МЕЖДУ СТРОК ПРЕВРАЩЕНИЯ

Ты должен быть ясным, отдающим себе отчет, человеком. Не ищи смысл там, где он есть - это неинтересно. Ищи там, где нет. Ты должен быть ясным.

Вдумывайся в каждое слово - оно не зря было сказано; каждое слово - отдельный мир, но миры представляй себе по отдельности, во избежание смешивания.

Совмещай их только после полного представления, после, требующего пока от тебя громадных усилий, упражнения. Смотри. Не ищи смыслы в предложениях, ищи в словах.
Ты увидишь, как перекрашиваются блеклые картинки - это на самом деле очень забавно, проверь, сам поймешь это и других учить станешь.
Ты читаешь: "Озеро нити перевязанной, плещется по чешуе дерева, врывается в почву зубами, и алый песок - на стену дня!". Ты в недоумении, или в сердитости, ты бросаешься глупой руганью и не можешь больше читать. Зато вскоре берешь проверенное, хорошее, замечательное и читаешь с упоением: "К Лувру мы возвратились, разумеется, с опозданием: полчаса назад экскурсия должна была кончиться, но у выхода не было никого из наших, кроме Торгонавта". И сразу же, довольно ясно представляешь себе всю обстановку, и даже не чувствуешь потребности ни в каких контекстах, чтобы узнать, о каком Торгонавте идет речь. Зачем? Ведь логичность, расстановка и правильность всего предложения итак сумели отвести твою жажду здравомыслия!
Но вернемся к "Озеру нити". Пускай, ты плещешь слюной; все же вернемся, чтобы окончательно разобраться. "Слова, слова!" - кричишь ты, не замечая пафосной своей тавтологии. - "Одна только форма, даже и не очень красивая, никакого смысла, и никакой подоплеки!". Но постой. Давай вместе.
Озеро. Плоское. Наверняка плоское, да. Цвет в твоей больной фантазии, скорее всего - синий. Да, если бы автор сказал, что цвет оранжевый, то твой мозг стал бы усерднее работать, ища логические связи, но не будем мозг лишний раз напрягать. Синий, так синий. Может, голубой. Если закат, или ночь, то вполне возможно, что розово-красный, или же, соответственно, черный. Агатового не будет, не жди оригинальности. Зачем оригинальность осмысленному и благоразумному? Итак, озеро, плоское, черное. Ночь, да. Края не видно - зачем нам край? - края нет, и покончим с ним, под ногами песок. "Озеро нити перевязанной...". Для начала перейдем к нити. Нить - тонкая, толстая? Средняя. Тоже, наверное, какого-нибудь темного цвета. Хотя, нет. Пусть будет ярко красная, для разнообразия. Шерстяная, длинная, из клубка вьется. Точнее, нет, как она может виться? Лучше пусть бабушка там какая-нибудь клубок развязала, а за нить кошка когтями зацепилась, да и потянула ее в кухню, чтобы играть. Нить перевязана. Озеро.
Не нить относится к озеру, а озеро к нити. Все внутри. Мы вмещаем громадное черное - в узкое и красное. Проводим змейкой по коридору до самой кухни, перевязываем по околоткам, сжимаем. Нить не рвется - крепкая. "Плещется". Конечно, если озеро в нити, если оно там, внутри, еще не расплесканное окончательно, то почему бы ему не плескаться? Но тогда и комната, и кухня - все это довольно маленькие помещения, для нашего плескания - слишком много воды, слишком много мыслей и всего ярко-красного. Да, нити бессовестно множатся - одной мало, чтобы вместить в себя озеро, поэтому мы машинально множим нити, чтобы озеру было много места. И брызги его затопляют стены, а потом уже и дом, а вскоре и улицы, и захлебываются в воде недавно еще безмятежные Торгонавты. "По чешуе дерева"? Что может быть проще? Да, у дерева не кора - это ты все так думаешь, на самом деле, у дерева - чешуя! (Хотя, между нами, по секрету сообщу, что с тем же успехом дерево может принарядиться во что угодно - и в кожу и в пух и в целлофан и даже в мостовую. Все зависит от предложения. Все что угодно - только не кора, а всякую древесину, листву и прочую шелуху - вообще, к чертовой матери). Чешуя не как у змеи, нет-нет: а такая твердая, с крупными чешуйками, склизкая, неприятная с разводами, как на старых разукрашенных