Церковь во все
времена продолжала дело, начатое в Пятидесятницу, в день, когда апостолы,
движимые Святым Духом, вышли на улицы Иерусалима, благовествуя на
различных языках (см. Деян 2,5-11). С тех пор минули столетия, и
евангелизационная миссия Церкви охватила весь мир, христианство "пустило
корни" даже в самых отдаленных уголках земли и "научилось" говорить на
различных языках, исполняя заповедь Христа проповедовать Евангелие всем
народам (см. Мф 28,19-10). Однако история евангелизации не была
ограничена географическими рамками, поскольку Церковь была вынуждена
переступать пороги различных культурных традиций, а каждый шаг требовал от
нее все большей энергии и творческих сил в проповеди единой Благой Вести
Иисуса Христа. Великие географические открытия, эпоха Возрождения
и изобретение книгопечатания, промышленный переворот и рождение
современного мира: таковы переходные моменты, питавшие новые формы
евангелизации. Ныне, в эпоху апогея информационной революции, Церковь,
безусловно, стоит на пороге новых выдающихся достижений. Давайте же в этом
году, празднуя Всемирный день средств массовой коммуникации, поразмышляем
над темой "Интернет - новый форум для благовестия".
2. Безусловно,
интернет - новый "форум", в подлинном, древнеримском значении этого слова.
Там разрешались политические проблемы и заключались сделки, отправлялись
религиозные обряды; по большей мере, именно там протекала общественная
жизнь города, а человек имел возможность продемонстрировать и
положительные, и отрицательные стороны своего характера. Форум -
многолюдная и шумная площадь; на нее накладывала отпечаток окружающая
действительность, но, в то же время, там созидалась особая культура.
Это справедливо и для киберпространства, нового горизонта,
открывающегося перед нами в начале третьего тысячелетия. Подобно
перспективам, открывшимся перед человечеством в минувшие эпохи, оно
представляет собой сплав опасностей и больших ожиданий, не лишено вкуса
приключений, присущего времени больших перемен. Для Церкви новый мир
киберпространства - призыв к большому приключению, применению на деле
накопленного потенциала для проповеди Благой Вести. Этот вызов
представляет собой саму суть исполнения в начале тысячелетия слов Христа:
"Отплыви на глубину - Duc in altum"! (Лк 5,4)
3. Церковь разумно
подходит к этому средству коммуникации, возлагая на него определенные
надежды. Подобно другим методам передачи информации, интернет - средство,
а не цель. Всемирная сеть может предоставить огромные возможности для
евангелизации, если пользоваться ею, осознавая ее сильные и слабые
стороны. Передавая информацию и пробуждая интерес у пользователей,
интернет может стать местом первой встречи с Благой Вестью; это особенно
важно для молодых людей, ибо для них киберпространство поистине стало
"окном в мир". Не менее важно, чтобы христиане действительно могли помочь
тому, кто впервые сталкивается с интернетом, перейти от виртуального мира
к реальному христианству. Интернет может стать орудием
евангелизации. Там, где христиане не испытывают культурной поддержки, где
необходима постоянная катехизация и воспитание в вере, интернет может
стать замечательным помощником. В сети уже представлено огромное число
источников информации - документы Церкви, Святого Предания и Учительства,
обзор деятельности в различных областях, статьи по истории религии.
Очевидно, что интернет ни в коей мере не может способствовать глубокому
опыту познания Бога - его даруют лишь таинства Церкви - однако он,
безусловно, может помочь подготовиться ко встрече со Христом в лоне
христианской общины и поддержать новообращенных на пути веры.
4. Необходимо ответить на ряд вопросов об использовании интернета в области
евангелизации. Предназначение всемирной сети - мгновенная передача
бескрайнего потока информации. В условиях культуры, основанной на
видимости, есть риск, что люди будут больше считаться с фактами, чем с
ценностями. Интернет предлагает много интересного, однако не учит
ценностям; пренебрегая ими, человек перестает правильно оценивать самого
себя и легко забывает о ниспосланном свыше достоинстве. Очевидно, что
интернет, несмотря на немалый позитивный потенциал, может быть использован
не в лучших целях; поэтому те, кто облечен властью, должны гарантировать,
что это чудесное средство будет служить всеобщему благу и не станет
источником зла. Наконец, интернет радикально меняет психологию
взаимоотношений человека с пространством и временем. Он привлекает
внимание к тому, что необходимо человеку в настоящий момент, и, в то же
время, легкодоступно; из-за этого может угаснуть интерес к знаниям и
развитию самостоятельного мышления. Однако человеку насущно необходимы
время и покой, чтобы поразмышлять о загадках жизни, постепенно возрастая в
зрелом постижении самого себя и окружающего мира. <BR><BR>Понимание и
мудрость - плод созерцания мира, они не проистекают из накопления фактов,
пусть даже очень занимательных. Это - результат нашей интуиции,
проникающей в суть вещей и связывающей их друг с другом и реальностью.
Более того, будучи форумом, на котором все возможно и все изменчиво,
интернет способствует развитию релятивистского образа мышления и, порой,
приводит к бегству от личной ответственности. Каким же образом в таких
условиях мы сможем сохранить мудрость как плод интуиции, а не ослепления
информацией, мудрость, различающую добро и зло и основывающуюся на
извечной системе ценностей?
5. Благодаря интернету люди могут
постоянно общаться друг с другом, что до недавнего времени было
неслыханно; это раскрывает удивительные возможности для благовестия.
Однако отношения, основанные на достижениях электроники, не заменят
личного общения с человеком, необходимого для развития подлинной
евангелизации. Ибо она немыслима без свидетельства того, кто призван к
благовестию (см. Рим 10,14-15). Каким образом Церковь может "оторвать"
людей от обмена мнениями по интернету и подтолкнуть их к более глубокому
общению, которое необходимо при евангелизации? Как строить подлинные
отношения, исходя из первичного обмена информацией, предоставляемого
интернетом? <BR><BR>Нет сомнений в том, что "электронная революция"
обещает нам позитивный прорыв в развитии мира; однако есть опасность, что
разрыв между коммуникацией и информацией на самом деле усугубит уже
существующее неравенство. Как же нам направить революцию в сфере
информации и коммуникации, двигателем которой является интернет, в русло
служения единству и укреплению солидарности человечества, тесно связанных
с евангелизаторской миссией Церкви? Наконец, в это непростое время
я хотел бы спросить: сможем ли мы сделать так, чтобы столь чудесное
средство общения, некогда задуманное военными как оружие, служило делу
мира? Поможет ли интернет созиданию диалога, взаимопониманию, солидарности
и примирению - всего того, без чего невозможен прочный мир? Церковь верит,
что это так; поэтому она решительно выходит на новый форум, вооружившись
Евангелием Христа, Царя мира.
6. Интернет позволяет воспроизводить
миллиарды изображений на миллионах мониторов. Будет ли явлен Лик Христа в
этой галактике изображений и звуков? Будет ли слышен Его голос? Ибо мир
узнает Благую Весть об искуплении, узрев Его Лик и вняв Его голосу. Вот
подлинная цель евангелизации, и только это может создать в интернете
пространство для человека, ибо если в нем не будет места Христу - не будет
места и человеку. Празднуя Всемирный день средств массовой коммуникации, я
призываю Церковь смело переступить новый порог и "отплыть на глубину"
всемирной сети, чтобы, как некогда, Евангелие и культура совместно явили
миру "славу Божию в лице Иисуса Христа" (2Кор 4,6). Да благословит Господь
всех, кто трудится ради этого.

Иоанн Павел II <BR>Ватикан, 24 января 2002 г.