Полная версия этой страницы:
Никола
Мёртвый Связист
8.11.2006, 17:50
Никола
Поезд вечерний. Люди и духи.
Шелест ветвей и утрат прошлогодних.
Голос певучий нищей старухи:
...Пусть сохранит вас Никола-угодник!..
В прошлом дощатом должен сойти я.
Хвойное счастье. Тьма на перроне.
Травы. Дорожки. - Ты, Византия?
Шаг - и мой разум сроки уронит.
В Мирах Ликийских мирно ликуют
Храм деревенский, пчельник и школа.
Ночь ароматов. - Помню такую.
Кланяюсь низко. - Здравствуй, Никола!
Ты ли, что на море души спасаешь,
Тут - среди сельских дремлющих улиц -
Мне сквозь столетья пояс бросаешь?
Темные избы в поклоне согнулись...
Мёртвый Связист
8.11.2006, 17:56
***
О близость мелодий!
Различья развей:
К единой свободе -
Давид и Орфей!
Единство воспело,
И нет уже двух -
Влекущее тело,
Провидящий дух!
Два слившихся диска
Побед и обид -
О тайна единства:
Орфей и Давид!
И сумрак, редея,
Пропустит рассвет,
Где нет Иудея,
И Эллина нет!..
Prediger
8.11.2006, 18:30
Оба стихотворения довольно разные, как по стилю, так и по идейному содержанию. Однако первое как-то проникновеннее и глубже, передаёт тот строй видения, которое владело автором.
Второе более мечтательно, сбивчиво, даже эклектично. Взять хотя бы фразу "и нет уже двух". Это очевидное заимствование из евангелия и посланий
и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
(Мар.10:8)
Но в том то и дело, что заимствование не по смыслу, а чисто стилистическое, что позволяет указывать на эклектичность.
Сама идея единства Орфея и Давида говорит о мечтательности, т.к. античность и иудейство так и не нашло общую почву для диалога. Оба течения были органически переработаны лишь в христианской философии, но это была уже совсем другая культура.
Мёртвый Связист
8.11.2006, 18:40
Автор - Дмитрий Щедровицкий. Вот еще
Гефсимания
Ночь. Исцеления и встречи
Ушли. Пора перечеркнуть
Полета вертикалью вечной -
Горизонтальный пеший путь.
Во мраке ранящем весеннем,
Посредством зрения и чрез,
Пересекаясь с Вознесеньем,
Наземный путь являет - Крест.
О ты - оплакивать летящий,
Сшивая взмахом пустоту!
Учеников минует Чаша.-
Они до Чаши дорастут.
Весна - цветенье слов и мыслей…
О ты, летящий утешать,
Над садом души их повисли.
Пусть спят - смеются - не грешат…
О, как Земля вольна увлечь нас,
Как трудно перейти межу:
Ведь даже я, объявший вечность,
Пред восхождением дрожу!
О, как же страшно этим детям
Проснуться - и по трем ветрам
Развеяться!.. Четвертый ветер -
Народ рассеет, вырвет Храм,
Как древний кедр, из почвы с корнем…
О - пусть же спят и видят сны,
Меж тем как в муках ста агоний
Родятся Истины сыны!
Во сне и в яви - я меж вами,
Я - скрытый пламень ваших недр:
Я здесь - лишь отвалите камень!
Я здесь - лишь рассеките кедр!
Сей мрак - тревоги вашей оттиск:
Нагрянет страх - и в этот миг
Со мной вы ночью разминетесь,
Чтобы найти себя самих!..
* * *
Ты мой Бог, Ты мой Бог от начала,
Где дыханье - над бездной и тьмой,
Где звезда, излучаясь, качала
Мой зародыш и замысел мой.
Тропки света во тьме расходились,
Мрак покорно мерцал, как руда,
Наше солнце еще не родилось…
Где же был я, мой Боже, тогда?
Ты пространство творил голубое,
Я ж, намечен в его глубине,
Был в Тебе, значит - был я Тобою,
Ты с тех пор и поныне - во мне.
Как текли времена величаво!
Как струились миры от Лица!..
Ты мой Бог, Ты мой Бог от начала,
Нам с Тобою не будет конца!
Михаил Черниговский
Михаил, князь Черниговский, вызван в Орду:
Там у входа в палаты Батыя
Два огромных огня зажжены, как в аду,
А за ними - кумиры литые.
- Князь, пройди меж огней
Для продления дней,
И пади пред богами - для счастья:
Коль падешь, станешь хану ты брата родней,
Если ж нет - растерзаем на части!..
- Не нарушит никто из Христовых рабов
То, что в Божьих предписано книгах!
На груди моей - крест, и в груди моей - Бог:
Пусть я жертвой паду за Чернигов!..
Просят русские слуги, пред князем склонясь:
- Ты не бойся, мы грех твой замолим!..
- Слуги, вы мне верны!..
Так ужель я - ваш князь -
Стану Богу слугою крамольным?!
Если я перед бесами ныне паду,
Крест святой на попранье им выдав,-
Город в рабство пойдет, он падет…
Я ль беду
На народ наведу, на Чернигов?!..
Он им в ноги бросает свой княжеский плащ:
- Возлюбили вы славу мирскую!
Пуще этих огней - адский пламень палящ,
Я же - в райских садах возликую!..
Мёртвый Связист
8.11.2006, 22:41
Тема почищена от флуда, не относящегося к стихотворениям Д. Щедровицкого. Если личность модера вас чем-то не устраивает - создавайте тему в соответствующем разделе (какой там из них соответствует).
Ангел Изленгтон
9.11.2006, 22:21
Скажем так: Не совсем посредственно )
Чувствуется прохановская направленность (Князь, Бог, КПСС, прочее говно).
Есть и приятные строки:
"Учеников минует Чаша.-
Они до Чаши дорастут."
Дорастут ли? Но звучит красиво )
Но это только моё восприятие, кому не нравится - доказывать не собираюсь )
Ангел Изленгтон
10.11.2006, 21:35
Сейчас подумал, что энтот пиит сильно напоминает мне современного Глазунова. Естественно, Глазунов с другого "факультета", но общее впечатление схоже.
*Превед Маргарита. А я тоже кукусик?

До встречи в постели, 20 рублей на наше более близкое общения я как-нибудь найду )
Вермишель
11.11.2006, 0:59
Мне тоже не очень нравится. Тут очень правильное слово было произнесено - "стилизация".
ну, может быть, я ни черта в стихах не понимаю.. но когда читаешь: и так встанешь, и так, и голову подопрешь, и быстрым шепотом, и тянучим басом; и все сливается в одну картинку, в которой тонешь; вот, вроде б и картинка. А тонешь. А причем тут стилизация?
Вермишель
11.11.2006, 2:45
Я вот тоже люблю архаичные образы. Здесь они утрированы. Доведены до фикс-идеи. Словом, это некрасиво, а в общем чёрт его знает.
Это может быть как угодно, только не некрасиво. Это может быть, молитва, но обращенная не к тебе; может быть, отвратительная молитва, но не к тебе; а тот, к кому она обращена - вряд ли посчитает это некрасивостью. Парадокс.
Prediger
16.11.2006, 16:46
Цитата
Автор - Дмитрий Щедровицкий.
Дык с этого надо было начинать

Я б тогда написал что-то разоблачающее.
Впрочем, у его стихов неплохая тематика, хоть я и не согласен с какими-то идеями. В общем-то неожиданные христианские образы от иудея.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.