Prediger
24.11.2006, 10:07
Фильм "Остров" - это кино о честном, а не "елейном" православии,
считает диакон Андрей КураевНажмите для просмотра прикрепленного файлаПрофессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм Павла Лунгина "Остров" как честную, отрезвляющую картину о православии, главной удачей которой является точное понимание смысла святости.
"Остров" - это кино не елейного православия. Это очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики", - поделился отец Андрей своими впечатлениями от фильма в интервью "Интерфаксу".
Ранее, по его мнению, кино, пытаясь говорить о церковной жизни, изобиловало "низкокачественными агитками, экран сочился елеем, от "церковно-китайского языка" терялась способность думать, и наступала какая-то сладкая речитативная медитация".
"И вот, наконец, появляется фильм - как репортаж о реальной церковной жизни, со всем тем, что в ней есть. Наши странные святые, иногда более чем близкие и понятные земные, приземленные батюшки, и все это - вместе", - отметил собеседник агентства.
Одним из главных достоинств фильма "Остров" отец Андрей назвал "очень правильное понимание пути святости".
"Святой - это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми", - подчеркнул собеседник агентства.
Он не согласился с мнением, что фильм П.Лунгина может быть воспринят как "лубок о православии" для неофитов, светской невоцерковленной публики.
"Это отрезвляющий фильм, а совсем не неофитский. На мой взгляд, он как раз антинеофитский. Это честный фильм, сделанный очень целомудренно, без всяких внешних чудес. Чудеса происходят с людьми, а не с иконами или камнями, никто по воздуху не летает", - отметил отец Андрей, добавив, что лично его поразила "скромность некоторых сцен фильма", например, исцеления бесноватой девушки - "никаких лая, летающих теней - никакой готики в дурном смысле этого слова".
Снявшиеся в "Острове" актеры, которых большинство зрителей привыкло видеть в иных амплуа, по мнению А.Кураева, точно попали в монашеские образы.
"Надо заметить, что и с бытовой, и с речевой, и с образно-психологической точек зрения все сделано удивительно достоверно. Если бы я встретил этих людей, с такими глазами, в реальных монастырях, я бы ни на секунду не усомнился в том, что это отнюдь не ряженые батюшки", - заявил богослов.
Само по себе появление в российском кинематографе "такого точного" фильма о православном монашестве, как "Остров", и его успех у светской аудитории, по мнению отца Андрея, не означает каких-либо "культурологических сдвигов в кинематографе - просто, как всегда, в огромном потоке попсы вдруг иногда появляются талантливые вещи".
На один художественный и духовный уровень с "Островом", по его словам, может быть поставлен фильм Владимира Хотиненко "Мусульманин". Необычность же нынешней ситуации, считает отец Андрей, в том, что подобных фильмов появилось сразу два - почти одновременно с "Островом" на экраны вышел "еще более пронзительный фильм - "Живой".
"Живой" - это как раз пример совершенно удивительного православного кино, в котором святые ругаются матом. До сих пор только персонажи фильма "Догма" пробовали так делать в порядке стеба, но здесь это не стеб. Однако чтобы понять заложенные в "Живом" православные идеи, к примеру, мытарства сорокового дня, его следует смотреть очень внимательно", - отметил А.Кураев.
Мёртвый Связист
27.11.2006, 0:43
Где возможно посмотреть "Остров"
Вермишель
27.11.2006, 0:52
В кинотеатрах с 23 ноября. Может, пираты уже и подсуетились.
Prediger
27.11.2006, 1:20
Цитата
Где возможно посмотреть "Остров"
В переславской сети на торрентах уже был, да и качество более-менее нормальное. Я посмотрел.
Мёртвый Связист
27.11.2006, 1:27
Отлично
Prediger
30.11.2006, 11:43
Цитата
Фильм "Живой" не понравился. и где там святые ругающиеся матом? Может, я конечно его не понял.
Хм, я тоже не понял здесь Кураева. Похоже, что он фильм "Живой" просто не смотрел, а написал с чужих слов. В "Живом" я ничего православного не увидел, тем более святых там не обретается.
Вермишель
13.12.2006, 3:18
Посмотрела.
Кино, замечательное чистотой и честностью без претензии на недосказанные высшие смыслы. В другой теме раздела Православие на этом форуме мысли про "опасности, таящиеся в этом фильме" очень нехороши, формальны, равны тем, против которых правда этой картины.
