Крест в мире полумесяца
[16/01/2007]
Христианство - самая многочисленная религия в мире. Более 1,5 млрд. человек избрали своим Спасителем Христа Сына Божия. Однако, такие регионы, как Ближний Восток, страны Магриба (Северная Африка), Индонезия обычно считаются мусульманскими. Но даже там живет немало последователей Иисуса. Одни из них родились в христианских семьях, и впитали свою веру так сказать с молоком матери.
Другие встали на путь спасения совсем недавно, выйдя их ислама под влиянием Слова Божия, которое, презрев угрозу тюремного заточения и порой даже смерти, несут в мусульманские регионы мужественные люди - миссионеры.
Важным источником распространения Истины в наше время стали массовые средства коммуникации - интернет, спутниковое телевидение, радио. Немало способствует обращению к Христу охвативший ряд мусульманских стран процесс экономической, культурной и политической глобализации. Наконец, в процесс взаимопроникновения культур на рубеже тысячелетий мощно вмешалась трудовая миграция больших масс населения. В поисках лучшей доли, тысячи мусульман из "третьего мира" устремились в экономически более развитые страны Евросоюза, Америку, Россию. Здесь, вместе с такими плодами христианской цивилизации, как образование, высокие технологии, права человека, многие из них принимают и христианскую веру. Однако на мусульманском Востоке, где, кажется, время замедлило свой ход, христианство и ислам веками сосуществуют, практически не пересекаясь. Отношения между двумя религиями там регулируются суровыми законами шариата, внешне лишь косметически загримированными под демократию.
Ближневосточное христианство представлено в регионе всеми четырьмя своими главными направлениями: православием, католицизмом, нехалкидонскими церквами (египетские копты, сирийские яковиты) и протестантизмом. Всего же, 28 христианских конфессий представляют интересы около 20 миллионов христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Арабов-мусульман при этом, насчитывается более 150 млн человек. При этом, три четверти последователей Иисуса из арабских стран проживают в Ливане, Сирии, Ираке, Иордании и Египте. В процентном отношении больше всего христианского населения в Ливане - 34,2% от общего числа жителей, и в Сирии - 16,7%, а также в Иордании - 8%, в Кувейте - 6%. В Египте и Судане христиане составляют соответственно 10% и 5% населения. В остальных странах христиане составляют менее 1% населения.
В таком преобладающем мусульманском окружении восточные последователи Иисуса живут преимущественно компактно: деревнями, в городах - кварталами. Как правило, это представители определенных этнических групп: армяне, египетские копты, ассирийцы. Но есть немало и арабов, а также турков, персов, представителей других народов, в массе своей приверженных исламу, и, тем не менее, уверовавших во Христа. Жизнь последователей Иисуса даже в относительно либеральных мусульманских странах сладкой не назовешь. Но как знает каждый христианин, "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное". Поэтому будем молиться за наших притесняемых собратьев во Христе во всем мире и их гонителей, прозрении всех, кто еще ходит во тьме.
Египет
Крупнейшая община ближневосточных христиан это проживающие в Египте копты. Их насчитывается около 5-6 миллионов человек. Нужно сказать, что Египет - крупнейшая по численности населения страна арабского Востока. Число жителей "страны пирамид", перевалило за 70-миллионную отметку. Большая часть египтян - девять из десяти - исповедует ислам преимущественно суннитского толка. Мусульманская вера определяет ритм жизни этой страны: пять раз в день муэдзины тысяч мечетей через громкоговорители созывают верующих на молитву. А в месяц рамадан вообще вся общественная жизнь замирает, государственные учреждения работают только с 10.00 до 14.00. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца.
Удивляться этому не приходится, ведь основу египетского законодательства еще с VII века образует свод норм мусульманского права - шариат. Что касается немусульманской десятины жителей Египта, то это - последователи различных направлений христианства. В основном копты - потомки древней цивилизации строителей пирамид, принявшие две тысячи лет назад христианство от самого Марка Евангелиста. Они исповедуют монофизитство, что не мешает им называть себя "православными". Как и мы они принадлежат к Восточным Церквам В стране сосредоточены известные религиозные центры и святыни, связанные как с исламом, так и с христианством. Это позволяет Египту называться одним из центров мусульманского мира и вместе с этим приковывает особое внимание со стороны христианского мира.
