Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Винопитие - национальная традиция?
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Политика
Prediger
Ажиотаж вокруг трагедии в тверском селе Прямухине, где накануне праздника Введения сгорела в собственном доме вся семья священника Андрея Николаева, заметно пошел на спад. Видимо, первоначальный скепсис и осторожность в оценках, с которыми отнеслись к случившемуся многие клирики Тверской епархии РПЦ МП, имели под собой определенные основания. И эти основания, по мере продвижения официального и множества неофициальных расследований, становятся все более очевидными. Хотя, разумеется, ничто не может объяснить и оправдать гибели несовершеннолетних детей, которая, чем бы ни объясняли эту трагедию, была и остается мученической. Ничто не сможет смягчить и другой народной беды, обнажившейся во всей неприглядности благодаря прямухинской трагедии. Речь идет о тотальной алкоголизации российской глубинки, о физическом и моральном вырождении спивающегося русского народа.

Восприятия алкоголя в русской традиции, в том числе церковной, очень непростое и неоднозначное. Самый крепкий и распространенный в России алкогольный напиток - водка - даже подверглась известной сакрализации и воспринимается как "национальный символ". Считается даже, что ее регулярное употребление вводит русского человека в некое пограничное состояние балансирования между жизнью и смертью, которое обладает особой экзистенциальной ценностью. Но это, конечно, крайняя точка зрения бытописателей-почвенников, идеализирующих даже самые темные стороны народной жизни. Чаще тотальную склонность Руси к водке объясняют рационально: особенностями климата (очень холодно, надо согреться), обусловленной климатическими факторами депрессией (неизбывная грусть-тоска, которую только водкой и можно залить), очень плохими социально-бытовыми условиями (грязь, темнота, нищета, отсутствие перспектив).

Впрочем, с водкой связано важное направление культурного самосознания русских - карнавальное. Оно отражает так называемую "широту русской души" - гулять так гулять, пить так пить, каяться так каяться. "Небесными покровителями" этой русской стихии должны быть по праву признаны "благочестивейший царь и великий князь" Иван Васильевич Грозный и "святой старец" Григорий Ефимович Распутин. Впрочем, корнями своими уходит это мифологическое представление о русском человеке, который велик во всем - и в падении своем, и в восстании, который ничего не может делать "чуть-чуть", "помаленьку", а всему отдается сполна и фанатически, - в более глубокую древность. Этот культурный архетип, причем применительно именно к алкоголю, канонизировала "Повесть временных лет", где важнейшее духовно-историческое решение Руси - решение о принятии Православия, - помимо прочего, мотивировано и таким доводом, звучащим из уст св. равноапостольного великого князя Владимира: "Руси есть веселие пити, не можем без того жити".

Трезвенник всегда вызывал на Руси недоверие, воспринимался как инородец. А "пьяненький", наоборот, пробуждал жалость, материнские чувства в русских женщинах. Это хорошо видно на примере преобладающей модели женского поведения и в современной русской глубинке. Оборотная сторона пьянства - злоба и агрессивность - тоже не вызывают отторжения у русских женщин, среди которых бытует мазохистское представление: "Не бьет - значит, не любит". И это "национальное качество" было неоднократно воспето не только упомянутыми выше бытописателями-почвенниками, певцами русского Бахуса, но и великими гениями русской классической литературы. Идеальная русская женщина сама не пьет, но чрез смиренное перенесение всяческих скорбей от пьющего мужа достигает просветления и необыкновенной чистоты. И это еще одна грань сакрализации русской водки.

Нельзя сказать, чтобы официальная Русская Церковь как-то специфически участвовала в создании культа водки. Напротив, она периодически пыталась бросать ему, вкупе с другими проявлениями карнавальной народной культуры, вызов. Жесткие решения против "запойства" (правда, преимущественно в среде духовенства) принял Стоглавый Собор в середине XVI века. Однако радикальной и последовательной борьбы Церкви против водки на Руси все же не было. Праздничные пиршества и застолья издревле стали частью едва ли ни литургической жизни Церкви, в том числе и в монастырях, многие из которых даже специализировались на производстве алкоголя. Образ пьяного попа вполне органично бытует в русской культуре, считается естественным и не вызывает особого протеста. Главное, чтобы степень опьянения позволяла более или менее сносно совершать требы.

В новейшее время РПЦ МП также не принимала особого участия в государственных антиалкогольных кампаниях, самой заметной из которых была "горбачевская". Известен единственный прецедент - указ епископа Михаила (Мудьюгина) по Вологодской епархии в 1987 году, ограничивающий употребление алкоголя в Церкви.