7 января, в 20.15 телеканал Россия показывает картину Павла Лунгина "Остров". Для тех, кто алкал просмотра.
Посмотрел. Очень искренний фильм, пробивает.
WhiteAUrum
11.1.2007, 13:07
Фильм очень четкий, радостно, что Кураев о нем так отзывается.
Редкой чистоты фильм. Наверное, это первый достойный фильм постсоветской эпохи. При этом заметьте, фильм мало бюджетный, судя по всему.
Loyalist
16.1.2007, 14:10
70 минут прелюдии! Я чуть не сдох и хотел ругаться. Откладывал промотр раза три.
Вначале мне очень не понравилась неестественная какая-то истерика у кочегара, так только в кино бывает, да и то в американском

. А потом неприкрытая гордыня у персонажа Дюжева, типа, читал много, не зря я твой начальник.
Но последние 30 минут всё расставили по своим местам, буду ещё смотреть.
А Мамонов, - такой же, как и 20 лет назад, молодец, деревенская жизнь ему на пользу пошла (...люляки баб...

))).
WhiteAUrum
16.1.2007, 14:26
Я где-то прочла, что фильм за 40 дней сняли) Вот оно, вот где круто)
Loyalist
"люляки баб"
Prediger
16.1.2007, 16:23
40 дней не так уж и мало для фильма, где нет масовых и сложнотехнических сцен. Ведь большая часть времени уходит потом на создание конечного видеоряда, монтажа, сведения звука и т.д.
Ангел Изленгтон
16.1.2007, 23:03
Кину не смотрел. Предполагаю, что гавно.
"Вкус - способность оценить, не пробуя" - как-то так писала Бэд Би. И она была абсолютно права. Я не смотрел дневной-ночной дозор, тихийдон - и знаю, что ничего не потерял. Мне всё ясно по промо-роликам.
Ну ты сравнил! тихийдон ещё хуже, чем Золотой телёнок с Меньшиковым (у этого афигеннова артиста, по-моему, вообще одна нормальная роль - в Утомл.солнцем). А Дозоры вызывают у меня гораздо меньшее отторжение, чем 9-я рота, например. После Острова остаются вопросы, которые и должны оставаться после просмотра хорошего неквадратного фильма.
Н-да... а я тут на днях смотрел в Москве "Волкодава". Местами плохо снято, никак сыграно, смешно озвучено, неважно смонтировано... Но смотреть надо. Не в качестве нашего ответа чемберлену, а, просто, давненько наши не брали в руки шашек в этом стиле. Ой, о чём это я? Надо смотреть, карочи.
честный - это самое точное, что можно сказать об этом фильме. да, согласен с Машей насчёт недосказанности и прочей мишуры - тут этого нет, а это правильно.
отличный фильм.
Ангел Изленгтон
17.1.2007, 21:57
Посмотрел данное кино. Только из-за того, чтобы не быть подходящим под принцип "не читал, но осуждаю".
Вывод вполне соответствует тому, что я написал выше.
Все заладили: "честный фильм". Видимо, попугайничанье под отца всех православно-ориентированных Кураева.
Это абсолютно нечестный фильм. Это гламур. Жвачка для мозгов недумающих. Такой фальшивки я не ожидал, если признаться. Кино, которое серо и заштамповано от начала до завершающих кадров. Эти злобно-садистски-выхолощенные фрицы (как характерно для нашего синематографа, честности признать, что Сталин был намного хуже, ни у кого не хватает). Нехитрые параллели, рассчитанные на тугодумов (человек как долбил уголь, так и долбит десятки лет). Призывающие к размышлениям о "возвышенном" кадры (человек долбит уголь, а фоном - церковь).
Можно продолжать и продолжать. Плачущий в осознании собственных злодеяний гламурный священник. Излечившаяся бисноватая. Воскресший мужественный герой, который не кланялся немцам. Дурочка с деревенским (и одновременно ухоженным) лицом, которая предлагает денешку за доступ к провидцу-святому.
Есть и чисто киношные неполадки. Карикатуроподобная игра абсолютно всех актёров, кроме собственно Мамонова ( и, временами, гламурного молодого священника). Панорамные планы северной природы - дабы зритель восторгся увиденным, переходящие в нуднятину. Нуднятина не равно духовность, уважаемый Лунгин.
_______________
Видимо страна сильно измельчала, если вполне вменяемые люди принимают это юрийгрымовство за "честный рассказ о православии". У меня несколько иные представления.
