хорошо, что план не выполнил- 4 млн. живы остались. Остальных жаль- но это их личные разборки: я к древним нациям не вмешиваюсь.
Так может быть скажете: сколько народов перестало существовать в физическом смысле этого слова во времена иудейских завоеваний на Ближнем Востоке (если использовать Ветхий Завет, как исторический источник)- и все это под знаком заповеди " Не убий".
Цитата
Народы, что приближались к исполнению декалога, были живы и развивались, а другие загибались.

Наивность- не порок. Quasi modo pudenti... у таких людей не только конфетку, но и имущество с жизнью можно увести. Что поделать - у всех свой выбор.
Prediger
Цитата(Маркус @ 20.10.2010, 23:26) *
старец постоянно там произносил некую словесную формулу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, прости мя, грешного!" И что- это сейчас не практикуется?


Это очень древняя формула. Называется "Иисусова молитва". На её основе разработаны глубокие аскетические практики, описанные в Добротолюдии.
Человек светский может её сравнивать с медитативными мантрами, но это поверхностный взгляд. Не могу сейчас точно сказать о сходстве и различии техники, но явно, и оно самое главное, различие целей практик.

Цитата(Маркус @ 20.10.2010, 23:26) *
Монополия на духовность? Почём... опиум народа?


Странный вывод из моих слов о различии духовного и душевного. Духовность такая штука, которую каждому бедному внутреннее по талону не выдашь.

Цитата(Маркус @ 20.10.2010, 23:58) *
Ссылку не дадите- где в Евангелии данная фраза.


Это из нагорной проповеди: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" - (Лук.6:31).

Также из Деяний "а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе" - (Деян.15:20), т.е. во время распространения первой Церкви эта норма рассматривалась как одна из базовых для обращённых из язычников.

Цитата(Маркус @ 20.10.2010, 23:58) *
Я вас просил привести из Тертуллиана "от обратного"- пока не вижу.


Там надо весь текст анализировать. Попробую в теме с оригиналом.

Цитата(Маркус @ 20.10.2010, 23:58) *
Вы уж просветите- где об данной методике почитать.


Это из серии, почему хирурги смеются над тем-то и тем-то. Надо сначала стать хирургом smile.gif.

Богословские тексты это целая вселенная. Их написание, изучение, понимание и толкование есть целая культура, которая не усваивается по прочтении пары атеистических статей.

Цитата(Маркус @ 21.10.2010, 0:16) *
Да- они носили прикладной характер и служили для сохранения "своих". Общечеловечность они приобрели при развитии такого направления , как гуманизм.


А я думал, как Христианство. Рамки племенного верования это всё перешагнуло именно с появлением Христианства и стало вселенским. Гуманизм это лишь эксплуатация христианских ценностей с фактической языческой платформы. Собственно, плоды гуманизма мы увидели в 20-ом веке.

Цитата(Маркус @ 21.10.2010, 0:16) *
Так может быть скажете: сколько народов перестало существовать в физическом смысле этого слова во времена иудейских завоеваний на Ближнем Востоке (если использовать Ветхий Завет, как исторический источник)- и все это под знаком заповеди " Не убий".


Полагаю, что ни один, т.к. избранный народ не выполнил заповедь по истреблению нечестивых народов.

Цитата(Маркус @ 21.10.2010, 0:16) *
у таких людей не только конфетку, но и имущество с жизнью можно увести


Глупость какая. Неужели вы думаете, что выживают агрессивные и хамоватые?
Маркус
Цитата(Prediger @ 4.11.2010, 15:15) *
Цитата(Маркус @ 20.10.2010, 23:26) *
Монополия на духовность? Почём... опиум народа?


Странный вывод из моих слов о различии духовного и душевного. Духовность такая штука, которую каждому бедному внутреннее по талону не выдашь.


Это вывод из того, что якобы в христианстве только духовность. Реальный, такой, вывод.

Цитата
Цитата
Цитата(Маркус @ 20.10.2010, 23:58) *
Ссылку не дадите- где в Евангелии данная фраза.



Это из нагорной проповеди: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" - (Лук.6:31).

Также из Деяний "а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе" - (Деян.15:20), т.е. во время распространения первой Церкви эта норма рассматривалась как одна из базовых для обращённых из язычников.

Чего так долго думали? Материал подзабыли? smile.gif

Цитата
Там надо весь текст анализировать. Попробую в теме с оригиналом.


Анализируйте- смотришь, и еретиком, как Тертуллиан, станете. А то и большим- Первосвященником новой религии. Вот только тогда Дворкин вас заругает...

Цитата
Это из серии, почему хирурги смеются над тем-то и тем-то. Надо сначала стать хирургом smile.gif.

С учетом того, что у нас чуть ли не каждый человек в стране "медик, экономист, политик"- в одном флаконе, то не стоит удивляться, что над циничным медицинским юмором ржут многие.
С другой же стороны- в религиозной практике не надо владеть навыками практического труда- поэтому основы могут освоит многие- при желании. Опять же за "религиозные ошибки" не судят так, как за врачебные. smile.gif
Цитата
Богословские тексты это целая вселенная. Их написание, изучение, понимание и толкование есть целая культура, которая не усваивается по прочтении пары атеистических статей.

Это вы через край- вселенная. Не так уж много трудов- по сравнению с художественной литературой. А про атеизм- это атеистам втирайте! smile.gif
Цитата
Полагаю, что ни один, т.к. избранный народ не выполнил заповедь по истреблению нечестивых народов.

Б-гу не подчинились? Озверели совсем... Мало их левиты прессуют. Хотя
Цитата
Около 1454 год до Р.Х. Иисус Навин встал во главе народа, начал наступательную войну, победы в которой помогла одержать раздробленность ханаанских князей. По военному праву древности завоеванные народы подвергались поголовному избиению. Семь лет длилось завоевание. По окончании – земля была разделена между 12 коленами израильтян.

Но стоит заметить, что проникновение древнееврейских племен в Палестину не было единовременным актом, все хананейское население не было сразу уничтожено. Поэтому сосуществовали две структуры: городское сословно-классовое общество ханаанских племен и родоплеменное общество евреев.

З.Ы. Хорошее такое слово... пропагандистское- "нечестивые". Прям как "поганые" в христианстве.

Цитата
Цитата
Цитата(Маркус @ 21.10.2010, 0:16) *
у таких людей не только конфетку, но и имущество с жизнью можно увести



Глупость какая. Неужели вы думаете, что выживают агрессивные и хамоватые?

Это смотря в какой обстановке- в спокойное время выживают все. В экстренной ситуации выживают брутальные и деятельные.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.