Когда я спросил своего египетского друга-христианина, хозяина магазинчика сувениров в Хургаде, как им живется в таком исламском окружении, тот ответил: "Всё хорошо!". Однако при этом он выглянул из лавки, подозрительно осмотрелся по сторонам и продолжил общение только за плотно закрытыми ставнями. Мои слова о том, что наш разговор, возможно, будет опубликован в прессе, вызвали еще более бурную реакцию: "Только никаких фото и имен!". Несмотря на усиленные меры безопасности, исламские экстремисты периодически совершают нападения на коптские церкви и монастыри, убивая монахов и прихожан. Об этом не пишут центральные египетские газеты, молчит телевидение. Не удивительно, ведь тогда пришлось бы публично объяснять многие прискорбные факты. Реальная внутренняя политика Каира зачастую расходится со словами о равенстве мусульман и христиан. В частности, введены строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих строений. Отмечены случаи, когда власти, под предлогом борьбы с "самостроем", сносят легально действующие церкви. Хотя Коран категорически и запрещает разрушать святыни иудеев и христиан.
Турция
Другая крупнейшая страна исламского мира - Турция считает себя настолько свободной и демократичной, что даже подала заявку на вступление в Европейский Союз (ЕС). Хотя там практически каждодневно попираются права человека, в частности, свобода совести. Турецкая Республика - страна многонациональная и отнюдь не однородная в религиозном плане. Большинство населения исповедует ислам суннитского толка. Но здесь есть христиане, шииты, йезиды. Вот из этих-то ингредиентов в начале ХХ века и приготовил "похлебку" под названием "Турецкая Республика" ее основатель - Кемаль Ататюрк. Заварил так, что расхлебать не могут до сих пор.
Нет, христианство в Турции официально не запрещено. Правящий здесь строй, получивший по имени основателя - Кемаля Ататюрка - название "кемализм" формально предполагает свободу вероисповедания. Но если сто лет назад в одном только Стамбуле проживало более ста тысяч греков-православных, то сегодня их во всей стране насчитывается не более 3000. Греческое православное население Турции на грани исчезновения. Таковы плоды планомерной ассимиляции, которую турецкое государство проводит в отношении национальных и религиозных меньшинств страны.
Немусульманские религиозные организации не могут официально приобретать какую-либо собственность. Та же, что уже имеется, в любой момент может отобрать государство. В итоге в этой "светской" стране сейчас 75 тысяч мечетей. И лишь около 70 православных храмов. Растет волна исламизма. В разгар "карикатурного скандала" мир был шокирован известием об убийстве в Турции мусульманским фанатиком итальянского католического священника Андреа Санторе. Разговоры христианских лидеров в Турции прослушиваются, их телефонные номера находятся под постоянным контролем, утверждается в отчете Отмара Эринга, главы Отдела по правам человека католического фонда "Миссио". Документ был опубликован на сайте Элладской Православной Церкви под заголовком "Существует ли религиозная свобода в Турции?". Но главное, закрыв в 1971 году теологическую школу "Халки" на острове в Мраморном море, турецкие власти нанесли удар в самое сердце православия. Церковь лишилась центра теологической мысли и обучения духовенства. Миссионерская деятельность в этой стране, нацелившейся на вступление в ЕС, так и вовсе запрещена под страхом уголовного наказания. Христиане как были, так и остаются приниженным меньшинством. Только раньше это называлось "борьбой с неверными", а сейчас - "защитой светских основ конституции".
Палестина
Согласно Основному закону Палестинской автономии, ислам является "официальной религией в Палестине", а христианство (его придерживается около 2% населения) и другие монотеистические религии должны соответствующим образом почитаться и уважаться. Что же мы наблюдаем в действительности? Если до подписания в 1993 году Норвежских соглашений, предусматривающих передачу Вифлеема под контроль Палестинской автономии, арабы-христиане (в основном православные) составляли 60% жителей города, и были самой образованной, зажиточной его частью, то сегодня их там менее трети. В целом, по данным Управления статистики Израиля, в Газе и на Западном берегу Иордана число христиан уменьшилось за последние пол века с 22 процентов от общего населения палестинцев до 2 процентов, и продолжает таять. Основная причина отъезда последователей Иисуса заключается, прежде всего, в невыносимых условиях, вызванных непрекращающимся арабо-израильским конфликтом. После прихода в феврале к власти в Палестинской автономии исламистского движения ХАМАС, напряженность в отношениях между христианами и мусульманами еще больше возросла. Нередко христианское меньшинство подвергается прямым атакам исламистов. Так в сентябре прошлого года в деревне Бейт Джала мусульманскими фанатиками было сожжено 14 домов христиан. В ходе карикатурного скандала и после недавнего скандала с цитатой папы римского Бенедикта XVI об агрессивной сущности ислама, палестинские боевики осуществляли нападения на европейские представительства, поджоги международных гуманитарных и христианских центров. Местные последователи Иисуса чувствуют себя все более неуютно из-за растущей враждебности к ним со стороны мусульман. Причиной этого, кроме традиционного исламского взгляда на христиан, как "пятую колонну" Запада и Израиля, стало еще и объявленное ХАМАС намерение ввести в Палестине шариат. Хотя последняя мера пока остается лишь декларацией, однако закрепленный в программе ХАМАС курс на шариат сильно подогревает здешних мусульманских фанатиков. Так, женщины - христианки нередко просто стали опасаться выходить на улицу без покрыв платка на голове, чего раньше здесь никогда не было. Нравы в Палестине всегда более либеральные, чем на исламском Ближнем Востоке в целом. Однако, захлестнувшая арабский мир волна исламизма, докатилась и до палестинского анклава.