Недавно читал на каком-то (переславском) форуме рассказ Чехова о построении "иордани". Любящий выпить служитель церкви бегал по кабакам и взваливал всю тяжёлую работу на местного забитого крестьянина-мужика. В итоге благодать была достигнута - на геометрически правильную прорубь приходили смотреть и из соседних сёл. Вроде бы умилительно... Но к чему Антон Павлович упоминал про циркуль, унижаемого крестьянина и кабаки?
Потому что это честный взгляд на православие.
Вспомните "Братьев Карамазовых". Эпизод, когда тело Зосимы не оказалось нетленным, а начало очень быстро разлагаться и завоняло, при всей святости Зосимы. Алёша тогда расстроился.
Это тоже честный взгляд на православие. Роман пропитан христианским мировоззрением. Этот эпизод ( тесно сопряжённый со всеми предществующими), как раз и является олицетворением христианского начала. Не бросайте камни на запах, учитесь понимать, что есть свято.
Дерьмовые картинки Лунгина, конечно, и в отдалённом родстве не состоят с русской христианской традицией.
Впрочем, особо бисер не собираюсь метать. Блаженны нищие духом, привет вам от родственников.
Могу даже и согласиться, только не со всем. Вот то что юрийгрымство- это да, этого навалом в фильме. Действительно, лубочность какая-то во всем, пустоватость. Слишком предсказуемые сюжетные ходы. Рекламного вида кружка чифира и угольная куча и т.д и т.п.
Но в то же время много хорошего. Лубок-упрощение не всегда фальшивка, кино расчитано на большую аудиторию, дай Бог чтобы многие и такое вот смогли переварить. А если бы Лунгин при съемках фильма ориентировался на вкусы Ангела Изленгтона, то кассовые сборы даже бы и не начались))
Фильм ценен попыткой показать настоящее православие в фуфайке на угольной куче, а не сусально-елейное в архиерейских сапогах. Для многих открытие.
А пьяненький проныра священник и трупная вонь- это уже "православие по Изленгтоновски"))
Ангел Изленгтон
18.1.2007, 1:49
Цитата
А если бы Лунгин при съемках фильма ориентировался на вкусы Ангела Изленгтона, то кассовые сборы даже бы и не начались))
Действительно, кому сейчас нужна достоевщина ) Проще выдать название из 5-6 буков (137 рота, дозор, остров, неостров, жара, холод) и считать себя деятелем культуры )
Сраненькая культура получается, болливудская, но уж чем бог послал, из репы и свеклы.
Цитата
А пьяненький проныра священник и трупная вонь- это уже "православие по Изленгтоновски"
Это православие по тем людям, которых истеблишмент всего мира считает нужным читать. Получилось так. Чехов с Достоевским - непременный атрибут "джентельменского набора". Даже Кондолиза Райс и Джордж Буш с ними знакомы (в переводе), уж не знаю, вынесли ли пользу. Лев Толстой - факультативный вариант.
Кураев... хе-хе. Не знаю, не слышал. Как и Лунгина. Вроде бы попса.
Ангел Изленгтон
18.1.2007, 2:00
Сейчас по ассоциации Лунгин - Лузгин - Лузга вспомнился хороший фильм. "Холодное лето 53-го" называется. Конечно, и название длинное, и посмотреть интересно. И ватники реалистичные. Что потребителям глянцевых съёмок заранее не нравится.
Зато - настоящий фильм. Не распиаренный бред. Посмотрите разочек, Арок, мож что поймёте.
Вот, блин, уважаю товарища А.Изленгтона за то, что он такой спорщик и скандалист ни с кем не согласный. Но противопоставлять один фильм другому ни к чему. Абсолютно разные эпохи. Помню, что немного странным показалось, что приёмыховский фильм не положили на полку. Думаю, многие даже покраснели от неловкости. А сейчас, чтобы пипл что-то захавал, надо идти по пути наименьшего сопротивления. Меня 70 минут плющило от ненужности всего происходящего, но за последние полчаса я Лунгину всё простил

.
Цитата
Это православие по тем людям, которых истеблишмент всего мира считает нужным читать. Получилось так. Чехов с Достоевским - непременный атрибут "джентельменского набора". Даже Кондолиза Райс и Джордж Буш с ними знакомы (в переводе), уж не знаю, вынесли ли пользу. Лев Толстой - факультативный вариант.