Современная церковная среда выработала особое представление об алкоголизме как неизбежной "профессиональной болезни" определенной части клириков. В первую очередь, это касается диаконов крупных соборов, которым алкоголь якобы нужен для голоса и которые, к тому же, потребляют большие объемы Святых Даров (невзирая на то, что это величайшая святыня, она, по свидетельству священнослужителей, не теряет физических свойств, которыми обладает вино). Церковное да и светское общество снисходительно относятся к "маленьким слабостям" священнослужителей, учитывая, что распространение в их среде алкоголизма и некоторых других специфических пороков, выглядит как "детская шалость" на фоне нравов, царящих в нецерковной среде. Но такой подход характерен для "невоцерковленных" или "малоцерковных" людей. Более углубленные в церковную жизнь ревнители благочестия видят, что некоторые священнослужители, увлекшись собственным греховным падением, далеко обходят своих светских "коллег" по греху. Но их стараются "не осуждать", потому что в Церкви "благодать все-таки еще есть", гарантом чему являются единичные "святые старцы", не впадающие в пороки, распространенные среди обычного клира.

Помимо бытовой, отношения РПЦ МП с алкоголем имеют и коммерческую составляющую. Будучи "национальным напитком", водка приносит производителям и торговцам миллиарды долларов ежегодно, причем значительная часть оборота алкогольной продукции находится в России "в тени". Едва ли ни половину рынка составляет нелегально произведенная и проданная водка, часто "паленая", то есть суррогатная, смертельно опасная. Разумеется, многие архиереи, "продвинутые" настоятели городских храмов и наместники монастырей не могут остаться в стороне от таких мощных финансовых потоков, особенно, если в районе их "пастырской ответственности" присутствует какое-нибудь ликеро-водочное производство. Примеры подобного "соработничества" на ниве "возрождения духовности" за счет средств, вырученных от спаивания народа, есть в Костромской, Белгородской, Московской, Рязанской, Екатеринбургской и других епархиях. Освящая часовни на водочных заводах или источники воды для производства водки, иерархи говорят разные громкие слова, особенно кощунственно звучащие в подобных контекстах. Например, архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов) месяц назад заявил, что использование чистой освященной воды для производства водки на Валуйском ликеро-водочном заводе является совместным вкладом Церкви и завода в "национальный проект" поддержки здравоохранения России! Не брезгуют водочными деньгами и на высшем церковном уровне: в конце 90-х гремел "водочный скандал" вокруг ведомства митрополита Кирилла (Гундяева), а в мае этого года выяснилось, что и сам Патриарх сотрудничает с группой компаний "Союз-Виктан".

Совершенно особое, правда, чуть более мелкое, направление церковно-алкогольного бизнеса представляет собой так называемое "церковное вино". Под прикрытием общеизвестного факта, что без вина нельзя обойтись при совершении литургии, епархии, приходы, монастыри и связанные с ними коммерческие структуры развернули широкую торговлю "церковным вином". Например, в Екатеринбургской епархии РПЦ МП недавно действовала разнарядка, сколько тысяч бутылок молдавского вина (епархией управляет этнический молдаванин - Викентий (Морарь)) должен реализовать за месяц каждый приход. Объем рынка сугубо "церковного" алкоголя и объемы прибыли, которые он приносит, выявить практически невозможно, потому что вся торговля в церковных лавках находится "в тени", там нет кассовых аппаратов, а налоговые органы боятся контролировать Церковь. Под "церковное вино" мимикрирует низкопробная плодово-ягодная бормотуха, которая продается в каждом ларьке России под брендами "Монастырское", "Шепот монаха", "Церковный кагор" и т.п.
firewolk
В самом начале текста идет засирание Русской нации теми методами, которые и проверить можно и к теме подходят. Создается впечатлене что все Русские - неизлечимые бухарики. Даже в школе от учителей (даже от православно-фарисейских) я слышу подобную одностороннюю пропаганду. И док-во несостоятельности русского человека на примере литературы(например Обломов - не зря там Штольц на половину немец ).
zayza
Ох, как вы меня достали. Предигер, и не стыдно такое выкладывать?
Иэм
А почему именно русская, национальная? Везде, всегда - только и делали, что пили. Вот вам древний пример: Даже Платон, прежде чем перейти к последовательным философским рассуждениям о любви, сначала описывает кучку, уставших пить, философов, которые и решают хоть немного притормозить в питье и поговорить о любви...
Главный Ангел
И пива я не пью,
Жаль почки отказали.
Мешают в нем херню,
Чтоб люди погибали!
Aroc
"Мы тут вчера с пацанами ящик портвейна раздавили на троих!- У, круто!!!"
Или так:
"Я тут вчера за вечер 10000 в автоматах прос*ал!- У, круто!!!"
Что это- национальная традиция? Скорее всего, простое навязывание умственноотсталых стереотипов. Всему миру уже известно как русские умеют пить, а нам того только и надо, вроде как и гордиться больше нечем...
Маркус
Я хотел бы обозначить свой пост, как "польза и вред алкоголя".
Несомненна негативная роль спиртных напитков на жизнь общества,- в особенности в таком деструктивном явлении, как алкоголизм.
Но так ли все плохо в этиловом спирте?
Для начала разберу механизм его воздействия на организм человека. Определенная его доза находится в крови и спинномозговой жидкости, и необходима для нормального функционирования организма человека. Попадает он в организм при брожении углеводов в кишечнике.
Положительные эффекты воздействия на человека:
1. Анксиолитическое (противотревожное) воздействие.
2. Миорелаксирующее (расслабляющее мышечную систему) действие.
3. Сосудорасширяющее.
4. Способствует растворению атеросклеротической бляшки (только у этилового спирта такой лечебный эффект).
5. Участвует в теплообразовании- при его расщеплении выделяется тепловая энергия.
6. Подавление функции адренергической (симпатической) системы организма- первично реагирует на стресс и вызывает сдвиги в гомеостазе (равновесии внутренней среды организма).