В сентябре 2006 года только в течение недели 7 христианских церквей подверглись нападениям в Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. В частности, в Секторе Газа было совершено нападение на греческую православную церковь. Самодельное взрывное устройство было брошено в главный вход церкви, нанеся небольшие повреждения зданию и припаркованному рядом автомобилю. Еще две самодельные бомбы нападавшие кинули внутрь церкви. Экстремистская группировка, взявшая на себя ответственность за эти нападения, заявила, что причиной этих действий стали критические высказывания Папы Римского Бенедикта XVI об исламе.
Сирия
Приход в середине прошлого века к власти в Сирии шиитской секты алавитов во главе лидером социалистической партии БААС Хафезом Асадом , несколько смягчил противоречия между христианами и преобладающим суннитским большинством. Но не устранил их совсем. В 1982 году в Хаме вспыхнул антиправительственный исламистский мятеж, лишь с большим трудом подавленный с использованием танков и артиллерии. В сентябре 2006 в арену побоищ превратился уже Дамаск. В обоих случаях все списали на зарубежную "Аль каиду". Однако не секрет, что в стране действует радикальная исламская оппозиция. Благодаря непростому экономическому положению, проповедь джихада все чаще находят отклик среди малоимущих слоев населения, и, конечно, такого "горючего контингента", как студенты.
Сейчас последователи Христа составляют около десяти процентов населения. Благодаря сильной эмиграции, росту антизападных и антихристианских настроений, которые особенно усилились с началом войны в Ираке, а также некоторым "особенностям" сирийского законодательства и системы образования, количество христиан продолжает уменьшаться. Формально христиане и мусульмане равны в своих социальных экономических правах. Но главой государства по конституции может быть только мусульманин. Признаются браки, заключенные мусульманином и христианкой. Однако до сих пор сириец-христианин не может вступить в брак с сирийкой-мусульманкой. В области образования также заметно неравенство. В христианских школах ученики в обязательном порядке изучают исламскую культуру и историю. Однако ни слова не говорится о христианстве в стенах учебных заведений, куда ходят мусульмане.
Разгорающийся мировой джихад сильно пошатнул авторитет ислама в глазах немусульманской части человечества и привел к ухудшению положения христиан на Ближнем Востоке. В то же время, как автор убедился лично, подавляющее большинство мусульман, с которыми ему довелось встретиться на Востоке, с осуждением относятся к преступлениям боевиков, пытающихся прикрывать свои преступления зеленым знаменем "священной войны". Поэтому, не будет ставить знак равенства между террористами и обычными почитателями Мухаммеда, как правило, мирно настроенным к своим соседям, только исповедующим Христа. В то же время, следует, решительно осудить террор, преследования и пытки представителей христианских меньшинств в странах полумесяца, где "люди книги" и магометане веками проживали в мире. Важно сохранить этот статус кво и в наше непростое время. Тем же мусульманским руководителям, которые пытаются ограничить свободу совести и права своих граждан иного вероисповедания, следует помнить слова Корана: "нет принуждения в вере" (2:256).
Мы, христиане, тоже можем немало сделать для наших ближневосточных братьев. Они нуждаются в нашей молитвенной, информационной, правовой, в некоторых случаях - гуманитарной поддержке. Не забывайте что, быть христианином в условиях свободы - как у нас, и исповедовать Христа на мусульманском Ближнем Востоке, где действуют жесткие религиозно-правовые ограничения это - далеко не одно и то же.