Кураев... хе-хе. Не знаю, не слышал. Как и Лунгина. Вроде бы попса.
Когда-нибудь и Кураева истеблишмент будет читать... Чехов- то тоже с фельетонов начинал, тоже вроде как попса получается. Да и вообще причем тут Чехов (неверующий), Лев Толстой (у которого только одна борода может за православную сойти)?
А вот касаемо Достоевского, очень жаль, что в его видении православия вы откопали только трупную вонь. Может стоит расширить кругозор?
Вермишель
21.1.2007, 3:48
Арок великолепен
Ангел Изленгтон
21.1.2007, 4:49
Цитата
Арок великолепен
Чем именно? )
Один из тех редких фильмов, где вижу не игру актёров, а непосредственно сам сюжет.
Ангел Изленгтон
23.1.2007, 22:04
Цитата
Boga
Цитата
Один из тех редких фильмов, где вижу не игру актёров, а непосредственно сам сюжет.
Аааа... Видеть сюжет - прерогатива читателей детективов.
Но вам респект, бога. Вы увидели сюжет в бессюжетном действе. Никто из поклонников данного шедевра не увидел в нём сюжета, всё больше про честность и чистоту говорили.
Вывод: паренёк из русской провинции понял этот фильм лучше пристрастных зрителей! Он нашёл в лакированной кинухе не только честность, но и СЮЖЕТ!
Всем, кто так же нашёл сюжет - просьба писать ко мне в РМ.
Хотя сначала примите валерьянку, отвечать буду честно и по существу.
В субботу на Мосфильме были объявлены лауреаты национальной премии в области кинематографии "Золотой орел", передает агентство "Интерфакс".
Фильм Павла Лунгина "Остров", считавшийся главным фаворитом среди номинантов 2006 года, получил шесть наград, в том числе как лучший игровой фильм. Петр Мамонов, сыгравший главную роль в картине, удостоился "Золотого орла" как лучший актер.
Кроме того, награды в соответствующих номинациях получили режиссер, сценарист (Дмитрий Соболев) и оператор (Андрей Жегалов) "Острова", а Виктор Сухоруков был отмечен жюри за лучшую роль второго плана.
ангел, все уже всё поняли. ты - большой оригинал и очень тонко чувствующий человек. нам, невежам, не стоит даже глядеть в твою сторону. только никто, кроме тебя, никакой лубочности в нём не увидел.
Цитата
В субботу на Мосфильме были объявлены лауреаты национальной премии в области кинематографии "Золотой орел"
Очередная раздача заранее купленных слонов, по-моему. Популизма выше крыши.
Мамонов, конечно, молодец, но - лучший актёр

... Сухоруков непонятно за что Орла получил...
Остров - хороший фильм, но в 2004-м лучшим фильмом был признан "Свои", и здесь не убавить, ни прибавить. А замечательный, как раз, фестивальный фильм "Питер FM" несколько раз вежливо упомянули в номинациях, но, по-моему, так ничего и не дали.
В общем, похоже на приказ всем равняться на новые духовные ценности.
Сегодня дорвался до кинотеатра, посмотрел фильм. Честно сказать, даже не ожидал! понравилось очень!! Остались сильные положительные впечатления, Захотелось, сделать что-то хороше и полездное. Вообще, после таких фильмов, лично мне хочется иногда подумать, сделать некую переоценку ценностей.
Хороший и нужный фильм. Душевно полезный. Единственная оплошность всего фильма - это последняя фраза отца Анатолия отцу Иову. Отец Иов задает вопрос ответ на который ищут все люди: "А как жить-то?" На что отец Анатолий ответил: "Живи как живется, главное греха большого не сотвори". Не верю. Не говорил такого отец Анатолий. Жаль, что последнюю фразу слетевшую с уст человека преставляющегося к Господу создатели фильма не расслышали. Только эта фраза напоминает что перед тобой лишь фильм, хороший, нужный, полезный, но фильм. Кроме этой фразы весь сюжет воспринимается духовно-логично и понятно. Именно таких светлых образов не хватает в современной сумасшедшей жизни.
Цитата
Единственная оплошность всего фильма - это последняя фраза отца Анатолия отцу Иову. Отец Иов задает вопрос ответ на который ищут все люди: "А как жить-то?" На что отец Анатолий ответил: "Живи как живется, главное греха большого не сотвори". Не верю. Не говорил такого отец Анатолий. Жаль, что последнюю фразу слетевшую с уст человека преставляющегося к Господу создатели фильма не расслышали. Только эта фраза напоминает что перед тобой лишь фильм, хороший, нужный, полезный, но фильм. Кроме этой фразы весь сюжет воспринимается духовно-логично и понятно.