сосудах. Ты не вполне ясно представляешь последнего объяснения? Что ж, дело твое. Может, еще как-нибудь вернемся к этому, а пока - вперед. Дерево обтянуто так, что не видно никаких веток, никакой зелени - просто конус, торчащий из земли. Хотя, раз это не похоже на дерево, то пусть торчит сразу же из озера, а волны этого озера, нитевидные, красные, ярко-красные кошачьими движеньями огибают этакую гору чешуи, плещутся, взмывают к самым небесам, хлещут нитями там, наверху. И ночное небо сгущается у верхушки, чтобы показать свою несомненную причастность ко всему происходящему.
"Врывается в почву зубами". Появляется почва. Она выступает за пределы озера, надвигается кучным песочным валом, громоздится словно туча. Да, а почему б не быть тучам? Они тоже будут к месту - и, вообще, толпы почвы - это и есть тучи, только слегка более плотные. Под корнями, под чешуей вырастают зубы, вследствие чего дерево приобретает живой образ, становится одушевленным, становится полностью осязаемым и даже вызывающим интерес. Зачем дереву грызть почву? Обозлилось дерево? Впрочем, то может быть и озеро. Может, озеро выпускает клыки. Может, нить. А может и небо, о котором ничего изначально сказано не было, но кто же запрещает нам думать о небе в тот момент, когда мы читаем о нитях? Если запрещают-таки, то это какое-то угнетение, право слово.
"И алый песок - на стену дня!". Хорошо, что песок алый. Очень даже к месту была придумана ярко-красная нить. Придумана? А, может, и нет. Ну, хорошо, что алый, действительно здорово. И рядом с почвой этот песок, и вся почва становится алой. Какие у тебя ассоциации с алым? Кровь, Советский Союз, школьная тетрадь? А, не надо никаких ассоциаций, к черту все ассоциации. Теперь ты видишь алый во всей своей первозданности, во всей своей безассоциативной красоте! Разве сие не прекрасно, разве не вселяет в тебя хоть каплю внеземного вдохновения, разве не чувствуешь магии образов и слов?
Почему на стену дня? Да, стена вроде что-то такое вертикальное, как принято полагать. Ну, ладно, не будем чересчур извращаться, а то ты еще не закален подобными вещами, для тебя это будет слишком резкий переход. Малыми дозами нужно, малыми дозами. Вот песок, вот почва, там, позади нитевое озеро. Рассвет, стены окружают все кругом, песок обступает волнами, ажурные линии проходят сквозь стены, бабах, что-то тяжелое, наверняка поваленное зубами дерево, подстриженное, разгрызенное к основанию, сваливается в самый алый песчаный холм, разбрызгивая песок, словно кровь, или же Советский Союз, во все стороны. И плески, рисунки, крутые изгибы опадают на невыносимые наши стены, делая их слитыми со всем остальным пейзажем, закрывают обзор, высвобождают тебя из оцепенения, выключают свет, и ты можешь просыпаться.
Только что ты видел один из самых красивых снов. ТЫ еще долго не сможешь его забыть. Тебе хватило одной лишь маленькой фразы, чтобы стать околдованным до самого конца жизни своей. Со мной случилось когда-то то же, но я не считаю себя жертвой. У меня связь с этим, можно сказать, любовь. А теперь возвращайся к своему Торгонавту. К своим "Озабоченным жилищными проблемами, Самородинам, свернувшим влево". Признайся, тебе ведь все равно - встретишь Самородина наяву, или же в строчках своей книги. Писатель очень талантлив, ясен, хорошо владеет пером. Так что можешь с Самородиным не встречаться, он и так уже по предложениям понятен. А вот когда твой взгляд будет скользить между строчками толстой книги, которую и поднять-то не каждый сможет, вот, когда наткнешься на такую белую, незанятую полоску, там действительно ничего не будет кроме наивной пустоты. Тогда, может быть, вспомнишь красную ниточку. Хотя, это необязательно. Это даже и не слишком нужно тебе, да и вообще кому-либо. Может, это лично мое проклятие. Ну что ж, мое, так мое. Я больше никогда не буду мешать тебе, друг мой, извини меня, что наговорил тебе столько бреду, у меня такое часто бывает. Удачи.