Каир-Антакья-Дамаск-Иерусалим-Москва
Сергей Путилов
[16/01/2007]
Христианство - самая многочисленная религия в мире. Более 1,5 млрд. человек избрали своим Спасителем Христа Сына Божия. Однако, такие регионы, как Ближний Восток, страны Магриба (Северная Африка), Индонезия обычно считаются мусульманскими. Но даже там живет немало последователей Иисуса. Одни из них родились в христианских семьях, и впитали свою веру так сказать с молоком матери.
Другие встали на путь спасения совсем недавно, выйдя их ислама под влиянием Слова Божия, которое, презрев угрозу тюремного заточения и порой даже смерти, несут в мусульманские регионы мужественные люди - миссионеры.
Важным источником распространения Истины в наше время стали массовые средства коммуникации - интернет, спутниковое телевидение, радио. Немало способствует обращению к Христу охвативший ряд мусульманских стран процесс экономической, культурной и политической глобализации. Наконец, в процесс взаимопроникновения культур на рубеже тысячелетий мощно вмешалась трудовая миграция больших масс населения. В поисках лучшей доли, тысячи мусульман из "третьего мира" устремились в экономически более развитые страны Евросоюза, Америку, Россию. Здесь, вместе с такими плодами христианской цивилизации, как образование, высокие технологии, права человека, многие из них принимают и христианскую веру. Однако на мусульманском Востоке, где, кажется, время замедлило свой ход, христианство и ислам веками сосуществуют, практически не пересекаясь. Отношения между двумя религиями там регулируются суровыми законами шариата, внешне лишь косметически загримированными под демократию.
Ближневосточное христианство представлено в регионе всеми четырьмя своими главными направлениями: православием, католицизмом, нехалкидонскими церквами (египетские копты, сирийские яковиты) и протестантизмом. Всего же, 28 христианских конфессий представляют интересы около 20 миллионов христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Арабов-мусульман при этом, насчитывается более 150 млн человек. При этом, три четверти последователей Иисуса из арабских стран проживают в Ливане, Сирии, Ираке, Иордании и Египте. В процентном отношении больше всего христианского населения в Ливане - 34,2% от общего числа жителей, и в Сирии - 16,7%, а также в Иордании - 8%, в Кувейте - 6%. В Египте и Судане христиане составляют соответственно 10% и 5% населения. В остальных странах христиане составляют менее 1% населения.
В таком преобладающем мусульманском окружении восточные последователи Иисуса живут преимущественно компактно: деревнями, в городах - кварталами. Как правило, это представители определенных этнических групп: армяне, египетские копты, ассирийцы. Но есть немало и арабов, а также турков, персов, представителей других народов, в массе своей приверженных исламу, и, тем не менее, уверовавших во Христа. Жизнь последователей Иисуса даже в относительно либеральных мусульманских странах сладкой не назовешь. Но как знает каждый христианин, "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное". Поэтому будем молиться за наших притесняемых собратьев во Христе во всем мире и их гонителей, прозрении всех, кто еще ходит во тьме.
Египет
Крупнейшая община ближневосточных христиан это проживающие в Египте копты. Их насчитывается около 5-6 миллионов человек. Нужно сказать, что Египет - крупнейшая по численности населения страна арабского Востока. Число жителей "страны пирамид", перевалило за 70-миллионную отметку. Большая часть египтян - девять из десяти - исповедует ислам преимущественно суннитского толка. Мусульманская вера определяет ритм жизни этой страны: пять раз в день муэдзины тысяч мечетей через громкоговорители созывают верующих на молитву. А в месяц рамадан вообще вся общественная жизнь замирает, государственные учреждения работают только с 10.00 до 14.00. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца.
Удивляться этому не приходится, ведь основу египетского законодательства еще с VII века образует свод норм мусульманского права - шариат. Что касается немусульманской десятины жителей Египта, то это - последователи различных направлений христианства. В основном копты - потомки древней цивилизации строителей пирамид, принявшие две тысячи лет назад христианство от самого Марка Евангелиста. Они исповедуют монофизитство, что не мешает им называть себя "православными". Как и мы они принадлежат к Восточным Церквам В стране сосредоточены известные религиозные центры и святыни, связанные как с исламом, так и с христианством. Это позволяет Египту называться одним из центров мусульманского мира и вместе с этим приковывает особое внимание со стороны христианского мира.