Негативные воздействия:
1. Подавление функции коры головного мозга с соответствующим переходом на на реагирование низшего порядка.
2. Подавление защитных реакций психики.
3. Деструктивное воздействие на печень и нервную систему.
4. Малый спектр наркотического и токсического эффекта (если кто- то хочет "накачаться" до одурения, то он должен помнить, что наркотический эффект алкоголя и смертельная доза отделены друг от друга 30- 40 граммами).

Так вот. Теперь хочу ответить на вопрос: является ли винопитие традицией? Несомненно. Прежде всего употребление алкоголя связано с ферментативными реакциями организма человека, которые формируются несколько поколений людей. Есть такая теория "Психоунитропизм", которая изучает механизм воздействия ксенобиотиков на организм человека и способы борьбы с ними. Переводя на русский язык- если общество живет в условиях потребления какого- то психоактивного вещества, то как ответная реакция у людей вырабатывается ферментативная защита,- при алкоголе- это фермент алкогольдегидрогеназа. У русских, и других европейских наций он присутствует. У коренных наций севера, индейцев Америки его нет, что быстро вызывает зависимость от спирта.
Но это явление распространено по всему миру, т.е. не мы такие особенные, все человечество употребляет те или иные психоактивные препараты. В Средней Азии все курят коноплю, употребляют насвай,- но зависимыми становятся единицы (как у нас с алкоголем- алкоголиков всего лишь до 5%, как я их еще называю - "одуванчики" (щечки одутловатые, тонкий стебелек)).
Широко применяли психотропные вещества в воинских традициях (пресловутые наркомовские 100 грамм),- но рассмотрение этого явления выходит за рамки темы.
Психоактивные вещества (предметно этиловый спирт) несут в себе защитные возможности организма человека. При тяжелом физическом труде или тяжелой психо- эмоциональной нагрузке его употребление приводит к следующим эффектам: снимается психо- эмоциональная напряженность, расслабляются мышцы, расширяются сосуды (теплеет),- что приводит человека в состояние физического комфорта. Но не умение и не желание, а так же интеллектуальная ограниченность быстро приводят человека в зависимость от данного способа приобретения комфортности. В какой- то мере это перекликается с представлениями Предигера, где он указывал на борьбу с "тяготами жизни" таким простым способом.
На Руси потребление алкоголя (на то время это меды, пиво, у состоятельного сословия- вина) в какой- то мере способствало дифференциации подхода к конкретному человеку. Чтоб узнать, что и кто каждый из себя представляет- ему устраивали застолье. И вся подноготная тут же всплывала на поверхность. Спирт в Россию попал гораздо позже, после его изобретения арабами (получил один алхимик на перегонном кубе, и даже несет в себе арабское название: алкоголь от араб. ал-кохаль- лучшее из всех). И, как говорится, тут понеслось. Особое распространение получение хлебного вина произошло во времена Петра первого и Екатерины второй (Бирон, фаворит Анны Иоановны, тот вообще отдал этот промысел на откуп евреям).
В целом отношение к злоупотреблением алкоголем в России негативное. Если кто- то напивается и падает, то ему говорят: "Ты не мужик, тебя можно было в попу бжик",- что подчеркивает низкую социальную роль людей злоупотребляющих алкоголь или не умеющих его пить. При невозможности субъектом самостоятельно ограничивать потребление навешивается ярлык "конченный".

Запретом с данным явлением не справится, что доказали два исторических события: "сухой" закон 20-х годов, и борьба с алкоголизмом во времена Горбачева- это привело к широкому распространению наркотиков. А если взять "сухой" закон Первой Мировой войны, то можно сделать вывод, что народ, лишенный возможности самостоятельно регулировать свою психическую составляющую может негативно и деструктивно реагировать на окружающую обстановку.
Любопытно, но в 1986 году ВОЗ установила, что употребление 40 грамм спирта имеет серьезное профилактическое для предупреждения развития атеросклероза, уменьшаются психотравмирующие ситуации. Но "данная методика не может быть рекомендована для всеобщего применения", т.е мало кто может остановится на 40 граммах.
Борьба с алкоголизмом- это задача прежде всего просветительских и воспитательных мероприятий. Интересен случай воспитания подрастающего поколения в Древней Греции. Родитель покупал раба с какими- нибудь талантами, перед лицом своего ребенка его хорошенько накачивал вином и просил, к примеру, сочинить стих, или рассказать что- нибудь, спеть песню. Такой негативный пример запечатлевался в впечатлительную психику ребенка, что давало свои положительные результаты.
Мой вывод: запретами с данным явлением ничего не сделать, нужно заниматься профилактикой, прежде всего на уровне семьи.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.