Я поначалу тоже так отреагировал. Но потом подумал- может быть этот ответ предназначен именно отцу Иову, а не зрителю? Отец Иов, как видно из фильма, был достаточно честолюбивым, гордым человеком, а потому порывался на "подвиги"- спасать,поучать, исцелять и т.д., потому собственно и завидовал отцу Анатолию. Ответ "живи как живется" в данном контексте скорее всего означает- "успокойся и не пытайся хватать звезды с неба", то есть предостережение против прелести.
Зато лично мне в фильме понравился эпизод, когда отец Анатолий, собираясь умирать, говорит "Грехи давят". И это уже после того, как был прощен от греха мучившего его всю жизнь. Здесь как раз и нет различия между грехами, большой-маленький, потому и фразу "живи как живется" скорее надо воспринимать как "будь проще".
Ангел Изленгтон
31.1.2007, 20:28
Цитата
ангел, все уже всё поняли. ты - большой оригинал и очень тонко чувствующий человек. нам, невежам, не стоит даже глядеть в твою сторону. только никто, кроме тебя, никакой лубочности в нём не увидел.
бампи, можно подумать ты - создатель этого фильма. Хотя нет, создателям побоку - они рубят бабло, им всё равно, кто что скажет.
Тему советую перечитать внимательней. Лубочность (даже из присутствующих на форуме) увидел далеко не я один.
Отзывы критиков не читал, мне вобщем-то параллельно, кто что из искусствоведов, особенно официальных, думает, авторов кинухи про Марьяну Бажар тоже когда-то награждали и чествовали.
Хотя я погорячился в оценках, это скорее было
разочарование в очередной разрекламированной серятине.
Кстати, моветон - сотворять себе кумиров. Бритниспирс или Кураев - нужно подходить без предвзятости, аналитически. И Бритни Спирс - исполнительница нескольких очень даже качественных попсовых зонгов. И Кураев - человек с личными предпочтениями, а не проповедник Абсолютных Истин. Неважно, кто как выглядит и кто что хорошего сделал. Есть люди, которых я уважаю, и на которых пытаюсь ориентиероваться. Но если они сделают говно, то я последний, кто будет защищать их говно.
Вообще, что за манера - наезжать на того, кто высказывает неугодную тебе лично точку зрения. Этого не проповедует Кураев. От этого пахнет совком.
Цитата
В общем, похоже на приказ всем равняться на новые духовные ценности.
Действительно, похоже. Хотя в этом ключе я как-то не обдумывал )
Мне роль Дюжева показалась показательней (пдастите), чем у Сухорукова. Он, хоть и тот ещё артист, но ему в конце фильма веришь. Это я так, брюжжжю.
PS: Кураев и Goblin рулят в деле насаждения личных предпочтений и Абсолютных истин!
Замечательный фильм, во всех отношениях. После второго просмотра понимаешь, что когда смотришь в первый раз, очень много упускаешь из вида. По-больше бы таких людей, как отец Анатолий, Русь изголодалась по бескорыстию, человеколюбию, честности в отношениях между людьми, истинному раскаянию в поступках человеческих. Хочется видеть больше фильмов, где актеры играют без надрыва, искренне выражая свои чувства, любят и уважают зрителя.
Пока в кадре не закрутилась "бесноватая", было интересно и мысли какие-то свои появлялись. А потому уже куда-то все укатилось и, что называется, "где-то это уже было", "что-то это как-то не так" . Хотя здорово вот кукарекали. И замечательная молитва у Мамонова "Господи, помилуй, Господи, прости, помоги мне, Боже, на моем пути..."... ну, а в целом... я не увидел ничего необычного и гениального, однако фильм вызвал больше симпатии, чем недовольства. В кадре по очереди проплывают, так называемые, христиане и наглядным примером показывают, как эту маску одним махом сорвать можно.
Особой игры актеров тоже не заметил. Разве что незабвенный Мамонов, так он ведь практически себя самого играл, особенно-то не преображался.
А вообще ведь и вправду сам Мамонов, человек не глупый, удивлялся, что фильм-то ничем и не примечательный и, что вокруг него столько шуму, да возни? ну, потому как "на безрыбье и рак рыба"