Когда я спросил своего египетского друга-христианина, хозяина магазинчика сувениров в Хургаде, как им живется в таком исламском окружении, тот ответил: "Всё хорошо!". Однако при этом он выглянул из лавки, подозрительно осмотрелся по сторонам и продолжил общение только за плотно закрытыми ставнями. Мои слова о том, что наш разговор, возможно, будет опубликован в прессе, вызвали еще более бурную реакцию: "Только никаких фото и имен!". Несмотря на усиленные меры безопасности, исламские экстремисты периодически совершают нападения на коптские церкви и монастыри, убивая монахов и прихожан. Об этом не пишут центральные египетские газеты, молчит телевидение. Не удивительно, ведь тогда пришлось бы публично объяснять многие прискорбные факты. Реальная внутренняя политика Каира зачастую расходится со словами о равенстве мусульман и христиан. В частности, введены строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих строений. Отмечены случаи, когда власти, под предлогом борьбы с "самостроем", сносят легально действующие церкви. Хотя Коран категорически и запрещает разрушать святыни иудеев и христиан.
Турция
Другая крупнейшая страна исламского мира - Турция считает себя настолько свободной и демократичной, что даже подала заявку на вступление в Европейский Союз (ЕС). Хотя там практически каждодневно попираются права человека, в частности, свобода совести. Турецкая Республика - страна многонациональная и отнюдь не однородная в религиозном плане. Большинство населения исповедует ислам суннитского толка. Но здесь есть христиане, шииты, йезиды. Вот из этих-то ингредиентов в начале ХХ века и приготовил "похлебку" под названием "Турецкая Республика" ее основатель - Кемаль Ататюрк. Заварил так, что расхлебать не могут до сих пор.
Нет, христианство в Турции официально не запрещено. Правящий здесь строй, получивший по имени основателя - Кемаля Ататюрка - название "кемализм" формально предполагает свободу вероисповедания. Но если сто лет назад в одном только Стамбуле проживало более ста тысяч греков-православных, то сегодня их во всей стране насчитывается не более 3000. Греческое православное население Турции на грани исчезновения. Таковы плоды планомерной ассимиляции, которую турецкое государство проводит в отношении национальных и религиозных меньшинств страны.
Немусульманские религиозные организации не могут официально приобретать какую-либо собственность. Та же, что уже имеется, в любой момент может отобрать государство. В итоге в этой "светской" стране сейчас 75 тысяч мечетей. И лишь около 70 православных храмов. Растет волна исламизма. В разгар "карикатурного скандала" мир был шокирован известием об убийстве в Турции мусульманским фанатиком итальянского католического священника Андреа Санторе. Разговоры христианских лидеров в Турции прослушиваются, их телефонные номера находятся под постоянным контролем, утверждается в отчете Отмара Эринга, главы Отдела по правам человека католического фонда "Миссио". Документ был опубликован на сайте Элладской Православной Церкви под заголовком "Существует ли религиозная свобода в Турции?". Но главное, закрыв в 1971 году теологическую школу "Халки" на острове в Мраморном море, турецкие власти нанесли удар в самое сердце православия. Церковь лишилась центра теологической мысли и обучения духовенства. Миссионерская деятельность в этой стране, нацелившейся на вступление в ЕС, так и вовсе запрещена под страхом уголовного наказания. Христиане как были, так и остаются приниженным меньшинством. Только раньше это называлось "борьбой с неверными", а сейчас - "защитой светских основ конституции".
Палестина
Согласно Основному закону Палестинской автономии, ислам является "официальной религией в Палестине", а христианство (его придерживается около 2% населения) и другие монотеистические религии должны соответствующим образом почитаться и уважаться. Что же мы наблюдаем в действительности? Если до подписания в 1993 году Норвежских соглашений, предусматривающих передачу Вифлеема под контроль Палестинской автономии, арабы-христиане (в основном православные) составляли 60% жителей города, и были самой образованной, зажиточной его частью, то сегодня их там менее трети. В целом, по данным Управления статистики Израиля, в Газе и на Западном берегу Иордана число христиан уменьшилось за последние пол века с 22 процентов от общего населения палестинцев до 2 процентов, и продолжает таять. Основная причина отъезда последователей Иисуса заключается, прежде всего, в невыносимых условиях, вызванных непрекращающимся арабо-израильским конфликтом. После прихода в феврале к власти в Палестинской автономии исламистского движения ХАМАС, напряженность в отношениях между христианами и мусульманами еще больше возросла. Нередко христианское меньшинство подвергается прямым атакам исламистов. Так в сентябре прошлого года в деревне Бейт Джала мусульманскими фанатиками было сожжено 14 домов христиан. В ходе карикатурного скандала и после недавнего скандала с цитатой папы римского Бенедикта XVI об агрессивной сущности ислама, палестинские боевики осуществляли нападения на европейские представительства, поджоги международных гуманитарных и христианских центров. Местные последователи Иисуса чувствуют себя все более неуютно из-за растущей враждебности к ним со стороны мусульман. Причиной этого, кроме традиционного исламского взгляда на христиан, как "пятую колонну" Запада и Израиля, стало еще и объявленное ХАМАС намерение ввести в Палестине шариат. Хотя последняя мера пока остается лишь декларацией, однако закрепленный в программе ХАМАС курс на шариат сильно подогревает здешних мусульманских фанатиков. Так, женщины - христианки нередко просто стали опасаться выходить на улицу без покрыв платка на голове, чего раньше здесь никогда не было. Нравы в Палестине всегда более либеральные, чем на исламском Ближнем Востоке в целом. Однако, захлестнувшая арабский мир волна исламизма, докатилась и до палестинского анклава.
В сентябре 2006 года только в течение недели 7 христианских церквей подверглись нападениям в Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. В частности, в Секторе Газа было совершено нападение на греческую православную церковь. Самодельное взрывное устройство было брошено в главный вход церкви, нанеся небольшие повреждения зданию и припаркованному рядом автомобилю. Еще две самодельные бомбы нападавшие кинули внутрь церкви. Экстремистская группировка, взявшая на себя ответственность за эти нападения, заявила, что причиной этих действий стали критические высказывания Папы Римского Бенедикта XVI об исламе.
Сирия
Приход в середине прошлого века к власти в Сирии шиитской секты алавитов во главе лидером социалистической партии БААС Хафезом Асадом , несколько смягчил противоречия между христианами и преобладающим суннитским большинством. Но не устранил их совсем. В 1982 году в Хаме вспыхнул антиправительственный исламистский мятеж, лишь с большим трудом подавленный с использованием танков и артиллерии. В сентябре 2006 в арену побоищ превратился уже Дамаск. В обоих случаях все списали на зарубежную "Аль каиду". Однако не секрет, что в стране действует радикальная исламская оппозиция. Благодаря непростому экономическому положению, проповедь джихада все чаще находят отклик среди малоимущих слоев населения, и, конечно, такого "горючего контингента", как студенты.
Сейчас последователи Христа составляют около десяти процентов населения. Благодаря сильной эмиграции, росту антизападных и антихристианских настроений, которые особенно усилились с началом войны в Ираке, а также некоторым "особенностям" сирийского законодательства и системы образования, количество христиан продолжает уменьшаться. Формально христиане и мусульмане равны в своих социальных экономических правах. Но главой государства по конституции может быть только мусульманин. Признаются браки, заключенные мусульманином и христианкой. Однако до сих пор сириец-христианин не может вступить в брак с сирийкой-мусульманкой. В области образования также заметно неравенство. В христианских школах ученики в обязательном порядке изучают исламскую культуру и историю. Однако ни слова не говорится о христианстве в стенах учебных заведений, куда ходят мусульмане.
Разгорающийся мировой джихад сильно пошатнул авторитет ислама в глазах немусульманской части человечества и привел к ухудшению положения христиан на Ближнем Востоке. В то же время, как автор убедился лично, подавляющее большинство мусульман, с которыми ему довелось встретиться на Востоке, с осуждением относятся к преступлениям боевиков, пытающихся прикрывать свои преступления зеленым знаменем "священной войны". Поэтому, не будет ставить знак равенства между террористами и обычными почитателями Мухаммеда, как правило, мирно настроенным к своим соседям, только исповедующим Христа. В то же время, следует, решительно осудить террор, преследования и пытки представителей христианских меньшинств в странах полумесяца, где "люди книги" и магометане веками проживали в мире. Важно сохранить этот статус кво и в наше непростое время. Тем же мусульманским руководителям, которые пытаются ограничить свободу совести и права своих граждан иного вероисповедания, следует помнить слова Корана: "нет принуждения в вере" (2:256).
Мы, христиане, тоже можем немало сделать для наших ближневосточных братьев. Они нуждаются в нашей молитвенной, информационной, правовой, в некоторых случаях - гуманитарной поддержке. Не забывайте что, быть христианином в условиях свободы - как у нас, и исповедовать Христа на мусульманском Ближнем Востоке, где действуют жесткие религиозно-правовые ограничения это - далеко не одно и то же.
Каир-Антакья-Дамаск-Иерусалим-Москва
Сергей Путилов